ПРЕДИСЛОВИЕ
Доброго времени суток, уважаемые читатели. Для начала переверну заезженную здесь, на страницах с отзывами, фразу наоборот, и скажу так. Судите, критикуйте и пинайте, ибо пишу уже не впервые.
В данной истории речь пойдет о достаточно редком, и в то же время широко известном в узких кругах автомобиле, Мазда Бонго, с грузопассажирским салоном. Это второй мой автомобиль, и достался он мне на халяву. Использовать его решено для подработок, выездов на рыбалку, и прочих задач, с которыми не может справиться обычная легковушка. Владею им я уже больше полугода, и посему могу всесторонне охарактеризовать его почти по всем параметрам, включая и вопросы ремонта и обслуживания. Изначально я ставил себе задачу сделать максимально практичную машину за минимум денег, потратив на ремонт как можно меньше средств. В итоге реализовать это не совсем получилось, но результат от потраченных денег на ремонт все равно положительный.
В тексте повсеместно будут использоваться диалоги, происходившие когда-либо, и где-либо между мной и старым хозяином, но зачастую имеющие большой временной интервал между ними и происходящими далее событиями, описанными мною. Но вся суть истории, и некоторая комичность ситуаций зачастую именно в них. Текст постараюсь разделить на главы, параграфы и абзацы, дабы уважаемый читатель не напрягал сильно свой драгоценный глаз, и читал мою историю легко и непринужденно. Для краткости в диалогах лица будут обозначены буквами СХ, то есть старый хозяин, и Я, то есть я, Ваш покорный слуга и автор. Ну что ж, поехали, пожалуй...
ИСТОРИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОДНОЙ ЗАМУЧЕННОЙ ДО ПОЛУСМЕРТИ МАШИНКИ
ИЛИ ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ
ЭПИЗОД 1
ЗНАКОМСТВО
В далеком уже теперь 2006 году, мы со старым хозяином, который является моим хорошим товарищем, хотя и чуть ли не вдвое старше меня, поехали по каким-то делам в ближайшее Подмосковье на этой самой машине. К слову сказать, человек занимается строительством, и в машине у него вечно было битком всяких инструментов, стройматериалов и прочего барахла для работы. Рабочая такая машинка. Она же и единственная.
На одной из проселочных дорог он предложил мне порулить, и я с радостью согласился, так как на тот момент своего авто у меня конечно же не было. И вот я сажусь за руль, нажал, включил, отпустил, поехал. Машина показалась мне тогда дико неуклюжей и неудобной. Через триста метров останавливаюсь, перебираюсь обратно на свое место, и на его вопрос " Ну как?", выдаю ему такую фразу: "Слушай, как ты вообще ездишь на этом. Неудобно, руль справа, рычаг вообще левой переключать, ужас короче. В жизнь на такую не сяду, проще пешком". И если бы знал я тогда, как круто и глупо ошибался. Молодежный максимализм и повсеместное порицание всего и вся. Так, я в первый раз оказался за рулем этой машины.... С тех пор прошло несколько лет...
ЭПИЗОД 2
НАЧАЛО
Диалог
СХ: Здарова, я новую тачку наконец-то себе взял.
Я: Здарова, хвастайся.
СХ: Большая, тоже дизельная и главное новая, рад короче.
Я: А с той чего?
СХ: А ничего, стоит у дома, на запчасти может сдам барыгам.
Я: Слушай, не торопись, может я ее заберу, чего добру пропадать, в самом деле?
СХ: Ну тогда забирай сейчас, не то я ее сдам за бесценок, она мне уже не нужна...
Я: Дай время, подумать надо.
СХ: Думай...
И как-то со временем я про этот разговор забыл совсем, не до этого было короче. И проходит еще ровно год. а машина все это время стоит себе тихонько...
И вот как-то в очередной раз едим с ним по рабочим делам куда-то. Ну и поднимаю я в разговоре тему на счет машины. Своя к слову, у меня на тот момент уже давно была, отзыв по ней здесь есть. Ответ на мой вопрос утвердительный, машина на месте, на запчасти еще не сдана. Начинаю усиленно думать по этому поводу.
Вечером после работы, я наконец то собираюсь с мыслями в последний раз, и говорю: " Ну что, тогда решено если ты не против. Дуй делай страховку на меня и готовь СРТСку. Я ее заберу. Когда сможешь?"." На неделе". " Ну и ладненько, жду тогда, позвонишь как все будет готово, пока...".
Ну и проходит неделя, человек отзвонился, доки на руках готовые. Переоформлять на себя ее пока не торопился, человек свой, буду ему отдавать за страховку и налог, да не парится по этому вопросу, машина все равно на московском учете стоит, торопится некуда короче.
Диалог
Я: Ну чего, когда забрать то можно?
СХ: ну подгребай, потащим ее к тебе.
Я: погоди, а чего с ней такое?
СХ: Да коробка у нее заклинившая, четвертая воткнута кое-как, я на ней последнее время так и ездил...
Я в ужасе: Еб................. ......................ец, как так то? Ты че, на четвертой только и фигачил?
СХ: Ну да, а куда деваться то было, работать то надо.
Далее следует немая сцена, в процессе которой я пускаю пузыри и жутко негодую , но идею забрать тачку все же не оставляю. Делать нечего, еду к нему, и по пути, пока за окном моей электрички проносятся унылые грязные пейзажи ранней весны, усиленно обдумываю планы дальнейших действий.
Живет старый хозяин в одном из подмосковных городов, соответственно машина находится там же. Встречает он меня значит на станции, прыгаем к нему в повозку и мчимся к его дому.
Вот она, стоит себе сиротливо в своем уголке двора. Пока тот шлепает домой за аккумом, я потихоньку начинаю ее осматривать, не виделись мы уже больше года.
Картина конечно же жутко плачевная. Грязная, облезлая, вся в ржавчине и грязных рыжих подтеках. Колеса передние по закону жанра спущены, и со стороны кажется будто она вросла ими в асфальт. От задней двери остались одни угольки, сгнила процентов на шестьдесят. Забираюсь внутрь. Салон загажен остатками стройматериалов, какие то железяки и прочий хлам. Внутри устойчивый резкий запах сырости и еще не понятно чего. Сидения засраны не пойми чем, повсюду какие то бумажки, визитки все исписанные телефонными номерами и куча старых ручек, карандашей и прочего мелкого хлама. Открываю моторный отсек, Там не лучше... Везде подтеки антифриза, масла, провода какие то отовсюду торчат. Все, что только можно перемотано изолентой. Дергаю рычаг коробки, стоит намертво, действительно где-то в районе четвертой. Было видно, что душа у машинки все же есть, но на тот момент она, от страшной мысли быть сданной на запчасти, запряталась куда-то в самую глубину картера, а может быть и еще куда поглубже. "Мда", думаю я, повозится тут конечно придется.
Принес он аккум, поставили, подключили, подлили антифриза, так как пусто было в радиаторе.
СХ: Да он тек постоянно, я вечно подливал.
Я: А отремонтировать не судьба было?
СХ: Нах надо, она и так ездила, не до этого было..
Я естественно от таких слов тихонько хренею...
Впоследствии я выяснил, что тек не сам радиатор, а патрубки и пробка.
Вставляем ключик в замочек, и , о чудо, машина запускается, даже не вдогонку, а с пол оборота, хотя стояла год, Слава японским автомобилестроителям, их же богам и тому литру топлива, который остался в баке, подумал я. Значит не все еще потеряно. И не ошибся...
И вот так, с неработающей коробкой, рычаг которой навечно застыл в положении четвертой передачи, по пробкам, с вдавленным в пол сцеплением, мы, на тросе, за два с лишним часа дотащили ее до моего двора. "Сколько раз рвался трос?"-спросите Вы. Отвечаю: три...
ЭПИЗОД 3
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ
ГЛАВА1
ТРАНСМИССИЯ
Перво-наперво перед ремонтом я капитально ее отмыл снаружи, чтобы получше было видно где какая ржавчина и прочие косяки. Затем последовала двухдневная капитальная уборка внутри. Фильтр пылесоса я вытряхивал два раза в процессе. Настолько много было грязи, пыли, паутины и въевшихся в ковровое покрытие ржавых гвоздей и саморезов и прочего дерьма. Различного мусора покрупнее соответственно, было собрано два с лишним пакета. Салон изнутри закопчен до черного цвета, оттираю я его до сих пор, ацетоном, бензином и прочим едким вонючим продуктом, обычная вода и тряпочка не помогают. Плюс ко всему весь салон под ковриками был залит чем то липким и вонючим, оттуда и запах, о котором я говорил ранее. Оказалось что это тосол, который старый хозяин пролил капитально по всему полу, да так и забил на это. Утеплитель естественно сгнил местами, доставляя моему носу невероятные противные запахи сырости. За десять лет он не убирался в машине НИ РАЗУ!!! А зачем, она же ездит…. Представьте изнутри машину, в которой десять лет не убирались. Ну как, стремно? То-то и оно. Это просто надо было видеть…
Диалог
Я: Ну так чего там с коробкой то у тебя?
СХ: Да не знаю, ездил, ездил, она все хуже и хуже переключаться стала, потом в один день как-то вообще рычаг еле передвинул на четвертую, и все, обратно никак, так она и осталась…
Я: Ну и …
СХ: Ну так и ездил
Я: А с чего ты взял, что коробка то вклинила?
СХ: Ну типа было у меня такое уже до этого, приехал в сервис, мне там ее перекинули за пару часов, и я дальше поехал, и вот потом снова такая же фигня.
Я: А ты хоть поинтересовался потом, что с ней было то? Тебя ж могли тупо развести.
СХ: Об этом я как-то не подумал, он старую коробку куда то убрал, я расплатился и отвалил, тачка едет и ладно, чего еще надо…
В очередной раз хренею…
Домкратим машину, ставим подпорки, берем фонарь, лезем разбираться. На вид коробка как коробка, ничего необычного. Отсоединяем тяги, беремся руками за кулиски на самой коробке, и…. И с замечательными щелчками они двигаются. Путем их переключения туда сюда, нахожу все шесть передач, включая и заднюю. Оставив кулиски в положении первой, лезу в кабину, запускаюсь. Машина уверенно трогается. Таким образом проверяю все остальные передачи. Все работают. Вот тебе и заклинившая коробка, думаю.
Но рычаг по прежнему остается неподвижным. Лезу дальше, и обнаруживаю, что промежуточный шарнир, тот, от которого тяги на кулиски идут, почему то стоит как вкопанный, и не двигается ни от руки, ни от монтировки, ни от чего-либо другого. Вот она причина, бляха-муха…
Что же было в итоге. Старый хозяин, ввиду того, что машина вроде бы ездила и ездила, под пузо к ней заглядывал весьма редко, и то наверно только по праздникам. Пыльнички на шарнире состарились, под них начали набиваться влага и дорожная грязь. И со временем конечно же там все и прихватило намертво. Рычаг естественно застыл в одном положении, да так, что здоровый мужик не мог его сдвинуть ни вправо, ни влево.
Демонтируем, разбираем, и видим картину. Ось внутренняя прикипела намертво к оси наружной. Ни газовый ключ, панацея от всех проблем, ни монтировка с пассатижами делу помочь не смогли. Вэдэшка тоже оказалась бессильна. Залил его на ночь тормозухой и удалился спать. На следующий день новая безуспешная попытка разнять эти две оси. И только в здоровых слесарных тисках, которые я нашел в маленьком сервисе напротив дома через дорогу, с помощью метровой трубы я смог враскачку их расшевелить. Не помог кстати и гидравлический пресс на восемь тонн, которым я пытался решить проблему сначала. Сила ржавчины все-таки великая сила. После чистки, смазки и установки на положенное место контрольный круг вокруг дома. Все передачи втыкаются великолепно. Так машинка обрела свой ход. Одной глобальной проблемой стало меньше.
Диалог после
Я: Значит коробка говоришь заклинила?
СХ: Ну да, а чего еще с ней может быть то?
Я: Веришь, нет, машина поехала.
СХ: Не может быть, ты ее уже поменял что ли?
Я: Дело было не в бобине. Заглядывать надо иногда под брюхо машине то, батенька…
Далее квадратные глаза, мат и недоумение, мол, как так получилось. «Толи еще будет»- позлорадствовал я.
ГЛАВА 2
МОТОРНЫЙ ОТСЕК И ДВИГАТЕЛЬ
Диалог
Я: Слушай, я тут в движок заглянул…
СХ: А нахрена, там вроде в порядке все.
Я: Порядок там ахрененный я тебе скажу…
СХ: Да, а чего там?
Я: Все там хреново честно говоря… Масло то хоть в движке меняли?
СХ: Да, недавно, в позапрошлом году по моему, не помню.
Я, хватаясь за голову: Ой бляяяяя…..
Первым делом устраняем все то, что течет. Клапанная крышка, система охлаждения, и картер двигателя, все это было залито маслом и антифризом сверху донизу. Водяной насос, или как его принято называть на жаргоне помпа, тоже сифонил, причем с ужасающей силой. Итог: замена насоса, всех патрубков и стяжных хомутов, всех прокладок и сальников с предварительной промывкой радиатора. Следом пошел весь ГРМ и поддон картера, который к слову сказать оказался пробит насквозь, а в отверстие был загнан крохотный саморез, который естественно ужасно сопливил, и эффекта от такого «тюнинга» было мало. Благо запасной поддон старый хозяин учтиво оставил мне в наследство. Об этой неисправности он знал. С ним я промучился ровно день. Герметик, на который он был посажен, оказался ядерным и отпускать свою родную железку, пусть и дырявую, никак не хотел. В результате девятичасовых мучений на свежем воздухе, старый поддон был демонтирован, новый установлен, получены адские боли в шее и спине, так как вся операция проводилась в положении лежа под поддомкраченой машиной. В снятом поддоне, по закону подлости, был обнаружен болтик. Место я ему потом нашел. Остается только гадать, почему он оказался не там где ему положено быть по инструкции. Классика жанра е-мое….
Масло и фильтр поменял естественно вместе с остальным. Причем фильтр, который стоит само собой снизу у поддона, был настолько залеплен промасленной грязюкой, что понять что это фильтр, мог только человек досканально знакомый с устройством автомобиля. В моем случае он представлял собой кучку липкой масляной грязи, потому, что естественно сифонил маслом. Явно не докручен, или разболтался от вибрации. Топливный тоже подвергся замене. Старый был целый, но настолько закопченный, что разобрать на нем какие-то надписи и определить его принадлежность к фирме, возможности не было. Здесь тоже давно не было человеческого вмешательства. Следом попрятал все торчащие провода, что надо заново подключил, перемотал и заизолировал. Следом пошли под замену свечи накала, для профилактики. Старые выкидывать не стал на всякий случай. Все старые хомуты заменил на новые, а какие еще были живые, почистил и смазал. Ремни навесных менять не стал, купил новые и положил под сидушку, пусть лежат в запасе. В моторном отсеке теперь относительный порядок…
Диалог
Я: Жижу в ГУРе смотрел когда-нибудь?
СХ: Нет, а что это? Там что-то смотреть надо?
Я: А чего там с коробкой и мостом в плане масла?
СХ: Не знаю, ни разу не лазил ни туда ни туда.
Я: Тормозную жижу смотрел? А воздухан?
СХ: Без понятия, тачка работает и ладно…
Вообще, это вот «Тачка работает и ладно» стало девизом нашего общения и заодно общей характеристикой этой машины, данной ей старым хозяином, впоследствии оказавшейся чистой правдой. Это насколько же надо не любить автомобиль, который можно сказать тебя кормит, чтобы ничего и никогда с ней не делать, уважаемый мой читатель? Я лично так не могу, даже через силу.
Лезем в мост. Откручиваем пробки. Из моста нехотя начинает сливаться жидкость, более похожая на старый мазут, черного цвета и с отвратительным запахом, нежели на масло. Такое ощущение, что залито это было еще на родине этой машины, то есть в Японии, и ни разу не менялось, по крайне мере старым хозяином. Промываем, заправляем свежак, готово. Та же история и с коробасом. Масло там оказалось похожим на масло, но количества его явно не хватало. В бачке гидроусилителя тоже плавало нечто. Покупаем литр минералки под названием Dexron ll, Старую долой, свежак в бачек, прокачиваем. Порядок. С этими вопросами справились.
Воздушный фильтр оказался….. Сложно сказать, чем он оказался, когда был извлечен на свет, но видно было, что это вот работать нормально не будет, да и не может в принципе. ЗАМЕНА И ТОЧКА.
Тормозуху естественно меняем с прокачкой, направляющие в суппортах чистим и смазываем, колодки ставим новые. Поршни двигаются с небольшим усилием от руки, значит не закисшие, их не трогаем. Задние тормоза оставил на потом. К их работе есть претензии.
ГЛАВА 3
ЭЛЕКТРИКА
Диалог
Я: Слушай, а чего там у тебя пол приборки не работает, света нет, задние фонари вообще мертвые?
СХ: Да? У меня все работало, ничего не замечал такого.
Я: Иди, говорю, посмотри.
СХ: Мда, точно, лампочки наверно перегорели, не знаю…
Я: Ты ездил, и даже не знал, есть у тебя габариты и стопы или нет?
СХ: Да как то не обращал внимания, тачка едет и ладно, не до этого…
ТИХО НАЧИНАЮ ЗВЕРЕТЬ.
Ну что можно сказать, электрика, точнее та ее часть которая отвечает за освещение, тоже была в плачевном состоянии. Светился только спидометр, остальное нет. Из наружной светотехники исправно светили основные фары, ближний и дальний, этого старому хозяину видимо было достаточно. Остальное работало через раз и кое-как, либо не работало вообще. Вскрыв задние фонари, обнаруживаю почти все лампочки в полном здравии. Но контакт на них не приходит, это факт. Тестер врать не может, он то у меня точно исправен.
Копаем глубже и находим, что фишки, через которые подключены задние фонари, окислились в конец, и разъединить их невозможно. Вырезаем их с корнем, дуем с образцом в магазин и перематываем все заново. Результат хороший, все светится. С передними габаритами та же история. Теперь торпеда. Лампочек там не оказалось в принципе. Непонятно кто и по какой причине их оттуда удалил, но проводка там все же оказалась целой и невредимой. Так что все обошлось установкой новых лампочек на свои места. Замечательно, часы, прикуриватель и панелька отопителя теперь светятся как ни в чем не бывало. А вот подсветку заднего номера пришлось заколхозить с помощью купленной в магазине дешевой пластиковой рамки с лампочками по бокам. Стоит копейки, номерной знак в темноте виден, требования по эксплуатации тс в темное время суток соблюдены.
В остальном электрические цепи нареканий не вызывали, стартер крутит, свечи работают, печка дует, и даже стеклоподъемники фурычат. В дальнейшем в освещение салона внес некоторые изменения, которые опишу в дополнениях. Также заколхозил старую магнитолку с колонками, так как ездить без музыки уже не могу, о чем постоянно ловлю себя на мысли, и установил простенькую рацию для дальних поездок. Питание подвел от предохранителей, посадив все на кнопочки и тумблерочки с подсветкой. Получилось симпатично. Вроде бы и все.
ГЛАВА 4
ПОДВЕСКА
Диалог
Я: Гремит что-нибудь когда по кочкам едешь?
СХ: Нет, все нормально. Я только в том году правым колесом на бордюр налетел и чего-то там в руле немножко стучит. Даже кардан новый. Пять лет назад ставил…
Я: Нихрена себе новый, а чего она бухтит то так странно?
СХ: Не знаю, глушак тоже новый ставил ……. лет назад.
ТИХО ЗВЕРЕЮ
Мои опасения подтвердились. Глушак, точнее гофра от трубы к первой банке прогорела , и пугала действительность грозным рыком и обгоревшими стальными лохмотьями. Замена однозначно. Гофра была найдена в магазине . Как я все это пилил-точил-сверлил-варил, описывать не буду. Встало все как родное и внимания в ближайшее время не потребует я надеюсь. Кардан на самом деле оказался на удивление живуч, и вмешательства со стороны не потребовал. Единственны его минус, это то, что он не шприцуемый, прессмасленки на крестовинах обнаружены не были, поэтому время и нагрузки возьмут свое, но, думаю это будет еще не скорою.
Лезем в переднюю подвеску. Первым делом ищем люфт в рулевой. Наконечникам рулевым хана, верхним шаровым хана. Сайлентам верхних рычагов карачун с кончитой. Обложившись книгами и интернет форумами стал смотреть как все это делается. Неприятность данной процедуры заключалась в снятии радиатора охлаждения, потому, что передние болты, которые крепят верхние рычаги, находятся как раз с торцов радиатора, и снять рычаги возможно только после демонтажа кронштейнов радиатора. Простым языком, разбирать дохрена. Но, нет ничего невозможного. Глаза боятся, руки делают. Шаровые и наконечники взял недешевый неоригинал, а сайленты взял полиуретановые. За их перепрессовкой пришлось обращаться в автосервис. Денег содрали, и сделали если честно корявенько, но однозначно сам бы я с этим не справился, пресса и тисков у меня к сожалению нет. Ставим все на место. Сборка проходит куда гораздо бодрее.
Стойкам стаба тоже пришла кончита, их постигла участь шарнира КПП, закисли намертво. Проблему демонтажа решила дочь болгарина. Родные стойки хрен достанешь, а окончательно демонтировать стаб мне не хотелось. Если есть, то пусть будет. На поиски решения ушел день. В итоге были куплены стойки от 24 волги, и, с некоторыми доработками, вкорячены на место старых. Волговские намного мощнее родных, посему думаю надолго хватит, да и резинки у них повнушительней.
Тест драйв по району показал, что скрипы и шумы из подвески ушли, но люфт в рулевой остался. Лежачих машина стала проходить на ура, мелкие неровности побоку, и в повороты входит поуверенней. При более детальном обследовании выясняется, что люфтит сама рейка. Ремонт откладываем до лучших времен, ибо операция дорогостоящая. Касаемо задней подвески, то там на удивление все оказалось не так плохо. Для профилактики замена амортизаторов. Не сказать что и старые плохие, а так, на всякий случай, пускай будет. Ну и в планах замена втулок рессор. Больше ломаться там нечему. Простота конструкции – залог надежности.
Диалог
СХ: У меня там еще колеса дома валяются, привезти?
Я: Сколько?
СХ: Четыре.
Я: А как они сами по себе то, нормальные? Или может сразу лучше на помойку?
СХ: Ты что, почти новые, я на них ездил.
Я: Ну вези тогда…
Привез спустя какое-то время.
« Ебт……»- подумал я в тот же день, и не спеша потащил их на шиномонтажку, которая к счастью находится в ста метрах от дома. Парень там даже вопросов задавать не стал, просто взял и скинул резину с дисков без лишних разговоров.
Стоит ли говорить, что были выкинуты три штуки сразу, одно оставлено как запаска, так как было еще в сносном состоянии. Остальные лысые как колобок и с торчащей по бокам арматурой. Диски я естественно оставил.
ГЛАВА 5
КУЗОВ И САЛОН
С кузовом дела обстояли куда гораздо хуже, нежели с другими вопросами. Пришлось капитально за него браться. Десять лет московской эксплуатации и вездесущие реагенты сделали свое дело. Старый хозяин не утруждал себя ни ржавчиной, которая повсеместно начала появляться на кузове, ни царапинами и вмятинами. Хотя, если задуматься, всего этого безобразия можно было бы избежать, если вовремя обрабатывать и подкрашивать все повреждения. Посему ситуацию пришлось исправлять мне. В ход пошли зачистные диски для болгарки, наждачка, преобразователь ржавчины, антикоррозионный грунт и краска. Все приобреталось в баллончиках, ибо задачи покрасить « для выставки» изначально не ставилось. Да и бюджет предполагал не только малярные работы. Знаю, что профессиональные маляры меня осудят, но все работы я проводил на улице, гаража нет. Подбирал солнечную безветренную погоду и малярил помаленьку. Качество покраски конечно не на высоте, зато вид машина приобретала более благообразный. Те участки ржавчины, которые остались, я не успел сделать по причине наступления холодной погоды, и планирую добраться до них в следующем году с наступлением тепла. Красить более менее аккуратно получается, когда температура на улице не менее 20 градусов, посему ждем следующего лета.
К задней двери, которая сгнила по низу почти полностью, пришлось применить меры иного характера. Поскольку старый хозяин по характеру работы частенько бывает на строительных рынках, ему был заказана покупка листа рифленого алюминия толщиной полтора миллиметра, и 1.2 на 1.5 метра размером, так сказать с запасом. Из него я сообразил несколько полос определенной ширины, которыми с помощью заклепок и обшивалась дверь. Сделать это было все же проще и быстрее, чем возиться с ввариванием новых кусков железа. Еще проще было купить контрактную дверь и установить ее на свое место, в следующем году так и сделаю, сейчас пока и этого хватит. В результате дверь приобрела приличный вид и некоторую жесткость конструкции которая была утрачена из-за сгнивших участков. Гнусно дребезжать на кочках она тем не менее не перестала. Стопроцентное решение проблемы только одно – замена. Со временем так и поступим.
Что было сделано по салону. Сперва надо было избавится от сырости. Под ковром прятался пропитанный антифризом родной утеплитель. Выход один: тщательно, с помощью металлической щетки, удаляем всю войлочную подложку и несем ее на помойку. Потом с пристрастием, на корячках, с тряпками и бутылкой уайт-спирита ползаем по салону, и нехитрыми движениями моем пол, и все укромные уголки. Днище на удивление в хорошем состоянии, краска родная, и отверстий в нем не наблюдается. Единственное, пошла коррозия в месте прилегания задней двери, но это и неудивительно, ибо последняя долгое время представляла собой откровенное решето, портя весь общий облик машины.
Утепление было сделано из 5-ти миллиметрового фольгированного строительного утеплителя, который достать не составляет большого труда, продается везде. Я поступил еще проще : выпросил рулон у старого хозяина, ибо у него этого добра после строительства дома было навалом. Спереди в кабине сделал все так же.
Сидения были подвергнуты тщательной чистке пылесосом и небольшой химчистке, и теперь хоть и кое-где дырявые, но чистые. Накидываем на них бархатный плед, и в машине получается уютная обстановка. Картину довершает кусок ковра, который некогда лежал в квартире. Уложен на пол под задний диван и пришпилен саморезиками к фанерной доске, которая закрывает весь пол поверх утеплителя и родного ковролина во избежание порчи его грузом и грязью. Такая вот домашняя обстановочка.
Грузовая часть салона оставлена без особых изменений. В ближних планах замена или перетяжка всех боковых обшивок в салоне. Родные в ужасном состоянии. Пока думаю как это сделать. Ну и продолжаем с фанатизмом отмывать копоть всякими ацетонами и бензинами. Этим буду заниматься еще очень долго…
ТЮНИНХ
В качестве доработок, пусть и небольших, для поездок на дальние расстояния и обеспечения более комфортного пребывания в дороге и на природе, заделал подсветку салона. В ход пошла светодиодная лента метровой длины, проводочки и тумблерок. Плюс взял с штатного фонаря грузового отсека. Поставил на боковые окна черные шторки, дабы пассажиры сзади чувствовали себя более комфортно. Магнитолу взял свою же, стояла на первой машине, но ввиду того что перестала читать диски и флеху, была заменена на новую. Радио продолжает исправно ловить. Установил на торпеду сверху, так как другого места под нее не нашел. Колхоз конечно, но нам надо чтобы было удобно, и на расстоянии вытянутой руки. Требование соблюдено. Штатное радио работает, и даже чего-то ловит еле-еле, однако ниша под нее для новой музыки маловата. Колонки сконструировал сам из подаренных другом динамиков, вполне себе еще новых, и листа фанеры, из которого нарезал то, что впоследствии стало для них корпусом. А вот куда их приткнуть, так и не сообразил. Не пошла у меня в тот день инженерная мысль. В итоге лежат на пассажирском диване.
Установил подогрев топливного фильтра. Летом он само собой нафиг не нужен. Но поскольку зимние холода впереди, то решил заранее подумать об облегчении пуска двигателя. Комплект был куплен в магазине, но чтобы идеально подошел, пришлось его немного подогнать по длине проводов. Час колдовства с паяльником и проводами и готово. Установка по времени часа три. Пусть это и не однозначное спасение, но так будет спокойнее. В нагрузку к этому в топливо периодически будет добавляться антигель. На работе мужики, да и я им только и спасаются. Хорошо бы конечно поставить котел подогрева, но Вебасто штука дорогая, да и не та это машина, чтобы баловать ее такими подарками.
Установил рацию. Кронштейн для ее крепления приделал на приборке, на козырьке спидометра на двустороннем скотче. Сверлить приборку не стал. Держится достаточно крепко. А вот с антенной немного напортачил. Она у меня была врезная, и я сгоряча ее и врезал на крышу, пробурив в ней дыру в 8 миллиметров, как было сказано в инструкции, для обеспечения надежного контакта с кузовом. Хотя по большому счету можно было изобрести импровизированный крепеж, чтобы не дырявить крышу, о чем я в последствии пожалел. Но в итоге все работает, крыша не течет, и антенна держится очень надежно. Антенный кабель с переходниками для подключения из комплекта спаян был собственноручно по всем правилам. Питание через кнопочку с подсветкой на приборке. Все работает и эстетика минимальная тоже соблюдена.
ЭПИЗОД 4
Достоинства, недостатки, особенности автомобиля.
Начну с того, что это пожалуй самая сложная глава моего повествования, которая требует детального подхода, правдивости и адекватности суждения. Получилось сложно, но смысл я думаю, Вам, мои драгоценные читатели, понятен.
Машинка оснащена нетурбированным дизелем, поэтому пытаться выжать из нее высокую скорость передвижения просто глупо. Крейсерская скорость у нее, я думаю 80 км/час, и насиловать ее большими скоростями и оборотами двигателя не стоит. Я выжимал не больше 110, и то под горочку. Старый хозяин утверждал о 120км/час, за что в свое время бывал неоднократно осужден мною. Этой машине такие скорости вредны и просто противопоказаны.
Из несомненных достоинств машины можно перечислить такие, как хорошая грузоподъемность и вместительность. Немудрено, скажете Вы, все же микроавтобус. Добавлю от себя – не просто микроб, а грузопассажирский, и посему с задачами по перевозке и того и другого справляется весьма успешно. Хотя тут вопрос можно повернуть и по другому. Некорректно сравнивать Камаз и Газель скажем, цели одни, задачи разные. Поэтому запихнуть в эту машину слона конечно не получится, но зато диван, холодильник или многочисленный походный шмурдяк влезает с запасом. Ну и под людей конечно заточен полноценный автобус, но пять пассажиров разместить в нашем микробе можно без проблем.
И самое главное в этом плане, на рыбалке или в путешествии в ней можно свободно ночевать с комфортом. Просто складываем задний диван вперед, стелим матрас на пол, и полноценное спальное место готово, причем по бокам еще куча пространства, например помещается полно вещей, которые необходимо спрятать на ночь от непогоды. Протягиваем руку и щелчком тумблера можно включить подсветку. Тепло, светло и комфортно.
Подвеска простая и невероятно живучая. Не ошибусь, если скажу, что первый за все время полез туда и начал что-то с ней делать. Судя по количеству сорванных болтов, коих я накопил целую горсть, в подвеску никто и никогда не лазил. Заточена под высокие нагрузки, спереди торсионы, сзади рессоры, на неровностях жестковато, особенно если без груза. С грузом ясное дело помягче. Технический недостаток ¬– отсутствие прессмасленок для шприцовки наиболее нагруженных элементов подвески и трансмиссии. Периодическая качественная смазка последних существенно увеличила бы их срок службы.
Двигатель. Достоинств и недостатков поровну. Прежде всего экономичность, простота конструкции и минимум электроники. Из минусов – требователен к охлаждению. Связанные с этим вопросом моменты опишу в дополнениях. Говорить, что переваривает любое топливо не буду, не пробовал, да и рисковать нет желания. Тяга на низах очень хорошая. Трогается авто что на первой что на второй без проблем. Трогаясь на первой с места, заглохнуть вообще невозможно. Хороший плюс для начинающих водителей.
Емкость топливного бака 60 литров. На полном проезжал около 800 километров, после чего оставалось еще немного. Правда груза особого не было, 100 кг. Не более. Отсюда расход порожняком в районе 7-8 литров.
Существенным недостатком считаю КПП. На хорошей прямой дороге машине явно не хватает шестой передачи. На пятой запас по мощности и оборотам чувствуется, но рука так и тянется переключить передачу повыше. Ну и не полный привод. Я не говорю что задний это плохо, но полный все же намного лучше. Установка блокировки в мост могла бы прибавить уверенности на выездах на рыбалку и отдых, но пока какой-то конкретной информации по этому вопросу найти не удалось.
Еще плюс: не смотря на свои габариты, автомобиль очень вертлявый, угол поворота колес позволяет выехать с парковки, даже если вас почти вплотную поджали сзади и спереди. Для городских условий несомненное достоинство.
Интересная техническая особенность. Колесные шпильки на левой стороне - с левой резьбой, на правой, соответственно с правой. Зачем так сделано до сих пор ума не приложу, но факт остается фактом. Поэтому на шиномонтажке нужно заранее предупредить об этом работника, в противном случае пока до него дойдет, несколько шпилек будут испорчены. А менять их, скажу я Вам, занятие не очень приятное. Сам при первой попытке снять колеса чуть не попался на этом.
Про тормоза и рулевое управление спорить не будем, дело лично каждого. Гидроусилитель есть, и работает отменно. В тормозах ничего особенного нет, спереди диски, сзади барабаны.
Аэродинамика как у кирпича. Разгон есть, динамики нет. Ну и ладно. Машина строилась не для гонок.
По запчастям: я бы не сказал, что достать что-то из запчастей невозможно, если хорошенько поискать, найти можно все. Основная трудность это стоимость и сроки доставки. Разборы тоже не всегда помогают, машина редкая для московского региона, и обычно либо нет того что надо, либо ломят цену абсолютно не сопоставимую с кошельком владельца. Это, пожалуй, основной минус этой машины.
Многочисленные телефонные диалоги с людьми с разборок и магазинов, именующих себя гордо "Все для автомобилей японского производства с правым рулем", или " Все для праворульной Мазды любой модели". Тут я немножко понегодую.
Я: Здравствуйте, интересует то-то и то-то для Мазды Бонго на двигатель R2.
Разборка: А что это??? Первый раз такое слышу…
Или после нудного уточнения вина и года выпуска слышишь пятиминутное молчание в трубке и следующий за ним ответ:" нет такого"
После таких слов хочется послать их куда подальше, громко и матом. Под словом "ВСЕ" они подразумевают бачок омывателя, стекляшку для фары и масляный фильтр, да и то не новый. Да нахрен вы такие сдались если у вас нет ничего. Из чего следует вывод, что машинка для московского региона очень и очень редкая.
ИТОГИ И ВЫВОДЫ
Машина со своими задачами справляется полностью. Не современная, не модная и не скоростная. Да и не такие приоритеты ставят перед собой люди, приобретая такие машины. Главный ее критерий живучесть и неприхотливость. Если кто-то подумает, что все что я написал выше это выдумка, и машина в таком состоянии просто не могла ездить, то глубоко ошибется. Она ездила, и приносила старому хозяину прибыль. То что он ее довел до такого состояния, виновата вечная спешка и в конечном итоге либо отсутствие поломок, либо его невнимательность к происходящему. В довершении всего случилась мнимая поломка коробки, после чего машина и была брошена с последующей перспективой быть сданной на запчасти. Я дал ей второй шанс на жизнь и работу. Она хороша для меня еще и тем, что имеет неплохой потенциал для доработок и усовершенствований. Задумайтесь, ведь зачастую мало кто берет пожилой автомобиль для выездов на природу и прочих подобных задач, и оставляет в нем все как было. Многие все-таки добавляют какие-то примочки, улучшения и вообще стараются сделать авто как говорят под себя. Тем же планирую заниматься и я. Не буду скрывать, но поначалу планировалось просто поставить машину на ход и затем продать ее. Но чем больше я углублялся в ремонт, тем больше у меня пропадало желание от нее избавиться. К тому же досталась она мне на халяву, денег я за нее хозяину не заплатил ни копейки. Страховку, ТО и стоимость запчастей в расчет не берем. 99% процентов работ выполнял сам, не считая перепрессовки сайлентов в рычагах, за которой пришлось обратится в сервис. Рычаги я принес им в руках.
В заключении могу сказать, что за лето откатал Валдай, Рязанскую область, и еще несколько подобных вылазок и нигде и ни разу машина меня не подвела. И это все при условии того, что с ней не было сделано и половины того, о чем я говорил выше. Ремонт растянулся на все лето, и поездки совершались в перерывах между закручиванием болтов и гаек. Во все поездки ездил не один и далеко не с пустым пространством за спиной. Итог: поломок в пути не было. Задачи выполнены, удовольствие получено. И это еще не конец. Впереди новые вылазки и путешествия, пусть небольшие, но зато такие интересные и приятные для всех, ну и конечно же для автора сей истории.
История машины не закончена, дополнения о ремонтах и эксплуатации впереди.
Отзыв писался не один месяц и примерно столько же редактировался.
В поисках, приобретении и доставке запчастей мне очень сильно помог форумчанин и просто замечательный человек с сайта microb.ru Андрей «Дискоман». Андрей, спасибо Вам огромное если читаете эти строки. Так же передаю теплый привет замечательному Хабаровску, человек из которого тоже выручал советами и редкими запчастями.
Всем удачи на дорогах. Читайте, критикуйте, задавайте вопросы, давайте советы. Все приму к сведению и законспектирую)))))))))
Спасибо за Ваше драгоценное внимание.