Продолжая свой день и вечер, когда делать абсолютно нефиг, решил написать четвертый отзыв о своем автомобиле. Знакомьтесь: ВАЗ 21214 LADA 4х4 (ранее Нива), двигатель 1.7 инжектор, 8 V, 80 л. с. Про этот легендарный автомобиль написано очень много, причем как хорошего (это в большинстве), так и плохого (в основном от тех, кто на Ниве и не ездил никогда). Сравнивать классическую Ниву с иностранными внедорожниками, я считаю глупо. Найдите Ниве аналог за соответствующую цену и с аналогичными эксплуатационными характеристиками. Нет у нее в этом плане аналогов и поэтому Нива рулит.
Итак по порядку. Нива приобреталась около 10 лет назад как второй автомобиль для поездок на дачу, в лес, на рыбалку и т. д. Честно выполняет свою функцию до сих пор. В то время средства позволяли (спасибо ВВП лично и нашему мудрому Правительству в частности) и с разницей в 3 месяца было одновременно приобретено 2 новых автомобиля: ВАЗ 2110 и ВАЗ 21214. Когда покупал Ниву прекрасно отдавал себе отчет, что покупаю грубый, суровый, в чем-то брутальный, но абсолютно честный автомобиль. До этого на Нивах не ездил никогда, даже в качестве пассажира. И все мои домыслы в отношении нее строились исключительно по тем словам, что говорили о ней люди.
Нива куплена, как всегда в Тольятти (там дешевле, есть выбор и ПТС в наличии). Сажусь за руль и наплывает ностальгия по прошлой классике, а сиденья напоминают о недавно проданной 99-й. Ну что, поехали. Завожу двиг – знакомый не с чем не сравнимый звук по прошлой ВАЗ 2106. Очень удивил легкий руль (ГУР все-таки) – до этого с этим девайсом никогда контакта не имел и всегда удивлялся как это в иностранных фильмах люди крутят руль одним пальцем. Оказалось, что родной АвтоВАЗ наконец-то освоил данную технологию (не прошло и 100 лет). Понажимал сцепление (то еще удовольствие, видимо расчитано на здорового бугая в кирзовых сапогах), пошевелил рычагом КПП (вспомнилась любимая копейка и не к ночи будь помянута ВАЗ 2106). Сразу же понял высказывание, что главный признак нивовода - это правая рука длиннее левой. Поехали. Дорога до Самары была насыщена впечатлениями. Во-первых по мелким неровностям и ямкам Нива проходит идеально и их можно просто не замечать, а вот на волнах начинает «козлить» (то же понял это высказывание на первом же мостике, когда залетел туда на скорости 90 км/ч, и чуть язык себе не откусил). По городу в целом машина идет уверенно и особо от потока не отстает, движка хватает. А вот на трассе… Динамика – а ее нет. Для спокойной езды достаточно, а вот для обгонов тяги явно не хватает. Это все понятно – слабый допотопный двигатель родом из 70-х + полный привод + аэродинамика как у кирпича. Потом, после обкатки, двиг немного ожил. На обгонах стал его крутить до красной зоны и более менее получается обгонять фуры. Данный автомобиль не предназначен для автогонок и резвых стартов. Это следует понимать. Еще сразу же после покупки по дороге домой услышал напев раздатки (вой голодного волка в зимнюю стужу) и понял что такое вибрации ни Ниве (появляются ощутимо в диапазоне между 60 – 90 км/ч, и потом очень ощутимо на скорости свыше 120 км/ч). Самая комфортная скорость на трассе – это 90 – 110 км/ч (машину чувствуешь полностью, вибраций нет, шум приемлемый и отлично лечится включением магнитоллы на полную мощность).
Естественно следует упомянуть замки дверей – это фирменный знак родного АвтоВАЗа, когда дверь закрывается только с хорошего размаха с характерным звуком (вазовский звук закрывания двери больше ни с чем никогда не спутаешь).
Ну да ладно. Машина куплена. Что было сделано сразу? Сделана сразу полная проклейка, тонировка зада, антикор, установлена сигналка и гарант на руль, электростеклоподъемники, выкинуты родные зеркала и поставлены «лопухи» с подогревом. Через несколько месяцев на авторазборке были куплены передние сидения от какого-то опеля и благополучно инсталлированы в Ниву с помощью тяжелого молотка, сварки и чьей-то матери (родные до сих пор в гараже пылятся), также был заменен руль на трехспицевый более меньшего диаметра «Лада-Спорт». Естественно была установлена музыка и деревянная задняя полка.
От гарантии сразу же отказался. Через 2000 км самостоятельно заменил масло в двигателе (залил шелл полусинтетику), масло в мостах и раздатке. После замены масла раздатка выть начала несколько меньше (волк наверное начал подыхать). Проклейка салона дала хороший эффект – теперь стало можно спокойно говорить в машине не повышая голос. В это же время были куплены штатные литые диски на 15 от Шеви-Нивы (КэндК ) и 205-я резина Гиславед. Машина стала более устойчивой на трассе, особенно в колеях. По совету знакомых нивоводов был установлен автоматический натяжитель цепи Пилот. Двиг реально стал работать тише.
Дальше пошла эксплуатация. На Ниве минимум 1 раз в неделю выезжали на дачу в 50 км от Самары. До деревни идет хороший асфальт, ну а вот потом – 5 км по грунтовке. В сухую погоду все отлично, но даже небольшой дождь, полноприводные Камазы нефтянников и трактора местных аборигенов превращают эту грунтовку в непроходимое болото. В один из таких дней я туда и скатился на Ниве. До этого не имел опыта езды на полноприводном автомобиле, и поэтому все сделал… по мануалу. Остановился на асфальте около начала лужи, прочитал еще раз инструкцию по эксплуатации, включил пониженную и заблокировал диф. Пополз потихоньку под нытье жены, что сейчас застрянем. Если честно, сам ожидал что встану, но ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО!!!. Нива спокойно, без всякого напряга переползла практически на брюхе одну лужу, потом вторую, а дальше уже у меня появилась уверенность и в машине и в правильности выбора данного автомобиля. Дальше поехали веселее, Нива весело прыгала козлом на ямах, бросала огромные комья грязи на крышу, зеркала и боковые стекла, но до дачи честно довезла. На этом начался второй сюрприз – как отключить блокировку дифференциала. Ну не хотел он отключаться и все тут (даже набалдашник с рычага сорвал). Помог на следующий день сосед по даче (тоже нивовод). Он сел, тронулся немного назад, потом вперед и диф спокойно отключился. Данной методикой пользуюсь до сих пор.
Расходы на эксплуатацию. Бензин Нива любит и пьет его как верблюд воду после перехода пустыни. В смешанном цикле (90% - трасса) Нива кушает 11 – 12 л/100 км (лето-зима). Расход масла в двигателе: 0,5 л на 1000 км пробега начиная с новья и по сей день (пробег уже 85 000 км). Начиная с 5 000 км пробега начали сопливиться сальники раздатки коробки. Замена дала небольшой временный эффект, на этом тема была закрыта. Лечу добавкой масла в данные узлы весной и осенью. Через год эксплуатации захрустела слева внутренняя граната. Заменена на итальянский трипоид. Еще через полгода сия участь постигла и правую внутреннюю гранату. Тоже заменена на трипоид. С тех пор про хруст гранат забыл. Внешние гранаты до сих пор ходят еще родные. Минимум 1 раз в год рвется пыльник на какой-нибудь гранате. Меняю самостоятельно, благо уже освоил данную методику и ничего сложного в этом нет. На 15 000 км сцепление попросилось под замену. Заменено на импортное, педаль стала нажиматься намного легче. На 20 000, а затем на 35 000, 60 000 и 80 000 менял подшипники передних ступиц. На 40 000 заменен маятник рулевой трапеции. В это же время заменены все амортизаторы (поставил по кругу газовые каябы). На 60 000 заменил все шаровые, а на 80 000 заменены сайлент-блоки. Периодически (1 раз в год осенью обычно) дохнет краник печки. Его замена уже отточена до автоматизма. Так же раз в год перегорают лампы в фарах (замена беспроблемная). Задний дворник сдох первой же осенью. Его замена не решила проблемы, т. к. новый механизм отходил ровно до весны. После этого забил на него и в грязную погоду больше смотрю в боковые зеркала.
Зимняя эксплуатация. Зимой машина очень теплая, только прогревается долго. Но когда прогрелась, даже на 1-й скорости вентилятора пятки дымятся. Заводится без проблем в любой мороз. По снегу прет как танк. Один раз на дачу после снегопада поехали. Снег на дороге лежит по бампер. Даже без включения пониженной машина уверенно едет. Но вот укатанный снег на трассе для Нивы – это смерть. Один раз едем по трассе (трасса в целом чистая, только полоска укатанного снега по середине), хочу начать обгон, плавно начинаю перестраиваться на встречку через укатанную полоску, скорость около 80 км/ч, и вдруг Нива срывается в занос. Слава Богу ни на встречке, ни за мной никого не было. Крутануло раза 3 вокруг своей оси (вся жизнь пролетела перед глазами как в калейдоскопе, и вспомнил все молитвы, которые слышал), уткнулся бампером в снег на обочине и остановился. После этого зимой стал Нивы бояться. По трассе стал ездить очень осторожно, обгоняю, только если дорога абсолютно чистая.
В 2009 г в зад догнала новенькая аудюха (без номеров, вся в целофане). В результате у меня немного погнут задний бампер, а у аудюхи вся морда в смятку. По ОСАГО мне выплатили 8 000 р, я их положил спокойно в карман, снял бампер, отрихтовал молотком и одел обратно. На всякий случай прилепил на заднее стекло 2 знака «Дама за рулем» и «Начинающий водитель». Народ в городе стал опасливо сторониться. Подрезать никто не пытается.
Год назад на одном из тихих диких пляжей р. Волга за городом, закопался в песок УАЗ Хантер (молодой парниша решил показать двум девицам какой у него крутой «Козел», ну и перестарался малость, заехав достаточно далеко в реку). Мы как раз только туда приехали с женой поплавать, позагорать и т. д. (обычно пляж был всегда пустым, поэтому он у меня с женой стал любимым местом отдыха). Парнишка попросил помощи. Ну почему бы не помочь хорошему человеку очистить от своего присутствия любимое место отдыха. В общем дернул и не один раз (УАЗ оказывается очень тяжелый, да и засел в песке по самые мосты). Зря помог в общем. УАЗ выдернул и он уехал. А вот когда мы поехали потом домой услышал непонятный лязг снизу. Остановился, заглянул под днище, вроде бы все нормально. Едем дальше, опять лязг. Опять остановился открыл капот и … полная ж…а. Сорвало шпильку крепления переднего моста слева. Чем думал разработчик Нивы, подвешивая силуминовый мост за шпильки, я могу только догадываться. В общем с лязгом тевтонского рыцаря потихоньку доехали до города. На следующий день начал ремонт. Попытался вывернуть остаток шпильки с помощью ввертышей – начала трескаться бобышка, куда ввернута шпилька. В результате снял мост, повез на работу. Наш токарь высверлил шпильку, рассверлил и углубил отверстие и ввернул туда новую самодельную шпильку большего диаметра. Напоследок сказал, что бы больше я так не делал. Мост подвесил назад, и теперь уже осторожничаю, когда кто-то просит дернуть.
Да, еще неделю назад поменял все крестовины в карданах. Я их правда, за 9 лет ни разу не шпринцевал, поэтому думаю они отходили достойно.
В целом по Ниве все. Нива честно выполняет свой долг по сей день и возможно в ближайшее время будет заменена на свою более комфортную родственницу – Шеви-Ниву.
В заключении плюсы и минусы.
Плюсы:
Отличная проходимость на бездорожье (даже со штатным оборудованием, без всяких доводок). Несмотря на то, что Нива кроссовер по сути, она обладает всеми характеристиками рамного внедорожника. А ее легкий вес здесь вообще играет главную роль.
Хорошая ремонтопригодность – море запчастей в любом магазине, и многое можно сделать самому (при желании, конечно).
Двигатель тянет уверенно, но слабо, и ему по фиг сколько человек в машине и как она нагружена. Динамика от этого не меняется (едет хреново с одним человеком и так же хреново с 5-ю).
Внешний вид – Нива по прежнему выглядит современно, чем -то напоминая Лендровер Дефендер.
Хорошо продается и практически не теряет в цене.
Минусы:
Слабый мотор. Пора уже ставить на Ниву дизель или более мощный бензиновый мотор.
Недоработанная подвеска.
Шумный салон.
Интерьер салона остался на уровне 70-х.
Шумная РК.
Оптика – можно сказать, что фар в Ниве нет.
Эргономика салона.
Качество ЛКП (машина зацвела буйным цветом в первую же весну, несмотря на антикор).
Низкое качество запчастей, причем уже с завода.
Родные сиденья и зеркала: на сиденьях спина может отвалиться уже через 20 мин езды, а родные зеркала выполняют чисто декоративную функцию, типа «есть зеркала заднего вида».
В заключение хочется пожелать ЛАДА 4х4 долгой конвейерной жизни. Это действительно легендарный автомобиль, где каждый недостаток, лишь подчеркивает его превосходство. Может быть, когда-нибудь (я оптимист) ЛАДА 4х4 опять станет таким же самым передовым и современным автомобилем в мировой автоиндустрии, как стала Нива в 70-х.
Лично у меня в ближайших планах приобретение Шевроле-Нивы.
Небольшой PS. Недавно переделал заднюю подвеску а-ля шеви-нива (амортизаторы встали вертикально). Комфорт улучшился, козлить стала меньше, но все равно козлит. Наверное дает о себе знать короткая база. Эта короткая база и плюс и минус ЛАДЫ 4х4 одновременно.
Второй PS пока не забыл. Когда был в Германии (на Волге правда) обратил внимание на обилие Нив в хуторах и небольших городках. Наверное немцам Нива очень нравится. К Волге они не стесняясь подходили, спрашивалика как авто. Волги у них то же видел. Оказывается она тоже там пользуется определенно популярностью у священников и бюджетных юристов и нотариусов (они покупают строгий и консервативный автомобиль Е-класса за смешные для них деньги). И кстати наш автопром они очень уважают, в отличии от нас!