В жизни каждого из нас что-то было в первый раз.
Первый садик, школа, велик, выпал зуб, подбитый глаз,
Первая любовь, подруга, армия, противогаз…
Мне ж, про первую машину вспомнить хочется сейчас.
Всем привет!
Наверно каждый из вас согласится, что стОит в мужской компании завести разговор о машинах, как беседа сразу становится более оживлённой и эмоциональной. А если тропинки памяти приводят тебя к первому мопеду или мотоциклу, то они удостаиваются самых ярких эпитетов и даже наделяются какими то магическими качествами. Вот и я, в очередной раз придавшись воспоминаниям о своей молодости, оказался накрытым тёплой волной ностальгии по своей первой машине. Но в тот раз я растрогался на столько (старею что ли?), что решил найти на Дроме в каталоге авто свою первую машину. Что может быть проще – подумал я. Беру ноутбук, открываю: Дром -> Ещё -> Каталог авто -> Мазда -> Капелла -> … и дальше я не нахожу свою машину! Как так? Моя первая любимая Мазда Капелла 1981 года выпуска! И её даже нет в каталоге авто? Забегая вперёд скажу, что машина была очень редкая и за всю свою жизнь, я так и не увидел такой же машины как у меня. Видел одну аналогичную, но только в кузове седана в городе Холмске. Всё. После изучения интернета выяснил, что в Европе эта машина продавалась под названием Мазда-626 с 1978 по 1982 год. А на Дроме под названием Мазда-626 представлена машина, выпускаемая 20 лет спустя в более современном исполнении. Я так до конца и не разобрался: почему так? И если кто подскажет – буду весьма признателен.
Твёрдо решив исправить такую вопиющую несправедливость, я дал себе торжественную клятву автолюбителя: непременно написать отзыв владельца о такой редкой машине на любимом автопортале. Но как только взялся за дело – сразу задумался.
Во-первых: ОТЗЫВ… Ну какой же это отзыв если я даже марку двигателя не помню, а сама машина закончила своё существование почти 20 лет тому назад. Да и кому нужен отзыв о единственной машине на острове Сахалин (а может даже и во всей стране) в далёкие 90-е. годы? Это скорее будут просто воспоминания из прекрасного далёка.
Во-вторых: ВЛАДЕЛЬЦА… Когда родители купили эту машину я ещё пешком… нет, не под стол, в школу ходил. И было мне лет 15. Машина конечно же была записана на отца, но ездил на ней в основном я. А поскольку ковыряться в машине я любил ни чуть не меньше чем ездить, то с вашего позволения я запишу себя в условные владельцы данного раритета. Кто-то спросит: а как же водительские права? Отвечу вам вопросом на вопрос: какие нафиг права в 90-е годы в деревне? Тогда ГАИ на дороге днём с огнём было не найти, во всяком случае у нас.
После «счастья» владения мотоциклом Урал, мои родители начали подумывать о покупке для нашей семьи машины. И если для меня езда на мотоцикле была реально счастьем, то маме, наверное, совсем не улыбалось ездить в областной центр в каске на треугольном сиденье. В машинах я тогда ещё не понимал ровным счётом ничего, впрочем, как и отец, и в процессе покупки конечно же не участвовал.
Сейчас даже не могу представить кто из наших «хороших знакомых» надоумил отца купить такую редкую машину. Да она была красива, да в хорошем состоянии, да с электрическими стеклоподъёмниками и даже с люком. Но друзья мои, не забывайте, что это было в самом начале зарождения авторынка страны! Если я не ошибаюсь – это был 91-й или 92-й год. Тогда не то что Экзиста с интернетом, практически ни одного автомагазина на острове не было!
Но всё это понимание придет потом. А пока – вот ОНА!!! Первая машина! И не жигули, а сразу японская! Деревянный лакированный руль, 5 скоростей, на спидометре 180, тахометр, суперсалон! Помните такое слово: «суперсалон»? В нашем тогдашнем понимании суперсалоном считался всякий салон авто имеющий электрические стеклоподъёмники. Сейчас об этом вспоминаю с улыбкой, но тогда-то это было круто. А запах салона… Говорят, что человек ничто не помнит так хорошо как запахи. Мне кажется, я до сих пор его помню.
Если посмотреть на эту машину чисто с технической точки зрения, то дела обстояли следующим образом :
Двухдверная пятиместная бесстоечная машина с багажником;
цвет – мокрый асфальт;
двигатель бензиновый 1.8 литра с цепным приводом ГРМ, 4 цилиндра, один распредвал, карбюратор и трамблёр (марку двигателя не помню);
коробка передач механическая, расположение двигателя продольное;
привод задний, сзади мост на пружинах, спереди обычная однорычажная подвеска;
передние тормоза дисковые, задние барабанные;
рулевая колонка (именно колонка, а не рейка) без гидроусилителя;
на крыльях хромированные зеркала с электроприводом.
Хоть убейте не помню, был там кондиционер или нет. Помню только, что он не работал 100%. Зато там был просто эксклюзивный люк! Я таких больше не встречал! Видимо в стране своего происхождения хозяин весьма трепетно относился к своей машине и сделал для своей любимицы эксклюзивную фишку. Сверху обычный железный, почти не заметный, внутри так же сделанный под интерьер салона и так же не бросающийся в глаза. Нажимаешь кнопочку на потолке, и он деловито жужжа, начинает отползать под крышу, сразу выставляя напоказ хромированный козырёк-отбойник замысловатой формы, который возвышался над крышей примерно на 3 – 4 см. с каким-то фирменным шильдиком. Закрываешь люк – и этот чудо-прибамбас в конце закрытия ловко прячется под крышу. Люк прижимал свои наружную и внутреннюю части друг к другу и уезжал в пространство между крышей и обивкой салона. Надо ли говорить, что летом при отсутствии дождя я всегда немного его приоткрывал, чтоб эта красивая блестяшка красовалась над крышей, а если на улице было совсем тепло, то опускались все четыре боковых стекла. Когда сбоку от виска нет никаких стоек ограничивающих пространство и обзор, одна рука на руле, а вторая свободно лежит на двери – это кайф, чувство свободы и, даже не побоюсь высокопарных слов - моменты счастья, которые только может подарить человеку его первая машина… Наивно, правда? :)
Матерчатые сиденья серого цвета и черная панель со вставками под дерево в то время были весьма современны. Задние сиденья полностью складывались вперёд в классической пропорции 70:30 давая полный доступ в багажник с ровным полом. Живя в деревне, частенько приходилось возить негабаритные грузы, что очень выручало. А так как машина двухдверная и переднее сиденье отъезжало далеко вперёд – можно было через багажник спокойно засунуть пятиметровые доски или что- то другое очень длинное.
Только сейчас начал понимать насколько красиво смотрятся «рога» на крыльях. В то время большинство машин выпускалось уже с «ушами» и я немного стремался старомодно торчащих «рогов». Однако их практичность отметил уже тогда. Чтоб посмотреть в водительское зеркало на двери - нужно повернуть голову, в результате чего теряется визуальный контакт с дорогой. Если же на машине стоят «рога», то достаточно просто перевести взгляд, при этом вся дорога по прежнему остаётся в поле зрения.
Классическая бледно-зелёная подсветка делала поездку ночью особенно приятной. Кассетный магнитофон – главный источник хорошего настроения в поездке под музыку E - Type, Мистера Кредо и Доктора Албана.
Эксплуатировалась машина, как говорится, и в хвост и в гриву. Чего стоил один только безумный молодой водитель (это я) любивший надавить тапку в пол и пройти в заносе все повороты на грунтовке. Машина была достаточно легкой, а 1800 кубиков вкупе с механической коробкой позволяли хулиганить на дороге. Никакие дела без машины не делались: на почту, в сельсовет, в медпункт, к бабушке, к родителям на работу и везде куда приспичит – только на машине. Даже в магазин, который стоял 200 метров от дома – и то на машине. Довольно часто ездили в город, а это в среднем 150 туда-обратно. Про вечерние гулянки на машине, думаю, рассказывать не надо, все когда-то через это прошли. Немного отойдя от темы скажу, что за первые 10 лет за рулём даже ни одной маленькой ДТПшки не совершил, что удивительно при моей тогдашней манере езды. Наверно все-таки чувство самосохранения у меня выше, чем желание выхватить адреналина. Только в 2006-м году по собственной глупости в хлам расколотил одну из своих машин, но зато с тех пор окончательно поменял не только свой стиль вождения, но и само мышление за рулём, ибо понял: жизнь дважды предупреждать не будет. Если раньше для меня хорошим водителем был тот, кто может вывести машину из заноса, то теперь хорошего водителя я начал видеть в том, кто этот занос не допускает. Но это всё лирика, вернёмся к нашей Мазде.
В середине 90-х, когда в деревне стало жить особенно печально, родители, чтоб прокормить семью из 6-ти ртов занялись фермерством. Пару лет, до момента появления грузовика, этой машине пришлось перевезти на себе столько картошки, что я до сих пор удивляюсь, как она вообще выжила? Специально для этих целей был выбран крайне экстремальный вариант тюнинга в виде передних волговских пружин на задний мост нашей машины. Машина не просто сильно задралась – задняя подвеска стала просто деревянно-непробиваемая. Даже нагрузив полный багажник и салон мешками с картошкой (а это 400 – 450 кг.), зад машины проседал буквально на 2 – 3 сантиметра. Можете себе представить, как после такого «рестайлинга» стал трястись ливер пассажиров в салоне.
Сейчас я с ужасом вспоминаю те «гениальные» инженерные мысли, которые приходили в голову при ремонте и эксплуатации первой машины. Японские инженеры без зазрения совести сделали бы мне харакири, а Оптимус Прайм увидев такое издевательство над себе подобными, создал бы фонд помощи японским машинам на территории нашей необъятной. А что делать, если запчастей нет в принципе? Шаровые опоры и рулевые тяги приходилось ремонтировать, стойки прокачивать, резинки вытачивать, колодки клепать, и т.д и т.п. Один из наконечников рулевой тяги после …цатого ремонта уже просто не поддавался восстановлению. Психанув нашёл тягу от другой машины, отрезал их посередине и приварил живой наконечник к остаткам родной тяги. Кстати сия конструкция благополучно дожила до кончины машины. А развал-схождение колёс я вообще всегда выставлял «на глаз». Тише – тише граждане, не надо килограммов помидоров об экраны мониторов! Относился я к этому делу с максимальной скурпулёзностью. Машина шла по трассе как паровоз по рельсам, её ни куда не уводило ни на асфальте, ни на зимней дороге. Резина тоже изнашивалась равномерно. Мне чтоб два болта подкрутить - до ближайшего сервиса 70 км. ехать надо было, да ещё и денег им дать. А оно мне надо было в 18 лет? Да и «сервисами» назвать шарашки тех времён язык с трудом поворачивается.
Магнитофон я вытаскивал из панели миллион раз, уже даже и не помню зачем. А наверно за тем, что проводка в машине была не в идеале. Предохранители тогда не продавались, по этому приходилось ставить «жучки». Однажды младший брат игрался в машине с прикуривателем. Он его утопит в гнездо, а прикуриватель нагревшись обратно выпрыгивает, брат его туда – он опять оттуда, ну и видимо он решил там его пальчиком придержать, чтоб не выпрыгивал, а «жучок» в предохранителе, как на зло, оказался слишком жирным. По итогу игра братика с прикуривателем закончилась только тогда, когда из под панели дым повалил. Вроде ничего не сгорело, но несколько проводов под панелью оплавились.
Часто ловлю себя на мысли, что какое бы авто я не купил сейчас - нет той бури эмоций и остроты ощущений как с первой машиной. Покупаешь очередную машину (даже новую, с салона) и через пару дней начинается старческий гундёж: «а вот тут не так… а здесь не эдак… а по человечи нельзя было сделать?…» Только в первой машине ВАУ-эффект не проходил первые три года! Я практически в ней жил и искал любой повод, чтоб куда-нибудь прокатиться или залезть к ней под капот. Можно бесконечно долго рассказывать про наши с ней приключения, но не все меня поймут, да и кому интересно копаться в барахле чужих воспоминаний двадцатилетней давности…
Как ни досадно, но в первый раз мою ласточку «ушатали» мои же друзья-товарищи за три дня до моего ухода в армию. Никогда никому не давал свою машину, а тут не знаю, что за приступ щедрости со мной случился. В общем вместо пьяных прОводов, я трое суток трезвым прожил в гараже вытягивая лонжероны, шпаклюя, крася, матерясь на чём свет стоит…
Где-то через год службы, мне родители рассказали, что машину нашу угнали, бросили на трассе и поснимали с неё всё, что только можно. Вот так вот и закончилась жизнь нашей первой, самой любимой, и такой редкой машины. После армии, да и в самой армии, было ещё много машин, но все они в дальнейшем переходили в следующие руки и у меня душа за них не болела. А эта, так и лежит брошенная в кустах (если ещё на металлолом не сдали) с огромным выдранным куском железа из заднего крыла, понадобившемуся соседу для нового глушителя.
Сижу, пишу, а на душе кошки скребут. Такое ощущение, знаете, когда другу можно было помочь, но что-то не сложилось, не получилось, и поэтому чувствуешь себя виноватым. Прости меня моя Капелка…
Если у кого была такая машина отпишитесь пожалуйста.
Фото, естественно, не мои. Долго рыл интернет, но кое-что всё же нашёл.