ОТЗЫВ ПРАКТИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Привет всем МАЗДО-ФРЕНДОВОДАМ и желающим стать ими! Давно собирался написать отзыв, да все времени не было. Владею Френдиком больше 2-х лет, опыт накопился, поэтому могу помочь определиться с выбором новичкам, а владельцы и так все знают.
Предыстория такова (кому неинтересно может сразу перейти к следующему абзацу), что, начиная с 1998 года, до Френдика всегда ездил на праворуких микроавтобусах Тойота. По стоимости микрик стоил в те времена практически как легковушка, расход не намного больше, клиренс не сравним с пузотерками, а высокая посадка нивелирует неудобства правого руля на трассе (видно поверх крыш как вперед, так и назад. Кроме того, полноприводный микроавтобус практически позволял не ограничивать себя в выборе места стоянки на природе. Выбор микроавтобуса в отличие от легковушек был обусловлен большой семьей (5 человек вместе с тещей), желанием путешествовать на машине по России (летом на Черное, Азовское море или по Золотому кольцу) и отсутствием дачи (привязанности с весны по осень к одному месту) и большой любовью к рыбалке и лесу. С микриком в любом месте дом на колесах, маленькие дети ходят пешком, не пригибаясь, по салону в дальней поездке, ночью не боятся (в отличие от ночевки в палатке), спят всегда в тепле и мы с женой за них спокойны. Плюс всегда можно с собой взять троих друзей, а при необходимости привезти из магазина мебель без переплат за доставку, встретить друзей в аэропорту или перевезти их из одной квартиры в другую (последнее несколько напрягает). Первым был Мастер-Айс, 1990 г.в., бензин, грузопассажир, 2 WD (брал после дефолта, в Питере, за 3400$). Через год пользования понял, что микрик с задним приводом для выездов на природу не годится (моментально зарывается в грунт из-за того, что двигатель и вся тяжесть спереди, а привод сзади) и расход АИ92 при его тогдашней стоимости не для моих доходов. Кроме того, салон в грузопассажире дерматиновый, очень простой, а сиденья плоские и при долгой езде болит спина, а возит особо было нечего. Через 1,5 года его продал и после этого брал только пассажирские полноприводные микрики с дизельными двигателями (Таун-Айс с двумя люками, 1989 г.в., Таун-Айс аквариум 1991 г.в., Литайс 1995 г.в., Таун Айс Ноах, 1999 г.в.). Вопрос: почему дизеля? У многих предубеждение – не заводится, плохая солярка, не едет и т.д. Ответ – все это полная ерунда, дизель при хорошей компрессии и неубитом ТНВД заводится с пол-пинка (с первого проворота коленвала) в любой мороз, приемистость лучше бензиновых (за счет крутящего момента), налог обычно до 100 л.с., а про расход и стоимость топлива, думаю говорить не надо. Заправлялся всегда на ПТК и за 12 лет на «плохую» солярку не попадал (хотя друзьям везло меньше). Второй момент дизеля очень легко выбирать (нет системы зажигания – головной боли бензинок, а свечи накаливания не самый главный компонент при заводке – на некоторых машинах они отсутствует в принципе). Выбор простой - завелся в мороз и нет черного дыма при перегазовке - двигатель и ТНВД в нормале, проехался и все понятно с подвеской и коробкой, салон не убитый, педали не стерты – пробег реальный (до 100 тыс.км японская машина как новая!!! (ничего не затерто), если японец не чушка). Я покупал машины по изложенным выше причинам осенью (ценник меньше и температура около 0), все беспробежные, один-сам во Владивостоке (ввиду своего военного прошлого – служил там лейтенантом): остались друзья, жил всегда в санатории (еда, жилье и … - мужикам объяснять не нужно), перелет туда-обратно бесплатно + контейнеры или бесплатно или за полцены за счет друзей). После покупки обычно делал диагностику ходовки в сервисе по наводке друзей (во дворах у площади борцов революции, рядом с ул. Фокина). Ребята толковые, говорят все по существу, без кидалова и дают гарантию на 100 тыс.км. Затем менял ремень ГРМ (также у своих слесарей), машину в контейнер, а сам продолжал отрываться во Владике без семьи. Машину через 1-1,5 года продавал в Питере с выгодой в 1,5-3 тыс. баксов, а сам опять во Владик за следующей машиной. Машины проблем практически не приносили. Затем жена сказала – хватит каждый год машины менять и на последней: Таун-Айс Ноах я проездил 3 года и «отмахал» 80 тыс.км (со 160 до 240 тыс.км общего ее пробега) – кроме ходовки проблем 0, даже масла не ела, расход 7-8 литров трасса, 10 - город. Под конец чуть дымить стала. Но одна была у нее проблема: пока со всех сторон в ДТП не попала в течение одного года, не успокоилась (на трех предыдущих машинах никуда не попадал, а на этой сразу за все предыдущие), потом 2 года тишь и благодать. Продавать не собирался, но покупатель практически силой отобрал за три дня до Нового года. Но чуть отвлекся.
Покупка Френдика. После продажи хотел взять машину посвежее, одно условие - только дизель и 4 WD (к хорошему привыкаешь быстро). Но:……, Тойота демократичных дизелей после 2001 г. не выпуска (Хайс и 3 литра на KZ не в счет, ввиду моих финансов и частых трещин головки двигателя по утверждению Владивостокского дизелиста-моториста с 15-летним стажем), а менять всем меня устраивающий Ноах с 1999 на 2000 год не хотелось (2001 г. очень редкий), с 2002 г. пошел Ноах только бензиновый с диглом Д-4 (тогда были большие вопросы по ним). После прокачки Интернета выбор пал на «Мазда Бонго Френди», который выходил на дизеле до 2004 года. Но во Владике 2003 и 2004 год дизель 4 WD на рынке пачками не стоят – пришлось через своих друзей заказывать с Японии. Ждал полгода, т.к. заказал машину с пробегом до 150 тыс.км (поставил себе такой барьер). И вот звонок с Владика – приезжай. Прилетаю и быстрей к машине. Первые впечатления: огромный сарай, пока заберешься на сиденье…, но за то – обзор!!! (высота посадки, чуть меньше Газели), а радиус разворота чуть больше Ноаха. Пробег 130 тыс.км, замена ГРМ на 107 тыс. (в этот раз не менял – друзья не обманут), двигатель работает как часы, автомат, подвеска, глушак – все в идеале (сервисмены сказали все в ажуре и протянули лишь стабилизаторы поперечной устойчивости), но салон, а точнее ковролин частично подубит (такой диссонанс совсем остальным), в то же время сиденья чистейшие (видимо были чехлы), нашел пару коцек в середине кузова по аукционнику. Сделал химчистку (не помню стоимость) – сразу другое дело, поставил сигнализацию с пейджером, автозапуском и турботаймером (за 6 тыс. руб), родная магнитола с мр3 обзавелась конвертером радиодиапазона на европейские волны за 100 руб. Купил все фильтра корейские в фирменном магазине, колодки, масла, чипсов, печеньев детям и поехал за контейнером на станцию. Там развели чуток (тысяч на 20) – отдельная тема, но машину к отправке взяли. Свободен…!!!
Удобства и недостатки. Про обзорность и радиус разворота говорил выше. Из плюсов на поверхности: устойчивость на дороге – поразительная для его размеров (уверенность крейсера): не качает на ветру и поворотах – по-видимому, из-за низкого центра тяжести и двигателя расположенного между передними и задними колесами, рулевка удобная, легкая. Один раз ехал по трассе в ливень со скоростью 130 км/час без всякого мандража. Думаю благодаря FULLTime 4 WD. На некоторых джипах Part-Time и больше 100 км/ч на полном приводе ехать нельзя – Френдик лишен этого неудобства. Тормоза – без нареканий и даже ABS особо не напрягает и не увеличивает тормозной путь (такое ощущение). Зеркала-лопухи снаружи, заднее зеркало для парковки задом, маленький капотик виден отлично с водительского сиденья – маневренность спереди отличная. Понятно, что не габариты Демио, в щелку не влезешь, но за счет 4 WD и неплохого клиренса (175 мм, а на моей резине 182 мм) с малыми свесами легко влазишь колесом на бордюр и занимаешь свое место. Второй огромный плюс хорошая приемистость (для дизеля и 130 л.с. вообще сказка), на трассе, а тем более в городе, недостатка в мощи не ощущается. Автомат переключается без рывков, быстро. Третий плюс из основных - хорошая проходимость по снегопадам, особо это выяснилось в этом году. Просто сказка: вылазит из снега легко (LSD-мост играет свою роль), но при движении задним ходом набивается снег между защитой и поддоном. Салон велюр, удобный, имеет множество различных трансформаций, задние диваны на салазках катаются по всей длине салона, под диванами с полметра свободного места (все мелочи нужные в дальней дороге под них или к примеру лыжи на всю семью), да и ноги у пассажиров стоят свободно, а не полусогнутые, как в других машинках. Спать, как писали другие удобно, не тесно даже троим не худым взрослым (жопами не толкались), а если надуть матрац, то вообще проблема проснуться к утреннему клеву. Электрошторы салона – удобная вещь, только плохо, что нет блокиратора от детей (любят ими пожужжать туда-сюда). С разборки во Владике взял шторы на переднее стекло (редкость!) – летом в жару ими пользоваться милое дело, да и не видно, что лежит на передних сиденьях, когда надолго отходишь от машины, а ночью и говорить не надо. Свет лампы дневного света отличная вещь, хоть в салоне крючки вяжи, после вечерней зорьки! Две печки с кондиционерами (климат-контроль). Летом выбираешь комфортную температуру. Зимой печка отлично справляется с функцией обогрева, вторая при необходимости дует на ноги пассажиров (этот момент оценят рыбаки подледного лова при возвращении домой). Багажник с возможностью увеличения пространства до необходимого объема (за счет салазок) – при поездке на юг вчетвером взяли с собой все что хотели (даже не буду перечислять) и обзор в зеркало заднего вида остался. Убрав два ряда (открутив по четыре болта на каждый диван) перевез за один раз мебельную стенку + всякие мелочи!!! Поставил год назад 1-din сенсорную выдвигающуюся панель Pioneer китайского пошиба с TV, DVD, Bluetooth, USB и т.д., вообще из машины не хочется выходить (пассажиры сразу – включи эротику). Почему-то японец отключил электродоводчик задней двери (кнопки для нее утоплены - по всей видимости можно включить). Очень удобно протираться в пробках, складывая и открывая уши кнопкой из салона – до этого об этом как-то не думал. Из минусов: за счет длинной базы и пластиковой защиты всего «пуза» неприятный шорох при задевании за кочки, даже в тех местах, где Ноах проезжал без проблем. В результате снял заднюю часть, чтобы не нервировала. Второй: греется летом левая нога от двигателя (термоизоляция не на высоте), зато это плюс зимой по той же причине, да и двигатель из-за нахождения в салоне медленнее остывает. Третий - фары светят не очень хорошо (высокая машина), но друзья прислали в подарок противотуманки, теперь все ОК.
В эксплуатации. Всех интересует расход топлива – по чесноку: трасса 8-9 литров (на 2200 км до Уфы залил 200 литров соляры – это не считая сворованного заправками и езду 120-130 км/ч), город 11-12 литров летом, зимой 15 - при сильных холодах (с автозапуска прогреваю 10-15 мин), затем еду и через 2-3 мин идет уже тепло. Заводка с полпинка с автозапуска, правда в мороз всегда страховался антигелем Hi-Gear (заблаговременно заливал в бак). У меня комплектация с 2-мя аккумуляторами по 85А/ч каждый (японец поменял их за год до продажи), присутствует кнопка быстрого прогрева, так что этого времени хватает даже в 20-25 градусный мороз. Проблем с передними стойками, амортизаторами и другими дорогостоящими аксессуарами подвески не было (по всей видимости, ввиду того, что большие тяжести не возил, да и пробег у машины относительно не большой), хотя и пришлось поменять: передние колодки (задние лежат), пыльники ШРУСов (подошли от Нивы), верхние шаровые (японские), опоры передних стабилизаторов (японские), и общая слабость Френдиков – передние линьки (линьки менял два раза – не берите китайское дерьмо!!!, через 5-7 тыс. км поставил японские). Замена антифриза – танец с бубном (имейте в виду) – об этом есть в других отзывах. Другие жижи (передний мост, раздатка, АКПП) поменял через 2 года эксплуатации (до этого яп за всем следил и все было, как слеза). В двигатель как и остальные не заглядывал: все работает как часы, единственно чуть подтекает масло в месте вкручивания какого-то датчика, но двиг масло вообще не ест, так что эта проблема ждет своего часа. Чуть сопливятся прокладки поддона АКПП (фиговый герметик после промывки фильтра и полной замены масла?). Сообщу главное: первый раз в моей жизни помог форум – через год эксплуатации двигатель на горячую стал плохо заводится и глохнуть на холостых (со временем расстояние пробега стало уменьшаться) – почитал умных людей и решил – умер передний сальник ТНВД. Делать нечего, покупаю по номеру ТНВД новый сальник – 140 руб. в сервисах ВOSH, хотел там же поменять, но они загнули 12 тыс.руб за съем-постановку ТНВД. Послал их подальше, и у друзей в сервисе снял ТНВД (постановка со снятием 4 тыс.), отвез в BOSH, при мне поменяли за 100 руб. и 7 мин сальник (старый раскрошился в руках). Хотел на всякий случай сделать диагностику ТНВД, но опять ждать 7-10 дней и 8 тыс. с дефектовкой – решил нечего ковыряться в нормальном насосе (двигатель работал ровно, расход был такой же как и сразу после пригона машины, на холодную заводилась с полпинка, да и приемистость вообще не страдала). Послал их опять в баню, поставили ТНВД – и…….. все стало ОК. Порадовался 2 недели, вдруг – опять не заводится, уже на холодную. Открываю двигатель, подтек солярки вокруг трубки (ослаб хомутик и был подсос воздуха) – новый хомут и ВОТ ОНО СЧАСТЬЕ. Сервисмены мои друзья не верили, что проблема в сальнике. Из затрат поменял резину: на лето поставил японский новый Briedgstone всесезонку (205/75/R15) все 4 колеса, Френдик стал заметно выше; на зиму тоже Briedgstone, липучку того же размера (ни когда не пользовался шипованной резиной – в Питере зимой или асфальт и температура около 0 или как в этом году снег, отсюда шипы ни к чему). Машина держится очень хорошо на дороге и зимой – по каше стартует без всякого заноса.
Из недостатков по другим отзывам: 1). хочется отметить, что задок на кочках у меня не пробивает. 2). не очень удобно лезть в отсек двигателя – так это требуется не часто. 3). не удобная панель приборов – я как-то не замечал (спидометр видно да и ладно, там больше смотреть не чего). 4) слабое лакокрасочное покрытие – у меня это не видно - ни пороги, ни двери, ни арки ни ржавеют, капот без точек, может лет через 5 что-нибудь и появится, так можно сделать антикор.
Вот такой отзыв настучал за 2 дня. Хотя Френдик в целом больших проблем не приносил, но по сравнению с более старыми Тойотами занимался я им в целом больше.
Около месяца выставил машину на продажу ввиду того, что дети выросли (старший поступил в институт, младшая в 13 лет уже на природу не рвется – тусовки и компьютер на уме), Россию всю объездил за 10 лет, а через полгода получаю загранпаспорт (5 лет после увольнения из армии оформлять было раньше этого срока нельзя) и хочу побывать за границей. Кроме того, возраст уже не тот и ночевать на море в машине особо не хочется (могу себе уже позволить больший комфорт).
Надеюсь информация кому-то пригодиться, а если будут вопросы - отвечу. Удачи на дорогах!!!