Накануне с утра проверил масло. После того, как в конце мая внезапно я обнаружил, что масла у меня на кончике щупа и пришлось долить полтора литра (было в позапрошлом дополнении), я слежу за этим более регулярно.
Масло ушло (между этими фотками 1900 км), но и близко не так как в прошлый раз за 1700 км. На всякий случай купил литрушку полусинтетики Газпромнефть SUPER 10w-40 на долив. А вообще было в планах в России поменять масло.
Также в рамках подготовки к отбытию прошел диагностику ходовой у ОД. Сказали все отлично.
Для дублирования штатной навигации поставил на смарт Навител.
А обо всех остальных приготовлениях я писал раньше 😂. В общем так-сяк подготовился. Можно ехать.
Дорога в Крым - День 1.
С утра долил 250-300 грамм масла из купленной накануне литрушки. Выехали из Алматы в 10:30 утра. Запустил оба навигатора и помчался. Поехали по трассе А-2 на Чимкент. Потом свернули на М-32, проехали через Туркестан и поехали в Кызылорду. Практически вся дорога — бетонка с разделительной полосой в идеальном состоянии. Двухполосная дорога началась только после Кызылорды. Из проблем — очень мало заправок и мотелей. Пока искал "приличную" заправку сжёг 45 литров и уже начал волноваться. После этого решил, что буду искать заправку, имея в баке бензина не меньше, чем на 200 км. В мотелях за постой спрашивают 2000 тенге с человека. Но это я узнал засветло. А вот когда захотел уже начать ночевать мотели кончились ☹️. В общем в первый день проехали 1100 км и заночевали в машине.
День 2.
Утром проверил масло и долил ещё грамм 200. Часов в 8 поехали дальше. Дорога двухполосная, но покрытие хорошее. Проехал Аральск, но моря не видел. Из кораблей — только верблюды бродили по обеим сторонам дороги и по ней. В Аральске видел заправку, но мне она не понравилась, БК показывал ещё 230 км. И вот еду я еду, еду я еду — заправок нет. БК уже перестал показывать прогнозы. Последнее деление на индикаторе бензина замигало. Стало совсем не смешно 😬. У придорожного кафе подъехал к патрульной машине спросить про заправку. Сказали, что через 55 км будет. Врубил аварийку и тихонечко, на 2000 оборотах поехал в горизонт. Мне повезло — я таки доехал до заправки. Залил полный бак и решил заправляться когда останется полбака и не выделываться по поводу АЗС. После этого Навител предложил свернуть в степь на А-27, а игогоша — ехать в Актюбинск. Поверил навителу, свернул. Асфальт кончился сразу, начался лунный пейзаж. Проехал 25 км и решил, что родина не в опасности, да и отырауский друг настоятельно советовал ехать на Актюбинск. Вернулся и поехал опять по М-32. Не доезжая нескольких километров до пересечения с трассой А-22 ремонт дороги или строительство новой, в общем, пришлось покружить по степи километров 10 в объезд до А-22 за поселком Карабутак. Потом дорога была сносной и хорошей. Проехали Актюбинск. Игогоша (штатная навигация iGO) предложил свернуть на Атырау, атырауский друг настаивал ехать через Уральск. Поехали в Уральск. День получился длинным с приключениями, проехали 1300 км и опять не нашли мотель (не доехали до него километров 40). Ночевали в машине на парковке с дальнобоями.
День 3.
Утром проверил масло, доливать не стал, в 8 утра выехали. Про дорогу отмечу, что ехали по рекомендациям друга. Доехали до Уральска, переехали через Урал на западный берег и поехали в Атырау. У поселка Индер переехали на восточный берег и уже по нему приехали в Атырау в 6 вечера. Проехали в тот день около 800 км. Там нас встретил старый товарищ. Начали гостить…🤝🍻😂
День 4.
Гостили изо всех сил.
День 5.
Из Атырау выехали в 10:30. Дорога кончилась сразу за Атырау. А километров через 50 начался тихий ужас. Колдобина на выбоине. Ямищи поперек всей дороги. Правда отмечу, что там началось строительство новой дороги и надеюсь, что через несколько лет там все кардинально поменяется. До погран-перехода там около 250 км, но только в 6 вечера мы до него добрались. На переход ушло полтора часа. Поехали в Астрахань. Дорога опять стала удовлетворительной. В Астрахани заправился на лукойле. Думал купить масло и тут же заменить его. Но нет, такой сервис не предусмотрен. Заезжал ещё на несколько — тоже не меняют. Печаль… За Астраханью дорога стала отличной, но стоянок и мотелей так же мало, как и в Казахстане… Проехали в тот день всего 560 км и заночевали на парковке с дальнобоями.
День 6.
Проверил масло, опять не стал доливать. Выехали в 8 утра. Проехали через Элисту, на пути к Ставрополю проехали через степной пожар. Ехали через белый дым. Видимость нулевая. И ехать страшно. И остановиться страшно. И дорогу не видно. Масса адреналина. Не доезжая Краснодара попали в ливень. Лило так, что дорогу было почти не видно. Зато протестировал установленные накануне поездки водостоки на лобовое стекло.
Проехали мимо Армавира. Потом пару пробок и до крымского моста осталось 10 км. Заночевали на стоянке лукойловской заправки в 10 вечера, чтобы проехать по крымскому мосту засветло. Ну очень хотелось увидеть то, чего построить нельзя во всех деталях. Проехали в этот день 920 км.
День 7.
С утра залил бак до полного. Проверил масло. Оно было, но я вылил остатки литрушки что брал с собой. В 7 утра выдвинулись к мосту. Его состояние таково, что впервые мой БК дал прогноз на 810 км. В начале восьмого утра мы приехали в Керчь.
Если бы не надо было заезжать в Атырау, доехал бы до Крыма за 4 дня.
Проехали 4700 км.
Данные БК на въезде в Крым:
Нас было трое взрослых средней комплекции, полный багажник и в салоне было:
Климат работал постоянно, так как за бортом все время было сильно за +30. Бензина сожгли на 63600 тенге. В рублях это 10392. На троих считаю очень немного…
Керчь (7-11 день путешествия)
После великолепия крымского моста при въезде в Керчь ожидаешь такого же "вау-эффекта". Но эффект совсем другой.
Керчь осталась в 90ых годах. Как только свернули в город, так дороги в общем и кончились 😀. По грунтовке можно попрыгать даже в центре города. Сам город по площади очень не маленький.
Мобильный интернет тоже работает пятнами. Тут есть — тут нет. Во всяком случае МТС-овский.
Развалины и заброшенные здания также разбросаны по всему городу, включая центр. Что не развалено, то обшарпано. Сняли двух-комнатную квартиру в центре у рынка (который кстати работает уже в 8 утра) за 1300 рублей в сутки. Нашли через Авито.
При этом город древний. Всяких античных городищ и прочих древностей навалом. Но и тут керчяне не подвели — найти их очень нетривиально. Все мастерски спрятано. Искать по табличкам бестолку. Если испытываете желание это все посетить, ищите их по координатам. По другому почти никак. При этом надо иметь в виду, что и штатная навигация и Навител знает город плохо и все время норовят завести куда-нибудь, где дорог нет от слова совсем. Но больше всего матов вызывала "лучшая в России навигация" от Яндекса. Особенно если нет инета…
Распорядок дня был простой — с утра на пляж, в обед поесть и по музеям, вечером опять на пляж. Был на двух пляжах — городском и диком. В целом удовлетворительно. Говорили, что есть совсем хорошие пляжи. Но мы без претензий, да и добираться до них было еще дальше.
Уезжал из Керчи в ночь. Поплавали на городском пляже и с заходом солнца решили выдвигаться. Вбил координаты центра Севастополя в штатную навигацию и поехали. Заехали на какое-то поле, в котором дорога и кончалась. Вбил Севастополь в Навител — тот тоже принялся кружить по грунтовкам. На выезд из Керчи мы попали через сорок минут. В общем будете выезжать из Керчи, выезжаете из центра, чтоб выехать с первой попытки.
Надеюсь, что лет через пять-десять Керчь преобразится. Потенциал есть. Ну а пока есть как есть. В целом отдыхалось нам там хорошо. С нюансами 😂.
Немного красивых картинок из Керчи:
Севастополь (12-16 день путешествия).
По плану после Керчи было побережье Азовского моря. Но российские друзья решили, что я обязательно должен быть в Севастополе на день ВМФ и посмотреть парад. Выехали в Севастополь из Керчи в 21:00. Ехать было километров 290 через Феодосию и Симферополь. Однако в 01:50 до Севастополя было ещё 40 км. Потому как хоть дорога и была хорошей, но разогнаться было невозможно — или постоянные объезды из-за строительства и ремонта дороги, или населенные пункты один за другим. Переночевали на АЗС Atanservice и утром приехали в Севастополь. Через Авито нашли квартиру на мысе Фиолент за 2000 рублей в сутки.
Что сказать за Севастополь? Главное — это то, что город дважды герой. Там все вокруг пропитано памятью героизма наших предков в Крымскую и Великую Отечественную. Затем это база Черноморского флота. Потому там есть, что посмотреть. А вот, если вы думаете покупаться и позагорать, то это точно не про Севастополь.
В Севастополе нет пляжей в общем понимании этого слова. Например мы жили рядом с пляжем Яхонтовым. А там чуть не километр к нему спускаться по узкой и раздолбаной лестнице и что характерно потом по ней выбираться. Сам пляж: берег — галька, а в воде булыжники. Скользкие. Войти и выйти не сломав конечностей — надо стараться изо всех сил. И большинство пляжей со стороны Фиолента такие. Некоторые еще хуже — там и на берегу каменюки, что не полежишь. Только посидеть аля Русалочка или Аленушка. Плюс все пляжи микроскопические. Более менее приличный пляж, на котором я побывал, это Солнечный, который рядом с "Херсонесом Таврическим" и парком Ахматовой. Там по крайней мере спускаться никуда не надо. Говорят, что есть хороший пляж Учкумовка, но он с другой стороны и туда добираться на пароме. Потому проверить это у меня не было возможности.
Но и без пляжей в Севастополе у нас было чем заняться — мотались по музеям. Вместе с Керчью и переездами уже накрутил по Крыму тысячу км. Все музеи богато рассыпаны по всей территории города. Посетить удалось не все. Многое "временно не работает" — ремонт или реконструкция.
Дороги в Севастополе узкие, пыльные. Светофорам крымчане предпочитают кольца. Навигаторы (все — и штатный, и Навител, и особенно яндекс) успевают потеряться при въезде на кольцо. Да и вообще они любят теряться в Севастополе и возить кругами 😤. Один раз Яндекс завёз меня в Южной бухте по узенькой и крутой дороге в шлагбаум воинской части. Развернуться негде, пришлось пятиться задом вверх, масса удовольствия. Хорошо, что местные относятся с пониманием к казахстанским номерам. Да и вообще водители в Севастополе в массе своей вежливые, пропускают, не быкуют.
Поесть в столовой выходит от 500 до 800 рублей на трёх человек. Супермаркеты не найти. Так то я знаю, что они есть, но нам за все время не встретился ни один. Все продуктовые магазинчики мелкие. Чудесато. Наглые коты везде — ляжет поперек и даже башку в твою сторону не повернет.
В целом, так как я приезжал в Севастополь не за позагорать, мне понравилось. Жаль не все запланированное удалось посмотреть…
Ну и немного картинок:
Евпатория (День 17-20 путешествия)
Набегавшись по музеям Севастополя, захотелось отдохнуть и просто погреть пузо на пляже. Для этого была выбрана Евпатория. Ехать там недалеко — километров 90. Ну и чтобы два раза не вставать решил заехать в Бахчисарай посмотреть на ханский дворец.
Сказано — сделано. Вбил в навигатор Бахчисарай и сказал ехать. Навигатор сказал "есть" и немедленно потащил меня с Фиолента на грунтовки, возя по местам, где сквозь траву дорога едва проглядывалась. Завёз меня в воинскую часть, потом упёр в ворота чьей-то дачи. Матерясь и ругая себя за глупость (ведь столкнулся же уже с этим на выезде с окраин Керчи и сам советовал выезжать из центра) задал цель ехать в центр Севастополя. С горем пополам таки выехали на асфальт. И тут я для пробы опять дал ему задание ехать в Бахчисарай. И он поехал по асфальтированной дороге, причем по той, по которой мы и ездили обычно в Севастополь. Там даже в настройках стоит избегать грунтовых дорог. Но человеконенавистническая сущность навигатора просто не может не потрепать нервы водителю.
Без приключений доехали до Бахчисарая (там всего-то километров 60) и поехали к ханскому дворцу. Метров за 500 до него были перехвачены местными ребятами и поставлены на парковку. После чего нам предложили "всего-то за 1000 рублей с человека" совершить уникальную экскурсию на внедорожнике к пещерному городу-крепости Чуфут-Кале, затем посетить Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь и затем уже посетить ханский дворец в Бахчисарае. Мол будет и быстро и красиво. Поехали. На ушатанном в нуль уазике, через заповедник, по можжевеловой роще, скача по каменюкам вместо дороги, с водителем Керимом. Эта поездка сама по себе была аттракционом. По пути остановились в горах отдохнуть.
Затем подъехали к верхним воротам города, где Керим нас оставил и сказал позвонить ему, когда мы спустимся и выйдем из монастыря. Дальше пошли сами. Заплатили в кассе за посещение пещерного города и пошли. В целом побродить по Чуфут-Кале — этакому крымскому Ширу, где местные хоббиты нарыли в известняке пещер, было очень интересно.
Выйдя из нижних ворот крепости пошли дальше к монастырю. Монастырь тоже расположен в скалах. Очень красиво.
Когда вышли из монастыря, Керим отвёз нас к ханскому дворцу. Время было около пяти, а потому взяли билеты только на погулять по двору дворца. Тем более, что большинство помещений было на реконструкции и закрыто.
В сущности можно было сэкономить на "кериме" и пешком сходить к ханскому дворцу и самому подъехать на машине снизу к монастырю. Но тогда пришлось бы весь путь проделать два раза — сначала карабкаться в горы от монастыря к Чуфут-Кале и по нему, а потом назад. Не всякому это по силам если есть дети и пожилые люди. Но в целом возможно. Тут уже каждый выбирает сам — время и комфорт или деньги 😉.
Через час двинулись дальше — в Евпаторию. До нее тоже было недалеко — около 60 км. Правда поначалу навигатор потаскал нас по убитой в хлам дороге, напомнивший нам дороги в Атырауской области Казахстана, а потом мы выехали на дорогу из Симферополя и с ней никаких проблем уже не было. Часов в семь прибыли в Евпаторию. Ещё на подъезде к ней начались дикие пляжи, на которых отдыхали автомобилисты с палатками и домами на колесах. Сняли квартиру в центре за 1500 рублей в сутки. Подъехали туда, устроились и пошли к морю.
Про Евпаторию особо говорить и нечего. Санаторно-курортный городок. На каждом шагу пансионаты, санатории, кафешки и всякие аттракционы для детей. В местных театрах каждый день звёзды из России. В отличии от Севастополя и Керчи, где пришлось помотаться на машине, тут я её как поставил по приезду, так до отъезда и не трогал. До пляжа было минут 20 пешком. Вот и ходил.
Мы все время отдыхали на одном том же пляже "Курортные романы". Просто в него упиралась Дувановская улица, по которой мы шли. Пляж со всеми стандартными пляжными развлечениями — яхты, горки, водные мотоциклы, бананы, парашют за катером и тд и тп. Песочек. Только очень мелко. Хотя когда ты с маленькими детьми, то оно и хорошо наверное.
Поесть в столовой на троих 500-800 рублей. Предложения о сдачи квартир на каждом шагу. Предложение явно превышает спрос.
В общем, для семейного отдыха с детьми самое то. Хотя по этим местам прокатилась и Крымская и Великая Отечественная войны. На эту тему есть пара музеев и памятники в городе. Мы посетили и их. Благо тоже дойти можно пешком.
Мне Евпатория понравилась как место ленивого пляжного отдыха. Хотя печать общей крымской запущенности лежит и на ней. Масса старинных обшарпанных зданий, частями отреставрированных зданий и тд.
Получилось много. А впереди еще тоже немало. Продолжение следует...