Мне кажется, эта история началась еще в моем детстве, когда катаясь на велосипедах по грязи с друзьями, мы представляли кто на каком внедорожнике едет! Тогда я и задался целью подготовить автомобиль к бездорожью! Как вы поняли в отзыве не пойдет речь об без того небезызвестных проблемах НИВЫ 4х4: дребезжании пластика, качестве отделки салона, абсолютно непригодного для комфортной ночевки в машине, плохой шумоизоляции, вибрации по кузову при скорости свыше 90 км/ч и многом другом.
Вопрос о выборе авто у меня не стоял. Как только мои родители задумали поменять свою гражданскую Ниву 21213 на автомобиль покомфортнее - Шниву 4х4, я решил так сказать выйти из тени и воплотить свою мечту в жизнь. И вот штатная «нива-сырец» в полном моем распоряжении. В первый же месяц весь семейный бюджет полетел на преображение внешнего вида и улучшение технических характеристик авто: установлены штатный лифт-комплект (4700 руб.), защита двигателя Sheriff (2300 руб.), шноркель (7000 руб.), дуга на крышу (3000 руб.), оптика (2400 руб.), фаркоп (достался по наследству, ориентировочная стоимость 3000 руб.), старый советский багажник (перекраска 800 руб.), заменены зеркала (1000 руб.), проведена гидроизоляционная защита трамблера, коммутатора, катушки, кастрюли.
С такими, пусть и незначительными доработками, я ворвался в середину турнирной таблицы первого моего в жизни соревнования «День умника 2013». Выводы были сделаны сразу!!! ВЛИ-5 – резина которая не даст проходить болотистую местность, но за счет своих малых размеров и достаточно агрессивного протектора она беспрепятственно позволяет выбираться из колеи, брать скользкие подъемы и резать жижеобразную дорогу до твердого основания.
Преодоление водных преград автомобилю также дается не просто. При глубине брода выше капота машины случается одна беда! Кто подскажет, как от нее избавится, тому огромное спасибо!!! В карбюраторе скапливается пар (откуда? – не знаю!) в результате чего начинают плавать обороты. Ситуация сохраняется до того момента, пока не выкрутишь клапан холостого хода. Из отверстия с приглушенным шипением выходит парок. При установке клапана на место проблема исчезает до следующей водной преграды. Но на этом неприятности не заканчиваются. Попавшая в ячейки радиатора трава и частицы ила забивают его так, что температура двигателя на малых оборотах начинает расти до значений 115-125 градусов. Способов борьбы с этим много. Кто-то приоткрывает капот, подкладывая туда 1,5 – литровую пластиковую бутылку, кто-то поливает радиатор водой. Я же считаю, что самый правильный выход в данной ситуации – это установка дополнительного вентилятора. Правда ей предшествует замена штатного 55-ого генератора на 80-й. Для уменьшения заиливания радиатора на время соревнований на решетку желательно одевать маскитную сетку. Также для улучшения вентиляции подкапотного пространства запасное колесо можно вынести на крышу.
Еще одной глобальной проблемой, на мой взгляд, является особенность жигулевского двигателя 1,7 выдавать максимальную мощность на высоких оборотах, что безусловно мешает автомобилю в преодолении дождегрязи :-) и болотогнили :-).
Но все эти недочеты скрашиваются положительными характеристиками автомобиля: малым весом, сравнительно небольшими габаритами авто, неплохими скоростными возможностями, достаточным (да, да – именно достаточным) клиренсом. Расскажу о каждой вышеуказанной черте нивомобиля подробнее.
Малый вес позволяет команде в составе из 3-х человек (в соревнованиях более высокого уровня в экипаже 2 человека) практически выносить машину из грязекапканов. Кроме того в ситуации, когда человекосил не достаточно для высвобождения из него, на помощь можно позвать любое и даже маленькое авто.
Малые габаритные размеры – уверенный помощник в лесной чаще. Согласитесь гораздо легче готовить просеку для прохождения нивы по лесу, чем – Крузера, Патрола, Сурфа, УАЗика и др. Как раз лесные поездки и надоумили меня сделать силовые обвесы, хотя соглашусь что стандартных нивовских тоже вполне достаточно.
Скорость – тот самый показатель, который на прямых отрезках позволяет обходить различных «Сороконогов», «Грязелазов», «Болотоходов», в общем тех у кого родная стихия – болото!
Клиренс безусловно можно сделать какой угодно, были бы руки. Хотя думаю, предел его величины все же существует. Буду говорить о штатном клиренсе. Никогда не думал, что он больше чем у Хантера на 1 см (при штатном размере шин!). И его действительно вполне достаточно, чтобы при умелом управлении автомобилем передвигаться по бездорожью.
В итоге взвесив все «за» и «против» получаем вполне приемлемый автомобиль для участия в трофи-рейдах. За 2013 сезон мне довелось участвовать в 9 соревнованиях малого чемпионата Сибири, где я дважды занимал призовые места (3 место – стандарт, 3 место – подготовленные), что считаю вполне неплохим достижением для НОВИЧКА!!!
Коротко укажу на те элементы, которые пришлось поменять за год «покатушечной» эксплуатации: привода, амортизаторы, помпу, дважды подшипники генератора, раз 15 навесной ремень, свечи, провода, бегунок трамблера, дважды коммутатор, сальники переднего моста, наружный подшипник переднего моста, раза 3 фары передние (броды), пыльники шаровых. Что радует – так это цены на запасные части. Указывать их не стал, т.к. этой информации полно.
На 2014 сезон уже приобретены колеса BFGoodrich 21575 R15, возможно будут заменены редукторы на 4,1 (величина передаточного отношения) для увеличения величины тягового усилия. О дальнейших доработках и ощущениях буду сообщать в ходе эксплуатации в рубрике «5 копеек».