Устав от поисков хорошего джипа, в разгар нахлыстовой рыбалки и скорого сезона охоты на фазана, с психу, импульсивно покупаю Ниву, в новейшем состоянии с пробегом в 4500 км. С намерением продать по окончанию сезона за любые деньги. Почти в день покупки даю объявление о продаже.
В последний раз на русских машинах ездил лет 20 назад, причем и опыт, и стаж большой, от легковых до камаза.
Никаких мук выбора – вечером увидел на Дроме, в 10 утра уже купил. Салон идеально новый, краска вся блестит, как из магазина; двигатель сияет новизной, только весь в паутине. Разумеется, все абсолютно родное и новое. Машина 2011 года, простояла , похоже под открытым небом - и ни пятнышка ржавчины.
Днище чистое, новое, даже не запыленное, добротно обработано антикором. Установлены пластмассовые подкрылки и между ними и крыльями – такой же толстенный слой антикора. Поддон закрыт мощной защитой. На крыше – старенький, но полезный багажник. А места в ней- мама мия!- валом!!!
Через два дня я уже ехал на ней за 500 км на рыбалку, волосы назад!
Первая неделя – сплошное удовольствие, удивление и прислушивание к звукам и поведению. Едет и бодро. Идеально и уверено держит дорогу, не бренчит. Мягкое сцепление и немецкий гидроусилитель. Немецкий же компьютер и топливная электронника. Форсунки. Тормоза отличные, усилие на педаль и реакция машины - как на свежей японке.
Заводится с полпена, двигатель шепчет. Все, что должно - светит, греет, моргает.
Все двери легко и мягко закрываются и открываются. Только звук не столь нежный, как на иномарках. А усилие – одинаковое.
Соседи и друзья в шоке и стебаются, от иномарки – к ниве, и столь внезапно, при наличии денег на хорошую машину. Но все вокруг ходят, двигатель смотрят, в салон заглядывают, страшилки из своего прошлого рассказывают.
Через неделю – сплошное разочарование. Капет антифриз с патрубков, заклинило дверь багажника, моргает лампочка стоп-сигнала, откуда –то появляется лужица масла на впускном коллекторе, которое дымит, воняет и тянет в салон.
На дороге – никакого уважения. Последняя древняя и кривая «японка» пытается перестроиться перед тобой или вклиниться в пробке. При затруднительном встречном разъезде, при моем явном и законном преимуществе – каждый пытается ущемить. Не, я, конечно, знаю о быдлячестве и трусости, когда пропускают дорогую агрессивную машину и втыкаются перед «лоховской». Но так как, в полосе иномарок Владивостока, я единственный, самый «лоховской», то так делает почти каждый!!! Так можно вообще с места не тронуться в пробке, ведь очередной втыкатель не знает, что передо мной уже влезло с десяток! И если б это было еще корректно, а то все по хамски, с подрезанием, внезапно.
Обогнать стараются немедленно, чтобы впереди не маячил.
Моргают сзади фарами, чтобы освободил крайнюю левую полосу, о Боже, даже в городе!!!
При этом, почти каждый десятый присваивает право тебе моргать, сигналить, а каждый двадцатый - что – то указать, сказать, нагрубить.
Движение по пробкам и сопкам на коробке – полный ад, особенно, в подъем. Запас хода до впереди идущей машины не оставить – обязательно вклиниваются.
Молил небо о покупателе, отдал бы в тот период эту машину за любые деньги, в ущерб себе, лишь бы избавиться от навалившихся проблем, уязвленного самолюбия. Но звонков не было.
Интернет – наш друг. Все оказалось решаемо.
Хомуты патрубков протягиваются на раз – течь исчезла. Они были расслаблены в ноль, как только не слетали. По - нормальному, их надо на герметик бы посадить, но это с приходом тепла; замок багажника регулируется за пять минут и до сего дня открывается легким касанием руки, лампочка меняется.
Лужица масла на коллекторе – заводской брак и технический просчёт при сверловке шпилек в головке. По резьбе двух шпилек распредвала масло стекает вниз и попадает в отверстие шпилек коллектора, а по ним – на сам коллектор. О, ужас, резьбовые отверстия шпилек, расположенные буквой» Г» - и совпадают!!! И сквозные!!! Об этом браке есть письменное разъяснение завода, устраняется элементарно, я все починил за 15 минут.
И, мир изменился! Сменил масло абсолютно везде, хотя при сливе старого – оно оказалось абсолютно чистым, как слеза. В двигатель – синтетику. Уровень стоит на месте и не сдвигается ни на миллиметр. Раньше проверял каждый день, теперь – перед дальней дорогой. Для профилактики и надежности сменил фильтра, свечи и бронепровода, хотя последнее было и лишним. Ну, теперь запас есть.
Начитавшись, протянул все узлы под машиной в задней части. Все были затянуты очень хорошо, пара гаек только сдвинулась. Переднюю часть протянул частично. Всю не успел, вечерело. А завтра ударил снег и мороз. Так и лежит снятая защита поддона, не сняв не протянешь- а протянуть надо бы или тепла ждать уже….
Езжу на Ниве, в основном по трассе, относиться к ней стал спокойно – вышел, сел, поехал. В любую сторону, как это делал ранее на всех японках. Н е з а д у м ы в а я с ь! Поехал за 150 км. на рыбалку, переехал еще за 300, в одиночку, зимой.
Заводится одинаково хорошо, как в плюс 20, так и в минус 20. Ниже двадцатки еще не было морозов.
Выхлоп чистый, приятно и сладковато пахнет сгоревшим 95 бензином, ниже нельзя.
К коробке привык, аж понравилось. Езжу, прямо с удовольствием, как в юные годы! Стиль езды изменился, исчезла неуверенность, что сказалось на дорожном поведении. Влезть передо стало настолько же удобно, как перед свежим мерседесом или крузаком. Даже самые отпетые наглецы отворачивают в последний момент, не желая соприкосновения своим блестящим и отполированным крылом с топорным бампером неблагородной и дешевой, по их мнению, Нивы – «которой ничо не будет». А конфликтные ситуации «до остановки» и раньше разрешались элементарно - фразой « я тебя запомнил и потом найду» – с учетом моих габаритов, приобретенного опыта вежливого общения, прокурорских номеров и видеорегистратора. Правда, никогда не понимал, зачем меня потом искать, если я сейчас здесь. Пока никто еще не нашел.
Давно уже никто не сигналит, почему –то. Но фарами моргать в спину могут, пытаясь согнать с крайней левой. Но это бесполезно. Водитель я крайне вежливый и законопослушный. Без необходимости, туда не вылезу, а если встал – значит, для поворота налево (разворота), либо – правая (правые) полосы крайне убиты. А так как все дороги края я знаю наизусть, и убивать ходовку и нервы на колдобинах 500 км не собираюсь по убитым полосам, то буду двигаться, ориентируясь на то, что мне позволено выбирать полосу для движения, руководствуясь состоянием. К тому же, скоростной режим максимальный - все в законе- кому надо – обойдут справа, тем более свободно и тряханет их на колдобинах ровно 3 секунды, а не всю дорогу.
А как она идет! Длинная база делает ее устойчивой, а русская ходовка – для русских дорог. Там, где я ранее терял зубы от тряски - я просто еду, хоть и аккуратно. Легко рулится и тормозит. Бензина расходует на удивление мало – от 8 до 11 и это сейчас. Сколько будет летом? При морозе в минус 20, трогаясь утром – она едет так же, как без мороза. То есть, ничего нигде не застывает, скорости переключаются легко, рулится и разгоняется без затруднений. Всегда на 5 передаче, редчайший случай переключения на 4, когда помешал кто – нибудь и потеряешь обороты в крутой подъем.
А накат! Кто бы мне сказал, не поверил бы. В любой спуск, на нейтралке – она идет как переднеприводная свежая японка, набирая скорость с каждой секундой! Я в шоке! При этом, не слышно двигателя на холостых и звуков раздатки, оказывается – это так комфортно!! Этот момент отмечали все, кто ездил со мной, произнося при этом , примерно следующее: « о, вот бы исправили этой раздаточный звук (или коробочный – я точно не знаю) и двигатель ей помощнее – можно и брать!»
Вой раздатки – да, есть. До 90 – полная тишина, если на газу. При сбросе газа – появляется что –то поющее. При 100 – может он и есть, но его не слышно за шумом резины. Резину не менял, да я ничего не менял – все как из магазина. Багажник снял только, не нужен мне зимой.
Про легендарные вибрации – у меня их нет. Вообще нет. Разгонял до 120, идет в легкую и запас еще большой, но обороты высокие, 3500, кажись. Я к таким не привык, обычно, 2000 или 2500 на всех машинах. Здесь 2500 – это 90 км/ч.
В скорости передвижения я потерял. Ранее, на других машинах, обычно 100-110. Сейчас 80 -90, даже по идеальному асфальту. Это самый комфорт по оборотам, по шуму, по ресурсу. Впрочем, есть свой плюс – забыл о камерах и штрафах, которые понатыканы уже везде.
Гаишникам абсолютно не интересна откровенно новая Нива с прозрачными стеклами, не замечают. Даже в ГАИ на перерегистрации отношение было очевидно другое – он буднично сверил номера, не надувая щек, не ища изъянов и несрастух. Хотя до этого, в длинной колоне на осмотр, я видел, что лицо у него было другое, взгляд цепляющий, к машинам подходил так, как будто наркоту ищет.
Выиграл место! Много места! Невероятно много места! Только в багажник влезло все и еще место осталось! А шмурдяка у меня для дальней рыбалки и охоты – ох как не мало! А сон!? Как я сладко в ней сплю, во весь рост по диагонали в багажнике, убрав спинку заднего сиденья! Глаза открываю только утром и вставать не хочется. Я так только в прадике (78 кузов) спал!
Бездорожье. Я давно не езжу по жесткому бездорожью, хватило в молодые годы сидеть в грязи сутки, обязательно что –нибудь потом чинить, или скоро менять. Нет, у меня такой уровень грязи, где прошла бы легковушка, если бы она было высокой и ведовой. Экстрима нет, но участки неприятные встречаются везде. Смысла хвалить нет – она просто едет. Везде.
, Езжу на зимнюю рыбалку сейчас, на море. На лед еще рисково, год теплый, лед палевский. Но даже к берегу спуститься на ней удается легче и дальше, чем многим. Легковушники – так те за километр – два оставляют машины, либо колеи глубокие, либо обратно не поднимутся – скользко.
Что не понравилось в бездорожье – это коробка. Длина передач. Оказалось, что для преодоления грязных участков с ямами, там, где нужен разгон – его нет. На первой – разгона нет вообще, передача силовая, а вторая передача уже слишком скоростная, но слабая – не вытянет, а переключаться в грязи – это в ней и остаться. Я очень редко пользовался понижайками ранее на всех своих машинах, а здесь – это необходимость для грязи. Именно, третья пониженная здесь сильнее и ниже второй обычной. Именно она дает возможность проскакивать грязь. А вторая пониженная позволяет комфортно и без тряски по ней передвигаться.
Зимняя езда по городу – без особых комментариев. Едет везде, забирается везде. Правда, в ледяные горки, как, впрочем, и в другие междворовые – нужен разгон. На первой – можно не взобраться по льду или муторно ползти на высоких оборотах, вторая на крутой горке может захлебнуться, не вытянуть без разгона. Потом еще и скатишься….
Печка та еще. Двух скоростная. Громко работает на первой скорости, если на холостом стоишь. При движении по трассе – ее не слышно. Резина шумнее и сам звук сливается со всеми. Да и не нужна она в движении вообще! Самотеком, в дальней дороге, жарит так, что приходится убавлять температуру. В городе – убавлять не надо, но теплынь. Да и просто солнце сквозь чистые окна ее мощно нагревает. Вторым режимом – не пользовался ни разу.
На панели есть , внимание, компьютер! Показывает температуру за бортом, время, и напряжение аккумулятора.
Появились мысли Ниву оставить себе в качестве второй, прикупив хорошую легковушку для города, а Ниву отогнать в деревню. Приехал на легковой, пересел в Ниву, где уже лежит весь шмурдяк – и порулил куда надо. Смущает только вопрос – а как зимой на морскую рыбалку ездить? На легковой – уже не хочется…видимо, Ниву на зиму надо возвращать в город.
Мысль проявлялась все отчетливей, на фоне опыта эксплуатации такой же машины одного моего друга, купившего ее лет уже 8 назад, но живущим в деревне. Пробег за сотню, масло не жрет, свечи менял раза четыре, два раза вентилятор печки. И все. И больше ничего. Я настолько хорошо знаю этого , кристальной честности, человека и так долго, что сомневаться в его словах не могу.
Мысль крепла, особенно, когда я узнал, что цена абсолютно нового блока цилиндров, в сборе с поршнями, кольцами, коленвалом –в районе 30 тыс рублей. Ставь свой поддон, головку и навесное – и готов новый двигатель, без всякой заморочки с расточками, шлифовками, подбором поршневой и токарями, с ушатанными от старости станками или кривыми руками.
Продолжение следует. Покупатели периодически появляются, предлагают деньги, меньше чем те, от которых я не смогу отказаться.. Сомнения гложут. Все сезоны закончились, езжу редко и близко. Машина нравится, но покупать легковую не спешу - нужды в ней нет, Нивы предостаточно для всех целей.