DISCLAIMER (Оговорка)
***Все исписанное ниже – результат моих собственных взглядов на предмет отзыва, собранный из ощущений, мыслительного процесса и умозаключений после определенного времени общения с аппаратом. Никоим образом не претендую на хрестоматийность изложенного, так как вообще ничего не понимаю в хороших и проходимых машинах и могу сплошь и рядом обшибаться. Все исписанное в отзыве, должно расцениваться, как попытка осветить опыт и ощущения взаимодействия меня и этого автомобиля. И прежде чем будете критиковать отзыв, попробуйте для начала, написать что-нибудь подобное Сами. Заранее приношу извинения за преднамеренное коверкание русского языка и грамматические ошибки. ***
*********BEGIN*********
Как-то раз..
Опять неправильно начал.
Каждый раз, когда нужно выехать на природу: ну там водки жирануть и обнулится самогоном, мясо убить, рыбу поймать, да и просто отдохнуть по-человечески от постоянной вони, выхлопов и шума Владивостока, приходится испытывать определенные трудности с проездом к местам этого самого отдыха. То бампер оторвешь нах., то глушак оставишь по пути, то просто на пузе повиснешь, какой бы ни был хороший водятел за рулем. А самое, что и закусывает больше всего, это когда до моря остается 100 метров и вот, казалось бы до него рукой подать
а ты прошел уже 8 км по конкретному гомну, проплыл на галстуке за крузаком восемисят речки и ручьи по уши в воде и заткнутым тряпкой воздуханом, оторвал наполовину бампер, ободрал все пузо, извозюкался в грязи как свинья, взял и повис всеми четырьмя колесами на днище в гамно разъезженной уазовской колее с кучей пней и кочек в полметра высотой.
Вобщем надоело мучать Succeed, палить вязкую муфту, а еще больше его ремонтировать после нашего тотального бездорожья в местах нормального отдыха, поэтому решил я посмотреть более или менее проходимый аппарат в довесок к японской пузотерке.
Долго перебирал варианты с проходимыми машинами.
Смотрел старые джыпы японьские, о коих мнение сложилось такое: за не слишком дорого можно взять ну максимум 92-97г., который уже ушатали в гамно до тебя, и который постоянно сыпется от изнахраченности, если таковое чудо и доводить до ума, то вкинуть в него придется не меньше его сегодняшней стоимости.
Вариант два – взять джимку года 01-05 и довести его до кондиции извращениями с лифтом, рекой арок и т.д. Посмотрел, почесал репу, прикинул хэ к носу по затратам, все равно дорого получается – заваливает за 500к рублей, да и места в нем как-то немного, тока двоем на рыбалку ездить, запчасти х. найдешь и дорого стоють они.
Остался последний вариант – русский автопром. Страшно конечно, ну а что делать, ехайеть то хочется по лесу и не стоять, обдумывая как тут не оторвать чего-нить и за скоко потом ремонтить это оторванноя, да и машина тока для леса, а для нормальных дорог сусид есть.
Брать чего-та русцкае из под жопы здесь вашпе не вариант, ввиду полного распи*дяйства в части ухода за русской техникой (который она очень любит) большинством водятелов, за редким исключением. Итак, учитывая все выше сказанное, осталось поглядеть на уазики и нивы в представительствах у офф. диллеров.
Начнем с Ульяновского автозавода.
Из плюсов тут увидел:
- Конфиги машинок на любой вкус по исполнению,
- доукомплектуют что угодно нормальными военными мостами и прочими приблудами;
- старая мостовая прочная неубиваемая и надежная в лесу подвеска,
- наличие относительно недорогих запчостей,
- все есть если не в наличии, то под заказ.
Из минусов:
- О комфорте тут не думали, может только в патриоте нормально, но он дорогой,
- Просто конский расход горючки,
- Если брать машину и дозаказывать все необходимое, то выходит около 700к руб.
Вобщем «Козел» отпал как-та сразу … и совсем..
Чешем в представительство, похоже, действительно проклятого Волжского а/завода. Честнае пионэрское, стереотипами по части русцкага автопрома не страдаю, как большинство японоводов, но мне до сих пор ни хрена непонятно как можно на протяжении стольких десятилетий, имея за плечами такой опыт, немерянное количество гос. бабосных вливаний, помощь нормальных автомобильных корпораций, выпускать такое гамно. Ей богу место проклятое…
Единственное чудо руссцкого автоВАЗа , которое по сей день пользуется популярностью в районах – это нива, официальное название LADA 4x4. Сегодни ее изготовляют в двух вариантах:
- ВАЗ-21214 класцический трех-дверый (короткобазный), база -2200/1420 в габаритах (ДхШхВ) 3740х1814х1640;
- ВАЗ-2131 узаконенный пяти-дверый распил со вставкой в полметра, в простонародье «кракадил», база 2700/1420 в габаритах 4240х1814х1640.
Также еще есть Шнива (нива-шевроле) – это более причесанная под комфорт и убогий внешний вид нива вроде как совместного производства.
В общем поковырял инет, отзывы, пошел посмотрел воочию, потом батю помучал вопросами ( у него 21214 10г.), вроде все в ниве устроило, поэтому взял да и купил 2131 законный распил-кракадил =).
Сделал прям на сервисе лады антикорную обработку днища и подкрылков пока еще грязью незагадились и замутил пластиковые вкладыши под подкрылья (их там Locker’ами зовут), чтобы камни острые не скалывали покрытие и не оголяли очень восприимчивый к гниению металл. Также выкинули родную защиту и поставили картеррушную защиту «шериф».
Ну и как обычно нежданно-негаданно прилетел очередной тайфун , в простонародье обзываемый Балабон. Лило сильно с ветром, а на утро у меня в машине новой, полный коврик воды и промоченный ковролин, сушить устал. Оказалось – стекло лобовое ссытся, пришлось ехать в гарантию. Там кёрхером дунули в стекло, течь нашли, вынули стекло, посадили его на герметик и воткнули обратно бесплатно =), вроде счас не капает.
Дальше начался самый сложный и нервный период в жизни водятела и русской машины – период обкатки. Согласно мануалу, оказывается, ни-и-зя первые 500 км пробегу ездить больше 80км/ч и давать двигателю отсечку – максимум чо можно, это 3к обортов. После 500 км можно уже 100км/ч но все равно не более 3к оборотов, а это как раз 100км/ч на пятой передаче. Как говорится, как русскую машинку обкатаешь, так она и ездить будет.
Одолели другие водятелы постоянно бибикающие сзади и сбоку, пришлось терпеть, а иногда и орать, хотя вроде бы и едешь по городу семисят, а по трассе восемисят по правой полосце. Видимо тут работает стереотип, если машина русцкая, то она по определению тупит и нужно ее драконить бибиканьем. Странно в общем на сусиде тот же режим и не бибикают. Особенно прикольно када рядом меня догоняет японский аппарат и видит за рулёй нивы не деда какого-нить, а молодого 30-летнего... Чувства на лицах смешанные, чаще недоумение и улыбки =). Мне-та собстна пох*р на это, мне обкатку пройти надо до 2000 км и ТО1 пройти, прежде чем в гамно лезть, а это без нагрузок тока на асфальте сделать можно, да на ровных гравийках, вот и катаюсь по асфальту километры накатываю. Что занимательно, так это на первые 500км пробега, кажные последующие 100 км вылазит какой-нить новый звук. Ну я как чуткий водятел по началу после японки весь извёлся, а потом мне сказали что так и надо и нех*р по каждому новому писку париться, пришлось забить.
По городу как-то не уважают совсем, все норовят подрезать, не пустить и как-то нагло ведут себя с нивой. Все меняется, когда нагло прешь куда надо и как надо, тогда у народу срабатывает здравый смысл, в плане толщины металла и бамперов японок и русской машины, мигом разбегаются легковухи и сразу везде едешь веселей.
Теперь собстна про узлы и агрегаты, шасси и кузов.
Дрыгатель. Представлен вазовским мотором 8 клапанов, 4 горшка, рядник объемом 1,69 л мощностью 59,5 кВт – это 80,9 лосей, расположение - вдоль. На дрыгателе ничего русцкого из навесного нету, даже шланги резиновые и те «goodyear». На впрыске стоит эфишка BOSСH’евского производства управляемая без тросика газа, электронной заслонкой шагового типа. Мозг - тоже бошевский контроллер, педалька газа – обычный реостат с пружинкой и лапкой, куда давить. Моск собирает информацию с лямбда-зонда, датчика расхода воздуха, температуры двигателя, сопротивления нагрузке и показаний реостата педальки газа, затем принимает решение скоко газку подкинуть в горшки. Пытался вывести из строя эту систему отключением датчиков, но ничего не вышло, глохнуть не хочет. Видать эту тему бош мусолил на предмет надежности поведения не раз...
Открыл интересную особенность поведения этого мозга: если очень медленно не добавляя газу отпускать сцепление на первой скорости, то моск видать сращивает сопротивление нагрузке и сам добавляет газу, чтобы удержать обороты на 1000 и машина потихоньку трогается и едет. Эту хрень сразу применил на практике в пробках. Када едут очень медленно в пробке, драконить сцепление постоянно устаешь, поэтому втыкаю пониженную и первую передачу и плавно отпускаю сцепление, машинка едет на 1000 оборотов очень медленно и главное сама, хоть в гору, хоть с нее, а ласты в это время отдыхают. Двигла, для снаряженной массы в 1370кг по паспорту, явно мало, но тут пищать нечего – что есть, то есть, на крутых горках 3-яя передача, на слабых 4-ая. А так бежит в общем-то неплохо, для русцкой машинки. Пока обкатка идет сильно не погарцуешь, двигатель еще сильно греется, не притерся видать еще, а вообще расход получается в районе 10 – 12 л. это по лету в смешанном режиме на осфальте. Двигун заводится всегда с полпинка, если предварительно включить зажигание и дождаться пока насос насосет и угомонится, работает ровно. По заявлениям батяни, дивайс заводится в условиях Сучана в любой мороз, если масло налито 5w30 и самое главное - !!педальку газа не трогать!!, в смысле сопротивление реостата не менять =).
Теперь, что тут у нас по эргономике и убранству салона.
После японой машины, смотря на органы управления, невольно возникает вопрос –«А как этим вообще управлять можно?» и сидя в кресле водятела думаешь, как!? оно еще и ехать может! Потом привыкаешь и как-то внимания не обращаешь уже. Особенно долго не по нутру было включение света и фар на кнопке вместо ручки на рулевой колонке.
На самом деле управление данным ТС ничем и ничуть не сложнее нормальной японки – руль очень легкий, можно пальцем крутить - ГУР есть, сцепление тоже очень мягкое и удобное, газ регулировать вообще просто до десятков оборотов.
Убранство салона с 2009 года ничуть не поменялось, разве что капот полностью на 90 градусов открываться стал =). Многие говорят, что седла неудобные и гамняные, на что могу сказать, у меня рост 190см и сидеть очень комфортно и хорошо, если все отрегулировать, тельце даже после двух часов за рулей не устает. У японок седла видать рассчитаны на средний рост япономати и в их седлах длинным не очень, у меня вечно все затекает. А вот по исполнению седла действительно гамняные, скрипеть начали после 300км пробегу, думал сначала гайки отвертелись, а потом разобрался – это салазки направляющие по которым седло ходит, следовательно, не лечится. Где-то услышал, что руль и седло стоят не по центру друг к другу, сначала значения не придал, а потом пригляделся и точно руль смещен относительно сиденья немного вправо, зачем до сих пор вопрос, но на управление никак не влияет.
Сам салон сделан очень похабно и хлипко, после 500км обкатки греметь и кряхтеть начинает практически все, особенно задние полки сильно вижьжат, на которых подиумы под колонки сделаны и полка, которая сворачивается вперед, постоянно прыгает и гремит, приходится на нее постоянно класть всякое барахло. Пластик не страшный, но технологичностью не блещет. Есть мысль попозже после обкатки перебрать все пластмассины и посадить их под двусторонний скотч.
Все стекла естественно на веслах или мясорубках, ни о каком электропакете речи нет, но на мой взгляд в лесу это плюс, а не минус, потому как постоянно включать выключать зажигание, если нужно окно открыть/закрыть, достает, а если еще в машине дрыхнешь, так вообще тянуться надо на переднее седло к замку с ключом, шоб проветрить помещение от перегара или двери раззявливать, но тада холодно. Пока весла накрутишь, вкачаеся, т.к. ходят стекла туго и, кстати передние полностью не опускаются, остается де-та полтора сантиметра торчать, руку голую уже не положишь надолго – режет, а вот в телогрейке не режет, нормально лежит, но када в телогрейке уже и стекла не открываешь на полную…
Плохо, что все дверки блокируются отдельно каждая и ручками, с центральным замком было бы повеселее, конечно. Говорят, такое делается и даже сигналка ставится.
Отдельного внимания требуют замки капота и багажника. На капотном замке иногда на заводе оставляют мало рубашки на тросике и он соскакивает с места упора и естественно ничего не открывается, а открыть такой капот можно проволокой, согнутой крючком и просунутой через забор воздуха в капоте. Лечится нормальным закреплением рубашки в замке, т. к. ход у привода длинный. После 300км пробегу по нашим славным асфальтным дорогам начал подклинивать замок багажника, хотя до этого открывался четко по небольшому усилию. Пришлось замок смазать изнутри литолом, а корпус замка по новой отцентровать путем отдатия двух болтов, после немного притягиваем их, затем аккуратно закрываем багажник до захлопывания и аккуратно открываем, чтобы не сдвинуть замок. После этого затягиваем болты полностью, такая вот авто-центровка. Сейчас работает четко без вклинивания.
По месту в салоне. Его реально много. Спереди при росте в 190см, можно хоть полностью назад загнать седло и сзади в ногах его остается достаточно – около 20см. Заднее седло большое и спинка наклонена под нормальным углом, сидеть удобно, плохо только, что нельзя его регулировать. Места в багажнике тоже много, до верху полки можно много чего затолкать. Единственное, мешаются чашки под пружины и часть подкрылков выпирающие с боков, чтобы разместить нормально коробки, например. Но когда привыкаешь, в эти места заталкиваешь пакеты да всякую мелочь и все нормально влазит. Также задняя сидуха раскладывается: само седло подымается и откидывается вперед на передние сидения, а спина укладывается на место седла. Получается более-менее ровная площадка, на которой и спать можно особо не корчась при наличии матраца надувастого и негабарит приволочь какой-никакой можно.
Отопление и вентиляция в салоне реализованы, как обычно в русских машинах, гудит сильно, а толку мало. Печка работает хорошо, воздух гонит горячий, спереди сидящим нормально тепло, а вот задним достается только то, что придёт назад спереди, там конечно попрохладней будет.
Уши, в смысле зеркала, большие обзор очень хороший даже с длинной базой, регулируются из салона. Зеркало заднего вида, тоже нормальное, всю площадь заднего стекла по обзорности покрывает. Стекло чистится двумя дворниками спереди и метлой сзади, хотя щетки можно было и подлиннее сделать. Омывайки стекол раздельные: сзади свой и спереди свой бачок. Дворники ходят только в двух положениях и соответственно интервалах: через две-три секунды и со средней скоростью, но постоянно. Вся электроника светотехники фар, поворотников и привода очистителей и освещения явно не русские, какая-то иностранщина по-любому, потому что слишком четко все работает и без глюков, в отличие от москвича-412 от деда доставшегося, в котором жалкое подобие электроники в дворниках вечно тупило и не работало, пока не переделали с батей все на релюхи с биметаллическими пластинками (алюминиевые такие круглые =) – до сих пор пашут надежно. Есть такая штука, как противотуманный фонарь, долго репу чесал, как работает сей дивайс. Оказалось все просто, давишь на кнопку, она горит и возвращается обратно, а сзади на стопарях загораются отдельные лампы красным ярким светом сверху, как будто на стопы надавили, только стопы ниже. Папану показал, он там и охренел, говорит – «Гоняю уже х. знает скоко и тока шчас узнал, шо такое есть!». Вырубаются так же, как собстна и включаются.
Фары светят как и на всех русцких машинах, относительно х*рово, но для езды хватает. На ближнем выхватывает из темноты метров 10-15 впереди (видать на заводе так настроили), дальний светит вообще хорошо, видно далеко и четко. Есть гидрокорректор фар, слева внизу вторая крутилка, но может только занизить луч фар еще ниже чем есть, это нужно бывает видимо када совем по гамну ездить приходится, чтобы хорошо видать было чего под лаптями творится. Там же но левее, есть другая крутилка, она уменьшает или увеличивает подсветку приборов на основном табле. На основном табле в экранчике слева показывает по умолчанию время в формате ХХ:ХХ, а если давануть кнопку, то показывает поочередно еще, температуру за бортом и напряжение бортовой сети. Трип и общий пробег показывается в правом экранчике. В принципе все необходимое есть и просто и информативно, ничего больше и не нужно на мой взгляд.
Ходовые огни у батяни реализованы интересно. На панели с кнопками и тумблерами есть два свободных места с заглушками, он пошел в магазин с русскими запчастями, докупил кнопку на ниву и противотуманки самые тупые, воткнул вместо заглушки эту кнопку и все это аккуратно связал проводами. Получилось довольно цевильно и с кнопки =). Надо будет себе такое замутить попозжа, тока через промежуточное реле и зажигание, чтобы не забывать выключать и с прикурками не бегать.
Ходовые какчества и внедорожные возможности.
Позиционируется данный аппарат самим ВАЗом, как якобы комфортный автомобиль с повышенной проходимостью на проселочных дорогах. Ну а по факту в стоке (с завода) имеем:
- просвет 220мм по заднему мосту и 235 по переднему (после подсадки пружин будет также 220мм спереди);
- резиной 185/75/R16, которую в япо-исполнении хрен отыщешь;
- постоянный (настояшчий ) неотключаемый полный привод;
- повышенная и пониженная передачи;
- блокировка только межосявого (межмостового) дифференциала, которую хрен включишь без танцев с бубном, придется поусердствовать немного;
- дифференциалы в мостах свободно вертятся и не блокируются в стоке;
- спереди разрезной мост с ШРУСами, сзади неразрезной мост в корпусе;
- габариты 4240х1814х1640мм;
- база по осям колес и диаметральной плоскости оных 2700/1420мм;
- какая никакая, но защита передка из 1мм металла в стоке;
- радиус разворота неприличный 6,45м.
Т.е. если учесть, что ничего не сломается сразу в период обкатки, то в стоке это довольно неплохая по проходимости машина, относительно, конечно же. Другой вопрос, сколько этот аппарат проходит без серьезных поломок. Тут ответ неоднозначный, владельцы сих дивайсов с большим опытом говорят так: - «как будешь насиловать, так и будет ломаться или ездить, может 100 тысч пройти, а может и на 10 тысчах подломиться». Если драть ее на износ по лесу и по уши в гамне, из него не вылазя, то это одно, а если гонять по проселочным дорогам с иногда проблемными местами, то это другое.
Основой хорошей проходимости, на мой взгляд, у аппарата без полных блокировок мостов, да и сними тоже, при прочих равных условиях, является равномерная развесовка усилий на 4 точки опоры, в нашем случае это колеса, при любых условиях попавшего под них рельефа, а также конструкция подвески, кузова, величина дорожного просвета и база машины. У нивы в стоке развесовка очень хорошая, при любом раскладе, за грунт цепляется хорошо всеми четырьмя колесами. Крестится конечно слабо, но и подвеска ведь у нее стоковая, а если надо получше просвет и проходимость, то тут уже придется лифтить, дорабатывать арки и подвеску, менять резину, главные пары и т.д. Большинству обычных водятлов это ненужно, хватает того что и так может. В части короткой нивы и крокодила, думается основная разница только в том, что обкатить большой бугор короткой проще чем крокодилу, а также не «козлит» совсем длинная, вертит в грязи ее меньше, ну и разные плюсы и минусы длинных и коротких баз, которые и так всем известны. Их просто нужно учитывать и все тут.
В сравнении меж сусидом и нивой при беготне по лесу, действительно небо и земля, мухи и котлеты, божий дар и яичница. Летишь по говнам без страха че-нить оторвать, дени-будь воткнуться мордой, почесать скальником жопу и чего-нить продырявить или отмять. По речкам прыгает просто жуть как классно, главное не топить выше ушей, а то трясти ими начинает =) и волну не гнать впереди большую, а также вовремя втыкать пониженную, так как мощей на повышенной наблюдается явная нехватка, особенно в вязком гамне или песке. Номер передний не нужно прикручивать в сопливые пластмассовые вкладыши, а потом к бамперу, потому как, преодолевая или как модно говорить – форсируя водные преграды, номер с этой пластмассовой хренью отлетает на ура от удара об воду. Ладно бы на речке лето, а если зима, то прыгать в речку за ним уже не так приятно. В переднем бампере есть штатные дырки под гос. номер и болтики с гроверами и гайками идут в новой машине в пепельнице, прикручивается намертво и водой уже не вырвет.
Что касается доработки нивы в плане внедорожности, то тут ситуация несколько лучше в стоимости, чем например с доработкой джимки или матерых джыпов. Вариантов доработки тоже много и получается довольно неплохо, взять хотя бы «f-design» в качестве примера (не реклама), доработать и укомплектовать можно по самое не балуйся. После обкатки аппарата буду пробовать увеличивать проходимные возможности по возможностям, которые надеюся, будут.
Подведем итоги повествования, но кратко. Этот аппарат покупают те люди, которым нужна простая проходимая и недорогая, легко ремонтируемая в боевых условиях машина, берут ее в основном в районы, хотя и у нас во владе такие немного бегают. Если есть желание с ней постоянно ковыряться, че-та постоянно доводить до ума, исправлять болячки, нужно относительную проходимость в стоке, постоянно меняющуюся какафонию звуков при движении и хочется иногда сюрпризов, то Вам точно нужна нива. В противном случае, лучше взять японку, там сюрпризы редки и прогнозируемы, обслуживания минимум и длительный срок службы без ремонтов.
********END********