Привет. Решил написать отзыв о бывшем автомобиле. Срок владения - три года - срок более, чем достаточный для оценки машины. Специально не писал ничего во время владения, потому что, на мой взгляд, отзыв может быть более-менее объективным лишь после продажи. Иначе рискуешь приукрасить достоинства и умолчать недостатки. Даже если пытаться быть объективным, все равно, все познается в сравнении. Какие то вещи, которые не замечал за несколько лет владения, вдруг становятся очевидными после смены железного коня.
До покупки mazda axela владел mazda familia s-wagon 1998 г.в. Были и другие машины, но лучше всего сравнивать с ней. Как-никак, это прямой прародитель акселы. Попробую проследить эволюцию в развитии мазды в гольф-классе.
Кому читать лень, можно промотать до раздела «выводы».
Итак, приступим.
Покупка. Покупал на аукционе. Искал просто что то небольшое и экономичное, двигательной 1.5, привод передний. На носу была покупка квартиры и ипотека, поэтому предстояло затянуть пояса)). Вот собственно и все требования. Бюджет уже не помню, да и не важен он. Из кандидатов были сузуки сх4 и хонда фиат РС с 1.5 двигателем. Денег на них хватало тютелька в тютельку, поэтому поиски рисковали затянуться. В один из вечеров товарищ, помогающий с покупкой на аукционе, позвонил и сообщил, что на днях будет торговаться красивая аксела, да еще и с багажником для перевозки сноуборда (который мне очень пригодился в дальнейшем). Решил поставить несколько меньше предполагаемого бюджета, особо не надеясь на выигрыш. Как назло ставка сыграла. Вот, собственно, так и купил, о чем ни разу потом не пожалел :-)
Внешний вид. Считаю одной из положительных черт марки mazda - это дизайн. Не скучный интересный дизайн плюс привлекательный синий металлик. Все здорово. Надо заметить, что фамилия у меня тоже была синяя, хоть и другого оттенка, и мне тоже очень нравилась. Но аксела безусловно современнее и интереснее. Хотя и она уже далеко не самый свежий образец автомобильного дизайна.
Практически сразу купил белое кованное литье на 16, заменив убогие 15 штамповки, сделал тонировку задней полусферы. Считаю, что добавлять еще что то к внешнему виду - только портить.
Салон. Внешне все тоже довольно красиво и современно по сравнению с фамилией. Дизайн салона на голову лучше. Все переключатели удобно расположены и работают четко, как и положено. Сиденье для меня тоже удобные. Сзади есть подлокотник в отличие от фамилии. Но зато там заднее сиденье двигалось вперед-назад и спинка регулировалась по наклону, что, согласитесь, в дальней дороге очень приятно. Сидушки, как и положено для японцев - короткие. Спереди никчемный подлокотник. Рискну даже предположить, что это не подлокотник, а крышка отсека для хранения мелочей в виде подлокотника. Потому как пользоваться ей как подлокотником невозможно. Локоть просто не дотягивается, т.к. он где то сзади и глубоко. А по высоте и вылету регулировки нет. НУ ничего, в фамилии и такого не было ))) Вообще в целом, салон акселы довольно удобный и просторный для своего класса.
Но есть несколько НО, которые портят впечатление. Если в фамилии был мягкий пластик и мягкий, легко чистящийся велюр (ох, как я его любил на старых японках и как редко он встречается сейчас), то на акселе - жесткий, легко царапающийся пластик и обычная тряпка на сиденьях. Обивка сидений быстрее изнашивается и значительно труднее отмывается. В то же время в акселе багажник отделан лучше - вместо пластиковых панелей на крыльях обивка из износостойкого ковролина. Но под полом пластиковое корыто. Довольно бестолковое. Что то положить в него практически не получается, а шума в багажнике добавляет. Уж лучше бы сделали из пенопласта.
Размер багажника оставляет желать лучшего, но это, я считаю, нельзя отнести к недостаткам. Хетчбэк гольф класса не подразумевает больших багажников, хотя и бывают конкуренты чуть большим объемом. В последнюю свою поездку в Шерегеш на акселе мы ездили уже с прибавлением в семье. Сверху два сноуборда, в багажнике огромный чемодан и санки-коляска, ну и пара небольших сумок в салоне. С трудом, но влезли троем. Правда до этого мы умудрялись ездить вчетвером, но тогда сумки не лежали разве что на мне. Все пассажиры были завалены сумками, сноуборды сверху)))
Вообще, аксела - машина, более подходящая молодой паре без ребенка, с ребенком уже сложнее. Большая коляска в багажник не входит, прогулочная коляска залазит с трудом,
Задние сиденья оборудованы креплениями isofox и петлей на обратной спинке сиденья для зацепа дополнительного крюка детского кресла.
Дополнительные опции и удобства. Из дополнительных опций был dvd от панасоник в бардачке, особого толку от которого не было, так что и писать о нем практически нечего. В остальном все стандартное, можно сказать бомж стайл))) Кондиционер без климата, регулировка водительского сиденья по высоте, стеклоподъемники, электрозеркала и регулировка фар из салона. Стандартная магнитола читает только CD, так же управляется с руля. Вот и все удобства. Никаких подогревов и уж тем более датчиков дождя и т.п. От фамилии отличается только тем, что вместо штатной кассеты появился CD. Все-таки почти 10 лет разницы в годах выпуска! Но я один фиг ставлю свой любимый алпайн. Так вот в фамилии, вытащил родную магнитолу - вставил алпайн. В акселе его пришлось корячить в бардачок, выводя управление на штатные кнопки руля. Естественно, достичь полного функционала в управлении с руля не получится. Есть вариант с переходными рамками, я даже купил такую, только после примерки закинул на балкон, так и валяется там (кстати, хорошо, что вспомнил - надо выкинуть). Уж очень ужасно смотрится этот колхоз в салоне.
Из средств пассивной безопасности всего две фронтальные подушки безопасности да isofix для детского кресла. В дверях, разумеется, по два усилителя. Прямо скажем, не густо. Так же, разумеется, присутствует ABS.
Шумоизоляция. Этот параметр достоин отдельного пункта в повествовании. Мне кажется, что это самый шумный автомобиль, который у меня был. Друзья даже несколько раз спрашивали, почему так шумно. Возможно, что в фамилии было примерно так же, но там таких вопросов мне не задавали. А т.к. между этими автомобилями был другой (тоже не тихий, кстати) сравнить тет-а-тет их не удалось, а приборами, разумеется, уровень шума никто не замерял. Но я могу с уверенностью утверждать, что это один из самых шумных автомобилей из ее одноклассников-японцев. Из тех, на которых я ездил - точно первое место. Здесь необходимо сделать одну очень важную оговорку. Мазда 3 в принципе славится своей шумностью. Но японцы решили переплюнуть сами себя! В своей праворукой версии они убрали дополнительную шумоизоляцию из дверей и внешние подкрылки, которые обязательно присутствуют на версиях с левым рулем. Это добавило шума и без того очень шумному автомобилю. Ну а откуда там бует тихо, если тонкие подкрылки только спереди, на дверях кроме карт ничего нет, на полу лежит полусантиметровый слой какого тосинтепона вместо нормальной шумоизоляции в виде толстого войлока.
Но и это не все. Не знаю, почему, но в салоне акселы дребезжали все делали панели. Меня это дико раздражало, поэтому я снял гараж и целый месяц вечерами проклеивал все детали салон битопластом, а так же проклеил шумо-виброизоляцией пол, потолок, двери. Скрипы и дребезги исчезли. Стало чуть чуть потише. Однако, все равно шумно. Но это потому что необходимо было собдюсти баланс с весом материалов. Клеил по минимуму, т.к. двигатель в силу своего объема очень чувствителен к дополнительному весу.
Двигатель и коробка. Двигатель 1.5 л 114 л.с. Обычный атмосферник на цепи. По мануалу меняется раз в 200 тыс км. Для 1.5 литрового объема двигатель очень резвый и отзывчивый. Обладает оборотистым характером и любит езду от 3000 об/мин. Масло не ест ни грамма. Естественно, на таком объеме двигателя чувствуется каждый лишний попутчик. Если один я еще могу ездить более-менее энергично, то с кем то уже совсем не получится.
Расход бензина мог бы быть поменьше. В городе у меня летом ел минимум 10.5, зимой 11.5. Меньше достичь не удавалось. В основном 11 летом/12 зимой. Разумеется, зимой расход больше, если на улице -30. Греется, кстати, не так уж и быстро. Если после работы завести при приличном минусе, то надо погреть минут 20. В пробке даже не нагревалась, когда было -34, приходилось ставить переводить коробку из режима D и держать обороты двигателя выше 1000. Ну а когда полностью прогреется, тогда печка греет хорошо, и не остывает.
С зимними заводами проблемы не было, т.к. машины храню на теплой парковке.. До -30 проверял, точно заводилась спокойно без прогревов. Когда было холоднее, а на работу надо было ехать на машине, то ставил на прогрев один раз в день, примерно в обед на 20 минут. Вечером заводилась с брелока.
Манера езды у меня очень спокойная. Да и не может быть она другой на 1.5-шной машине))) Зачем насиловать машину, если не может она ехать быстро?
По трассе расходует литров 7-8 при движении в пределах до 110. При скорости 120-140 расход около 9-10. Со сноубордами наверху, вчетвером в салоне при 150 км/ч стрелка уровня топлива ложится на глазах))
Что касается коробки, то скажу так: насколько хороший двигатель, настолько плохая коробка. Это тихий ужас. Мало того, что 4 ступый автомат (пусть и с возможностью ручного переключения) до невозможности тормозной, так он еще и настроен так, что иногда хочется выкинуть его и воткнуть механику. Таких ужасных автоматов я больше не встречал нигде, с одной оговоркой - о ней ниже. Переключения с 3 на 2 - это самое ужасное что есть в этой коробке. Оно занимает около 2 сек. Теперь попытаюсь объяснить, почему это ужасно. Допустим, едешь километров 30-40 в час, коробка думает, что она сэкономит кучу бензина, переключив на 3 и даже 4! передачу. И тут наступает момент, когда представляется возможность обогнать тихохода, жму газ и…ноль..один…два… поехали! В этот момент проходит вечность, пока коробка переключит на 2 передачу. А на других передачах в городе она не разгоняется))) В этот момент, как правило, вас успевает обогнать кто то еще.
В фамилии был тоже отзывчивый оборотистый двигатель, по мощности чуть слабее по документам, что в реальности так же чувствовалось, пусть и не значительно. Не знаю, то ли 4 дополнительных силы так ощущались, то ли фамилия была уже слишком стара. Но ехала она чуть медленнее и включение кондиционера чувствовалось сильнее. А теперь о той оговорке, про которую я писал выше. Единственное, где я видел такой же убогий автомат - это фамилия. Т.е. формально на акселе новый автомат, плюс прибавилось ручное переключение, поэтому я не мог подозревать, что эта проблема перекочует на новое поколение мазды. Но, видимо, это фирменная черта маздо-фордовских автоматов.
По надежности у автомата и двигателя проблем вроде не замечено.
На форумах владельцев аксел одна из частых проблем с двигателем - неустойчивые обороты, и дерганье холостых на D. Что только не меняют некоторые владельцы - и свечи, и кислородный датчик и даже катушки. Столкнулся и я с такой проблемой. Решил просто - разобрал блок дроссельной заслонки, прочистил заслонку жидкостью для чистки карбюраторов. Кроме того почистил клапан ЕГР. Двигатель заработал как новый и даже было ощущение, что стал лучше ехать))) Обороты холостого хода перестали скакать.
Подвеска. Здесь так же претензий нет. Спереди мак-ферсон со стойками и стабилизатором, сзади многорычажка, стабилизатор и амортизаторы. Рулится машина отлично. Держит дорогу так же отлично. По трассе с гололедом вполне предсказуемо уходит в снос и легко ловится, несмотря на то, что нет всяких ESP и других новомодных систем курсовой устойчивости. Только ABS, только хардкор! Летом отлично вписывается в повороты. Немного жестковата, но я это отношу больше к достоинствам. Одно время поездил на тойотах, меня не покидало ощущение убитой подвески - ну не должна машина так качаться! Подвеска, я думаю, наряду с дизайном - одна из фирменных положительных черт марки мазда.
По нашим убитым дорогам подвески хватило на три года. Практически сразу после покупки обнаружил потеющую переднюю стойку. Заменил сразу комплект стоек, линков, опорных подшипников и пыльники, чтобы не лазить туда больше. Вышло порядка 10 тыс. рублей. Не так дорого, вроде.
После трех лет подошел черед более серьезного ремонта подвески. По ощущениями были изношены только задние амортизаторы, т.к. по трассе ощущались переставки задней оси, а так же раскачивание. При этом амортизаторы были сухие. Ничего не стучало, не скрипело. Заехал на диагностику и был неприятно удивлен. Удивлен потому, что раз в сезон я заезжал на диагностику подвески и каждый раз мне говорили, что все как новое. В этот раз большая часть сайлент-блоков на рычагах были еще не порваны, но уже с приличными надрывами. Видимо, к пробегу 110 тыс. подошел конец срока жизни родных резинок. Так же выявилась неприятная особенность мазды - из-за изношенного большого сайлент-блока на переднем рычаге, меняется в сборе весь рычаг со вторым сайлентом и шаровой. Есть выход колхозить, перепресовывая на неоригинал, но не для того я покупал японское качество, чтоб колхозить туда китайский фебест. Оригинальный рычаги около 7 тыс. Удалось сэкономить, порыскав по форумам мазды 3. Оказалось, что от мазды 5 рычаги один в один, только номер другой и стоят уже не 7, а 4.5 тыс.
В задней подвеске под замену - амортизаторы, пыльники, отбойники, большие продольные рычаги и две пары маленьких поперечных рычагов. Выложу выписку из заказов для наглядности, цены за шт.(то, что нашел по накладным):
Ate 13.0460-7193.2 Колодки тормозные 1 1671,60
Mazda BP4K-34-0A5B Пыльник амортизатора переднего 2 484,50
Mazda C513-34-300 Рычаг подвески передней правый 1 4386
Mazda C513-34-350 Рычаг подвески передней левый 1 4403
Mazda C2Y6-28-46X Сайлентблок 2 1173,84
Mazda BBP3-28-500A Рычаг задней подвески 2 1903,00
Kayaba 343412 Амортизатор подвески газовый, задняя "Excel-G" 2 1750
Kayaba 334700 Амортизатор газовый 1 2780,28
Kayaba 334701 Амортизатор газовый 1 2780,28
С задними большими продольными рычагами тоже есть одна хитрость. По каталогу, выдаваемому именно по моему номеру кузова, они меняются целиком. Сейчас не помню, сколько они стоили, но примерно на уровне передних рычагов, что не очень гуманно. В то же время, каталог мазды 3 выдает отдельно оригинальный большой сайлент-блок. Который я и купил, он легко меняется отдельно. Вся трудность не в замене самого сайлент-блока, а в снятии этого рычага. Потребуется разобрать почти всю заднюю подвеску.
Амортизаторы, как на перед, так и на зад брал каяба. Это единственная деталь подвески, которую я не вижу смысла брать оригинал. Там с завода стоят так же каябы.
В общем, потратив порядка 20 тыс рублей, подвеска приведена в первозданный вид. Тут то я и почувствовал, что подвеска, оказывается, постепенно и незаметно теряла заводские параметры. Еще раз подтвердил свои убеждения, что сайлент-блоки и рычаги должны быть только оригинальными, иначе это будет совсем другой автомобиль. Вернулась первоначальная управляемость, собранность, устойчивость на дороге.
Если сравнить акселу с фамилией, подвеска стала чуть лучше в управлении и ощущениях, хотя и там была очень даже ничего - спереди все тоже самое, сзади было вроде три рычага и стойка. Скажем, какой-нибудь народной короле в управляемости далеко даже до фамилии.
При всех плюсах есть и недостатки. Подвеска стала значительно сложнее в обслуживании. Например, мне не довелось менять втулки стаба спереди, но когда я увидел их на сервисе, я обомлел. На операцию, требующую 5 минут, придется потратить минимум пол дня, т.к. нужно будет разобрать пол передней подвески, чтоб туда подлезть. Про замену сайлент-блоков в продольных рычагах я упоминал. Там тоже надо снять почти всю подвеску.
Еще интересен момент с заменой передних стоек - та еще порнография. Я до сих пор не понимаю, зачем стойка зажимается в стакан на рычаге, вместо того, чтобы прикрутить ее по старинке двумя болтами? Не мало она меня озадачила, когда я решил поменять стоечки сам. Как только я не упражнялся. Через пару часов дошло (ну не автослесарь я), что можно стучать молотком по рычагу, стойка выпрыгнет из него. Но не думаю, что такой съем предусмотрен технологически. Снять то я снял, а как обратно запрессовать в стакан? Наживил, одел колесо, проехал пару метров - стойка под массой автомобиля зашла в стакан. Дальше снова снимаем колесо и закручиваем все соединения. Интересная технология, да? Может я конечно все сильно усложняю, но раньше я менял стойки на других машинах вообще без проблем, отвернул два болта на рычаге, четыре сверху и вытащил. Тут не все так просто))
Тормоза. Не могу сказать о них чего то плохого или хорошего. Лучшая характеристика для них - достаточные для такого автомобиля. Если любите гонять, то тормозов не хватит. С другой стороны, для гонок этот автомобиль изначально не подходит. Для гонок берите MPS или японскую mazda speed, там есть и управляемость, и мощность, и тормоза). В сравнении с фамилией, тормоза стали получше. Там их не хватало. Здесь в самый раз, но без запаса.
Менял передние тормозные диски, т.к. биение в руль, которое постепенно нарастало, удалось убрать проточкой, но очень скоро оно вернулось. Диски и колодки брал ATE. Качество хорошее. Отличий от родных не заметил. Пишут даже, что на mazda 3 mps с завода стоит именно ATE. Стоимость не помню. Но не дорого.
Итого на подвеску и тормоза за все три года потратил порядка 35 тыс. Какие то работы делал сам, какие то на СТО. Думаю, это очень не дорого, учитывая, что все сайленты и рычаги - только оригинал. Если все делать на СТО вышло бы около 50. Если пихать китайские дубли, то… лучше взять калину или гранту на автомате. Это я серьезно.
Собственно, расходов на з/ч больше не было. Считать масло-фильтры-бензин не вижу смысла.
Самое интересное, что буквально через месяц после глобальной замены неожиданно продал машину)) Следующему хозяину повезло в этом плане.
Клиренс. Одно из слабых мест этой модели. На родных штатных колесах 195-60-15 я проездил где то неделю, клиренс сантиметров 13-14. Для Новосибирска это очень мало. Поэтому купил, как писал ранее, колеса на 16 и резину нокиан 205-55-16. Стало терпимо. Летом достаточно, зимой все равно частенько цепляет днищем. К слову, на родных колесах я с трудом съезжал на подземную парковку.
Свет и фонари. По сравнению с фамилией стал однозначно лучше. Все-таки линзы светят лучше. Но тут есть одна загвоздка. Я привык на правом руле регулировать свет фар, дабы не светить в глаза встречному транспорту. На дорогах нужно думать не только о себе. На старых фарах регулировать было значительно проще. вынул лампочку, чего то там с ней сделали и практически правильный свет готов. По крайней мере на встречку не светит и ТО я проходил сам. Делали на СТО за какие то копейки за 15 минут.
На акселе все сложнее. Пришлось разбирать фару, чтобы вытащить линзу и перепилить в ней шторку. Иначе никак. Кроме того, чтобы снять фару, надо снять бампер. Чтоб снять бампер, надо отвернуть подкрылки. На сто за такое браться особо не хотят, пришлось самому. Затратил примерно один летний день. Сложно, зато светит куда положено.
Задние фонари уже после-рестайлинговые, т.е. полностью прозрачные. До рестайлинга были желтые и красные стекла. Смотрятся довольно интересно, но с ними есть одна распространенная проблема. У тех, кто часто стоит в пробках на жаре, от лампочки тормоза плавятся внутренние стекла. А т.к. они находятся в одном блоке с габаритом, последние начинают вместо красного светить желтым. Это конкретный конструктивный косяк инженеров мазда. Кому интересно, обратите внимание на задние фонари мазды3/акселы в потоке - они либо уже заменены на дубликат от Депо, либо габариты горят желтым и просвечивают оплавленные стекла. Редко стоят родные целые фонари. Кстати, по отзывам, аналогичная проблема встречается даже на сх7. Выход - сразу после покупки ставить светодиоды. Они практически не выделяют тепло.
Продажа. Думал продавать через год, т.к. с появлением ребенка встала проблема с размерами багажника, заодно думал о 4вд и клиренсе повыше. Да и задумался о переходе на левый руль. При всех хотелках планировал подкопить недостающую сумму за год.
Неспешно попивая пивко в субботу, неожиданно подвернулся отличный вариант в продаже у дилера в трейд-ине, с нормальными клиренсом, левым рулем, огромным багажником, только без 4вд. НО и копить не надо еще целый год. В воскресенье еду смотреть, в Пн уже купил))
На следующих выходных снимаю с акселки свою магнитолу и усилитель, которые кочуют из машины в машину, т.е. привожу все в заводскую комплектацию. Выставляю на продажу на дроме по средней цене, которую предложил сайт, учитывая год выпуска и двигатель с коробкой (очень удобная вещь), накинул 5 тыс сверху и через день машина уехала к новому владельцу. Надеюсь, аксела его так же не подведет и не разочарует.
Выводы. Попытаюсь сгруппировать основные достоинства и недостатки.
Достоинства:
стандартная японская надежность
приятный дизайн снаружи и внутри
отличная подвеска
цена содержания (налог, расход бенина, страховка и т.д.)
хороший двигатель
Недостатки:
отсутствие шумоизоляции
отвратительный автомат
материалы отделки салона
маленький клиренс
очень бедная комплектация
Последний пункт можно было бы отнести не к недостаткам модели, а к конкретной комплектации, но проблема в том, что у акселы не бывает нормальных комплектаций. Может добавиться разве ,что автоматический климат, да автосвет. Это опять же придурь японцев - у леворульной мазды 3 список опций значительно шире.
В целом машиной остался доволен. Несмотря на недостатки, ожидания оправдались. Как и хотел, я получил простой, недорогой в содержании, надежный, хорошо управляемый автомобиль.
Разочаровал лишь подход японцев к удешевлению материалов и технологий. Материалы все хуже, количество шумоизоляции все меньше, железо все тоньше, ремонтопригодность все больше намекает на необходимость обслуживания в сервисе, при том, что ничего сложного в этом автомобиле нет. Машина в принципе проста как молоток. Электроники вообще по минимуму.
P.s. Далее решил впервые попробовать не японца. По прошествии почти 6 месяцев ни разу не пожалел, а там будет видно)) Через несколько лет напишу, надеюсь, подобный текст.
P.s.s Нашел только одну фотку, и ту в своем профиле на другом автосайте. Если найду на компьютере папку с другими фотографиями, то добавлю