Доброго времени суток всем! Вот что- то ностальгия на меня напала, решил вспомнить про свою ниву. И заодно поделится воспоминаниями с вами. Так сразу скажу, к фото пожалуйста не придираться, это все что осталось у меня в электроном виде. Отчет думаю будет такой в виде воспоминаний о прошлом.
И так в далеком 2003 году у нас в семье появилась нива зеленого цвета. До этого ею владел мой дядька и ездил на ней так, что только все свистело вокруг, успевай только держаться. Да и я вам скажу, нива вроде и внедорожник считается, а погонять она любила еще как! И так нива 2000 года выпуска, зеленая, объём двигателя 1,7.
Родители мало ездили, так что нива была в моем полном распоряжений и её обслуживание тоже. Мол ты ездишь, ты и чини.
Помню, первую капиталку заслужил, как всегда по неопытности, решил сэкономить, и купил дешевое масло на базаре. Толи времена такие были, ну короче сволочи подсунули мне наверно какую-то отработку или что- то в этом роде. Очень скоро у меня загорелась лампочка масла. Что это было самому богу только было известно, но мне сказали, ты что туда солидолу налил? Это был первый мой урок , не экономь на масле!
Дальше начинается целая эпопея масленой истории. На тот момент я уже ездил на ниве года три. И так один мой хороший друг, тоже кстати нивавод, и он же до сих под ездит на ниве, в отличии от меня. Говорит мне, есть отличное масло с восстанавливающим эффектом. Это было на тот момент масло хадо. Только не подумайте, что я его рекламирую, каждый решает сам, что ему заливать. Масло я брал только на фирме, и стоило оно там тоже прилично. Ну короче после того так я его залил, тут стали происходить чудеса с машиной. Гул двигателя снизился до минимума. Масло двигатель не расходовал вообще не капли от замены до замены. К тому же я заливал в ниву 5-w40, все вокруг были в шоке!
Еще случай по поводу звука рабочего двигателя на том масле. Приезжаю я как то к одному хорошему моему другу, на работу. А он избалован только иномарками. Стою на стоянке, машина работает, он вышел, мы с ним о чем- то поговорили. Он даже присел в машину. И вот он говорит - пошли в офис. А я ему отвечаю – сейчас только ниву заглушу. Приятель мой по национальности кореец, вы бы видели его глаза! Герой аниме бы позавидовали, до каких размеров они у него открылись! Он сначала не поверил. Но когда поднес руку к выхлопной трубе. Это было что то! Рядом стоящая тойота работала и то громче. Приятель мой долго не мог прийти в себя! При этом мотор не только удивляет вас своим звуком но и мощью!
Помню, как то пришло время менять масло, а денег не было. Банка хадо стоила тогда 12 000тг. Ну у студента их конечно не оказалось. Решил залить, что по дешевле, так как в книжке хадо писали, что эффект хадо остается если даже вы переходите на другое масло. Купил, помню чемпион за 4000 тг. Поменял масло и тут как будто пол двигателя отрезали. Нива стала реветь как медведь, которому только что наехали на лапу. И в тот момент у меня не работал, как всегда тахометр и приходилось переключаться на звук. Так вот когда рев мотора переходил в стадию «вот вот взорвется», это означало что пора переключать передачу на масле «чемпион». Меня с такой ездой хватило недели на две, потом я пошел искать деньги на нормальное масло. Нашел, поменял масло. Поехал в город, уже привык чуть-чуть переключатся по звуку. Нива отлично разгоняется, не ревет, и тут я замечаю, что еду 90 км/ч на третьей передачи и даже не замечаю этого, а двигатель хоть бы намек на большие обороты.
Все жалуются на гул в раздатке и коробке, заливая в него тад-17. Помню как сейчас, заезжаю на СТО, меняю все масло в трансмиссии: раздатка, коробка, задний мост и передний редуктор. Выезжаю с СТО. Еду по улице и замечаю что чего-то не хватает в машине. А не хватало гула! Нива едет тихо –тихо, как будто накатом. Слышен только как работает двигатель и как колеса шелестя по асфальту. Я был в восторге. И еще не большое примечание, когда заливал тад-17, кпп у меня ломалась каждые 20000 км как по расписанию. То скорости не включались, то четвертая постоянно выскакивала, а пятая это вообще не прекращающейся гул, нивоводы меня поймут. Как только залил хадо, я не только забыл навсегда про гул в коробке и радзатке, но еще я отъездил на ней больше 150 000 км не разу не вскрывал, не разу не одна скорость не выскакивала, так и продал.
После нивы езжу на УАЗе. Туда хадо лить уже не получается, слишком дорого получается. Оно ему просто не нужно. Двигатель ЗМЗ работает на низких оборотах и ему до лампочки, что в него залито. Главное что бы это была не минералка, хоть какая-нибудь синтетика. Да хоть этот он не есть масло, по показаниям карбюраторщика, оно (масло) течет с него со всех щелей. Это так же касается коробки, раздатки и мостов.
Помню в продаже, появились обесшумка салона, похожая на битум и укладывалась она с помощью монтажного фена, это сейчас эта обесшумка уже на клею идет. А раньше это была долгая и кропотливая работа. Я не долго думая, полностью зашумел салон и у меня после этого даже двигатель перестало слышно. Помню еду с пацанами в ниве. Подъезжаем к светофору, останавливаюсь и жду зеленого цвета, в машине тишина. И тут кто то решил с умничать, говорит о у тебя двигатель - заглох. Я же в свою очередь, не чего не отвечая, совершено спокойно слегка нажимаю на педаль акселератора. Все в шоке!
Зима! Кто не испытал на себе все прелести, этого чудного времени года. Шлифовка на месте без особых потерь, дрифт, испытания нервов на прочность при подъеме в горку по гололеду и т.д. я вам пряма скажу, на ниве зимой ты себя чувствуешь королем дороги. Постоянный полный привод, механическая коробка, высоко оборотистый двигатель и короткая база позволяет творить такие вещи, с которыми не каждая машина справится. Торможение двигателем по льду на ниве, это что то, как говорится, авс нервно курит в сторонке. Американский разворот во все стороны, дрифт боком при заходе в поворот и потом плавно выход из него. Да это все нива вытворяет с не обыкновенной легкостью, так же легко выходит из любого заноса. Главное в это момент не нервничать, не давить на газ и отпустить сцепление, включив повышенную передачу. Ну и главное успевать крутить рулем, в правильном направлении. Короче много что надо делать и очень быстро. Но все начинается с простого ручника и с простого вопроса, что будет, если за его дернуть на льду!
Еще зимой машины любят не заводится, особенно если они стоят на улице на хорошо продуваемом месте. Как заводить машину в мороз должен знать каждый. Есть много экзотических способов типа полить из горячего чайника на блок, прокатывает на ура, в советском автопроме! Или хотя бы заносить на ночь домой аккумулятор. Я помню, прошел через многие способы. Проблема эта с меня отстала тогда, когда я опять же перешел на хадовскую синтетику. Лить зимой вы можете любую синтетику, но главное что бы это была синтетика, а не минералка. Минералка это вообще не масло. Её даже в уазик лить нельзя.
И так, как то, я с женой жил в многоэтажном доме. А стоянка находилась между зданиями, и там постоянно продувало ветром. Выходишь морозным утром на стоянку, сосед на Мерседесе уже с задранным капотом , поливает двигатель и аккумулятор кипяточком и смотрит в мою сторону, как Робинзон Крузо на проплывающий корабль. Какой хороший человек придумал сигнализацию с центральным замком. Как вспомнишь, как открывал ниву зимой, её замершие замки ключом, так дрожь по спине пробежит. Ладно, открываешь ниву при помощи сигналки. Еле живой писк сирены, впускает тебя в царство холода и мрака, это я сажусь за руль в нивы покрытой слоем снега и льда. Ключ в замок зажигания. Ели как загораются лампочки на приборной доске, сигнализируя о том что все таки надо было занести аккумулятор домой. Выжимаешь сцепление, подсос на себя, Пару раз кокнешь газульку перед стартом. Затаив дыхания, в неистовом напряжений и со словами «господи помоги» медленно поворачиваешь ключ зажигания. Раздается еле слышный гул стартера, словно он просит что бы его убили, так как он больше не может жить в таких условиях, и все это заканчивается медленным затуханием того же гула. И вот в тот момент, когда стартер почти затух, и тут как гром посреди неба, как луч солнца сквозь мрак и холод прорывается рокот мотора! Отпускаешь сцепление как только выправятся обороты, уменьшаешь подсос, до небольших оборотов. И выходишь из машины с важным видом как король. Тут же к тебе подбегают несчастные владельцы иномарок с удивленными лицами, и умоляю тебя помочь им завести их пылесосы.
Потом помню была эпопея по настройке нивы на максимальные кпд. Вазовские движки вообще очень даже оборотистые при определенной настройке и на хорошем топливе и масле конечно! Но вот в отличии от уазика очень придирчивые к качеству топлива, чуть не то топливо и все пальцы стучат не тянет или вообще заглохнет. И тогда ключик на 10 и лезешь регулировать трамблер. Идеальным зажиганием считается, помню как сейчас, если едешь со скоростью 60 км/ч на 4 передачи и резко нажимаешь на газ, то тогда должны пальцы стукнуть ровно два раза.
Вот как примерно разгонялась у меня нива. Первая -50, вторая- 90, третья 120, дальше было попросту страшно. А разгон до сотни за 8-9 сек для нивы это очень даже не хило в стоковом состоянии на карбюраторе, благодаря только зажиганию и маслу. Кстати расход топлива тоже сильно радовал. Нивка у меня ела по трассе, на крейсерской скорость 80-90 км/ч, приметно 5,7-6 литров бензина. При заявленных заводских 9 литров. По городу правда этот показатель не падал ниже 10-12 литров, да и я не любил экономить топливо особенно в городе, гонщик еще тот был. Слава богу, уберег дурака.
Да вот если на движок и трансмиссию я не мог нарадоваться, а вот ходовка у нивы слабенькая, это её большой минус. Но это отчасти поправимо. Реактивные тяги нивы это её бич. Чуть стоит подсесть резинкам и «жопа» начинает жить своей жизнь. Ты рулишь направо, а она едет налево! В повороте кузов начинает кренится так, ощущения, что ты на корабле попал в шторм. При не большом отрыве колес от земли, тяга Панара тебя пытается стразу перевернуть на бок. Но все это лечится. Просто берешь и меняешь простые тяги, на сайлентблочные. И все забываешь про эту проблему на всегда. «жопа» становится как деревянная, даже при резком повороте машину не клонит в сторону. Это что касается задка, а вот передок это слабое место у нивы. Геометорщики вообще ненавидят ниву. Замена передних подшипников как по расписанию, раз в год. Тормозной диск, вечно кривой. Маятник и рулевые наконечники, тоже долго не живут, если гонять по ямам. Оси нижних рычагов тоже не выдерживают сильного насилья по отношению к себе. Кузов у нивы крепкий, особенно бампера, не раз спасали в ДТП. Проходимость это её конек, порой нива творила не реальные чудеса особенно зимой и в горах. На эту тему можно написать целую книгу. Нива это отличная рабочая лошадка и машина для маршрутов выходного дня. Но для растущей семьи она не очень подходит, хотя кому как. И если её любить и заботится, прослужит она вам долго верой и правдой.
Удачи всем на дорогах!!!