Почему ОН?
Надо сказать, еще в октябре никаких «Лэндроверов» не было даже в мечтах, не говоря уж о планах. Но сказочно повезло – бизнес вывалился из мелкого кустарника на наезженную дорогу, появились сразу несколько крупных заказов… В общем, я обнаглел и решил, что заслужил.
На покупку было виртуально выделено до 1,2-1,3 миллиона. Задача: полноприводный, максимально универсальный автомобиль для города и таежных командировок. Выбору крупно мешало одно обстоятельство: помимо основной работы, я занимаюсь автожурналистикой, а потому не понаслышке имею представление о современном автомобиле. Чем больше знаешь, тем труднее выбрать, тем меньше восторгов. Второе: в моем представлении идеально универсальный автомобиль – это полноприводный минивэн с салоном-трансформером. Но такие делают только в Японии, европейцам, видимо, удобство не нужно. Из имеющегося праворульного предложения ничего симпатичного для себя я не нашел, за исключением новой Mitsubishi Delica D:5 – и красиво, и достаточно внедорожно, и все мыслимые трансформации. Но – великовата для динамичной городской езды. Да и стоит как раз миллион триста – за эти деньги покупать б/у как-то уже не хотелось. Словом, с мечтой об идеале пришлось проститься. Тогда, если новый, то либо минивэн с моноприводом, или «паркетник». 4WD для Красноярска считаю вещью принципиально обязательной, а потому дальше стал выбирать только из кроссоверов. Оптимальная по удобству салона Skoda Yeti отпала из-за двигателя – 1,8-литровый турбомотор «везет» исключительно на высоких оборотах, так что в снегу будет чаще сидеть, а не ехать. Проверил лично, тестировал. Nissan X-Trail нравится по салону и не нравится внешне, Mitsubishi Outlander - ровно наоборот. Grand Vitara не едет, Tiguan скучноват, Koleos кривоват… Mazda CX-7 - красавица и отлично управляется, но в таежных поселках она будет выглядеть неуместно гламурной. Да и «статусности» вдруг захотелось…
В общем, решил искать слегка подержанный кроссовер классом повыше. Наметил уж было BMW X3 с пробегом 30 тысяч, да на всякий случай зашел к дилеру LR. А там, как положено – удобный кредит, богатая базовая комплектация, проходимость… В итоге неожиданно сам для себя заказал рестайлинговый Freelander 2 в средней комплектации SE - турбодизель 2,2 л, полный электропакет, включая электрообогрев лобового стекла и электропривод сидений, заводская охранная система, комбинированный салон кожа+алькантара, два люка, подогреватель Webasto, 7 «эйрбегов», «улучшенная» аудиосистема и так далее. С кредитной скидкой обошлось все в 1,567 млн. Цвет белый – не из экономии, просто показался красивым. Коробка механическая – с ней доступна система «старт-стоп», а еще, честно говоря, просто захотелось попереключать Не стал брать: колеса R19 (на шинах разорюсь), навигацию (возможно, потом куплю неоригинальный блок, продают за 35000 р.), релинги на крышу (некрасивые они какие-то), ксеноновые фары (немного жалею – штатный свет слабоват, выручают противотуманки), коврики (неоригинальные, вырезанные по месту, обошлись раз в шесть дешевле фирменных, а по площади при этом - больше).
Машину забрал 14 января и с тех пор из нее почти не выхожу. Пробег за первый месяц превысил 5000 км, включая один рейс в Абакан (400 км, асфальт) и один в Северо-Енисейск (600 км, асфальт+укатанная гравийка под снегом) – можно делать первые выводы. И выводы эти очень неоднозначны: с одной стороны, я за годы занятий автожурналистикой поездил на очень многих хороших автомобилях, так что сравнивать есть с чем – «магия имени» на меня не действует. С другой – это моя первая по-настоящему высококлассная машина, и я уже в нее понемножку влюбляюсь…
Внешность у Freelander своеобразная: принимают за «большой джип», хотя в реальности он короче RAV4. Но при этом очень широкий (2005 мм при длине 4500), а новая решетка радиатора один в один как на Range Rover. Сбоку машина на колесах 235/65R17 просто нереально мускулиста. А вот белый цвет оказался «на любителя»: ожидаемого ощущения свежести и строгости я не получаю. Да и корма белой дизельной машины белой почти не бывает – постоянно забрасывает копотью выхлопа.
У «Фрила» великолепные наружные ручки дверей и крупные зеркала. Очень грамотно сделан низ – все подобрано под брюхо, свесы маленькие, спереди металлическая защита-лыжа, так что с проходимостью, на первый взгляд, все ок. Радует, что Land Rover не повелся на некоторые модные тенденции: и спереди, и сзади есть нормальные буксирные проушины без всяких крышечек, а струйные фароомыватели закреплены в бампере жестко – никаких дурацких «выдвигашек», примерзающих и ломающихся в первую же зиму. Правда, от этих омывателей толку все равно никакого, только капот поливают. Буду отключать.
В салоне
Первым же разочарованием стал подогреватель Webasto. Оказалось что это Thermo Top E – довольно слабенький приборчик, основная функцией которого является догрев дизеля до рабочей температуры. Предпусковой подогрев возможен, но градусов до -25-27. Дальше – лотерея: слишком тонкие топливные трубки. Выходит, «Вебасто в базовом оснащении» – фикция: ведь любого потенциального покупателя Webasto привлечет именно как ПРЕДПУСКОВОЙ подогреватель для беспроблемного старта в мороз. А тут – при -30 и ниже полу-грелка бессильна, а при -25 дизель и так запускается, без всякого прогрева. Англичане бессовестно экономят – а дилер об этом тактично не упоминает…
Такой же фикцией оказалась вещица с гордым названием «панорамная крыша». Не знаю, кого там хочет обмануть производитель, но панорамная крыша – это огромный люк на Nissan X-Trail. А тут два отдельных люка, особого простора не создающие. Но самое глупое, что передний люк открывается не до конца, оставляя «нахлест» добрых 15 сантиметров – и вдобавок своей отъехавшей кромкой еще и перекрывает задний люк. Опция есть, панорамы – нету.
Англичане представляют Freelander как премиум-класс, но не слишком позаботились о реальном подтверждении этого. Много недоделанных мелочей. В зеркалах есть подсветка улицы? Замечательно, потому что подсвечивать приходится часто: и запирается, и отпирается «Фрил» только с третьего-четвертого раза. Аудиосистема с 9 динамиками, усилителем и «сабом» - вроде бы премиум? Но нет элементарного сегодня USB–выхода: только AUX, к которому можно подсоединить плеер. Этот плеер надо отдельно подзаряжать, с руля он не управляется, и емкость у него обычно невелика - а у меня хорошая музыка на десятки Гб, в плеер не загонишь. В итоге либо покупай iPod на 160 Гб плюс фирменный кабель (все вместе тысяч 15 или более), либо слушай диски – и жди. Когда они помрут от пыли...
Премиум-отделка? Сиденья действительно красивые. Но при этом в отделке преобладает жесткий лоснящийся пластик, кнопки стеклоподъемников с изнанки бритвенно-острые, а мягкую часть передней панели я умудрился поцарапать…микрофибровой тряпочкой. Новой, только что купленной.
Далее. Премиум подразумевает «породистое» исполнение органов управления. Но и тут у «Фрила» все по-разному: «крутилки» блока музыки и микроклимата классные, металлический селектор Terrain Response великолепен, а вот переключатель света при этом – откровенно дешевый пластиковый. Кстати, микроклимат тут тоже «премиальный», раздельный для водителя и переднего пассажира. Но, оказывается, если разница между «левым» и «правым» превысит 40С, «климат» временно сойдет с ума… То есть гордый обладатель премиум-автомобиля теоретически имеет продвинутую климатическую систему, а на практике - крути «свою» ручку да не забывай проверять еще и соседскую – а ну как он там «в минус» выкрутил… Очередная фикция!
И, наконец, последняя претензия по салону – мало мест для вещей. Мелочь можно сложить только в карманы на дверях (правда, вполне объемистые), в спинках сидений и «бардачок». Но владелец премиум-автомобиля частенько возит с собой всякие деловые бумаги, а куда их положить? В «бардачок» формат А4 входит едва-едва, в двери тоже не рискнешь. И тут же, под передними сиденьями – куча неиспользуемого пространства, что стоило сделать там выдвижные лотки?
Сам дизайн интерьера мне нравится – кнопок много, оформлено все лаконично, а стандартно-зеленая подсветка многим журналистам напоминает то ли кабину самолета, то ли панель армейской радиостанции. В темноте центральная консоль забавно контрастирует с комбинацией приборов - первая буквально усыпана иллюминацией, вторая едва светится, но это глаз не режет. Сидеть удобно, но левая нога пока так и не нашла оптимального положения – то она тянется к сцеплению, то слишком согнута в колене. Может, нога нестандартная? Зато отлично продуманы регулировки сидений (3 штуки, по высоте диапазон просто огромный) и руля (по углу и вылету). Сзади тоже неплохо, но только не в мороз – подогрева сидений там нет, а маленькие воздуховоды в ногах особого тепла не несут. Багажник удобный, с подпольем и полноразмерной «запаской» в нем. Задние сиденья складываются, но, увы, не регулируются.
По езде
До -30 с антигелем в топливе Freelander запускался неплохо – и с Webasto, и даже без нее. Но вот в салоне при такой температуре откровенно холодно. Даже со скидкой на то, что это дизель. Из дефлекторов идет слегка теплый воздух, да и дует слабо. Вопрос: зачем вентилятору отопителя 7 скоростей, если хоть как-то ощутимое дуновение начинается только с четвертой-пятой?
Когда потеплело, опробовал систему «старт-стоп», входящую в «базу» для модификации с МКПП. Подкатываешься к светофору, выжимаешь сцепление – мотор глохнет и запускается автоматически при следующем нажатии на педаль. Все бы хорошо – и топливо экономится, и причастность к инновациям опять же. Но - не для дизеля эти игрушки: если гибридная Toyota Prius глохнет и запускается бесшумно и незаметно, то мой LR заводится «как положено», с вибрацией и звуком работающего стартера. После пятого светофора это дело надоело. Надоела, стыдно сказать, и самолично выбранная механическая КПП – понял, что ошибся, когда постоял в пробках. Сцепление длинноходное и довольно тугое, передачи заходят неохотно, быстрое переключение затруднено (особенно с 1 на 2). Наверное, сам просто не привык (хотя подо мной, кроме LR, еще три машины с МКПП, и никаких проблем с ними не наблюдается). В общем, будете брать Freelander – берите лучше с «автоматом»!
Да, мне много чего не нравится. Вместо того, чтобы сделать удобный автомобиль для ЖИЗНИ, конструкторы думают о количестве электронных гаджетов. Впрочем, претензии эти не к Freelander, а к любому современному автомобилю – достаточно посмотреть, сколько производителей тупо тиражируют явно бессмысленные в наших условиях выдвижные фароочистители. Ну а если мелочи оформления и прочие тонкие нюансы вас вообще не волнуют, то вот вам «фриловские» плюсы.
1. Очень нравится мне общее ощущение плотно сбитой, породистой машины. Даже несмотря на упомянутые просчеты в отделке. Дверные ручки, сами двери, сиденья выглядят увесисто и добротно: посидите после «Фрила» в новом Pajero, и вы удивитесь, насколько «жестяные» у него двери.
И едет LR так же, невозмутимо и благородно. Причем без разницы, 100 км/ч или 160 – рулится уверенно и без напряжения, а в салоне ни шума, ни вибраций. В этом Freelander сильно отличается от более массовых «паркетников». Управляемость, конечно, не как у Х3, крены чувствуются. Я, кстати, этого боялся, хотелось-то сначала отточенных реакций BMW. Оказалось, ничего страшного – «Фрил» понятный и надежный, просто… более размеренный, что ли. Зато энергоемкость и комфортность подвески таковы, что никакому Х3 не снилось. И на колейность, в отличие от более спортивных кроссоверов, LR не реагирует.
2. Дизель великолепен! Вроде бы несерьезные 150 л.с. – но тяга у него 420 Нм, больше, чем у бензинового V6 3,2. В диапазоне 1200-3000 TD4 уносит машину вперед как пушинку. Особенно хорош Freelander на трассе: при 2-2,5 тыс. об/мин идешь на 5-6 передачах 150-160 км/ч, и под ногой всегда серьезный запас. В городе похуже, приходится поработать рычагом КПП и брать полсекунды запаса. Но все равно – как только «прожует» низкие обороты, он выстреливает. И, конечно, расход топлива – предмет детской гордости владельца. В среднем по городу получается 9,5-10,5 л/100км (в -30-35 да в пробках максимум до 13), по трассе – от 8,5 до 9,5 (первая цифра – если ехать как положено около 100, вторая – при крейсерской 130-140). Это на уровне бензинового Ford Fusion 1,4 и в полтора раза меньше нового Kia Sportage моего коллеги. При баке в 68 л на одной заправке можно пройти до 750 км.
3. Проходимость пока сильно не испытывал, но по занесенному снегом карьеру поездить пришлось. Геометрия, как я уже сказал, изумительная, так что прошел везде. Плюс хитрый Terrain Response, позволяющий менять настройки под разные типы покрытия. При случае проверю.
4. Обзорность хороша благодаря огромным зеркалам. Это условие в городе для меня принципиально, можно сказать, выбирал автомобиль по размеру зеркал. Задний парктроник сообразителен. А вот длинный нос иногда мешает.
5. Фирменная фишка Land Rover – электроподогрев лобового стекла. Штука отличная, стекло полностью очищается за 2-3 минуты. Минус – беречь его надо как зеницу ока, потому как стоит около 60 тысяч так что каждый КамАЗ я теперь воспринимаю как возможного личного врага…
6. Запуск двигателя кнопкой настолько удобен, что привыкаешь к нему мгновенно. Хотя большого смысла в нем нету кстати, оба штатных брелока надо использовать по очереди, иначе разрядятся.
7. Статус на дороге. Широкий нос и надпись Land Rover раздвигают поток почти без вопросов. Хочу специально подчеркнуть – я не любитель наглой езды, но в последнее время наши дороги превратились в джунгли с кучей носорогов, обезьян и прочей живности. Преобладает тупость, в меньшем количестве встречается наглость. И если на Honda S-MX было очень сложно убеждать соседей, что не надо занимать левый ряд, перестраиваться без поворотников, лезть на перекресток на розовый, тормозить весь поток своими неторопливыми маневрами и т.п., то «Лэндровера» слушаются гораздо охотнее. Во всяком случае, на трассе левый ряд уступают без хамства.
8. Как ни удивительно, Land Rover не останавливают гаишники! За месяц – ни разу, хотя и без номеров был, и глубокой ночью мимо них проезжал… Не замечают, и все тут. Плюю трижды
Что касается пресловутой надежности – пока больших проблем не имею. Замерз электрозамок задней двери. Видимо, после мойки. И как-то неравномерно шумит вентилятор «климата». Посмотрим, что будет дальше. Кстати, если верить сервисной книжке, периодичность ТО для Freelander с 2011 модельного года увеличена до 24-26 тысяч километров. Приятно, но масло я все же поменяю на 12000. Не хочу машинку мучить
Засим заканчиваю. Поездим с «Ровером» далее - отпишемся.