Дань памяти хорошему автомобилю.
Была куплена в дефолтный 1999г. новой за ~3k баксов (сейчас бы такую цену на новые нивы :), продана осенью 2014 за 4+k баксов всего лишь с пробегом 40тыкм. продавать не хотелось, но жена ее терпеть ненавидела и меня пилила, а тут еще купили SGV новый и нива вообще стала малоактуальна... Наезжено так мало из-за того, что в семье бывало до 5 машин одновременно, так что нива была не самым интересным вариантом, но продержалась дольше всех по сроку владения. Но весь пробег в достаточно тяжелых условиях, где другие машины не очень подходили... Но не сказать, чтоб очень тяжелых, для них одно время был уазик.
Эксплуатация началась зимой с морозами за -30 и столкнулись с тем, что та жижа, что была налита с завода, в мороз просто замерзает до твердого состояния. Стартер двигло не прокручивает, отогреешь двигло - невозможно отпустить сцепление, горит, не может провернуть коробку, прогреешь коробку - руль крутится только со всей дури двумя руками, пока не прогреются мосты - сзади как будто якорь волочится... Была везде залита синтетика, ездить классно, но потекло из коробки, раздатки и рулевого редуктора из всех щелей... Переборка, все соединения на герметик и поменяли один сальник в раздатке, стало держать синтетику, потеет, но не капает. Двигло и мосты удержали синтетику без вмешательства. Из-за синтетики обкаталась только к 10 тыщам. C хорошим маслом заводилась в любую температуру, рекорд где-то в районе -46 за городом (аккум уносился в тепло и на хорошем бензе), ездить в -30 это вообще ничего особенного, у нас как-то 3 месяца такая температура держалась )
Двигло карбовое, штатное с завода бесконтактное зажигание. Отстроили карб, из-за зажигания получался провал на 2k rpm, убрать не получалось, поставили автоматический октан корректор Силыч с датчиком детонации, он вылечил провал и вообще стало пободрее.
Как потеплело, стало подклинивать передние тормоза, случилось это как раз в поездке, пока доехали до дома, перегрели сцепление, стало дергать. Тормоза вылечились всего лишь регулировкой выступания штока вакуумника. Со сцеплением тыщонку помучались и заменили нах, дергание изрядно раздражало.
Антикор материалами Dinitrol, локеры. За все время проблем с ржавчиной не было, приходилось только переодически подновлять побитые гравием места и закрашивать сколы.
Штатная резина ВЛИ-5 это ужас, за ее гудением не было слышно двигателя. Плохо едет, не управляется и не тормозит... Поставили Каму Флейм. Зимой одно время тоже на ней, ставил как-то комплект И-511 без шипов на попробовать, не понравилось, но и КФ зимой не шибко лучше. Потом удалось ухватить Hankook Winter i-Pike W409 в 205/75/R15 размере, вот это было самое оно, мягкая, комфортная, бесшумная и в снегу гребет лучше, чем КФ (но конечно хуже, чем A/T резина), и за лед более-менее цепляется (КФ на льду вообще никак).
Кама флейм на гравийке цепляла в ламели камни и запуливала в пороги, пришлось сделать антигравий порогов и "носочки" на заднее крыло, причем за лето большую часть антигравия сносило камнями (большой пробег по гравийке).
Поставлен дефлектор над задней дверью, перестало закидывать заднее стекло, но переодически стало завывать на скорости и определенном направлении ветра.
В те давние времена и после уазика удавалось получать расход в городе 8л/100, это почти пустые дороги и привычка после уазика (т.к. он не ехал и не управлялся) просчитывать ситуацию на дороге сильно вперед. Потом, когда стало поплотнее движение, 11л на хорошем бензе и 14 на обычном, ехало одинаково, но расход сильно разный был, скорее всего из-за Силыча.
Из салона можно сделать спальное место длинной 210 см, но не останется места для груза и cлегка неровное, для выравнивания рекомендуется надувной матрас. Спинка заднего сиденья просто так в багажник не опускается, придется покрутить болты слегка. Передние сиденья опускаются вровень с задними штатно, нужно всего лишь снять подголовник и отодвинуть вперед.
К 15 тыщам подохли штатные аммы, туда им и дорога, отстой полный. По неровностям вроде жесткие, некомфортно, но одновременно козлит и в поворотах кренится конкретно... Как-то залетел на Алтае на длинную гребенку, так подвеска отработала начало гребенки, аммы сжались полностью и разжиматься не успевали и полетела машина дальше с полностью сжатой подвеской, "сшибая верхушки" волн гребенки... С дороги чудом не улетел. Заменены на Kayaba Excel-G газовые низкого давления, они мягкие на коротких ходах, жесткие на длинных. Одновременно подрос комфорт, ушли крены и перестало козлить, на гребенке терпимо, эффект полета не повторялся, но все равно переставляло зад... Нормальные аммы и нормальная резина - обязательны для Нивы, управляемость сильно улучшается.
20 тыщ замена внешних рулевых наконечников, залюфтили. До реального подыхания далеко, но руль и так остротой не отличается... Зато крутится ладошкой без всяких ГУР-ов.
На машине ездили в самые тяжелые моменты, например весной, когда "асфальт растаял", а нового еще не положили, так что нечего удивляться подыханию наконечников... Удивительно, что все остальное не подохло. Надо сказать, что рулевое хоть и недостаточно острое, но весьма комфортное по обратной связи, другие машины без ГУРа при наезде на препятствие пытались выбить руль из рук (вазовские переднеприводники, особенно сильно когда тяга на колесах), а УАЗ вовсе пальцы попереломать, тут же все спокойно и удерживается без жутких усилий.
К 30 тыщам, после длинной поездки на высокой скорости завыл задний подшипник первичного вала в коробке, переборка коробки... Да, все ремонты, включая покраску (но не жестянку, жестянку не умею) самостоятельно, криворуких СТО-шников старались к машине не подпускать, после них только лишние проблемы, одно починят, другое сломают. Еще ломалась всякая мелочевка, ее не упоминаю, на скорость не влияет...
Облезли бампера (есть балки крашеные, а есть анодированные, крашеные облазят), покрасил снежкой, стали куда красивее.
35 тыщ замена помпы, зашумела и залюфтила.
40 тыщ замена всех рулевых наконечников, люфт и хруст при рулении. Можно ездить и ездить еще, но раздражает. Еще замена задней (нижней) крестовины кардана заднего моста, брак, в один из шипов не поступала смазка при шприцевании, заржавело, стало скрипеть и закусывать.
Тут купилась новая сузука грандвитара, которая практически полностью перекрыла потребности в ниве и после полугода отстоя в гараже, за которые так на ниву сесть и не захотелось, нива была продана. Но были бы выезды в г#вны, ниву бы оставил, SGV там не конкурент ниве.
Нива ни разу не подводила, всегда заранее предупреждала, что пора бы заменить детальку. Но без хорошего знания матчасти и своей ремзоны, проблем было бы гораздо больше.
Был ряд смешных ДТП, типа въезжания в задний бампер, у оппонента бампер ремонт покраска, решетка радиатора замена, капот замена, оптика замена, у нивы даже грязь с бампера не слетела ) Братец с управлением не справился, задел гараж, покраска левого переднего крыла и уголка капота, замена бампера, не правится зараза. Я протискивался в микроскопическую дырку и задел забор, опять левое крыло... на чуйском тракте под Бийском из-под кукурузера вылетел кусочище шлака и через все 6 полос опять в многострадальное левое крыло, аж вмяло... будь там пузотерка и боковое стекло, хана водителю, убило бы нах.
В период перед продажей было 3 машины: Нива, Suzuki Grand Vitara, Toyota Corolla Spacio 4wd, пересадка ниватаета никакого отторжения не вызывала, а вот сузука уже сильно в лучшую сторону выделялась по комфорту, после нее в ниву садиться не хотелось.
Вобщем я бы сказал, что машина того стоит, сердито, но дешево весьма и возможности ого-го. Но ремзону иметь надо и матчасть знать, вот только для того, чтобы нива была единственной машиной, нужны очень веские причины, все-таки недостатков хватает. Второй машиной очень неплоха, с рулем побороться да кочергу подрыгать после автомата было даже в удовольствие.