Друзья,
Не выдержала душа поэта - решил написать про свой Нивас. Отзыв посвящаю всем тем, кто любит дальнюю дорогу, но не хочет или не может вложиться в подходящие дорогие авто. Поэтому вопрос: Нива "на дальняк" - как? Вот, поделюсь, как она, Нива, в дальнем путешествии типа "легкая экспедиция" - она же "сложный туризм". Краткий ответ - отлично!
Я страшно боялся. До этого ездил на Дискавери 3, МПС и Митсу Л 200, Гранд Чероки - все машины были новые и Тахо (этот - "винтажного" возраста). Вывод: в Ниве я устаю меньше всего (только Тахо конкурент). Парадокс! Ведь "шумит, гремит, гудит, не едет". Но факт. Видимо, потому что легкая. Еще чем удобно - исходя из стоимости, можно иметь вторую легковую машину для города. Суммарный бюджет - один "джип". Но лично я люблю отделять туфли от сапог: в городе - туфли, в лесу - сапоги. Но отвлекся - про Ниву в дальней дороге...
За 2 года Нивас прокатил меня из Москвы: по западу Карелии, вдоль границы до парка Паанаярви; по Хибинам, п-в Рыбачий, по "Вепскому краю", вдоль рек Онега, Пинега, Мезень (глубинка Архангельской обл.), по "Дороге 1000 ручьев", по "Ветряному кряжу", в глубины Костромской обл. и рядышком - по Валдаю. Обычно, на круг, 3000-4000 км. Формат: без фанатизма, но и ветки не выхожу перед машиной отодвигать, в о-очень красивые места не рублюсь, ставлю машину, иду до 10 км. пешком в одну сторону. Грейдеры, разбитые дороги, грунтовки, убитые грунтовки. Всегда "одиночное плавание" - в одну машину. Нива - нормально едет!
Позитивные стороны Ниваса:
- Неограниченная моральная проходимость
- Беспредельная для туризма физическая проходимость
- Легкая, нет рамы, по спине не долбает
- Скорость комфортная - до 97 км./ч. (обороты 2800):это ни минус, а плюс - это дает чувство путешествия, вдыхаешь свободу полной грудью, пейзажи не мелькают, а плывут...
- Масса отвороток, красивых мест по дороге посещаешь, не выходя из машины, пикник не на обочине, а всегда в о-очень красивом месте
- Дорожная пыль, грязь - на ней все гармонично смотрится
- Не ломается (что ломается, то не обездвиживает, таки) что ломается - в местном сервисе делается
- Приспособлена для "самоспасения": буксовать, лебедиться, откапываться (на большом плече дороги чего только не бывает, часто по неосторожности... зимой на лесной дороге-срезке из Вологодской обл. в Арх-ую - туризм же, не ехать же по трассе - снесло правым колесом на мягкий снег, в итоге - выкинуло на бруствер у дороги, сижу днищем на пике, как горный орел на вершине Кавказа... морда вниз, все четыре колеса болтаются... лебедочку достал, сзади зацепил, дерево на другой стороне нашел... через 30 минут дальше поехал... а безобидная ситуация могла превратится в "обидную": машины там одна в день, может, проезжает, а капать бесполезно, свалишься под уклон... В Кологрив козлиными тропами ездил - красиво! В поле заехал перекусить. Назад - никак, начало мая, только вниз, дальше от дороги... Не ожидал, ошибся, расслабился... Два часа копал, лебедился, на Ниве места живого от грязи не было ни внутри, ни снаружи - ей идет... Потом грязь высохла, стряхнул, почистил - дальше поехал... На Прадо или Тигуане или другом "цивильном" джипе/кроссовере я себе этого не представляю - убъется и унавозится, жалко будет, за три-четыре таких выезда... или катайся по трассам, вне дорог - ни-ни...)
Минусы:
- Обгон фур на узкой трассе (лечится установкой турбины, но, ребята, это 100 т.р. и "не оригинальная конструкция", со всеми вытекающими)
- Шумновата
- Есть постоянные сверчки (лечатся приоткрытым окном - мир звуков природы обволакивает, сверчки теряются)
- Нет подушек безопасности
- Подсознательно прислушиваешься, периодически, как там, все системы в норме?
- Все.
Кто хочет ездить - смело берите и катайтесь! Главное - настрой и подготовка авто. Настрой: настраивайтесь на отдых, созерцание, открытия. Не жмите тапку, съезжайте на грунтовые/каменистые и пр. плохие, очень плохие, никакие дорожки (трофи это другая история с усилением заднего моста и пр. тюнингом). Не циклитесь на аккустическом комфорте, да, не БМВ, но и ничего критического.
Абсолютное и безусловное преимущество авто: неприхотливость. В дальней дороге - дорого стоит. И, кстати, вдали от Кремля не всегда есть 95-ый, поэтому смело льем 92-ой. И не просто 92-ой, а с "Камаза", на котором местные предприниматели завозят бензин в отдаленные населенные пункты и разливают потом "экспидиционерам". Хотя, что для нас, москвичей, "экспедиция", для местных - на Калине "за хлебом съездить", среда обитания. Мать Россия... Но даже в таких "экспедициях" не видел я ни Тойот, ни Митсу, на других "джипов" (либо были, но уже видавшие виды, возраста лет 7 и более). Местные ездят на кроссоверах, но по дорогам (они есть), но иногда они такие, что, где я еду и кайфую, у людей за машину сердце кровью обливается, какое уж там удовольствие.
Волнующий вопрос по поводу надежности. Важно: я рукопопый, даже колесо сменить - это для меня нечто героическое. И, тем не менее, езжу на Ниве и не парюсь. Что было за все указанные выше поездки (30.000 км. на спидометре): на Рыбачем развалился какой-то подшипник на задней полуоси. Хрустели, скрежетали, потом затихли, 150 км. до Мурманска доехали нормально, там в сервисе за 7.5 т.р. всю полуось поменяли с работой. Месяц назад, на обратном пути с южной глубинки Мезеньского края Арх. области "перестала что-то тянуть": жму с необычным усилием, а скорость 80. Так Нивас проехал... 863 км., в Вельске, в сервисе, нашли, что бензонасос (но сам виноват, бак до сухого раз 5 доводил), поменяли за 3.5 т. р. с работой. Был у меня подготовленный Л-200, новый, из салона, так как-то в поездке чек зажегся, потом стало двигатель вырубать, потом все чаще (особенно приколько, когда на обгоне фуры на трассе, он выключился...), потом, вообще, перестал заводиться. Итог: почитай, от Вологды до Мск. на эвакуаторе (правда, дилер стоимость эвакуатора потом компенсировал мне). (К дилеру в Ярославле - запись, несколько дней в гостинице, не факт что сразу сделают, ребенок в машине - решили до дому на эвакуаторе). Потом он - мололодцом, не подводил ни разу за 3 года, но таскать трактор в городе, когда дома, очень устал...
Подготовка: как я готовил Ниву к дальним дорогам.
Сразу(0 км.) после покупки - в хороший сервис по Нивам. Все что можно слили, залили приличное. Антикор. Протянули все (все было ок, как сказали). Сапуны мостов вывели под капот. Воздухозаборник под капотом приподняли гофрой, чтобы был на уровне капота (чтобы шноркель не городить, а я по лобовое броды не беру, не тот формат). Задние усиленные полуоси вставили, поменяли штатные. Легенький лифт, шины R15 на размер больше штатых, расширители арок, БФ Гудрич А/Т. Вперед и назад установили квадрат под съемную лебедку. Экспедиционный багажник на крышу. Чип/перепрошивка, увы, экологию убрали, движок задышал, поехал. Ну и главное - сама сьемная лебедка с синтетическим тросом. Общий бюджет около 200 т. р. к стоимости. Итого, авто около 750-800. И это за беспредельные возможности. Каждые 7.000 км. - на ТО профилактическое (около 4.5.- 7. т.р. обходится, что-то находят по мелочам) - это учитывая о-очень непростые дороги, которыми Нива ходит.
Можно, конечно, взять Веста Кросс за такие деньги, но не сравнивайте возможности Нивы с ней. Уаз Патриот - чтобы ездить нормально, надо доводить, к любой базе те же 200 т.р. - так что будет точно дороже и по надежности все-таки уступает (сам не ездил, не знаю, про Ниву тоже "говорят", а я езжу и ничего, может, и с Уазом так же). И Дастер - отличный вариант. Но меня дизайн и объем машины не устраивает. И по старинке люблю, чтобы была понижайка.
Сейчас вошел во вкус (к 20.000 км. машинка сказочно разъездилась...), частенько и по столице нашей Родины езжу на Ниве, а бмв легковой стоит в гараже (но летом, конечно, легковому все же приоритет). И никакого особого дискомфорта (но не бмв, конечно) и комплексов.
Короче (это слово, как нельзя уместно после такого-то текста) - есть жажда путешествий, или консервативно относитесь к вложениям в авто, или предпочитаете два авто - Нива, это вполне нормальный вариант. Есть 2.5 млн. (с учетом подготовки авто к туризму)? В городе катать на джипе нормально? Не жалко джип за 2-5 - 4 млн. в пыль, грязь, в царапины, в дорожные тяготы? Берите МПС, Фортунер, Хайлакс, Л-200, Прадо, Дискавери - да, удобнее Нивы на порядок. Нужен универсальный и недорогой - УАЗ Патриот? Одним таким авто утешитесь на все случаи? Берите. Едете только по дорогам, к авто относитесь, только как к рабочей лошадке? Есть 1.5 млн.? - Берите кроссовер, 70% маршрутов тоже пройдет, хотя состояние печальное будет. В остальных случаях (для города второй авто "чистенький и приятный" легковой, или не любите "убивать" авто (что Ниве здорово, то другим - смерь), или хотите настоящих авто путешествий без ограничений на подготовленном авто не дороже 750 т. р.) - Нива 2131/21 для путешествий - абсолютно нормально, проверено! В планах - на Восток: Урал, Алтай, Тыва, Хакасия, Якутия, Магадан, Байкал, Дальний Восток. И потом... может, новый Нивасик, для контраста и удовольствия. Чего и всем желаю! И не надо для этого автомобилей по 2-4 млн. Нива - едет! Уаз Патриот - едет! Проверьте себя на прочность, посмотрите на уникальные места своими глазами, пока силы есть, а денег всех не заработаешь, а когда заработаешь, уже не поедешь... Ребята, путешествуйте по России, дивно, как хороша страна наша...