Сразу отмечу, что машина уже продана через 3,5 года эксплуатации и 40000 пробега.
Для начала предыстория покупки. До Гранты ездил на первом Логане ещё румынской сборки. Однако на шестом году жизни он стал требовать больше времени и средств на ремонт. Авторизованный сервис, в принципе, делал ремонт качественно, но дорого, а обычные СТО в нашем городе, как показывает практика, это лотерея. Можно было, конечно, чиниться как раньше собственными руками, благо есть гараж, но стало жалко тратить на это время, тем более, что ремонт Логанов как-то не входит в круг моих увлечений. Кроме того, в своё время Логан был жестоко бит в район передней стойки, что добавляло своих нюансов. В общем, я созрел для продажи Логана и покупки нового автомобиля. В принципе, Логан был на момент продажи в очень приличном состоянии, потому удалось взять за него достаточно неплохую сумму.
Затем настало время выбора нового автомобиля. Надо сказать, что цены в 2013 году были в пересчёте на доллары сильно выше нынешних. В РБ начали действовать заградительные пошлины на ввоз авто из Европы, потому даже за 10-летних "премиумных" корчей ломили какие-то несусветные деньги. Цены на новые бюджетные авто по сравнению с нынешними, да и безотносительно, тоже выглядели не очень адекватно. Но у меня на руках уже были деньги от продажи Логана и прикупить что-то новое, немного доложив, с учётом акций и скидок было вполне реально. Что хотелось от машины. Чтобы возила меня, небольшие грузы по хозяйству и иногда домочадцев по городу и за город, и чтобы была более или менее высокая. После того, как поездил на Логане, стал уважать высокие машины. В нашем климате, когда циклон за день может намести дофига мокрого снега, а потом он замерзает, и приходится ездить по этим замёрзшим …овнам, начинаешь ценить высокий клиренс и проходимость. Ну и люблю съездить на природу - грибы там, ягоды, шашлыки. Цены далее буду указывать в пересчёте на доллары, ибо курс зайцев уже 100 раз поменялся с того времени, да и никто у нас в них и не считает.
Выбор у меня на тот момент был небольшой. От 11 с копейками тысяч начинался рестайлинговый первый Логан в базе, Приора и Гранта с ценниками от 9 с копейками в базе и выше, четырка в районе 7000, Нива от 10 тыс., также разнообразные "запорожцы": Lanos (8,5-10 тыс), Vida (12200), Forza (от 10 тыс.). На Ланосе я поездил в Киеве. И как-то он мне не понравился своей теснотой. Кроме того, интересных мне комплектаций на тот момент в продаже не было и выбирать было не из чего. Та же беда была и с Forza. В наличии был один вариант за 11 с лишним тысяч. Прокатился на Виде. Вроде нормальный такой клон Aveo, шустрый, неплохо собранный, с кондеем и прочими плюшками. Но как-то стремновато было отдавать такие деньги за машины сомнительного качества и неясными перспективами в плане официального сервиса. Съездил в салон Минск-Лада. На тот момент единственный официальный дилер в Минске, а может и сейчас единственный, просто не в курсе. Посидел во всех машинах. Первоначально нацелился на короткую Ниву, но качество, плюс то, что заднее сиденье там чисто для красоты и сидеть там нельзя, заставили от данного варианта отказаться. Ларгус был слишком дорог. Четырку как-то не рассматривал в серьёз, видимо, из-за предубеждений. Надо сказать, что народ у нас вообще продукцию автоваза в массе своей презирает, хотя в последнее время отношение стало меняться.
В общем в итоге я остановился на двух возможных вариантах: Приора универсал и Гранта. О Приоре почитал на форумах, отзывы - вроде качество стало получше. Опять таки, некоторые местные частники и организации покупали и не жаловались. А Гранта просто понравилась. Я и сейчас считаю, что автомобиль вышел удачный. Во-первых, он симпатичен внешне, во-вторых сразу обратил внимание на просторные для такого небольшого автомобиля салон и багажник. При этом выглядела очень высокой и обещала неплохую проходимость. Но с другой стороны понимал, что автомобиль ещё сыроват, косяки наверняка есть конструктивные, детские болезни и т.п..
Однако тут случилась у дилера Лада акция и ряд машин 2012 года выпуска изрядно подешевели. Сразу хотел купить Приору Универсал, но купить не успел - разобрали. Потому была куплена Гранта весёлого цвета Портвейн в комплектации Норма, т.е. движок 11186 восьмиклапанный 87 лошадей, передние стеклоподъёмники, электроусилитель, 14' штампованные диски, обогрев заднего стекла, регулируемый по высоте руль и, собственно, всё. А… ещё забыл центральный замок. Резина была обута Кама Евро. Таким образом, машина 2012 года, но реально эксплуатировалась с 2013.
По результатам эксплуатации сначала пройдусь по плюсам. Во-первых, замечательная обзорность вкупе с большими зеркалами и хороший свет. Просторные салон и багажник при том, что сама машина по габаритам очень небольшая. Удобные передние сиденья. Я слышал разные на них нарекания, но лично мне спереди сидеть было очень удобно. Хорошая проходимость. Машина достаточно шустрая, по крайней мере, её динамики в городе мне хватало, особенно на фоне древних иностранных корчей, на которых в основном у нас ездят и у которых добрая половина лошадей уже разбежались.
Что не понравилось. Во-первых, отсутствие подголовников на заднем сиденье. Сказать по правде, за такое позорное жлобство производителю должно быть стыдно. В наше время такие элементарные элементы безопасности должны быть уже в базе. Но самое интересное меня ждало, когда я выехал на трассу и разогнался до 120 км/ч - от шума у меня заложило уши. После рестайлинга, говорят, положение улучшилось, но я ощутил категорическое отсутствие шумоизоляции. Ревели движок, коробка, шумели колёса по дороге. Соответственно, было решено делать звукоизоляцию. Также должен отметить слабую покраску и антикоррозийную стойкость. Краски хватило на 3 года. В нынешнем году был обнаружен жук над лобовым стеклом, а также полностью слезла краска с нижней кромки багажника, которая немедленно стала ржаветь. Надо сказать, что все сколы, обнаруженную ржавчину я при удобном случае обрабатывал и закрашивал. Для чего были куплены грунт и банка краски в цвет. Потому до продажи машина дожила без проблем по кузову, но могло бы быть и иначе.
Что было сделано из "допов"…. Установил Г-образные подголовники на заднее сиденье. Сделал антикор днища и скрытых полостей, который обновлял каждый год. Поставил задние подкрылки и брызговики. Установил фаркоп дабы возить на нём велосипеды в основном. Купил и установил потолочные ручки, на которых тоже сэкономили, но дырки под них таки нарезали. Так же установил рейлинги на крышу. Последнее суть вещь весьма сомнительная, ибо, с одной стороны, удобно иногда перевезти какой длинномер или даже громоздкий предмет мебели, но, поскольку крепление идёт в штатные отверстия для багажника, это привело к тому, что в этих местах уплотнение дверей особенно сильно тёрлось о собственно двери, и краска в этих местах стёрлась, уступив место ржавчине. "Шумку" я уже упоминал. После того, как она была сделана, ездить стало сильно комфортнее даже на небольших скоростях.
По эксплуатации…. Сразу же по выезду из салона перестали работать повороты. По гарантии перепаивали блок релюшек (если не наврали). Через несколько дней поставил самую дешёвую сигнализацию - чисто для того, чтобы открывать машину с брелка. Также пришлось установить магнитолу и динамики у дилера, ибо обещали проблемы с гарантией, если сам полезу в электрику. Оказалось, что фирма нашей молодости Akai ещё жива и делает вполне приличные динамики, кои были установлены в передние двери в количестве 2 штуки. Для установки динамиков назад нужно было устанавливать, по словам спецов, аудиополку, которой в наличии не было. Так я и проездил с двумя динамиками. Во время нулевого ТО обнаружили плохо работающий задний тормозной цилиндрик, который по гарантии же поменяли. Через некоторое время вслед за ним пошёл и второй. Примерно тогда же застучала рулевая тяга - поменяли по гарантии. Я опасался известных проблем с генератором, но оказалось, что он у меня бошевский, а с ними таких проблем нет. На нулевом ТО поменяли масло в движке и, по моему желанию, в коробке. Коробка у меня была уже тросовая, но всё равно достаточно шумная, рычаг на 4-й передаче входил в резонанс и изрядно дребезжал. Однако каких-либо существенных проблем, кроме шумности, движок и коробка мне не доставляли. На втором году сломалась трапеция дворников - заменили по гарантии. Тогда же рассыпалась у меня в руках крышка бачка омывателя. Купил в соседнем магазине за 30 центов. Вообще цены на запчасти для ВАЗов меня просто шокировали поначалу. Владея до того иномарками, я привык совсем к другому порядку цен. А здесь пусть и не сильно качественные запчасти, но стоят какие-то копейки. Примерно вместе с крышкой развалилось салонное зеркало. Было куплено там же за такие же смешные деньги. На третьем году зимой перестала дуть печка. Ремонтировали по гарантии, что сделали - не признались. Уже после окончания гарантии зашумел выжимной подшипник и попросилась под замену правая шаровая. Должен отметить отличную работу местного официального сервиса. Всё делалось быстро и без нареканий с моей стороны, что, очевидно, добавило позитива к впечатлениям от эксплуатации.
К первой зиме была куплена зимняя резина Белшина. Надо сказать, что некоторые модели Белшины вполне неплохи, но мне досталась полная ерунда, к сожалению, не помню индекс модели. Гребла она хорошо, но на асфальте, особенно с колеями, держалась плохо, так, что приходилось постоянно подруливать. Стоковые диски почти сразу стали ржаветь, а также через некоторое время появились проблемы с балансировкой, посему были заменены на недорогое российское литьё SKAD, после чего машина стала выглядеть гораздо интереснее.
В целом машина по своим потреблятским качествам меня устраивала. Зимой заводилась без проблем в любой мороз, печка грела хорошо. По городу было ездить вполне комфортно. На трассе было похуже. Машина высокая, лёгкая - сильный боковой ветер её с дороги сдувал. Ну и относительно короткая колёсная база приводила к тому, что на неровностях машина "козлила", задних пассажиров изрядно растрясывало в дальних путешествиях.
Тем не менее, на Гранте я ездил в Москву и Ленинград без неприятных приключений. Да, не особо комфортно, где-то устаёшь, но в целом терпимо, нет проблем с обгоном и т.п.. Что касается больной темы скрипов в салоне, то здесь мне повезло. Был небольшой сверчок в районе пассажирского козырька, но он мне особо не досаждал и через некоторое время я забил на поиск причины.
Расход на трассе я не замерял. Процентов 70 пробега было по городу в достаточно жёстких условиях. Средний расход город + трасса 7,6 на 100.
В целом машина оставила двойственное впечатление: с одной стороны, спроектирована очень неплохо, пользоваться ей было приятно, и продавал я её с некоторым сожалением, но свою ложку дёгтя вносят досадные косяки по качеству и откровенное жлобство производителя.