Наконец, спустя почти год, я заставил себя обновить впечатления. Честное слово, просто не успевал! Машина тем временем наматывала пробег – стоял мой Land Rover только неделю летом, и то только потому, что вверх по реке Казыр дороги нет. Короче говоря, на начало декабря пробег – 43000 км. Все выводы, сделанные ранее, окончательно устоялись. Повторюсь по главным.
Езда
Однозначно и полностью разочаровался в механической КПП, выбранной собственноручно. Не вообще в любой, а именно в «роверовской». Ее притащили и воткнули в машину в последний момент, просто чтобы получить начальную «бюджетную» комплектацию. Причем взяли ее где-то на заднем дворе, непонятно от какой машины, безо всякой адаптации. Механизм переключения на «престижном» Freelander работает хуже, чем на утилитарных ГАЗ-27527 «Соболь», Mitsubishi L200 и уазовском «Патриоте» - рычаг коробки перемещается жестко, с усилием и неприятным стуком. Это тем более раздражает, если учесть, что работать рычагом приходится ежесекундно: момент у дизеля огромный, но весь в средней зоне тахометра. Сбросил обороты ниже 1500 – переключайся, иначе будешь собирать за собой поток. А переключение – грубое.
Откровенно злит то, что педали стоят на разной высоте. Если хорошо правой ноге на акселераторе, то левая тянется носком за длиннющим сцеплением. Если устроишь левую, то правая будет согнута в колене на слишком близком теперь «газе». А сцепление-то здесь и без того «грузовое» по усилию, в пробке нога через полчаса просто отваливается. Проблема, естественно, актуальна только для «ручного» Фрила.
Подвеска по-прежнему расстраивает громкими стуками при работе «на отбой», но до сих пор радует мускулами – после сорока тысяч никакой усталости нет и в помине! Управляемость на высокопрофильных шинах R17 несколько «развалистая», а машина довольно мягкая. Это и хорошо, и плохо: «Фрил» прилично кренится в поворотах, зато позволяет пролетать «лежачих полицейских», лишь слегка сбрасывая ход. Эта же мягкость в сочетании с нелинейной характеристикой тормозов заставляет часто по-чайниковски «клевать носом» при торможении. Слабоват галогенный головной свет. И всерьез озадачили летние шины Continental, на которых машина пришла с завода – они совсем не держат мокрое покрытие!
Ну а в остальном… Я уже писал и повторюсь: Land Rover не очень поворотлив в городе, но достойно ведет себя на разбитых грунтовках и легком бездорожье и, без сомнения, великолепен на трассе. Придется только смириться с его вальяжным характером – ну не любит он суету…
Салон
Тут появляется второе мое расстройство, еще более неожиданное. Покрытие передней панели – некий «полумягкий» пластик - оказалось невозможно мыть. Вытирается от тряпки и даже от руки до неприятного белесого оттенка! А мыть надо, потому что массивная глыба панели выглядит всегда пыльной. Что с этим делать – не знаю. Дилер, похоже, тоже. Правда, англичане пообещали прислать чудо-полироль, но что-то мне в его чудодейственность не верится. Вдобавок небрежно брошенная пластиковая бутылка с водой оставила на панели такую ссадину, что уже и полироль не поможет. Странно видеть не недешевом и довольно «брэндовом» автомобиле такие примитивные отделочные материалы…
Еще из «салонных» недостатков жизнь портят дурацкие внутренние ручки, в которые не пролезает рука, отвратительный пластмассовый звук аудиосистемы (между прочим, опциональной, с девятью динамиками), отсутствие USB–порта и тесные и неудобные задние сиденья, лишенные всяких регулировок. И USB , и регулировки сегодня предлагают даже китайцы, но мы же – Британская Легенда, мы чтим традиции… Отчего бы тогда не оснастить Land Rover патефоном и «викторианскими» бархатными стульями?
В остальном, правда, все хорошо. Салон и моется и чистится нормально, выглядит очень опрятно – спасибо кожаной-алькантаровой отделке. Дизайн интерьера мне нравился с самого начала, не разочаровал и поныне: да, на фоне корейского оптитронного фейерверка простенькие зеленые лампы и крупные прямоугольные кнопки кажутся анахронизмом, зато – уютно и сдержанно. Машина-то мужская, а значит – функциональная и надежная. Внушительные «подоконники» удобно принимают руку, ухватистые наружные ручки дверей – самые удобные, а дверные карманы – самые вместительные из всех виденных мною. Нравится также прекрасная обзорность, вполне удобные органы управления (кроме “европейского» блока управления светом, коим пользуешься на ощупь) и – достойная марки LR шумоизоляция.
Эксплуатация
Езжу каждый день, по городу и трассе. Расход топлива колеблется в пределах 8,3-9,0 л/100 км, из присадок использовал антигели и Castrol TDA. Проблем с топливом пока не было, правда, и заправляюсь только на проверенных АЗС. Проблем с запуском пока не было тоже, по крайней мере, до -28-30. Морозы посерьезнее еще только впереди…
Весной и сейчас очень оценил электроподогреваемое лобовое стекло – отличная вещь! Правда, и стоит оно 26000 р… Разбив одно весной, следующего камня решил не дожидаться - покрыл стекло защитной пленкой (5000 р.). Впечатления двоякие – пленка за полгода жестоко истерлась, и сейчас смотреть через нее просто тошно: пятна, затертости, как на старых «Жигулях». Буду снимать. С другой стороны, за полгода – ни одной трещины…
Как я уже писал, механики на ТО не смогли отключить ни старт-стоп, ни догреватель Webasto. Оба этих девайса весело молотили всю весну, лето и осень, отравляя мне жизнь. Ну зачем догревать дизель, когда за бортом +25 – неужели сам не нагреется? Налицо явный конструкторский просчет, скорее всего, в прошивке – но никаких действий не предпринимает. Платить за это придется владельцу – ресурс Webasto не бесконечен, а ездить без нее зимой уж совсем никак. Кстати, на предпусковую функцию сами дилеры рекомендуют вообще не надеяться, а для зимнего запуска ставить дополнительный, полноценный предпусковой Webasto . А старт-стоп вообще остался вещью в себе – одно только раздражение от постоянных «заглох-запустился» и никакой ощутимой экономии. Кстати, летом в жару старт-стоп глушит мотор всего на полминуты, так что стартеру приходится работать чуть ли не больше самого дизеля. В общем, что на гибридном «Приусе» хорошо, на «Фрилэндере» глупость.
С чем на ТО удалось справиться, так это со струйными омывателями фар. Вот узнать бы, кто лоббирует эту глупость в мировом автопроме… Вода постоянно орошает капот, при удачном раскладе есть шанс умыться и у водителя, а фарам пофигу. Отключить инновацию удалось, лишь активировав «скандинавский» режим работы освещения (ближний горит постоянно, пока работает двигатель). Ну, это и хорошо – ездить надо со светом. А омыватели заткнулись.
Много вопросов у потенциальных покупателей «Фрила» вызывает кузовная «навеска». Сообщаю: задний спойлер – исключительная декорация, и забрызгивать корму он, увы, никак не мешает. Накладки на дверях могут отставать, но легко водворяются на место. Релинги на крыше, по моему мнению, выглядят настоящим колхозом, да еще и свистят на ходу. Но - хороших неоригинальных не нашел вообще, даже у Thule, так что эстетикой пришлось пожертвовать.
Что касается ТО, то пройдено их уже 3 (через 12 тыс. км). Первое обошлось в 8000 р., второе – 12000, ТО-3 – 14000 р. По моим меркам – приемлемо. Нравится и то, как доброжелательно и легко работают сотрудники «ЛРЦ Форпост».
Да и машинка-то в итоге мне в целом нравится. Требовательный я просто.
PS. Да, забыл самое главное. Как известно любому посетителю drom.ru , Land Rover - это ведро с гайками, которое постоянно ломается. Так вот, за 42000 км в моем Freelander дважды глюкнула стрелка указателя уровня топлива – пару минут повисела на нуле и вернулась на место. И еще – часто «тупит» электронный ключ, отказываясь срабатывать с первого раза (говорят, это болезнь «Фрилов»).
И - все. Больше не сломалось ничего. Даже колеса все целые. По-моему, не так уж плохо.