TRUE CAR! FOR OLD PETROLHEAD ONLY...
- Не, пацаны, Нива это отстой, она же совсем не рулится и не едет, ее 80 лошадок – это ниочем… Она для колхозников только…
Примерно так студентами обсуждали мы наш автопром за столом, уставленным бутылками, в 1998 году, когда наш друган, активно подрабатывавший с 1-го курса, призаняв у родителей бабла, купил себе трехлетнюю девятку, что канешна было круто для пацана из обычной рабочей семьи по тем временам. Нива в нашем рейтинге была на предпоследнем месте, последним был Уаз. Руководство ваза в интервью рассказывало, что Нива устарела, скоро ей стукнет 25, и смысла в модернизации нет, ее надо снимать с производства, а выпускать будут шеви ниву и какую-то еще реинкарнацию. У пацанов тогда в моде были маркообразные и родимые десятки-двенашки. Разве мог я тогда подумать, мечтавший о десятке в обвесе торгмаша, что через 26 лет куплю себе ту самую Ниву… А на дворе декабрь 2024 года, и уже мой 50-летний юбилей не за горами, и нива скоро отметит 50-летний юбилей, все та же машина и все те же 80 лошадей, и вот я стою перед ней – «Не поменялась, старушка, не поменялась, родимая…»
А в новостях, о, чудо – в новостях появились хотелки ваза воткнуть движок на 122 лс. Семимильными шагами идет прогресс в РФ.
Вообще-то я не хотел себе брать Ниву, я мечтал о мотоцикле… Годам к 45, когда дорога будет уже важнее пункта назначения, хотел я себе Кавасаки Вулкан, и в отпуске прохватить по Рассее-матушке. Эхх. Любимая Юго-Восточная Азия, всегда привлекавшая меня своим шумом, бестолочью и многолюдьем, с ее демократичным отдыхом, уже как-то с возрастом уходит на второй план. Вот в кармане полтора ляма, и уже 46 отметил, но чувствую, что мотоцикл то мне тяжеловат, одно дело по полям кататься, а тут весь отпуск на 2-х колесах. Мне пару месяцев назад довелось по работе шеви ниву перегонять из Уренгоя в другую локацию, и проехав за трое суток 3 с половиной тыщи км , я еще сутки приходил в себя. Мотоцикл уже если и брать, то видимо только с коляской, и большую часть пути преодолевать в этой коляске. Хочется комфорта, удобных сидений, коробки-автомата, тихо шелестящего климата, любимой музычки и прочих немудрящих благ. А так охота уехать подальше нахрен – дальняя дорога нервы успокаивает, душу очищает… Но на корейском седане путешествовать на Алтай, Байкал или Карелию как бэ проблематично, на нем с асфальта не съехать, да еще и не всякий отечественный асфальт ему подходит, то решил брать Ниву, тут уж просто без вариантов. За эти деньги только квадроцикл Стелс из конкурентов, но у Нивы хоть кузов есть и кондишен с печкой. Хотя лет 12 назад за эти деньги ( ну чутка добавив) можно было Паджеро Спорт взять с новья. джимни… Ездил я на нем, сидишь плечом к плечу, еще хлеще Нивы. На Ниву хоть запчасти в любом колхозе есть и чинится на коленке, да и нивас предсказуем в плане поломок, он всегда ранен, но никогда не убит.
Ниве через 2 года стукнет 50 лет, а она на конвейере без особых изменений. За это время сгинули многие модели и автопроизводители, и глядя на Ниву, вспоминаешь китайскую мудрость,- «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывет труп твоего врага».
Промониторил без особых надежд цены на бу. Ну что тут сказать… Сказать то можно, цензура не пропустит. Если коротко – истоки этого ценообразования следует искать в нашей Винзилинской психиатрической больнице… Популярно навешивание свистелок-перделок и накидывание сотки ко всем этим «допам»… Или колёсья на 19 или 20 подкатят, которые наполовину торчат из арок… Хочется спросить – она до 80 хотя бы разгоняется? Выставляют по 1 300-1 400, берут видимо какие-то дурачки, куда на ней ехать на таких лаптях с 35 профилем… Порадовал один перекуп-колхозник, выставив голую Ниву 21 года на 30 тыщ дешевле, чем она в салоне новая стоит. Попивает самогоночку у себя в избе, и ждет, когда сорвет куш. А эти потрясающие по художественной силе описания достоинств Нивы – некоторым перекупам впору поэмы писать. И я не понимаю попыток сделать из этой тихоходной допотопной машины пародию на Гелендваген всякими обвесами, лампочками и прочей херней, и потом выставлять за 1,5 ляма… То пишут – я один хозяин, остальные 4 записи – перевес номеров. То 7 тыщ пробега на 3-х летней машине, владельцы – 2 юрика, и грязи то не видела, и асфальта видимо тоже. Я сколько помню машины на юрлиц, там правило одно – ездят все, но никто за машиной не следит. За год бывает и 50 тыщ пробега, и она уже вся уставшая, как после 150. Поставил в поиске ради прикола минимальную цену 1 400 – мне как вывалило кучу предложений по всей стране. И 1 500, и 1 600, рекорд у чувака с Кемерово – 1 800. Не знаю, он правда хотел за нее столько, или угорал просто. Короче, ну нах этот вторичный рынок.
Ну, значит, в декабре решаю, все-таки надо брать, ну не зайдет она если – продам. А то с НГ опять повышение утиля и прочее, которое пролоббировал месье соколов, глава автотаза. У этих топманагеров любимая привычка, перекладывать ответственность за собственную никчемность на все 140 миллионов.. Тревел брать не хотел, он и дороже на 300, и трехдверка более брутальная , на ней не жалко и овна месить… Жаль, сняли с производства пятидверку, взял бы ее… Она была чуть дороже, зато и сзади можно сесть, и багажник есть, и запас хода ощутимо больше, бак на 65 литров. Раньше думал, - Кто покупает этого крокодила, пенсионеры только, рассаду на дачу возить, да колхозники …- а щас ниче, взял бы и ездил, градус пафоса после 40 лет постепенно снижается..
Ладно, звоню, у нас 2 официальных дилера – Лада Центр, что на Федюнинского и на Алебашевской и ТюменьАвтоВАЗ. В ТАЗе нивы только белые, я грю – а другие цвета есть?
- Есть, все оттенки белого…
- Что за х…
- Ну вы знаете, сделан заказ на СВО 10 тыщ нив….
- И что, на СВО в кориандр красят?!
Я не знаю, может и идут нивы туда, но похоже просто краски нет, импортозамещение не прошло даром…
Но белый цвет на внедорожнике мне как-то ну не в масть, да и фамильная нивовская черта – ржавчина, на ней будет как на ладони… Звоню в Лада Центр – О, приезжайте, сделаем вам индивидуальное предложение, щас скину визитку. Ладно, приезжаю, а где такой-то менеджер, он обещал там мне чего-то – А его нет, он занят, выдает машину! И телефон в визитке только многоканальный. Вот нивы, пожалте, ну люкс только в белом цвете, и скидок нет! Тьфу, времена как в совке, жри че дают… Беру полторы недели паузы. Звоню снова в Лада Центр – О, приезжайте, у нас скидки на нивы сто тыщ, я вам щас визитку скину! Я говорю, что за наличку, а не в кредит или по трейдину. Приезжайте, у нас скидки!! А телефон опять только многоканальный. Звиздят, думаю… Ну мне собраться, только подпоясаться – через 15 мин я у дилера на Федюнинского. А где такой-то менеджер – А он занят, машину выдает! Вот скоты, думаю, опять по ушам проехались. По телефону всегда менеджеры разные, а в салоне один и тот же. Подхожу к нему, диалог привожу дословно.
- У вас скидки на нивы…
-У нас скидки?!
-Ну да…
-Кто вам сказал?
-Я звонил…
-Позавчера?
-15 минут назад…
-Скидки были на машины с ПТС, сейчас скидок нет.
- *****…
Последнюю фразу произношу про себя, как человек культурный, но приезжать в третий раз к этим недоделкам не собираюсь, реально задрали. В ТАЗе тоже люкс только белый, вот засада. В субботу собираюсь в Ёбург по своим делишкам, захожу к первому встречному дилеру – Нива люкс есть? Есть. Цвет? Несси… Подарки? Кама зима и защита двигателя и раздатки. Ок, оставляю 5 тыщ, через 3 дня заберу. Тюменский дилер Лада-Центр редкие уроды конечно, тут вопрос не в том, что я полчаса потратил на этих звездоболов, кто-то же едет за 300-400 км из окрестных городков, кто-то деньги со вклада снимет, теряя проценты… Так то к ним ехать – только время и нервы тратить. И по гарантии так же приедешь – скажут, запись на месяц вперед. А отзывы – отзывы накручиваются без проблем, сколько угодно, плюс пишут отзывы за деньги… Мне после покупки пришло предложение написать отзыв за 300 р, поэтому и не пишу, где купил, хотя прошло все нормально. За 300 р у нас не то что восторженный отзыв напишут – мать родную продадут, это же целую бутылку взять можно…
Сажусь утром на поезд в Ёбург, к обеду я у дилера, через 3 часа уехал домой. Нива люкс несси на литье 1 104 000 руб., плюс подарки. Все как договаривались. Люкс- это электрозеркала с подогревом, подогрев сидений и кондиционер. ПТС прислали через день, видимо завод не отдает ПТС без оплаты. Затраты - плацкарт 1721 руб, такси 700 р, бензин до дома 2000 р, сэндвич у дилера 150 р, чаю у них напился бесплатно… В плюсе кама зима. От дома до дома на все про все 17 часов. Конечно 330 км домой по Р351 – это нечто, ехал 5 с лишним часов… 25 лет езжу, и каждый раз вспоминаю благодетеля сирийцев, иракцев, венесуэльцев и прочих эфиопов, загнавшего им десятки миллиардов баксов, а обход Белоярского, Богдановичей сделать – так денег нет, едешь 10-20-30 км/ч, плюс 25 минут простоял в пробке перед мостом в Тугулыме, его то летом ремонтировали, сейчас круглогодично… Китайцы бы на эти деньги уже мост новый построили, сколько денег в его ремонт вбухано. Да и глядя, как живут в этом тугулуме -хуже сирийцев, думаешь, уж лучше китайцы бы были…
Нивас конечно – это машина времени, меня просто унесло в 20-й век. А эти подрулевые переключатели – у дедушки на копейке такие же были… Руль, который украсит любой камаз. Дворники, после которых стекло в разводах, и особые замки, где надо с размаху хлопнуть дверью, чтобы она закрылась… 47 лет – ну конечно недостаточно, чтобы замки до ума довести, базару нет. Ну сейчас соколов наведет порядок и к 50-летию нивы НТЦ Автоваза сделает юбилейную версию с нормальными замками. И получит заслуженную награду – орден Александра Македонского с мечами и орлами… Главное у нас последние 25 лет – типа защитить отечественного производителя, а про отечественного покупателя в кремле когда-нибудь вспомнят? Сколько сотен миллиардов рублей наших денег закачали в автоваз за это время – и что на выходе? Коробки-автомата нет, электроники нет, дизеля нет, гибрид только разговоры, движки все из 80-х годов по 90 лошадей. Зато есть разный бред из категории поставок Лад в ОАЭ или выпуска Волг в Нижнем, чтобы народец внимал про прорывы. А я советую посмотреть фильм «Русская работа» с рассказом Бу Андерссона о работе на Автовазе… Это сюр просто. Спойлер к фильму – «Воровали все…» При Бу кстати единственные приличные машины и были выпущены – Веста и Х-Рэй.
Но нивас едет, печка греет, теплый воздух только слева дует, по центру и справа чуть теплый, передачи включаются (с усилием), трансмиссия завывает, гидрач шумит… Это хорошо. Шумит - значит он есть. Сиденье живет своей жизнью – потихоньку двигается само. Разогнался до сотни, на пятой 3000 оборотов, все завывает, еще немного, и наверно запчасти стали бы отваливаться. Что удивило – жуткая вонь от пластика… Меня через полчаса реально замутило, пришлось приоткрыть окошко. Вспомнилась фраза классика – «И вонь Отечества сладка нам и приятна», которую советую взять Автовазу в качестве рекламного слогана. Ну от вони за 17 лет на японо-корейском автопроме я отвык конечно. Даже первый мой ваз так не вонял, ну а уж мазда 6 или теана, как и другие машины впрочем, ничем не воняли и ниче в них не завывало и тем более не требовалось уе..ть дверью, чтоб она закрылась.. За время владения импортной техникой я стал в некотором роде даже либералом, поэтому мой отзыв про ниву проникнут желчью и русофобией, и пишу я его прямиком из Парижу, отрабатывая гранты.…
ПТС от дилера прислали, записался через госуслуги, теперь можно ехать номера получать. Вот и прайсик подоспел… Так, посмотрим – три девятки 450, ноль ноль один -650… Однако!
Мне бы что-нить попроще, на ниву, да-да, вот эти, за соточку – заверните пжлста. Вот я в ГАИ, как всегда припарковаться негде… Талончик, окошечко, и уже какая-то блондинистая дама с остатками былой красоты, аж целый майор, выдает мне ламинированную бумажку…
Саакашвили, 20 лет назад придя к власти, разогнал всё грузинское гаи – бумажки выдавать посадил гражданских, в дпс набрали молодежь с нуля – ниче, вроде никто не умер там, зато взяток говорят не берут. Но это вранье конечно – чтобы какой-то Саакашвили там порядок навел, не может того быть. Вот у нас порядок – смотри прейскурант и ни рублем меньше! А то хотели даже номера официально продавать, через аукцион – это вообще ни в какие ворота! Хорошо, что патриоты из гаи отбили атаку либерастов на святое… А сколько интересно в месяц выходит… Да помножить на количество регионов, а там еще Москва, Питер, Краснодар… Мм, сумасшедшие бабки крутятся…
Так, ну что перво-наперво – антикор сделать, сигналку, тонировку да музычку поставить… Антикор обошелся в 27, антикорили немецким антикором, так как все эти достижения петровской Руси – пушсало там, деготь, ворвань – меня как либерала не привлекают… Сигналку решил ставить старлайн с телефона – звоню офпредставителю, в Глобал Тюнинг – Да, приезжайте, на завтра время есть , за все про все – 40 тыщ. Я говорю, -Че так дорого? - Мы официальный представитель, даем пожизненную гарантию, у нас сотрудники каждые 3 месяца обучение проходят. Да идите вы со своим обучением, тут в ниву по шаблону сигналку воткнуть. Короче, установил неофициально без пожизненной гарантии за 28… Теперь музыку поставить – голову и фронт, этого мне достаточно. В ассортименте почти одна китайщина и какой-то Урал, видимо из китайских комплектующих. Есть конечно и пионер и алпайн, который я ставил 23 года назад на вазовскую продукцию, но сейчас китайская электроника по-моему лучше японской, или производится также в Китае, поэтому после слов - хочу Китай - они мне впаривают какой-то абсолютно неизвестный Deaf Bonce 310 и я беру акустику Hertz DPK 165.3 на 16, чтоб баса было побольше, простенько и со вкусом… Акустика с головой 20 р, двери зашумить почти десятку, ну и на все про все еще 10 р. Саб ставить не хотел, его и ставить некуда. Да и Ниву хоть всю зашумь на 5 раз, хорошую музыку не поставишь, либо на месте только стоять слушать с заглушенным двигателем. Так что баса конечно не хватает, но играет на удивление неплохо, тем более акустика еще не разыгралась…
Что интересно, установщики что по сигналке что по музыке, с кем общался в нескольких местах, молодые пацаны, наверно по 22-24 года… Лет 25 назад в Тюмени были все мужики за 40, был Лукин, которого знало пол-Тюмени, и ехали к нему все и по электрике, и по музыке, и по сигналкам, и на десятках и на гелендвагенах. А установочных центров, которые на слуху, было три на весь город. У меня как-то все чаще возникают ременисценции из прошлого, видимо это уже возрастное…
Так, резину бы на лето глянуть атешечку, чтобы в какие-нить овна спецом заехать… Че тут у нас – Триангл, Айфунь, Линглонг, Шаолинь – тьфу, от этой китайщины в глазах рябит. Не, с резиной обожду пока, сгоняю на родной пирелли в отпуск, а там посмотрю, тем более в отпуске 90% пробега будет трасса… вообще хотелось бы для выездов в овна Гудричи, это было бы хорошо. Но дорого. Но хорошо. Хотел спойлерок поставить, чтобы заднее стекло меньше забрызгивало, но допом шуметь будет наверно. А так противотуманочки еще бы сюды, и крышка бензобака не нравится, без ключа, лишние соблазны для колхозников в глухомани. Ну и руль. На своем первом Вазе сразу снял руль и поставил классный трехспицевый кожаный Момо за 3,5 тыщи. Сама машина стоила 147 тыщ. Сейчас тоже можно взять за 30, но тут руль с подушкой, и слушать вот это бубнение – «Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, не предусмотренных…» - не, лучше родной перетяну, чем покупать сызранский вонючий аналог из пластмассы, который они кожаным называют. Подлокотник надо поставить, ну и с салоном чето сделать, хочется немного облагородить, пока сам не знаю как, уж больно все убого и серенько прям. И когда эта вонь выветрится, уже три недели прошло…