Машина заслуживает того, чтоб рассказать о ее минусах и плюсах (благо, и того, и другого все же хватает).
Сначала несколько вводных.
- чуть больше чем за год я накатал на Ниве 25+ т.км. в абсолютно разные места и ситуации. Тайга, трасса, городская эксплуатация - успел прочувствовать ее во всех возможных ситуациях
- все базовые работы по ТО на всех машинах делаю сам. Для чего-то более серьезного езжу к официалам ("Авто-1" на Русской, благо, у них и цены абсолютно божеские, и все детали всегда в наличии)
- машина приобреталась в основном для охоты и туризма вне дорог.
Начну, пожалуй, с минусов.
Первый и самый весомый - мотор.
Точнее, его отсутствие. 83-хсильный 8-миклоп категорически не разделяет любовь к энергичным стартам со светофора и подъемы на затяжные перевалы.
Но в то же время он надежен, проверен временем, легко чинится при наличии рук и, как не странно, достаточно экономичен (для такого соотношения "масса-лошади"). Когда от машины не требуется резкий разгон, он вполне себе соответствует и характеру, и задачам. Короче говоря - надо привыкнуть, и тогда все будет на своих местах (ну и не занимать левый ряд на светофоре).
И не забывать пользоваться понижающей передачей - с ней машина вполне себе трактор.
Второй - багажник.
Точнее, опять же его отсутствие (в плане полезного объема) и отсутствие отсеков для мелочей.
Недостаток объема в повседневной жизни редко дает о себе знать (ну не каждый же день мешки с картошкой перевозишь, а пакеты с магазина влетают со свистом), но если хочешь куда-то далеко и с массой вещей, то либо ехать втроем, сложив часть заднего сидения, либо здравствуй, бокс на крышу (кстати, весьма удобная вещь).
А проблему с организацией багажника я решил установкой органайзера (о нем будет в отдельном топике).
Третья проблема - надежность запчастей.
К обслуживанию машин, как и к здоровью человека, подход может быть терапевтическим или хирургическим.
Терапевтический - это когда ты с определенным постоянством показываешься врачам, заранее определяешь возникновение проблемы и лечишь ее таблетками. Ну а хирургический - это когда "врачи - лохи! поболит и пройдет. ой, не режьте меня без анастезии..."
Ко всем своим машинам я применяю именно терапевтический подход и минимум раз в пару-тройку месяцев заезжаю на диагностику. Оно имеет смысл - где-то пыльники треснули, где-то люфт в подшипнике появился. Ну и в процессе езды постоянно прислушиваюсь к поведению машины (тот же начинающийся износ дисков сцепления легко определить).
Как факт, каждый раз приходится выложить немного денег за профилактическую замену той или иной детали, но:
- я уверен в машине, хотя ползаю на ней по весьма "засадным" местам
- машина ни разу меня не подвела и всегда без проблем довозит до дома
- ценник на запчасти и работы - божеский. запчасти есть всегда (в крайнем случае, запчасти можно найти в любом хлебном магазине).
И этим аргументом Нива кладет на обе лопатки всех японцев-корейцев-американцев. даже не пробуйте спорить.
Еще один момент - не минус, но особенность: люфт и стуки в трансмиссии. Легендарная хрень, которую на АвтоВАЗе уже лет 40 починить не хотят.
В реальности, жить вообще не мешает (ну стучит и стучит при переключениях), но по началу бесит. Лечится исключительно аккуратной работой со сцеплением. (повторюсь, на скорость и надежность не влияет).
Теперь плюсы:
Проходимость. Даже в стоковой комплектации (без блокировки заднего диффа (а есть мысль ее поставить) и злобных колес).
Машина прет! (не задранный 4Runner, конечно, но впереди многих). Во многих ситуациях выручает малая масса машины, благодаря чему можно проскочить ходом там, где уже сидят Крузаки и армейские Гелики).
Следующий плюс - подвеска. Нет, не так... Подвеска!!!
Реально сглаживает любое покрытие и при этом ровно держит машину. В колее не гуляет (но тут еще зависит от шин).
Прыгать через лежачих - легко! Лететь по проселку - дай еще! Ровно стоять в колее на шоссе - пожалуйста!
Если кто-то вам скажет, что у него на Ниве подвеска не очень, пусть просто проверит втулки и аморты. 99.9% просто устали
Стоимость эксплуатации.
В этот пункт входят и расход топлива, и расход на обслуживание.
Расход топлива, в сравнении с одноклассниками (тем более, с 2хлитровыми турбокитайцами) ниже. Требовательность к топливу - низкая (то есть 92й кушается за милую душу, а современным 95 и 98 подавай).
Частота замены запчастей компенсируется их низкой стоимостью (у товарища 90й Прадик, эксплуатирующийся в тех же условиях - да, на ремонт он заезжает реже, но с гораздо более злобными ценниками. И в среднем стоимость на километр выходит значительно выше).
Комфорт в салоне.
Несмотря на то, что эргономика водителя в Ниве как была просчитана в начале 90х, так и не менялась, посадка удобная, обзор - отличный, за 5-7 часов трассы не чувствуешь себя выжатым в ноль. Да, пластик дубовый и с зазорами. Да, кнопки жесткие, а усилия на регуляторе печки, как на бронетехнике. Но все равно удобно и уютно! (кстати, печка реально жарит и позволяет ехать в легкой кофте, даже когда за бортом -30).
Отдельный плюс - за сидения, которые лично меня (181 см, 83 кг) очень удобно держат и позволяют делать прохваты по 400-500 км за раз. В других машинах через 150-200 км начинает болеть спина (спасибо спортивному прошлому...).
В общем, Нива не является идеалом городского или трассового автомобиля. Не может перевезти вам пол-квартиры, как Патриот или спокойно тянуть за собой прицеп с парой снегоходов. Но если вам с семьей надо доехать в тепле и комфорте до базы отдыха в зимнем лесу. Или с парой друзей и скарбом - на весеннюю охоту по разлитым полям. Да и просто скататься в магазин по заснеженному городу, в котором дорожники положили на расчистку дорог огромный нефритовый стержень... То тогда Нива рулит :)
P.S. пара теплых фотографий из тех мест и приключений, в которых мы с Нивой оказывались :)