Предисловие
А помните ли Вы, уважаемые читатели, свои самые приятные минуты счастья, радости и некой эйфории в душе, а возможно и личной гордости, в тот самый незабываемый момент момент, когда Ваша мечта, к которой Вы стремились очень долго, наконец-то осуществилась? Думаю каждый может вспомнить такой момент, который даже по прошествии многих лет и событий, произошедших в жизни, заставляет сердце биться чаще, а мозг прокручивать все эти потрясающие мгновения и заставлять организм вырабатывать всевозможные гормоны радости и счастья. Тоже самое произошло и со мной совсем недавно. Я ехал домой по трассе Краснодар - Ростов-на-Дону, как всегда не спеша в одиночестве. Шел проливной дождь, а я уютно устроившись в сидение своего нового авто наслаждался хорошей по качеству и довольно-таки пустой трассой М4, любимой музыкой и потрясающим видом окружающей природы. На дворе весна, май, кругом все зеленое! Наконец-то наступает время тепла, поездок на море и моих любимых теплых ночей, когда можно гулять хоть до самого утра. Я еду не спеша, стрелка спидометра держится на отметке 100 км/ч, иногда лениво доходя до 110. Роботизированная коробка (к слову, всегда ездил на механике и до сих пор люблю ее больше, хотя ездить с 2-мя педалями гораздо проще и удобнее, особенно в диких Краснодарских пробках), хорошая акустика, плавное движение, немного откинутое назад сидение дает полное ощущение комфорта и безмятежности. Еду и понимаю, что все вроде бы классно, но без особой радости и счастливого ритма сердца. И вдруг (не знаю почему, может быть потому что заиграла песня, которая играла у меня еще на первой любимой машине), в памяти резко всплывают воспоминания. Да, словно культовый автомобиль De Lorean Марти МакФлая из к/ф "Назад в будущее" переносит меня назад на 5 лет, когда я, будучи 20 летним пареньком, точно так же ехал по этой дороге впервые в жизни за рулем своего собственного авто. И в этот момент сердце вспомнило тот ритм счастья, мозг снова дал команду открыть дверь потайной комнаты воспоминаний. Как же было снова приятно окунуться в эти мгновения! Поэтому, собственно, решил написать отзыв. Прошу не судить строго, пишу впервые, возможно будет очень много эмоциональных описаний и кому-то покажется, что много чего лишнего. Но сегодня речь пойдет не просто об автомобиле, сие повествование будет о части моей жизни, которую я не забуду никогда! Итак, устраивайтесь поудобнее дорогие читатели, судя по длинному началу, отзыв (рассказ или повествование, кому как больше нравится) будет большим и надеюсь интересным. Свои мемуары разделю на части, кому тяжело будет осилить все целиком, может прочесть по отдельности.
1. Путь к мечте
Шел 2009 год, я был на 1-м курсе университета, получил права и стал вопрос о покупке машины. Для себя я решил, что с убитой старой машины я начинать не хочу, а надо бы что-то более-менее сносное. К сожалению (потом я прекрасно понял, что к огромному счастью) помочь материально никто не мог, оставалось надеяться на свои собственные силы. Совмещая учебу и работу я стал медленно, но уверенно двигаться к своей мечте. Примерно через год удалось скопить около 120 тысяч наших родненьких. Хотелось на тот момент двенашку. Всегда нравилась она мне. Начались поиски, которые тем временем ни к чему хорошему не приводили. Одновременно с этим "банк" медленно возрастал и в поиски включались и другие машины. Но ничего подходящего не было. Конечно в ту пору я был готов приобрести любую машину, только дай за рулем посидеть, в том смысле, что очень хочется и на тех. состояние особого внимания не обращаешь. На дворе был 2011 год. Скопить удалось 220 тысяч, долгими и мучительными месяцами работы. Кстати, откладывал по максимуму, стараясь минимально тратить на все лишнее, ведь так хотелось поскорее получить мечту и при этом не связывать себя узами брака с кредитами. Были просмотрены несколько Toyota Vitz, Duet, много наших авто, но все не то. К слову хотелось не большой авто, да и чтоб не хлопотно было ухаживать за ним и к тому же стажа вождения 0. Всегда говорил, что купить человек может любой авто, а вот содержать ее не каждый потянет. В этом убедился на примере своих друзей. Самый очевидный пример - мой близкий друг. Он как получил права сразу взял кредит на 600 тысяч и купил себе Мазду 6. Спору никакого нет - машина супер. Но я ему говорил, ты научись сначала ездить, купи что попроще, а потом уже понтуйся=) Но нет, понты перевесили) В итоге пара аварий, непомерные цены на ремонт и пришлось родную продать, а кредит платится до сих пор. Ну да ладно, отошли от темы. В общем сколько было поисков и переживаний по поводу авто - не счесть. Но, в один прекрасный день разочаровавшись во всем, было решено ехать в соседний город на авторынок. Ехали с другом и решено было брать приору. По "пацанским" меркам классная тачка, да и в ремонте Ваз стоит копейки. Приехали рано утром, походили, посмотрели и снова тоска. Нет живых, все укатанные, из разных регионов в таком ценовом диапазоне. Подавляя в себе желание купить дрова, а потом довести до ума, двинулись мы снова ни с чем к выходу. И тут, случайно, у выхода стоят два дядьки и Калина с ними рядом. Думаю нет, даже смотреть не буду, Калина как-то совсем не для молодого пацана. Друг говорит, а давай глянем? Все равно уже уезжаем, пару минут и все! Нехотя подошел. Взору моему предстала она (тогда еще и подумать не мог, что станет частью моей жизни), Лада Калина Хэтч.
Что имелось:
2008 год, 1 хозяйка, комплектация люкс, а именно:
-Все стеклоподъемники
- Электропривод зеркал
- подогрев передних сидений
-ПТФ
-АБС
-Сигнализация с обратной связью
-2 подушки безопасности
-Акустика Pioneer и литые 14-е диски установленные предыдущим владельцем. Так же машина была затонирована, но все по закону.
-Электроусилитель руля
Кондиционера к сожалению не было, в те годы на Люкс вроде как еще не ставили.
Осмотрели машину, проверили ЛКП, не бита не крашена, в отличном состоянии, все работает как часики. Только пробег был 110 тысяч км. Ну да ладно. Проехав с дрожащими ногами (после получения прав почти не садился за руль) понял, что лучшего мне найти. По сравнению с приорами в такой цене, Калина была конфеткой. Цена только была 240 т. Говорю у меня только 220 есть, на что продавцы сразу согласились без колебаний, попрорсили только отвезти их домой, т.к. на рынок они просто заехали проездом и не думали, что продадут. Вот и первое путешествие! ехали аж под Новороссийск. Пока были в пути, хозяин рассказал, что машиной владела его жена, он обслуживал сам, за машиной следил (по состоянию конечно это было видно). Немного довел ее до ума. Рассказал, что проблем не было, так мелкие косячки (в чем я потом конечно убедился). Все поменяно, ремень ГРМ новый. Вот так мы приехали к нему домой, нас встретила его жена и родня, гостившая там. Напоили чаем, накормили в дорогу. Спасибо огромное им, люди и правда хорошие, ничего не утаили и за авто следили. Написали договор, ударили по рукам и вот ключи от мечты у меня в руках! Конечно не передаваемые ощущения! Сажусь, завожу и не верю своим глазам! Я сижу в своей машине, после практически 2-х лет кропотливых накоплений и работы на износ ради нее! Этот день, 25 августа, запомнится мне на всю жизнь!
2. Владение.
Сразу скажу свое мнение. Не бывает плохих машин, бывают плохие водители! Часто вижу как берут русские машины (да и иномарки тоже), потом просто в хлам укатывают их, заправляют самое дешевое топливо, масло меняют раз в 20 тысяч из Ашана за 400 рублей, а фильтры и того реже. Думают что это Феррари, и нещадно бьют в отсечку со светофора. Потом жалуются что это все ведра, сыпятся, ломаются. Никогда не понимал таких людей. Следи за машинкой, обслуживай ее, давай иногда ей жизни и тогда все будет ОК! Не люблю, когда гонщики на своих 100 сильных машинах представляют себя Шумахерами. Ну она же не едет совсем! Конечно если тягаться с такими же овощами, то можно чувствовать себя за рулем боллида Ф1. Если получать кайф, то от машин с мощным двигателем и реально едущими. Пару раз позднее проехав на Мазде 3 MPS и Субару WRX STI я понял, что такие машины больше подходят для вышеперечисленных спортивных действий в городе и на трассе. Ну да ладно, на вкус и цвет фломастеры разные. Лично мое мнение, как говорится.
В общем, началась эксплуатация моего счастья! Конечно, стоит заметить, что качество наших авто не из лучших. Но ценник то у них тоже мягко говоря не высок (по крайней мере тогда), поэтому сравнивать с иномарками тяжело. Не думаю, что новая иномарка известного бренда получив стоимость как у Лады Гранта будет хвастать лучшими качествами. За это надо платить. Но, возможно я и ошибаюсь.
Так вот, приноровившись к езде на авто я получил новую жизнь! Как же все меняется, когда появляется верный четырехколесный друг! Поездки на море, на природу, просто ночные гуляния и катания по городу, какой кайф! Объездил все побережье на ней! Приехав первый раз в универ на своей ласточке я ловил восторженные и немного завидующие взгляды одногрупников. Ведь я был вторым у кого появился свой авто. Первым был мой друг, у которого был Ваз 2114. Помню как один из них с важным и знающим видом попросил открыть капот и посмотреть на двигатель. Взору предстала крышка с надписью 16 valve, на что он с умным видом говорит - двигатель 1,6 понятно (думаю - ага, конечно, еще 2 турбины и интеркуллер спрятаны под крышкой =))
Но, ближе к делу. Расскажу сначала о плюсах. Безусловно это расход топлива. Он прямо скажем совсем не большой. По трассе около 5-6 литров если ехать 90-100 км/ч, по городу повыше - 7-8. Есть очень удобная штука на компьютере - показывает мгновенный расход. Всегда стараешься держать скорость, чтобы расход был минимальным. Очень экономно. 89 лошадок хватало вполне. Еще очень нравился кузов хэтч. Небольшие размеры, парковаться удобно, ездил без парктроника и проблем никогда не было. Очень нравилось то, что подогрев сидений был, правда не было регулировки мощности, что иногда заставляло подгорать пятую точку. Авто хоть и маленький с виду, в салоне на удивление просторно. Особенно по высоте. Вообще на тот момент нравилось абсолютно все! Как говорят в любимых недостатков не замечают.
Теперь о минусах и поломках. Сразу скажу, что серьезных поломок не было, но мелочи конечно доставали. Особенно перегорающие лампочки и предохранитель прикуривателя. Лампочки почему-то перегорали с завидной регулярность, как спереди так и сзади. За 2 года эксплуатации только ПТФ ни разу не поменял. Кстати, менять их спереди то еще удовольствие. Первый раз когда менял, чуть с ума не сошел. Наверное целый час заняло это занятие, при этом чудом не сломав кисть в 3-х местах) Почему-то постоянно горел предохранитель прикуривателя, куда был подключен видеорегистратор. Еще не работали задние стеклоподьемники, но об этом я узнал уже в самом конце эксплуатации, т.к. никогда ими не пользовался. Теперь о крупных поломках, если их можно так назвать. На дворе зима, неожиданно пошел снег (для Краснодара явление не столь частое), я вышел вечером с работы прогревать машину и отправляться домой. Снег так красиво опускается хлопьями. Дай думаю включу-ка я дворники. Но что то они так вяло стали работать, думаю мало ли, может примерзли. Слышу какой-то свист. Думаю ремень генератора. И все сильнее и сильнее. Думаю вот беда, надо менять. Тем временем дворники перестали работать и двигатель стал как-то не стабильно урчать. Ну ладно, поеду-ка я домой, а по пути заскочу на заправку. Приезжаю худо бедно на АЗС, глушу мотор, выхожу и о ужас!!! Из под капота валит дым!!! Как я испугался! Прыгаю в машину, и по дальше от заправки, думаю как рванет еще) Кое-как доезжаю домой, ничего из электрики не работает, паркуюсь из последних сил и машина глохнет. Ну все думаю, конец ласточке. Снимаю Аккум, ставлю на ночь на зарядку, в 6 утра ставлю в машину, завожусь и пока нет пробок мчу на СТО. Вердикт - генератор под замену. Поставили с приоры более мощный и все стало как прежде. Цена вопроса - 4500. Следующее что было - сломалась катушка. Машина очень троила, выше 60 км/ч ехать отказывалась. Заменили, все норм, не помню сколько вышло правда. Теперь не значительные, но очень веселые поломки. Стали плавать обороты. Сначала машина глохла, потом наоборот держала повышенные обороты. Доходило до смешного. Подъезжаешь на светофор, включаешь нейтраль, а обороты в отсечку лупят. И всегда тот, кто стоит рядом начинает думать, что это конечно же вызов и начинает сам газовать)) Особенно те кто на иномарках) Смотрят, щегол за рулем, на Тазике хочет сорваться с места - не порядок) И только зеленый загорается, как тут же сосед по полосе уносится с диким шлифованием и визгом резины наказывать поверившего в себя малолетнего гонщика) Лечилось все простой заменой датчиков холостого хода и дросселя. Однажды едем мы с сестрой домой, за 200 км от Краснодара. Проезжая кольцо, выжимаю сцепление, чтобы перейти на 4 передачу и бах! Педаль проваливается. Порвался трос сцепления. Что делать? На дворе ночь, трасса пустая, а ехать еще далеко. Звоню брату, он говорит, включи первую, заведи, машина тронется, потом перегазовкой включи передачу повыше и едь. Я на панике, не знаю как быть, пытаюсь все делать как и сказал. Тронулся, а повыше передачу не получается включить! Кое как, сам не знаю как получилось, включил третью. Так и ехали часа 1,5 еще на ней. Сестра говорит в туалет хочу не могу, а я ей что останавливаться нельзя иначе не доедем) Вот так и добрались) Замена копейки стоила. Еще один раз в городе так же было. Еду на работу с начальницей (по пути подбирал иногда), останавливают для проверки документов. Проверили, счастливого пути говорят. Ага, счастливого. Педаль-то опять лежит. Начальница говорит, что происходит, опаздываем ведь. Говорю спокуха! Сейчас будет план Б (я то уже ученый). Тем же самым способом доехали. Еще была эпическая поездка в Анапу на море. Еду значит, жара 40 градусов в тени, а стеклоподъемники отказались работать. Первый раз я ехал за рулем сауны и для себя точно решил, что когда-нибудь у меня будет авто с кондиционером. Еду без майки, пот в глаза течет, в салоне ад, только веничка банного не хватает. Оказалось перегорел предохранитель.
Еще стоит отметить конечно ужасный пластик в салоне и издаваемые ими звуки, казалось машина разговаривает с тобой. Но тогда на это внимание не обращал и хорошая аудиоподготовка (спасибо первому хозяину) этот нюанс исправляла. Плюс еще была замена шаровых на 140.000 пробега.
Однажды, вызывают меня в выходной ночью срочно на работу, так не хотелось ехать, но поехал. Как раз мороз и дождь начался. Все обледенело. Приезжаю утром, а на том месте, где обычно паркуюсь, стоит такая же Калина, а на нее дерево упало. Потом спасибо сказал, за то что вызвали.
Но все проблемы меркнут по сравнению с тем, какие удовольствия доставляла машина своим владением. Буря эмоций и впечатлений. Кстати, однажды в самом начале владения, я подвез по пути домой девушку с работы. С тех пор мы вместе) Так что машинка еще и помогла создать семью)
По обслуживанию каждые 10 тысяч пробега менял все расходники, лил масло Castrol полусинтетику, как делал предыдущий хозяин. Заправлял только на Газпромнефти 98 G-drive. Может быть мне скажут, что я с ума сошел и не к чему это, но, расход был гораздо меньше, т.к. двигатель раскручивался охотнее намного и ехалось ей легче. На 92 вообще была очень тугой. Однажды приехал на заправку, стоит Мерседес, купе, красивый, залюбуешься. Заправляет его товарищ 92-м, а я напротив стою и 98-й лью. Стоит на меня смотрит хозяин как на идиота. Не понимаю, зачем он так. Может авто в кредит? (хотя такой в ипотеку наверное).
В общем как я понял, самое главное за машиной следить и ухаживать, тогда проблем особых не доставит и будет радовать хозяина. Конечно у машины есть недостатки и довольно много, но с этим можно жить, если хорошо с ней обращаться. Еще когда покупаешь ее на свои честно заработанные, долгим кропотливым трудом, деньги, тогда относишься совершенно по особому с авто, да и с любой вещью. Ведь другую тебе никто не купит, пока сам не заработаешь. Спасибо родителям, которые никогда не баловали, а учили добиваться всего самому и относится к вещам бережно.
3. Расставание
После 2-х лет эксплуатации пробег был 150,000 км. Машина исправно радовала, за исключением мелких неисправностей, к которым я привык (запасные лампы и предохранители всегда были со мной). Но захотелось что-то другое, поэтому настал момент расставания. Сам ее продать не смог, стыдно как -то было перед ней что-ли. Отдал другу, который занимается продажей/покупкой авто (в простонародье перекуп). Последний раз помыв авто (всегда это делал сам, доставляло удовольствие ухаживания за своей родной машинкой), я отогнал ее другу. Пока ехал, прокручивал в голове все моменты счастья, которые она мне подарила. Все просто не возможно описать, а я тут и так увлекся. Отдав ключи и документы, я последний раз посмотрел на нее и комок в моем горле достиг размера шарика для пинг-понга. Уходя я старался не оборачиваться, дабы не увидеть ее, так подло оставившим свою верную и преданную машину. Сидя в троллейбусе, на пути домой, я снова превратился в пешехода, понимающего, что закончилась самая добрая и волнующая часть моей автомобильной жизни. Ведь это как первая любовь, такого больше ни с каким авто не пережить. Жарким летним вечером я ехал и наблюдал в окно за потоком проносящихся машин, а сердце не находило себе места и сжималось все сильнее и сильнее...