Lexus RX400h. Гибрид! Страшно? Да вроде бы сейчас уже никого не испугать этим словом. Но всё же кому-то может быть полезен отзыв об этом автомобиле. Потому начнём.
О муках выбора и опыте владения иными авто - очень кратко. До Лексуса почти 7 лет проездил на праворульной Toyota Corolla Runx, которая была моей первой машиной. Не ломалась, не доставляла хлопот, а потому и менять её никак не решался.
2014 год. Декабрь! Всё дорожает (кроме рубля). Думаю: ну, пора! Машины разлетались, как пирожки из печки. В Тюмени ни одного варианта не было, ближайшие оказались в Омске – там и взял в итоге своего первого лексуса, на скорую руку, без диагностики, практически вслепую. Позже оказалось, что он бывал бит и не раз – крашеные детали, местами шпатлёвка. Но что уж теперь поделать. Опыт – сын ошибок трудных.
Первые и последующие ощущения, плюсы и минусы эксплуатации.
Первое, на что хочется обратить внимание, это динамика. Бензиновый мотор 3.3 литра, батарея и два электромотра прекрасно делают своё дело. Динамика на самом деле впечатляет, подхват безупречный – как с места, так и на скорости. В принципе мощности мне всегда и везде хватало с запасом. Да ещё и работа бесступенчатой коробки оставила только приятные впечатления – без пинков, без провалов, ровно и упруго. За связку двигатель-коробка ставлю твёрдую пятёрку.
Интерьер. Сиденья с электрорегулировками, кожа сохранилась практически в первозданном виде (чего не сказать о руле – потёртый). Музыка Mark Levinson – звучит действительно достойно, хотя жгучего восторга у меня не вызывала (басов, как мне показалось, маловато всё же даёт). Не читает Mp3 (в моём было именно так – с 2007 года вроде идёт более современная система, которая понимает и mp3, и DVD. Камера заднего вида с разметкой – очень удобная штука при парковке. Места в машине предостаточно – как в салоне, так и в багажнике. Никому не тесно, все вещи всегда помещаются, но и лишние кубометры воздуха возить не приходится. Люк работал, всё открывалось и закрывалось, и мне это нравилось. Кстати, после сброса клемм аккумулятора каждый раз нужно заново настраивать работу люка и электроприводов стёкол. Стёкла нужно опустить до половины, а потом поднять до конца и, не отпуская клавиши, подержать ещё пару секунд в верхнем положении – после этого отпустить кнопку стеклоподъемника. Такую операцию нужно проделать с каждый стеклом после сброса клемм, чтобы они работали в автоматическом режиме. Люк – просто нажать кнопку открывания/закрывания и держать – сначала люк пройдёт все возможные положения, закроется и успокоится – всё, дальше работает стандартно. Пишу об этом, потому что я поначалу не понимал, что делает люк и как заставить его работать корректно. Вдруг кому-то пригодится эта информация)))
Электропривод двери багажника – удобная штука. Открыть можно из салона или с ключа, подходя к машине. Закрыть – кнопочкой на двери или из салона (или опять же с ключа). Позволяет не пачкать руки в грязную погоду, закрывая дверь багажника. Иногда (в основном в морозы) подглючивала (просто не открывала электроприводом), но со временем всё приходило в норму. Мелочь, а подбешивало. Ну да ладно.
Особенности эксплуатации гибридной установки. Первое – поначалу непривычно. Поворачиваешь ключ в замке, машина пикает, загорается на панели слово READY, а мотор-то не работает. Как машину завести? А всё, она готова ехать. Переводим коробку в режим D, отпускаем тормоз и машина едет. Тихо, не включая бензиновый мотор. Стоит чуть поддать газку – бензиновый двигатель включается в работу. Ну или если в пробке заряд батарейки будет высосан потребителями электричества (кондиционер/печка, музыка, фары и т.п.), то бензиновый двигатель подключится и будет работать, пока батарейка не зарядится достаточно. Да, кстати, порой бензиновый двигатель включается с таким не очень приятным дрыганием, рывком. Многие поначалу думают, что это неисправность. Но это особенность всех гибридов (по крайней мере, тех лет). В этом нет ничего страшного. Батарейка – многие пугают, что она на старых машинах выходит из строя, не держит заряд, а замена её стоит очень дорого. Я на своём отнюдь не новом гибриде отъездил почти 3 года – батарейка заряжалась почти до полного объёма (обычно последнее деление всегда остаётся незаполненным на всех (и на новых) гибридах – такая особенность системы). Разряжалась и снова заряжалась без всяких проблем и намёков на усталость. Говорят, если выходит из строя, то не вся разом, а элементами, и меняется тоже элементами, что не так уж и дорого. Не сталкивался – не знаю. Из особенностей – не рекомендуется оставлять его совсем без работы на длительное время, т.к. высоковольтная батарея постепенно разряжается и может разрядиться совсем, а это для неё плохо. Если улетаете/уезжаете куда-то на неделю-две-три, то это не страшно. А вот если на несколько месяцев, то попросите кого-то заводит машину раз в пару недель и делать круг почёта хотя бы по району, чтобы батарейка немного зарядилась.
Расход топлива и зимняя эксплуатация. Многие спрашивают – как же он заводится зимой? Отвечаю: всегда без проблем. Здесь нет стартера, аккумулятор нужен только для того, чтобы дать стартовый ток на высоковольтные батареи. У меня только один раз не завелась машина – когда аккумулятор умер в конец. Кстати, вот эти стандартные аккумуляторные батареи на гибридных Lexus RX второго поколения почему-то разряжаются довольно быстро (быстрее, чем на обычных авто). Но не критично. Раз в год или пару лет рекомендуется зарядить (а то и поменять). В общем, в любой мороз заводился без проблем – это факт. Двигатель и салон греются довольно быстро. А вот гибридная установка и высоковольтные батареи прогреваются намного дольше. Поэтому зимой при эксплуатации в режиме дом-работа-дом будете ездить фактически на бензиновом двигателе. Он не будет выключаться, пока батареи не прогреются, как следует. У меня расстояние до работы небольшое, и за эти 15-20 минут батареи прогреваться не успевали. А отсюда и расход – при зимней эксплуатации мало чем отличается от обычного Lexus RX350. Конкретные цифры зависят от конкретных условий эксплуатации – завели, прогрели, и целый день ездите по городу – может быть и 12-13 литров. У меня выходило всегда не меньше 20-25 на сотню (повторюсь, дистанционный запуск, 10-15 минут прогрев, короткие пробеги по пробкам на работу и обратно, да иногда по городу).
Летом расход топлива по городу реально довести до 11-12 литров. А если прям пытаться экономить, не давить на газ и ездить вечерами без пробок, то и 10 литров можно выжать, наверное. По трассе расход почти такой же – 10-11 литров на сотню, тут гибридная установка практически ничего не экономит.
Проходимость. Это совсем не джип. Фактически передний привод (привод на заднюю ось – только от заднего электромотора, соответственно, мощности туда уходит совсем не много). Неотключаемый антибукс – и вуаля. Чуть только стоит застрять в грязи или в песке – и всё, машина не едет. Передние колёса пытаются крутиться, проскальзывают, антибукс всё душит. Задние пытаются подключаться (пока батарейка заряженная), но толку от них не много. Да и дорожный просвет у него не очень большой – 17 или 18 см. Конечно, геометрия (короткие свесы, скошенные бампера) позволяет неплохо ехать по неровностям (кочки, съезды и заезды, ямы). Но жидкая грязь или вязкий песок/снег – и вы застрянете. Забегая вперёд, скажу, что после гибрида взял Lexus RX350 того же поколения – тоже не джип, но проходимость значительно лучше уже.
Подвеска. Тут ничего особенного. Пневмы в гибридах нет, обычные стойки. Работает неплохо – довольно мягко. В поворотах кренится, но не критично. Тормоза кажутся ватными, поначалу непривычно, но со временем перестал замечать. В целом машина тормозит нормально, но по ощущениям кажется, что ей тяжело даётся замедление (разгон – куда легче). В итоге двигатель мощный, разгон впечатляет, а рулится и тормозится так себе – потому спортивной машину не назовёшь, хотя разгон до сотни занимает всего 7 с чем-то секунд.
Кстати, очень неплохо работает система стабилизации. Как-то меня занесло на заснеженной дороге – я уж готовился в кювет улететь, только бы не на встречку. А машина что-то там попищала, потрещала и спокойно выровнялась. Главное – резко тормоз не давить, ну это и так все знают.
Поломки и стоимость запчастей. Помню, как только купив машину, ещё в Омске, закончив все дела, загрузив в багажник колёса, я остановился где-то на парковке у магазина, взял себе попить водички, что-то перекусить. Машину заглушил, негромко играла музыка, я прокладывал маршрут, перекусил. Минут 10 постоял. Поворачиваю ключ, а машина не заводится. Панель помигала и всё, умерла. «Ну зашибись, купил я себе Lexus» - подумал я. Оказалось, просто аккумулятор простой был разряжен в ноль. Позвонил прежнему владельцу – он ещё и уехать-то не успел далеко, приехал, подкурил, и я поехал, опасаясь, как бы ситуация не повторилась. Приехав в Тюмень, поменял аккумулятор (обычный 55 А/ч). Ещё не работал CD-changer. Прежний владелец говорил, что там просто диск какой-то застрял. Я позвонил официалам – они предложили поменять блок за 110 тыс. руб. Я понял, что официалы – не мой выбор. Нашёл умельца в городе, который специализируется на магнитолах и прочей автомобильной электронике, за 5 тыс. руб. он всё исправил. И вот отъезжаю я от него, и тут на тебе… Загорелись на панель ошибки “Check VSC”, “Check hybrid system”. Ну, думаю, что за хрень? Еду дальше потихоньку, и тут понимаю, что бензиновый мотор не подключается, а еду я исключительно на батарейке. Всё, думаю, приехали. Останавливаюсь, выхожу из машины, паникую. Выключаю, включаю вновь – ошибки никуда не делись. Чисто интуитивно сбрасываю клемму, ставлю на место – всё Ок. Спустя некоторое время, ошибки возвращаются, Ситуация повторяется. Забегая вперёд, раскрою секрет – проблема оказалась в плохом контакте на клемме. Чуть только контакт ослабевал, система переходила в режим безопасности и выдавала ошибки. Потом в рамках ТО мне обработали клеммы, смазали их электропроводящей хренью, я закрутил их покрепче, и больше проблема не возвращалась пару лет. А через 2 года опять возникла – видимо, клемма ослабла. Протянул, закрепил, и всё Ок. Имейте в виду, что такое может быть. Страшно, жутко, а решение простейшее.
Дальше к «поломкам» и стоимости запасных частей. Вообще-то ничего и не ломалось именно в классическом понимании этого слова. Выходило из строя, скорее, в соответствии с пробегом и возрастом. Ничего критичного. Пробег на одометре был при покупке 82 тыс. – полагаю, скручен. Истинный пробег назвать затрудняюсь. Продал я машину с показателем 115 тыс, т.е. наездил за эти почти 3 года чуть больше 30 тыс. Ну пробеги дневные у меня маленькие, хотя несколько раз выбирался и на Урал, и в соседние города – до 1000 км. в день, и не по самым лучшим дорогам.
Итак, про CD-changer уже сказал. Со временем перестал работать круиз-контроль и кнопки управления аудиосистемой на руле – пришло время менять подрулевой шлейф. Цена – около 5000 руб., кажется. Точно уж не помню, но не разорит. Поменяли без особых проблем.
Что-то постукивало в рулевой колонке на мелких кочках. Так и не нашли причину за всё время. Меняли крестовины рулевой колонки, что-то ещё, но стук никуда не делся. Подозрение основное – на подшипник в механизме электрорегулировки руля. Рейка вроде в порядке. Так и не избавился я от этого стука. А иногда при выворачивании колёс на большой угол, что-то пощёлкивало-цокало там. Тоже неизвестная хрень. Читал форумы – у многих звук этот иногда появлялся, но никто точно не определил его природу. Официалы вроде выдают вердикт, что конструктивная особенность и на безопасность и комфорт не влияют. Ну не знаю, как-то неприятно, когда что-то постукивает да пощёлкивает в ходовой, ведь машина (хоть и не новая) – премиум класса.
Дальше подвеска. К третьему году стойки умерли – поменял на оригинальные. Цену опять же точно не вспомню, но не разорительная (около 6000-6500 за стойку переднюю, чуть менде – за заднюю). Аналоги (Kayaba) стоили чуть дешевле (разница 1500-2000 руб. с каждой стойки), но я решил не экономить. Заодно поменял сайлент-блоки, какие-то рычаги, втулки стабилизаторов. Стоимость запчастей и работ сопоставима с любыми другими авто, поэтому особо и не запоминал. Кусающихся цен в десятки тысяч рублей за деталь не было.
Как-то стали закусывать суппорта передних тормозов. Видимо, их никогда не обслуживали. Кое-как доехал до сервиса своим ходом. В соседнем магазине купил рем комплект и тормозные колодки, всё поменяли. Цены опять же не помню, но не выдающиеся. Колодки брал аналоги (японские). За всё про всё в пределах 5000-7000 руб. отдал, наверное (колодки, рем-комплект, работа).
Однажды перестал работать подогрев водительского сидения – исправить не успел до продажи.
Как-то замигала ошибка AFS (это автокорректор фар). И фары светить стали как-то вниз, кажется. Начал читать форумы – либо датчик (это около 15 тыс. руб. вроде), либо оторвало его тягу. Оказалось – просто тягу оторвало. За неё отдал 1500 руб, поменяли – и всё ок.
И ещё чуть-чуть сопливил радиатор. Это вроде распространённая у них болезнь. Радиатор поменял на Sakura (японский аналог), стоил около 8000 руб., проблема больше не возвращалась.
И ещё - до 2007 года болезнь всех RX - сколы краски на кромке капота. С 2007 года начали клеить плёнку с завода. Уж не знаю, она помогает, или что-то ещё изменили, но в RX350 2007 года реально проблемы сколов нет.
Как-то зимой на новогодних каникулах ехал я себе спокойно по главной. Мороз, на дорогах – укатанный плотный снег. И со второстепенной выехал парень молодой на Lifan, не уступил мне дорогу, тормоза на скользком покрытии не удержали – в итоге ДТП. Не по моей вине, а обидно. Внешне – вроде только бампер пострадал. Но потом оказалось, что ещё противотуманка (ПТФ на него стоят очень дорого, кстати, тысяч по 15 вроде), бачок омывателя (около 6500) и что-то ещё. Крепление фары и всякие мелочи. К счастью, ремонитровал я за счёт страховой, но стоимость запчастей удивляла. Бампер заказывал новый, ПТФ нашёл б/у, всё, что нужно было покрасить – покрасил и сделал, и потом машину продал. Кстати, в Омск она и уехала.
Итог такой: машина, хотя и была не в идеальном состоянии, но в целом серьёзных хлопот никогда не доставляла. Ездил и на большие расстояния, и по не очень хорошим дорогам – надёжность не вызывала опасений. Мелкие ремонты – скорее плановые замены. Можно было бы ездить спокойно и дальше, но вот ощущение, что у машины неидеальное состояние, с которым я ничего не мог поделать, заставило продать. Стоимость эксплуатации – невысокая. Сопоставима с RX300/350 вполне. При этом экономия на бензине ощутима (по крайней мере, в тёплое время года), и на налоге тоже (за RX 400h налог платил 8400 в год, за RX350 – около 28000 руб). В городе и на трассе – очень удобно и комфортно (разве что радиус разворота великоват), но бездорожье – совсем не его тема. Гибридов бояться не стоит, я думаю. Возможно, следующей моей машиной опять будет гибридный Lexus – если только антибукс на нём можно отключать и проходимость немного получше будет.
Буду рад, если отзыв для кого-то окажется полезным.