Приветствую всех автолюбителей независимо от пола, возраста и автомобильных предпочтений!))) После полутора лет ежедневной эксплуатации этого автомобиля хочу оставить свое сугубо личное, но основанное на опыте мнение. Может кому и пригодится.
По традиции начнем с мук выбора, а они были совсем непродолжительные т.к. бюджет и составленное супругой ТЗ к автомобилю проложили нам единственный путь - в автосалон ЛАДА. Мы конечно ради приличия проехали, посмотрели и другие автомобили. Заранее прошу прощения у владельцев автомобилей массового бюджетного сегмента, которые мы сотнями миллионов видим ежедневно в городе и адептов правого руля если я задену ваши чувства своими эпитетами, но я ни в коем случае не хочу сказать что это плохие автомобили и что люди, выбравшие их, сделали это в неясном уме, просто это автомобили не для меня и это мое субъективное автомобильное мировоззрение.
Заехали в Хендай - сели в Солярис, первая мысль - я в такси, на этом просмотр был закончен, Крета в новом кузове на тот момент отпугнула неоднозначным дизайном (сейчас вроде примелькались и уже не кажутся такими страшненькими), но основной вывод был такой - мало машины за много денег, поэтому тоже нет, хотя в общем Крета понравилась. Далее по маршруту был Рено, к Логану/Сандеро мы не подходили, родственники ездят на таких, им нравятся, но мне внутри этих автомобилей некомфортно, слишком уж дешево и просто внутри все исполнено, да и выбирали авто побольше, смотрели новый Дастер, Каптюр и Аркану, в общем-то одинаковые авто в разном наряде, тут чисто дело вкуса. Жена сказала на Дастер не сядет за руль, не девчачья это совсем машина, в Аркане я лбом уперся в козырек над лобовым стеклом, так что из этой троицы больше всего привлек Каптюр - меня просторным салоном, супругу - внешним видом. Цена немного выходила за наш бюджет, но тут в отличие от Креты за те же деньги был просторный салон и багажник, более мощный мотор, 4WD и максимальная комплектация за ту же цену. (т.к. мы редко ездим на одном автомобили больше 3-4 лет, то такие мелочи как турбомотор или атмосферник, АКПП или вариатор мы не брали в расчет) Каптюр конечно тоже при своем появлении немного шокировал своим дизайном, но к 2022 году мы к нему уже привыкли и не считали уродцем, а даже наоборот, хотя все это очень и очень субъективно. Далее мы направились в Шкоду т.к. всегда уважал эту марку (была и Фабия и Рапид), приехали, помечтали о Кодиаке, посмотрели на цену нового Рапида, о$уе^и, и поехали дальше. А куда ехать-то? Китайцев на тот момент как-то не рассматривали, да и не было их совсем, если сравнивать с сейчас. Поняли, что седаны точно не смотрим, надоели уже, хочется что-то повыше, чтобы не боятся каждого бордюра и лежачего полицейского, снега во дворе, лужи и т.д. Короче нужен кроссовер или типа того, вспомнили, что у нас же есть свой, родной кроссовер, Лада Х-рей кросс называется, поехали его посмотреть.
Сразу скажу что это не кроссовер, а типа того, хотя кто его знает, что вообще это слово обозначает. Предрассудков к марке Лада не было никогда, ездил в свое время и на гранте и на весте, нормальные автомобили за свои деньги, никогда не подводили. Короче посмотрели и поняли, что за 1,3 ляма - это оптимальный вариант на тот момент, я и сейчас так думаю, а почему - об этом далее речь и пойдет. Сразу скажу что Крета и Каптюр были на 400 тыс. дороже, были бы эти деньги, тогда возможно мы бы сделали иной выбор, но это не точно.
Итак, что же мы получили за свои 1,3 млн. рублей с хвостиком? Я если честно так и не понял что это за кузов - то ли компактный кроссовер, то ли высокий хэтчбек, ну да ладно, тут - кто как видит, меня этот вопрос в общем не парит.
По технической части тут все просто и понятно - платформа В0 от альянса Рено-Ниссан, двигатель Рено Н4М ( он же HR16DE от Ниссан), вариатор JF015E от японской фирмы Jatco, куда ни глянь под капотом - всюду шильдики Bosch, Renault, в общем, с технической точки зрения, это тот же дастер/каптюр/аркана, но только с безальтернативным передним приводом и компактным кузовом.
Двигатель тихий, экономичный, в городе его хватает вполне, да и на трассе проблем с обгонами не испытывал, но за маслом надо следить как и любом современном сейчас двигателе. Если менять масло по регламенту - то литр наверное точно нужно доливать между ТО, я меняю каждые 7-8 тыс. поэтому почти не доливаю масло между ТО. На шкоде было точно также - первые 5000 тыс. км. уровень стоит на месте, потом начинает немного уходить, и после 8-9 тыс. расход масла растет в геометрической прогрессии, на рапиде я не менял масло между ТО, поэтому после каждого ТО мне заворачивали 2 л. с собой, что съедалось до следующего ТО, и это на новой машине. У нашего героя конечно не такой аппетит, но он тоже есть.
Вариатор тоже интересная штука - разгон как в троллейбусе, плавный без толчков, рывков, скачков оборотов, но он не очень шустрый в плане отзывчивости на педаль газа - если нужно быстро перестроиться или выскочить и вклиниться в поток, то нужно учитывать полусекундную паузу между нажатием на педаль и началом маневра, но для обычной спокойной езды что по городу, что по трассе дискомфорта он не вызывает совсем.
В салоне не очень понравился пластик панели и обшивки дверей - чисто внешне, сама фактура, но это на любителя, но при этом он хорошего качества, за 1,5 года на нем ни одной царапины не появилось, даже в нише, где все время болтаются ключи, хотя он и жесткий (как и в любой машине дешевле 2 млн.), неудобное расположение кнопок стеклоподъемников на водительской двери и чтобы пристегнуть ремень, нужно просунуть руку в щель между сиденьем и подлокотником, нащупать там замок ремня и на ощупь попасть в него.
Понравилась посадка, очень быстро настроил сиденье и руль под себя, все кнопки (кроме стеклоподъемников) на своем месте, под рукой, видно, что это первый российский автомобиль, в котором продумана эргономика и все опции напихали не просто для того, чтобы назвать комплектацию полный фарш, а чтобы человеку было удобно и приятно всем этим пользоваться. Приятно удивило то что все подсвечивается - зона посадки при открытии двери, в ногах, все ниши и карманы в панели и дверях, при этом подсветка мягкая, еле заметная и ночью совсем не отвлекает внимание. Очень порадовала мультимедиа с яндекс авто, там уже встроен яндекс навигатор-никаких больше телефонов на подставках, проводов и колхоза, яндекс браузер, яндекс музыка, алиса и т.д. Алиса это вообще тема - не надо тыкать в экран во время движения чтобы настроить маршрут, позвонить кому нибудь или включить любимую музыку, просто говоришь ей, а она все делает, короче в машине всегда живет личная прислуга, еще с ней можно поболтать, когда совсем скучно. Эплкарплэй и Андройдавто включаются автоматически при подключении через шнур, в шкоде кстати за активацию этих функций дилер с меня попросил 15 тыс. Качество экрана, камеры заднего вида и акустики на порядок лучше, чем до этого были в весте, даже на два порядка. В общем, хоть это и ВАЗ, но колхозить уже ничего не нужно, все уже есть и выполнено на хорошем уровне. Датчики дождя и света тоже работают вполне адекватно (в сравнении с той же вестой), один раз поставил все на авторежим и не трогаешь больше, фары сами включатся когда нужно и выключатся, дворники тоже сами знают все. Подогрев сидений трехступенчатый, сначала думал, что это лишнее, но реально пользуешься всеми тремя режимами, первый для быстрого нагрева в мороз, потом переключаешь на второй, чтобы не подгорело ничего, а когда салон прогреется оставляешь единичку. Климат тоже в авторежиме работает корректно, хотя раньше в других машинах никогда им не пользовался, удобнее было в ручном режиме настраивать температуру. Короче электронная начинка видно что продумана не на АвтоВАЗе, а иностранными специалистами и она радует функциональностью и удобством.
Еще удивили всякие штуки, типа симпли клевер как в Шкоде - ящик под передним пассажирским сиденьем, ниши в багажнике, вроде мелочи, а приятно, что о тебе позаботились, продумали как удобнее будет тебе. Еще в комплектации была так называемая телекоммуникационная система - т.е. я на телефон поставил приложение Лада, зарегистрировал там свою машину и теперь через приложение ее можно заводить, глушить, открыть двери, моргнуть фарами, настроить автозапуск, причем сразу по 2 параметрам - например по времени и температуре салона и у тебя не будет машина заводиться каждые 3 часа, если на улице тепло, на старлайне у меня такого не было, там только по одному критерию автозапуск работал. Еще всегда видишь на карте где твоя любимая супруга катается, где она скорость превысила и сколько бензина в баке до сотых литра, короче очень удобная штука, на иномарках кстати эти сервисы не работают из-за санкций.
На заднем ряду не сказать чтобы просторно, но двое детей не жаловались, им там отлично, там у них еще своя зарядка для гаджетов была, подогрев сидений, плафон в потолке (что сейчас далеко не везде встретишь), если бы еще был подлокотник сзади с подстаканниками, было бы вообще шикарно, у меня даже в патриоте он был, а тут нет.
При росте 174 я сам за собой сижу на заднем ряду нормально, но запаса в ногах нет, если кто покрупнее сядет, будет тесно. Багажник довольно вместительный для габаритов авто, если сложить задние сидения, то можно много что запихать, например диван из дома на дачу там уехал. Еще переднее пассажирское сиденье тоже складывается пополам, что еще увеличивает способности по перевозке негабарита. Внешний вид тоже нравится и мне и супруге, выходишь утром во двор и среди остальных безликих одинаковых авто, твой выделяется, и от этого настроение лучше, хотя дизайн конечно - это дело индивидуальное и тут можно спорить бесконечно о красоте и уродстве, у каждого свои понятия.
Не совсем понятно, почему эта модель не пользовалась популярностью и не показывала большие продажи, хотя наверное все дело в просчетах западных маркетологов. Как я понял, автомобиль они создавали для молодежи, но не учли тот факт, что наша молодежь ( у которой есть 1-1,5 млн. на автомобиль ) воспитана на том что все русское - гавно, а вот заграничное - хорошо (и я даже уверен, что местные дромовские комментаторы, непонятно зачем зашедшие на страничку с моим отзывом, эту теорию будут яростно подтверждать сейчас ниже в комментариях), а типичный покупатель Лады - это простой русский мужик, которому вообще нафиг не нужны все эти ваши навороты, он идет покупать ниву или ларгуса, чтобы картоху можно было привезти с дачи и на рыбалку съездить, ну или гранту или весту если не сильно рыбак и дачник, главное чтобы было попроще и подешевле, поэтому когда на этот автомобиль, который по факту детище альянса Рено-Ниссан, повесили значок Лады и ценник с семью цифрами, в этом и был подвох. И не важно, что машина на самом деле хорошая и стоит этих денег, все кто переплатил полляма за крету - это на 80% переплата за то, чтобы не ездить на жигулях. и на 20% переплата за улучшения в автомобиле, это я точно знаю, у нас друзья в одно время с нами купили Крету и при тщательном сравнении ничем особо машины не отличаются, в крете немного поприятней сделана обшивка салона, в остальном все ощущения от езды те же. Жалко что модель ушла в историю, хотелось бы увидеть рестайлинг как сейчас на весте - с хорошим интерьером, и светодиодной оптикой, но этому уже не бывать.
Почему сравниваю в своем отзыве с вестой и рапидом - потому что это три машины из одной ценовой категории, и если кто-то рассматривает покупку икс-рэя, то веста и рапид тоже скорее всего входят в варианты для покупки.
За 1,5 года и 34000 пробега была одна поломка - меньше чем через год с момента покупки начал проявляться какой-то глюк в ЭУРе, он просто мог отключиться в любой момент, при этом загоралась лампа неисправности в электрооборудовании, после того как заглушишь мотор и заново заведешь - все снова работало, почитал инструкцию, там пишут что такое возможно из-за перегрева, но блин, зима, еду прямо, рулем не кручу, с чего ему греться, ладно думаю, понаблюдаю, со временем глюк проявлял себя все чаще и я решил ехать к ОД, после дня диагностики и еще дня переписки с заводом, мне согласовали замену всего усилителя по гарантии и через пару недель мне его поменяли, больше меня эта проблема не беспокоила.
В этом году семьей прокатились на нем до Сочи, туда-обратно и там еще - в общей сложности накатали около 8000 км за месяц, это конечно отдельная история для повествования, но если кратко - то все довольны, машина показала себя молодцом и на магистралях и на серпантинах и на горных перевалах, все было по пути. Ехать было всем комфортно.
Перечитал сейчас свою писанину, какой-то слишком сладкий отзыв получается, но сил уже нет, надо идти спать, завтра вспомню что-нибудь плохое и допишу. Всем спокойной ночи. Ну или хорошего дня...