КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
В общем и целом, машина мне нравится. Почему? Потому что комфорт и изыски в данном конкретном случае – дело пятое. Машина не подводит, не требует больших затрат на обслуживание, а к ее особенностям несложно привыкнуть. При этом она прекрасно вывозит любые задачи, достаточно неплохо выглядит, к ней продается много всяких тюнячек и приспособлений как для внешнего вида, так и для салона. Среди них попадаются весьма полезные, например, подлокотники, ручки задних дверей, всякие накладки и полки в салон. Даже калитка для запаски продается.
Если вам нужна рабочая лошадка, возьмите Ларгус. Если вам нужен комфорт, купите что-то другое. Лексус или Кадиллак, например.
ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ОБО МНЕ
Мне 25 лет, из них 7 лет водительского стажа. Рост 184см, 85кг (это для габаритов).
Ларгус у меня вторая машина, до этого владел Toyota Hiace 4WD 2,7l (
Toyota Hiace 2005, Иркутск. С 14 лет поездил на всем, кроме танка и комбайна.
У меня большая семья, у семьи большое хозяйство и много друзей. Плюс я работаю инженером, веду активный образ жизни. Все это определяет условия использования машины: перевозка многочисленных пассажиров, перевозка гор инструмента (работа, ремонты, стройки), детских вещей, материалов, мебели и бытовой техники на короткие и длинные расстояния.
Пока я ездил на Хайсе, я горя не знал. Жрет, прет, везет. Поддон кирпича + 6 пассажиров / 15 листов фанеры + 4 пассажира / 9 пассажиров + куча туристического добра. По ручки в снегу, на любые расстояния за 17 литров на сотку. Но потом родился ребенок, доходы просели, пришлось искать что-то попроще. Машину, которая жрет мало, в которую влезет куча барахла, которую не надо чинить, а если надо, то задешево. Нашел.
О МАШИНЕ
Лада Ларгус, 2013г., серебристого цвета. Правда, в моем случае от Лады тут только шильдик, потому что это Dacia (Renault) Logan. Движок К4М (1,6л, 16 клапанов, 106 л.с.), коробка JR5 (механика, 5-ступая). Название комплектации не знаю, не уверен, что оно вообще есть.
Купил ее в мае 2016г с пробегом 71000, за месяц до конца гарантии. Продал мне ее чувак, у которого 5 детей. Машина была на ушлепанной всесезонной резине, с парой-тройкой лунок от камней на лобовом (в последствии пошла тепловая трещина), покрытие пола загажено грязью, пластик внутри изрисован цветными карандашами. Новье, короче. Сейчас пробег 143000 (май 2019).
Из трех лет владения 9 месяцев я на ней не ездил (мотался по командировкам и ногу ломал)
В машине есть 2 подушки безопасности (пассажирская отключается), ABS, кондиционер и печка, подогрев сидений, регулировка высоты сидения водителя (и регулировка поясничного подпора), электрорегулировка зеркал и их обогрев, 4 электро стеклоподъемника, регулировка руля вверх-вниз, корректор угла головного света из салона. Все отделано жестким пластиком и маркой тканью.
В машине хороший обзор, стойки ничего не загораживают. Распашные двери несимметричные, так что в заднее зеркало все хорошо видно.
Головное устройство с Bluetooth, HandsFree, CD и USB. Самое ценное в машине.
Не Майбах, конечно, но минимум комфорта обеспечен.
САЛОН
В машине 7 мест (5 в салоне, 2 в багажнике). Спинки сидений среднего ряда складываются 1/3+2/3, сложенные сидения откидываются к передним. Задний ряд складывается книжкой и откидывается к среднему ряду. Если убрать задний ряд (а я его убрал навсегда, даже крепление открутил) получается довольно большой багажник. Если еще и сложить средний ряд, то получится огромный грузовой отсек с неровным полом и высоким потолком, в который входит просто прорва барахла. Например, три обычных стиральных машинки или шмотки для лагеря на десятерых туристов. Или 10-12 колес. Или весь мой инструмент вместе со мной. Как-то раз там даже три человека пили водку. Короче, багажник большой. Распашные двери – огонь. Боковые окна открываются в режиме форточки.
Спереди сидеть среднекомфортно. Ничего плохого и ничего выдающегося в плане удобства. Сидения в меру мягкие, боковая поддержка минимальная. Человек моего роста садится сам за собой, но если за водителем поставить детскую люльку, то влезет впритык. Если поставить детское кресло, ребенок ножками будет марать спинку сидения. По объему салона, как мне показалось, Ларгус похож на Форестер 2006 года.
Сзади нормально помещается три пассажира или два детских кресла. Наклон спинки умеренный, подголовники удобные. Багажная полка на потолке между рядами – просто гениальное изобретение. В дальней дороге пассажирам очень удобно, не приходится держать всякую мелочь на руках. В эту же полку я складываю аптечку, ЗАО, компрессор и тряпки автомобильные, чтобы все это не лежало в багажнике и в дверях.
К слову о багажнике. Несмотря на все плюсы, в нем нет подпола, так что все вспомогательные принадлежности придется пихать по углам машины (под сидения, в сетчатые карманы багажника, в нишу для ног пассажиров третьего ряда, в багажную полку в салоне). Сетчатые карманы в багажнике конструктивно и качественно убогие, уже несколько раз менял клипсы, ломаются и вырываются.
Запаска полноразмерная, висит под днищем. Механизм фиксации запаски элементарный, колесо легкое, так что доставать и убирать относительно удобно, но в дождь руку придется замарать по локоть. Родной домкрат – г*вно (а у кого хороший?), прожил 5-6 использований и героически сложился.
По трассе машина ведет себя как комфортабельная 4-колесная тележка для багажа. Прогон в 250км можно нормально перенести как за рулем, так и будучи пассажиром, но зачастую раз в 100-150 км хочется размяться. Крейсерская скорость – 90 км/ч, с попутным ветром или налегке – 100-110 км/ч.
Если разгоняться дальше, машина начинает вести себя нестабильно. Как-то раз разогнал Ларгус до 140 и поймал себя на мысли, что не моргаю и не дышу. Больше так не делал, повзрослел, наверное.
Как я уже говорил, я не сильно привередливый. После того, на чем мне приходилось ездить, даже в сирийском бабах-мобиле достаточно комфортно. Но Ларгус меня удивляет как раз не отсутствием комфорта и эргономики (здесь все и так ясно), а «революционным» подходом к реализации привычных вещей.
После покупки я два дня искал гудок. Нашел случайно, когда тянулся к воздуховоду, нечаянно бибикнул. Даже не понял сразу, что произошло. При экстренной ситуации на дороге придется выбрать, либо сигналить, либо держаться двумя руками за руль.
Потом три недели привыкал к кнопкам стеклоподъемников. Какой сумрачный гений додумался сделать их под мафоном на центральной части торпеды? Поначалу очень непривычно. Зато теперь, когда привык к расположению этих кнопок, у отца в Амароке я как идиот тянусь к климатронику, чтобы стекло опустить.
Свет в бардачке работает только если включены фары. Индикатор поворотника один на всех (как в УАЗике). Обогрев зеркал включается одной кнопкой с обогревом заднего стекла. Регулировка зеркал под ручником. На задних пассажирских дверях внутри нет ручек (но их можно докупить отдельно), вместо них – ухваты в пластиковой панели двери. Если вас угораздит везти девочек с маникюром, закрывайте им двери сами, иначе они обломают ногти об этот памятник эргономике.
Индикатор уровня топлива неинформативный. От лампы до первого отстрела заправочного пистолета в бак входит 41-43 литра, при этом можно нацедить в горловину еще литров 5-6. Если сделать так, то потом первое деление не сгорит километров 130. Деления абсолютно не пропорциональны уровню топлива, цена делений непонятна и не поддается измерению. Плюс ко всему, датчик уровня топлива еще и косячит иногда. Если доездить до лампы, приехать на заправку, и не заглушая машину залить 10-13 литров, то он не изменит уровень топлива, лампа останется гореть. Поначалу даже ругался с заправщиками, мол деньги взяли и ничего не налили. Потом разобрался, лечится просто: либо глуши машину на заправке, либо заливай побольше. Лью 95-й/98-й, как написано на лючке бензобака.
В машине нет салонного фильтра, так что езди как угодно, салон будет в пыли. Печка хорошая, в лицо и на стекло дует отлично, но ноги не согреются никогда. По трассе зимой как не топи и не грей стекло, правый нижний угол все равно замерзнет. А вот к кондиционеру вообще замечаний нет, охлаждает прекрасно. Правда, половину мощности на себя забирает. Видимо потому и хороший.
ДВИГАТЕЛЬ
Движок хороший, если ты любишь тошнить в правой полосе 40 км/ч.
Шютка.
Но не далеко от истины, движка хватает в обрез. Я понимаю, Ларгус не спорткар, но для 7-местного крокодила 106 кобыл – это просто ниже минимума. Ехать вчетвером по трассе с включенным кондиционером морально тяжело. А если его полностью засадить людьми? Про обгоны можно будет забыть вообще.
Зато этот движок заводится в любой мороз. Вот вам зуб, я даже проводов для прикуривания не имел. Купить их пришлось этой зимой, когда родной аккумулятор стал доживать свой век (январь 2019, т.е. через 6 лет работы). В -40 он крутил, но не заводил. В конце концов, когда-то он должен был помереть, так что я не стал его лечить (как мне советовали некоторые), просто купил новый.
В такие морозы лучше следить за уровнем антифриза, потому что в системе охлаждения есть пластиковые тройники и соединения, которым на морозе отчего-то приходит конец. Пара таких соединений зимой подтекала (мокло и капало). Подтянул хомутами пока, но летом надо сделать ревизию и заменить на что-то.
Кто подскажет, на что? Нержавейка пойдет?
Теперь про обслуживание: «П.А.Р.И.Ж. – производство автомобилей руками из жопы» (с).
В первом приближении все хорошо. Периодическое ТО делается легко, если есть инструмент и яма. Воздушный фильтр можно поменять с помощью монетки. С масляным посложнее, но если есть универсальный съемник (паук) с трещоткой, то терпимо. Про замену масла в движке говорить нечего, снизу сливай, сверху заливай. Кстати, сливная пробка там под квадрат на 8, лучше найти заранее.
А потом, через несколько ТО, подходит замена ремней – казнь египетская. Если приводной ремень еще можно поменять, сняв правое колесо и притянув натяжитель веревкой, то с ГРМ придется «по-настоящему по364ться»: с откручиванием опоры двигателя, с поддомкрачиванием движка вверх-вниз, с установкой упорного болта и фиксацией распредвалов (без инструкции не разберещься). Если честно, изматерился весь. А потом приехал дружбан на Калине и поменял ГРМ, пока я курил. Я его чуть воротком не ударил.
Откручивание топливной магистрали тоже аттракцион. Либо разбирай половину морды, либо придется корячиться раком и перебирать инструмент в поиске подходящих удлинителей и головок. Все из-за детали, защищающей эту самую топливную магистраль при лобовом ударе. Когда собирал назад, думал ее уже не ставить, не хотел тратить полчаса ради двух болтов. Но здравый смысл перевесил.
ПОДВЕСКА И КОЛЕСА
Первым делом после покупки я купил комплект летней резины и новые диски. Диски, как ни странно, подошли от Рено (с чего бы?). Резину на лето купил Yokohama (всем советую, никаких проблем), на зиму купил Dunlop, за два с половиной сезона по вылетали и сточились шипы, но сама покрышка еще нормальная. Недавно матери перешиповали ее Nokian, держак стал превосходный. Думаю, свою тоже стоит перешиповать.
Табличка на водительской двери гласит, что оптимальное давление в колесах лучше делать 2,2атм в передних и 2,4атм в задних. Делаю так только когда еду на трассу, в городе с таким давлением некомфортно, сбавляю на 0,2-0,3атм в каждом колесе.
С резиной все ясно, а вот про подвеску мне лично трудно судить. После грузовиков, пикапов и автобусов уже не разберешь, насколько она хорошая. Друзья говорят, что по сравнению с их машинами (Solaris 2014 седан, Focus 2004 х/б), у меня отличная, мягкая подвеска, стойки отрабатывают как надо. В принципе согласен, на гравийке беременную жену не растрясало, по трассе идет ровно, на городских асфальтовых ямах ее не прошибает.
Кстати, у машины хороший клиренс. Точно не помню, но сантиметров 18 есть. Очень редко где на природе цепляю днищем. Если не хватает, в арки Ларгуса влезает огромная номенклатура размеров дисков и колес, можно и побольше поставить, а можно вообще лифтануть.
Плюс подвеска показалась мне довольно живучей. Гонял ее, если честно, в хвост и в гриву, и на 120к начались легкие редкие побрякивания. Под этот легкий звон доездил до 132к. На новый год грянули морозы и в аккурат совпали с двумя поездками на Байкал (ездили по 5 человек в машине, багажник завален рюкзаками, суммарно за неделю 1200 км в -34С). После этого ресурс подвески кончился и все резко начало греметь. Заехал на диагностику подвески на стенд, после этого сам залез в яму с мастером. Вердикт - начало умирать все понемногу и в разных местах. Тут стойка начала течь, там сайлент начал помирать, тут люфт у шаровой и т.д.
Решил не скупердяйничать и заменил весь перед: привода в сборе, рулевые наконечники, все пыльники, рычаги, сайленты, резинки стаба, шаровые, стойки, ступичные подшипники. Не тронул только ступицы, пружины и подшипники поворота стойки. Заменил все с другом в гараже, за два раза по полдня неспешной работы.
Это очень удивило, я ждал кучу проблем, а на деле было всего две: снятие приводов и стоек. У стоек гайки на герметике резьбы, их пришлось рассверлить, а привода просто туго снимались.
После замены запчастей машину не узнал. Если кому интересно, расскажу о нюансах самостоятельной замены.
Задняя подвеска по итогам диагностики была поживее, но скоро и она под замену пойдет. Хотя там менять нечего, только сайленты и амортизаторы.
ТОРМОЗА
Спереди диски, сзади барабаны.
В барабаны ни разу не лазил, не было нужды. Буду делать заднюю подвеску, загляну чисто из интереса.
В передние тормоза лазил за 70к пробега дважды (сразу после покупки и год назад). Полгода назад купил новый комплект, думал пора менять, но до сих пор старые только наполовину кончились.
Замена колодок занимает, как у всех, 15 минут. Понадобится домкрат, баллонник, тонкий рожковый ключ на 15 и головка на 13. На 120к, при замене колес промазал направляшки суппортов (туго ходили) и промыл их пыльники. Ничего не изменилось, но на душе спокойнее.
На тормозных дисках к 143к пробега выработка 3-3,5 мм. Летом думаю менять. А может проточить и не париться?
КОРОБКА
У коробки всего 5 передач, так что при 100 км/ч движок выдает 3500 об/мин. Дальше – больше, и это не совсем комфортно. Вроде едешь не сильно быстро, а складывается ощущение, что насилуешь машину. Некоторые меняют пару на 5 передаче и изменяют передаточное число, говорят становится лучше, обороты падают. Но как по мне, это все разговоры для бедных. Машина просто не предназначена для бОльших скоростей. Если хочешь больше – купи себе Audi Quattro.
Передачи понятные, втыкаются легко и четко, перепутать соседние передачи невозможно. Если поставить подлокотник, то становится совсем удобно.
Замена масла в коробке делается легко, если делается нормальным шприцем или в теплом гараже. Зимой в холодном гараже трансмиссионку очень тяжело продавить ручным шприцем, нужен с насосом (качалкой). Радует то, что менять масло в коробке надо не так часто.
Сцепление на 143к уже тихо просит замены. Не знаю, буду ли делать сам, но точно буду и точно этим летом. Надеюсь, маховик в норме.
При замене приводов может их не отдать. По инструкциям в интернете, привода из коробки выдергиваются легко. На деле мы их долго снимали, пришлось переставить машину и в качестве рычага вместо монтажки взять лом.
ЭЛЕКТРИКА
Электрика работает исправно. Предохранители в легком доступе (хотя так не разу и не пригодились). Лампочки в фарах менять не сильно сложно, менял два раза и только потому что купил первый раз плохие.
Некоторых напрягает, что выходят из строя светодиоды подсветки кнопок. Мне лично все равно.
Два месяца назад в течении трех недель по очереди отказали метла, задний стопарь, подсветка номера и замок двери. Полез в жгут – мама дорогая! Из семи проводов переломилось пять. Хотя, если учесть, что я двери по двадцать раз в день открываю, ничего удивительного. Все спаял и заизолировал, теперь еще 140к отходит.
ДЕНЬГИ
Обслуживание машины не сосет деньги. Запчасти недорогие, даже оригинал (по сравнению с Хайсом или Амароком так вообще копейки). ГРМ? – 3500. Новое сцепление? – 3500. Задний фонарь? – 700. Поменять всю переднюю подвеску? – 20-22 т.р. (кое-где брал заменители оригинала без потери качества). Масло я лью то же, что ей лили с завода – Elf 10w40. Едет она на нем нормально, не жрет, ну и черт с ним, с этим маслом, не хочу экспериментировать.
Страховка на машину стоит как обычно. Без жены – 7200, с женой 8600.
Жрет машина ни много, ни мало: в городе зимой до 12,5 с прогревами и пробками, летом 9. По трассе зимой с печкой в -30 ест 8,5-9 литров, летом 6,5-8.
Вот так. Надеюсь, этот краткий отзыв поможет кому-нибудь определиться с выбором машины.