Вдогонку к отчету об «автомобиле для души» - Эксплорере, захотелось написать и об основном автомобиле в семье – Лада Калина-2.
Предыстория автожизни владельца:
Honda Integra ZXi, 1990г.в. (3 года владения – 2000-2003, мой пробег 60 000 км.),
ВАЗ-2112, 2002г.в., 1,5л. 16 кл. (владел с «нуля», 2003-2008, мой пробег 100 000 км.),
Hyundai Galloper II, 2001г.в., дизель 2,5л., 84л.с., 5 дверей, 7 мест (владел 2008-2014, мой пробег 100 000 км.),
Toyota Corolla AE110, 1998г.в., «правый руль» (владел 2014-2015, мой пробег 30 000 км.),
Лада Калина-2, 2015г.в., универсал, АКПП (владею 2015-настоящее время, пробег пока 56 000 км.),
Форд Эксплорер, 2004г.в., 4,6л., «американец» (владею 2018- настоящее время, пробег пока 30 000 км.).
История покупки Калины
Считайте меня обладателем дурного вкуса, но Калина в кузове «универсал» мне нравилась с момента ее появления, еще в 1 поколении. Насколько неказист был седан, куцым хэтчбэк, настолько органичным мне сразу показался «вагон». В каком-то смысле – тот же хэтч с доведенным до разумно-достаточного размера багажником, который и кузов удлинил до гармоничного вида. Ну да это «вкусовщина».
В первом поколении не нравилось внутренний дизайн салона, а вот во втором салон очень удачно, на мой вкус перерисовали.
В силу жизненных обстоятельств в момент выхода второй Калины пользовал купленную «на время» сотую Короллу, которая в общем не доставляла хлопот, если бы не начавшее гнить днище – машина начала свою российскую жизнь в Московской области, и видимо часто посещала столицу. Как появилась возможность поменять авто, быстро была продана Королла и в салоне приобретена Лада.
Автомобиль 2015г.в., с АКПП, комплектация «норма», т.е. «средненькая». Эта комплектация мне показалась оптимальной. От чего отказался в сравнении с «люксом»? Навигаторами я не пользуюсь, поэтому головное устройство с экраном мне было не нужно. Еще в «норме» нет: задних электростеклоподъемников (некритично), лекгосплавных дисков (купил сам на свой вкус, а не то, что поставил завод), системы стабилизации (кажется так) – для меня некритично, электропривода зеркал – переживу, велюровая обивка сидений (внешне для меня выглядела проигрышно, потому как она была в то время одноцветная по всему сиденью, если я правильно помню, а обычная тканевая – разнофактурная). Вроде это все основные позиции.
В «норме» из признаков комфорта и прогресса есть: АБС, кондиционер, подогревы передних сидений, передние электростеклоподъемники, головное устройство, которое имеет USB-разъем, слот для SD карты, и к моему удивлению оказалось способным цеплять телефоны по «синезубу».
Себе бы взял на механике, но поскольку жена получила права и уже поездила на Королле, взял с АКПП, о чем после и пожалел и порадовался. Пожалел, потому как эта АКПП (старая заслуженная 4х ступенчатая Jatco) сильно увеличивает расход по сравнению с механикой. Порадовался, потому что Новосибирск родной погрязает в пробках с каждым годом все жестче.
На сегодня в моих руках автомобиль 5 лет и 4 месяца.
Пробег на текущий момент 56 000 км.
Чем машина радует:
Мне комфортно. Рабочее место водителя на мой взгляд отличное. Были относительно дальние поездки (Горный Алтай – район Чемала, Алтайский край – Завялово) – 6-8 часов за рулем без особой усталости. Посадка прямая. Встречал высказывания, что сиденья поставлены высоковато, но по мне так посадка очень «правильная».
Сиденье же поставлено на такую высоту, как мне кажется, по простой причине - габариты автомобиля. Если сиденье сделать ниже, то водителю нужно будет отодвинуться назад, чтобы ноги заняли правильное положение на подушке сиденья. А это значит – лишить свободного пространства задних пассажиров.
Повторюсь – меня посадка более чем устраивает. И вообще, за эргономику рабочего места ставлю автомобилю твердую пятерку.
Плюсом к эргономике – отличная обзорность и шикарные крупные зеркала (особенно на фоне мелких недоразумений у Эксплорера).
Бодрая. ВАЗовский 16-клапанник хорош и в базовой версии – 106 л.с. и в оптимизированной для АКПП – 98 л.с. И вроде бы по абсолютным показателям ничего особо выдающегося, но воспринимается автомобиль резвым (та же бывашая 100-сильная Королла, по цифрам энерговооруженности лучше, а по ощущениям - более вялая). Наверное тут еще заслуга энергоемкой подвески, которая «раскрашивает» восприятие динамики.
Собственно - подвеска. Она всепрощающая. Кажется, можно не тормозить перед любыми препятствиями. Кстати, она меня этим, похоже и наказала – в конце лета обнаружил неравномерный износ на двух летних покрышкам (повреждение корда), и к концу этой зимы аналогичную беду обнаружил и на одной зимней.
Плюс к подвеске – клиренс. У версии с МКПП он 160мм, с АКПП – 145мм. Но с учетом короткой базы и узкой колеи, геометрическая проходимость у машины получается отличной. По этому показателю Калина выигрывает у многих паркетников.
Недостатки:
(ну скажем так, вещи которые могли бы быть и по-другому, но в общем просто решается или не мешает)
У сиденья есть недостаток – визуально кажется что поясничный подпор имеется, по факту, в районе нижней части спины «провал». Раньше не обращал внимания, но после операции на позвоночнике это стало заметно. Решилось тем, что езжу с узкой подушечкой, укладываемой на поясницу. В своем Форде, например, и после операции не почувствовал недостатка, в нем есть регулируемый поясничный подпор, который весьма удачно расположен по высоте.
Складывание задних сидений – снимание подголовников, если нужно полностью сложить сиденья, бесит. И их куда-то нужно девать.
Организация багажника. Истекаю слюной на органайзер в багажнике Весты. Плюс – боковые карманы в багажнике. В Калине этого нет. Просто квадратное пространство. Два маленьких ящичка в нишах бампера, в которые даже насос не умещается.
Экономичность – ниже приведу цифры. Но имея раньше ВАЗ-2112 с родственным мотором (1,5л., 16 клапанов), был неприятно удивлен цифрами расхода. Не то чтобы прям тянет финансово (привет Эксплореру с цифрой до 33 л/100км), но как-то «нерационально и неэкологично».
Настройка связки АКПП и двигателя. Коробка все время пытается переключиться вверх раньше, чем я бы это делал на механике, в итоге нет-нет да услышишь «звяк» детонации, либо подергивание. Решается отключением овердрайва. Иначе при обычной городской скорости 60 км/ч «автомат» врубает 4ю, что заставляет двигатель работать на 1500 оборотов в минуту, где он совсем не тянет.
И еще один «бонус» от АКПП – зимний запуск. Бывшая ВАЗ-2112 у меня заводилась после ночной стоянки до -35. У Калины температура отсечения в предыдущие 4 года владения была ровно -27. (Кстати, жирный плюс АвтоВАЗу за точность – согласно Руководству по эксплуатации – 27 градусов – это «граница возможности холодного пуска двигателя без вспомогательных устройств»). В этом году поставил свежий аккумулятор, с повышенным пусковым током – был успешный запуск при -29.
Вопрос не изучал, но теоретически предполагаю (возможно что и не прав), что помимо всего прочего, у версии с АКПП возможность холодного пуска снижена в связи с тем, что стартер, сделанный для механической версии, не способен прокрутить еще и навешенный гидротрансформатор «автомата».
Общий расход топлива за 5 лет и 56 000 км:
Сожжено 6 673 литра, что дает средний расход в 11,92 л/100 км.
Показания БК сбрасываю при переходе с зимних шин на летние и наоборот.
В среднем зимний расход за эти годы был 13,7 (в первые годы) и 14,7 за эту зиму (привет новосибирским пробкам).
Летом расходы по итогам сезонов были от 9,5 до 11.
Из разряда «тюнинга» делалось.
1. Шумоизоляция дверей. Родная «шумка» представляла собой кусок какого-то «поролона» толщиной 2-3 мм, и размерами где-то 30*30см, наклеенный по центру дверной панели. Проклеил все 4 двери обычным битумным вибропластом – внутренние стороны внешних панелей, плюс везде где можно было – на внутренней панели. В том числе закрыл все вырезы во внутренних панелях. Сделано при установке акустики.
Ну и двери закрываются со «среднеблагородным» «бум» вместо пошлого «бздынь», которое можно слышать на многих бюджетниках без шумки.
2. Акустика – двухкомпонентная Урал-1327. Вытащенные из передних дверей штатные динамики – были раза в 2 легче Ураловских, с тонюсенькими бумажными диффузорами.
Ну и традиционно для всех своих автомобилей – «пищалки» по центру передних стоек лобового стекла, для поднятия звуковой сцены. Ураловские «пищалки» идут в комплекте с маленькими подиумами. Как смотрится – на прилагаемом фото. Ориентированы пищалки – на противоположного седока.
Указанные доработки достаточны для средне-приличного звука. Сабвуфер не ставил. Рэп не слушаю, для прочей музыки – Ураловские динамики дают и кое-какой бас, с учетом компактного салона. К штатной «голове» в этом комплекте вопросов нет.
3. Для летнего комплекта шин приобретены диски – красноярские – X'trike X-110.
Обслуживается авто у дилера в Новосибирске.
Гарантия на год покупки была 3 года или 50 тысяч.
По гарантии устранялись следующие вещи:
1. Замена правого переднего ступичного подшипника (загудел 13 600 км.).
2. Механизм замка двери пассажира (14 675 км.)
3. Последствия обрыва ремня ГРМ (33 810 км.)
Про последний гарантийный ремонт расскажу особо. Подписанный акт работ (замена поршней и клапанов и т.д.) был на 33 с лишним тысячи рублей (это 2018 год).
Обрыв ремня, известная беда вазовских 16-клапанников, из-за заклинившего ролика.
В гарантии пытались отказать. И вот почему. По регламенту, ТО предполагаются каждые 15 тысяч (первое ТО 14,5-15,5 тысяч, второе 29,5-30,5 тысяч и так далее). Когда я заехал менять ступичный подшипник, пробег был 13 600 км. Ну я и решил, скоро время, сделаю сразу ТО. Никто у дилера не предупредил о «засаде». Второе плановое ТО нужно было проходить с аналогичным сдвигом, а у меня оно пройдено на пробеге 30 124 км. О том, что условия гарантии нарушены, мне естественно сказали, когда я привез авто на эвакуаторе с оборванным ремнем ГРМ.
И тут меня зло взяло.
Во-первых, я противник этих межсервисных пробегов, и конечно, там же у дилера делал промежуточные замены масла (так чтобы от замены до замены было порядка 7,5 тысяч км.).
Во-вторых, делая первое ТО раньше срока, никто не предупредил (ну да, книжку с условиями надо читать…).
Ну в-третьих, тычу товарищу инженеру по гарантии актом выполненных работ на пробеге 19 272 км, в котором замена масла в ДВС и (та-дам!) – «Осмотр ролика ГРМ»!!! - за который еще и в счет добавили 160 рублей.
Прошу объяснить, какие мои действия привели в обрыву ремня ГРМ, чтобы признать случай негарантийным. Слышу в ответ – «ну вот, у нас регламент». В итоге заявляю дилеру, что платно ремонтировать двигатель у них не буду из принципа, и если они отказываются делать это по гарантии, приеду с эвакуатором и поеду на другое СТО.
Итог, попросили оформить заявление, которое они должны направить на АвтоВАЗ, ну и на следующий день – звонок, «все в порядке, ремонт по гарантии».
Ну и общее – за исключением двух ситуаций с зависанием клапанов и обрывом ГРМ, за 56 тысяч км. «чек энджин» не беспокоил ни разу. То есть все системы до сих пор работают исправно.
Общие расходы за 5 лет и 56 тысяч пробега.
1. Бензин, 6 673 литра на сумму – 260 969 руб.
2. Запчасти и расходные материалы – 12 075 руб.
самое крупное в этой сумме:
– аккумулятор (зима 2021г.) – 3 200 руб.,
- катушка зажигания – 1 350 руб. (сам сломал при смене свечей на зиму)
остальное - масла и фильтры на промежуточных ТО, лампочки, дворники.
3. Работы СТО – 74 232 руб.
из этой суммы:
- 3 плановых ТО до окончания гарантии – 15 114 руб.;
- замена лобового стекла – 10 000 руб. (поймал на ходу камень из под встречного грузовика);
- замена клапанов – 14 343 руб. (это было за год до обрыва ГРМ, зимой, зависли клапана после заправки на несетевой АЗС. Не придал значения резкому запаху, когда заправлялся, сильно пахло ацетоном. А ну утро – привет, двигатель крутнулся и дзынькнул. Следующая попытка – крутится легко без признаков воспламенения.)
- остальное – ТО после гарантии, шиномонтаж, мелкие работы.
4. Прочие приобретения.
Шины зимние Matador – 8 400 руб. (2015 год)
Шины Yokohama ES32 – 9 600 руб. (куплены в феврале 2021 на новый сезон)
Диски для летнего комплекта – 8 980 руб.
Тонировка задней полусферы – 4 000 руб.
ну и прочее по мелочи.
Общие эксплуатационные расходы (со всеми описанными форсмажорами, самостоятельно убитыми летними шинами, вторыми дисками, тонировками и т.д.) за 5 лет – 389 000 руб. или 78 тысяч в год. По мне так – сверхбюджетно.
Транспортный налог на авто в Новосибирске – 587 р./год
Действующее ОСАГО обшлось – 4 168 руб.
Ну и «философское» подведение итогов.
Доволен ли я автомобилем – безусловно, да. Несмотря на случавшиеся проблемы, в виде пресловутого обрыва ремня ГРМ. Эксплуатация ее очень бюджетна. Как и первоначальная стоимость (в 2015г. она приобреталась за 499 000 руб.).
В ней есть весь необходимый набор для комфорта – адекватный климат, достаточно продуманная эргономика, качественный свет, электроусилитель руля (не понимаю, за что его ругают. Не испытываю никаких проблем с «чувством» машины), информативный БК.
Для нашей семьи из 4 человек машинка достаточна на все случаи жизни.
Описанный выше случай с дилером, думаю, не специфика только Лады. Подобных историй полно с российскими дилерами всех брендов. Кроме той буквоедской проблемы с гарантией, существенных претензий к работе дилера нет, поэтому и после окончания гарантийного периода, плановые ТО и прочие мелочи делаю там же.
В ближайшее время менять не собираюсь. Возможно, через пару-тройку лет.
Но, оглядываясь на рынок, если бы менял машину сейчас, то поменял бы ее на новую… Гранту. То есть ту же Калину. В таком же кузове, но уже на «механике». Возможно, в версии «кросс», но не факт, учитывая, что и обычной версии мне хватает для той же дачи.
А вот на что побежал бы поменять мгновенно – так это на Гранту в кузове «универсал» с доработками от версии «Драйв Актив». Но таких, увы, не делают.
По моему мнению, в ценовом диапазоне до 1,2-1,3 млн.руб., на текущий момент, это лучший автомобиль по соотношению «цена-качество». Все ближайшие по цене конкуренты (включая Весту) – не настолько лучше, насколько дороже.
ПС. Фото машины и первое фото салона из интернета, потому как оказалось, за пять лет я не сделал ни одной фотографии Калины «на фоне заката».