Предистория...
Машину я себе выбирал очень долго. Года 4 точно. Всё никак повода не было пойти и купить. То времени нет, то храническая жадность... Работа в 500 метрах от дома, особо никуда сам не езжу. Деньги на машину откладывал по чуть чуть всё это время. Время от времени начал поглядывать на объявления. Искал что бы приглянулось и вписалась в бюджет. Объявлений таких было от силы 1-2 в месяц. В большинстве случаев машина уже была продана к тому моменту, когда я находил объявление. Со временем мне это надоело и я написал расширение к Chrome'у, следящее за объявлениями по моим критериям (если кому интересно, ищите по названию "Продаван-сан"). Но всё никак не удавалось найти ничего интересного. А не так давно поток объявлений по моим критериям вообще почти иссяк (как оказалось, сильно поднялись цены).
И как назло именно в этот момент поменялось место работы (оффис переехал). Теперь до работы было на 9 км дальше. Начал искать вариант "что бы ездило более-менее без проблем и вписывалось в бюджет", на случай если с общественным транспортом совсем беда будет. Пробные поездки на общественном транспорте в разных вариантах на протяжении первых 2-х недель показывали, что ждать на остановке придется в среднем минут 40. Сейчас это ещё терпимо, а вот в -30 будет уже не комфортно столько стоять остановке.
В итоге было принято решение срочно покупать машину. Расширить бюджет в ближайшее время не представлялось возможным. Глянул возможные б/у варианты. В лучшем случае получался бы 7-8-летний Fit (или аналог), и то надо было искать живой вариант. Время сильно поджимало: скоро выпадет снег, а опыта у меня практически нет. Ездил очень редко и только летом. Хотелось бы побольше накатать до гололёда.
Переговоры со знакомыми перекупами подтвердили плачевность ситуации... В результате продолжительных холи-воров с родственниками меня все-таки переманили на "тёмную сторону очень простых, зато новых авто". Особо советовали Chevrolet Chevett 1979 года разработки (aka Opel Kadett 1984 aka Daewoo Nexia 2012). Но из-за безопасности (все-таки опыта мало) этот вариант был мной отклонен. Китайцы пошли лесом по этой же причине. Renault Logan не вписывался в бюджет.
А вот за Грантой я давно следил. И на вид не так уж и плоха, и по отзывал в блоге Гранты мне она понравилась. По безопасности, если верить Авторевю, лишь немного хуже более дорогого Соляриса, даже в комплектации "Стандарт"! Решил сходить в автосалон и глянуть её.
Кстати я большой любитель JDM'а и не любитель ВАЗов, так что Гранту буду судить с двойной строгостью... :)
Первое впечатление.
В живую оказалась значительно симпатичнее, чем на фото. Даже в комплектации "Стандарт", с не крашенными бамперами. У официалов огромная очередь. У не официалов есть в наличии, но цены загнуты. После недолгих раздумий решил всё-таки взять её, откатать зиму и к лету сменить на что-нибудь поприличнее.
Заказал. Доставал автосалон звонками 2 недели. Это на столько ПТС позже самой машины пришёл. Пока ждал мне сделали антикор и поставили сигнализацию с ковриками (кстати не все ровно подходят, часть подсунули от десятки). При осмотре заметил, что задних брызговиков нет. В автосалоне так и не ответили, так и должно быть или при антикоре потеряли. Плюнул, забрал так. Дал покататься родственникам-советчикам. Их первые впечатления "А чего руль не крутится?" и "Ну телега...". Но я был морально к этому готов. :)
На следующей неделе получил номера. На выходных поехал кататься/обкатывать авто. Опыта на других машинах у меня не много. Из относительно недавних или хорошо запомнившихся только учебная 21083, небольшая поездка на Opel Corsa и Hyundai Santa Fe. Буду сравнивать с ними.
Помимо внешнего вида/наличия ходовых огней, первое что бросается в глаза это огромный багажник... который можно увеличить сложив заднее сидение. Кстати багажник открывается только с ключа (в Стандарте вместо кнопки в салоне стоит заглушка). И закрывается плохо. Двери пока закрываются идеально. Не понравилось что бензобак нельзя запереть (кстати бак довольно большой, ~50 литров).
На удивление оказались удобные сидения. Помню, что в учебной 2108 было значительно хуже. Я роста небольшого, поэтому сзади получается много места. Такое ощущение, что расположение всех остальных приборов делалось специально до меня. Дотягиваюсь до всего и всё хорошо видно (в восьмёрке было хуже, и даже в Santa Fe не настолько удобно, хотя особо настройки там не искал). Разве что 5-я передача находится далековато.
Сразу заметил отличный обзор и здоровенные зеркала бокового вида. Для неопытных водителей - самое то! В 2108/Santa Fe значительно хуже. Был приятно удивлён наличию подушки безопасности водителя (когда покупал, думал что в Стандарте нету).
Позабавил переключатель света. Они бы ещё управление дворниками таким же образом сделали... выкрасить тогда пол машины в чёрный цвет... и диски Watanabe поставить... получилась бы Панда Гранта... (если вы не поминаете о чём я, вы просто не JDM'щик) :)
Дорожный просвет не казался особо большим, пока не поставил машину рядом с типичной пузотёркой. Хотя для меня это не так критично. Зато энергоёмкость подвески совместно с "высокопрофильными" шинами R13 сглаживают все кочки наших дорог. Причём это отметили все, кто проехался в машине. Огромный плюс на наших дорогах. Катался по "околозагородному маршруту", ж/д переезды на 40 км/ч легко "пролетал" и почти не замечал. Только когда на второй круг пошел заметил, что пузотёрки там сбрасывают скорость до 10-15-20 км/ч.
Отсутствие усилителя руля беспокоило первые пару разворотов. Заднюю передачу до сих пор не всегда с первого раза включаю. Зато 1-2-3-4 по повышение включаются идеально. Хотя на механике не ездил чуть ли не с автошколы. На 2108 постоянно промахивался мимо 3. На Гранте ещё ни разу не промахнулся. А вот с 5-й проблемы. Она очень далеко расположена. Первые 4 так легко включаются (так же легко на Corsa все включались), что 5-я на их фоне (в дополнение к задней) выглядят какими-то чужеродными элементами. Один раз уже промахнулся каким-то образом включив 3-ю. Такое ощущение, что их приделали в последний момент "шоб было". Хотя в городе, если ездить по правилам, вполне хватает первых 4-х. На 4-й можно ехать чуть ли не постоянно в диапазоне ~25-60. Правда тогда страдает расход топлива. После 150 км пробега на очередном переходном переходе не смог воткнуть ни 1 ни 2-ю. Пришлось включать аварийку и искать алгоритм для включения. Пока не понял как, но секунд через 30 попыток передачу как-то включил. Пока больше не повторялось.
Двигатель стоит такой же как на 10-ках, по нему ничего не могу сказать. Ещё обкатку не прошёл. Разве что на холостых оборотах вибрация в салоне есть. По отзывам вроде один из самых неприхотливых от ВАЗа.
В салоне на средних кочках всё скрипит и гремит. В 2108/21099, конечно, значительно хуже, но по сравнению с Santa Fe - небо и земля (что не удивительно). На старом асфальте в салоне большой гул. Сказывается плохая звукоизоляция.
Что ещё приятно удивило, так это цены на страховку и зимнюю резину (шипованная R13 от 1200 руб). :)
Итог
В целом... В плюсах: Большой багажник, "просторный" и удобный салон, хороший обзор, низкие цены и хорошая подвеска. Мелкие недостатки вроде простого салона и скрипучести легко игнорируются когда вспоминаешь, сколько эта машина стоит.
Большие сомнения у меня вызывает ресурс двигателя, хотя может я просто параноидален по отношению к ВАЗам. Судя по отзывам, тут как повезёт. По крайней мере раньше так было. Но всё портит чудовищная КПП (вроде это во многих ВАЗах так, но после Corsa...).
В качестве первой машины для приобретения опыта альтернатив мало (и по креш-тестам очень высокий бал, и в случае аварии ремонт будет дешевле). Для меня всё впечатление испортила идиотская коробка. Вариант с автоматом явно будет привлекательней, учитывая что автомат на них японский. Хотя даже учитывая эту отвратительную МКПП, за эти деньги ничего лучше нет (из новых или не сильно б/у).
Следующие пол года (до самой продажи авто) буду обновлять отзыв.