Честно говоря, я как то не планировал посещение тольяттинского автосалона "Моторэхспо 2016", т.к. практически все о том, что могло бы меня заинтересовать, я уже почерпнул в сети и даже в реальной жизни. Тем более он обещал быть более скромной репликой тоскливого московского автосалона, прошедшего летом этого года. Однако ради ребенка я все таки сходил на него, о чем и я, и особенно дочка, нисколько не жалеем. Да и где еще за 300 рублей можно так клево оторваться?;)
По первым шагам стало понятно, что это московский автосалон был скромной репликой, т.к. туда привезли отдуваться за весь премиальный сегмент лишь Мерсы, а в Тольятти случилось прямо таки нашествие всяких там Бентлей, Ягуаров, Ролс Ройсов, Поршей, Аудюх с Бээмвешками). И если в Москве роль основной "изюминки" на торте салона играли многочисленные китайцы, то у нас их представили только двумя фирмешками. Создалось впечатление, что это Тольятти город миллионеров, а не Москва)). Правда налет помпезности у нас слегка подпортили аж два автосалона, выставившие подержанные авто в качестве экспонатов. К чему бы это?;)
На самом входе нас встретили те самые премиум машинки, доступ к которым был строго ограничен, и, как я подозреваю, не каждого пускали прикоснуться к "мечте" Остапа Бендера, даже по записи;).
К более скромным представителям машин элитного класса типа БМВ, Ауди и Порше можно было подойти и даже ногтем краску поколупать, но внутрь все равно не пускали. Оно и понятно. Эти тачки надо же будет потом продавать, а вдруг будущий их хозяин увидит царапку на коже или пластике? Ему точно будет не понятно за что он платит такие бешеные деньжищи!) Более демократично к своим будущим клиентам отнеслись немецкие народоавтомобильцы, корейцы и реношники с китайцами. Ну и наши не подкачали и гостеприимно распахнули двери своих машин для всех страждущих. Полазив с дочкой по куче иноавто из недорогого сегмента я понял, что все они отличаются только шильдиками, а так дешман дешманом. Ну а что я хотел от лоу-коста? Правда этот лоу уже вплотную подобрался к миллиону и кое где его перемахнул. Даже фоткать особо не стал это унылое однообразие. Запомнился только один забавный момент, подсмотренный и подслушанный около двух ярких представителей сегмента компактных кроссоверов от Рено и Хюндая — Каптюра и Креты, выставленных прямо друг напротив друга. Вокруг них, весьма предсказуемо и с любопытством, толпился народ. И это понятно. Ведь сей форм-фактор кузова сейчас мегапопулярен у нас в стране. Ушлые менеджеры, просекшие тему, наваливались всей своей интеллектуальной массой на уши доверчивых будущих клиентов. "Посмотрите, вот тут на двери вы видите две резинки, а это значит, что вы получаете дополнительный комфорт, сидя с ней. А вот у Креты такого нет", — доносилось со стороны реношников. "Посмотрите, какая строгая и лаконичная передняя панель. И не игрушечная, как в Каптюре", — раздавалось со стороны корейцев).
После блуждания в стане недорогих иномарок мы набрели на небольшой островок, занятый мотиками и квадриками. Сколько я не наблюдал за ними, но так и не нашел другого интереса к ним среди посетителей, кроме того, чтобы посадить на него свое чадо и сделать эффектный снимок). В общем то я тоже посетил их только ради этого;).
И только было мы отправились к экспозиции АвтоВАЗа, как дочка по пути обнаружила большой, абсолютно пустой красный помост и громкую танцевальную музыку, доносящуюся из мощных колонок, расставленных по ее краям. Ни чуточки не тушуясь, она потянула меня на него танцевать, но я вежливо отказался, памятуя о своем недавнем пятичасовом диско марафоне на последнем корпоративе, после которого до сих пор мои ноги не могут прийти в себя). Тогда она оставила меня отдыхать, а сама взлетела на сцену и устроила там фирменную дискотеку, привлекая к себе на танцпол кучу малышей, проходивших мимо. Отжигали они там знатно и, самое главное, в отличие от прошлогоднего посещения того же Моторэкспо, их никто со сцены не согнал.
Натанцевавшись вдоволь она покорно последовала за мной обозревать эти такие одинаковые и скучные для нее автомобили. Но придя в стан вазиков мы с удивлением обнаружили, что вазовцы для детей подготовились не хуже, чем для взрослых. Там были и автосимуляторы, и радиоуправляемые модели, и столы для занятия лепкой и рисованием, и конструкторы, и викторины с призами. В общем пофоткавшись чуток с новыми концептами от ВАЗа я оставил ее заниматься более интересным для нее делом, чем просмотр авто, а сам отправился на посмотреть и поглазеть.
На этот раз в экспозиции присутствовали только разнообразные Весты, Икс Реи и Икс Код. И ни каких там Калин, Грант и Лад 4х4 NG (Нью Дженерейшен). Оно и понятно. Потихоньку сворачиваются отечественные платформы и сокращается выпуск машин на их основе, а заодно и убивается вазовская инженерная школа. И кто бы что не говорил, а она у нас была, хотя из за многочисленных, не зависящих от нее причин, она не всегда была востребована в полной мере и далеко не все ее решения добирались до конвейера. Вспомнить хотя бы ту же Ниву, а сейчас Ладу 4х4, судьбу которой на этой неделе приезжал решать сам вице-президент по инжинирингу Renault-Nissan Гаспар Гаскон. Ему предстояло выбрать между усиленным полным приводом, разрабатываемым вазовцами для Нивы Шевроле (тоже, кстати, наша разработка) и муфтой от Дастера. Не нужно быть провидцем, чтобы в свете последних изменений на ВАЗе понять, что выберет этот испанец. Вероятнее всего то, что будет максимально выгодно лягушатникам, но никак не потребителю. И я очень сильно удивлюсь, если я тут ошибаюсь.
Если на прошлогоднем Моторэкспо было показано два концепта — Икс Рея и Весты Кросс, то на этом выставили аж два концепта Весты и оба именуются как кросс. Только одна из них седан, а вторая долгожданный универсал.
Так же были представлены концепты спорт версий Икс Рея и Весты. У них все как положено для такого рода псевдо спортивных машин. Задние дисковые тормоза, двухцветные спортивные сидушки, кожаный руль с красной ниткой, красные светодиоды в дверных картах и КРАСНАЯ ПОДСВЕТКА ПЕДАЛЬНОГО УЗЛА! Наверняка там будет стоять более мощный мотор, но все это внутри, а снаружи, в первую очередь, их отличают от стока симпатичные наклейки, идущие вдоль икс образных выштамповок. Дураками будут народные умельцы, если не освоят выпуск таких же наклеек, позволяющих за 500 рублей и 20 минут превратить обыкновенную Весту в спортивный эрзац;). А уж чипануть и светодиоды вставлять народ давно умеет)). Это же конечно шутка юмора, но на полном серьезе;).
Икс Рей, обзаведясь пластиковым обвесом в концептуальной версии кросса, стал иметь законченный вид. Как по мне, так и надо было его начинать таким выпускать, а не поддаваться на модные веяния маркетологов о мнимом разнообразии версий — кросс, не кросс.
Еще одна машинка, которая меня заинтересовала, называлась Веста CNG. Это битопливный экземпляр, который сейчас проходит сертификацию и существует в двух вариантах компоновки чешского газового оборудования. Первый с двумя 48-литровыми газовыми баллонами, расположенными с нише запаски и с ремкомплектом, на случай прокола колеса. Второй вариант съедает место в багажнике, из за того, что баллоны расположены за спинкой задних сидений, но зато у нее будет полноценная запаска. Единственный трудно решаемый вопрос остался по заправкам. Ведь они метановые, а их по стране кот наплакал. Газпром говорит автопроизводителям: "Давайте машины, будем строить заправки". Последние недоумевают: "Кому нужны машины, которые негде заправить?" Получается замкнутый круг и без волшебного пенделя великого и ужасного, тут похоже не обойтись, но в любом случае это будет не завтра, и даже не через три года. Кризис на дворе, какие нафиг заправки?
Еще один действующий экземпляр Весты привлек меня своими сиденьями, когда я открыл его дверь и собирался в него сесть. "Блин, ну могли бы их почистить перед выставкой", — подумал я, увидев светлую обивку в непонятных пятнах. Но когда я дотронулся до нее рукой, то был приятно удивлен: "Вау! Да это ж алькантара так играет в ярком свете!" Ого, а тут кожа! Мой взгляд пробежался по салону. Руль тоже в коже, ручки дверей глянцевые, плафон освещения над задними пассажирами. Закрыв дверь я прочитал маленький шильдик, который в переводе с английского означал Эксклюзив, а заодно увидел хромированную полоску по низу дверей. Только ценника я так и не нашел, а вазовский сайт еще ничего не знал про эту комплектацию.
Ну и на загладочку остался Икс Код, который, по заверениям вазовцев, является симбиозом Калины и Весты. В общем то, от чего шли, к тому и пришли. Если кто читал мой рассказ о рождении Калины, то помнит, что изначально она проектировалась с подрамником, но экономические катаклизмы вынудили технологов и инженеров применить на ней восьмерошную платформу. Теперь задумали пересадить на платформу Калины подрамник от Весты, установив на него рулевую рейку.
В общем и в целом на выставке не было показано ни одного автомобиля дешевле 700 тысяч. Да именно дешевле, потому как все модели всех автопроизводителей были продемонстрированы в самых дорогих комплектациях. И если так и дальше будет развиваться ситуация, то следующие отечественные автосалоны больше будут походить на ярмарку подержанных авто. Благо начало уже положено.
На этом мы с дочкой завершили свой поход на Моторэкспо 2016 и отправились домой через очередной диско мастер класс, устроенный моим чадом на все том же красном подиуме)).