Добрый день, всем любителям японского автопрома читающим данный отзыв!
Вот пошел второй год владения данной машиной, а по сему можно и поделиться впечатлениями от эксплуатации. Из праворульных машин Familia у меня первая, до этого эксплуатировал отечественный автопром от ВАЗ 2103 1978г.в. от Рождества Христова до новой «десятки» (основным достоинством которых является их повсеместная ремонтопригодность и не более того), поэтому сравнивать мазду с ними не совсем корректно (как часто пишут многочисленные авторы отзывов на drom. ru.)
Отдельное спасибо всем авторам статей-отзывов, читая их почерпнул немало интересной информации.
Машину взял можно сказать случайно, у хорошего знакомого поменял на годовалую «десятку» (на момент обмена стоимость равнозначная 240-260 т.р., увы цены не дальневосточные конечно, но ведь и «перекупу» надо «отжать свой интерес» с учетом всех накладных расходов), ему нужны были деньги, а продать Ваз в нашем консервативном крае гораздо быстрее, хотя за последний год кол-во праворульных машин в городе заметно выросло. Решение принималось под воздействием убедительных математических подсчетов: В «десятку» кроме вложений дорогостоящей «мишуры» (диски, музыка и прочее) хотелось поставить кондиционер, а это год назад в «Ара-сервисах» стоило порядка 35000р, да ещё «мэханыки» не будут снимая панель приборов и прочие пластиковые детали особо церемониться и в результате такой работы поломают половину креплений, клипсов и пр. и начнет все скрипеть и дребезжать, при этом будут убедительно доказывать : «Сто лэт работать будэт! Мамой киланус!» Мазда же была по нашим обывательским «меркам» неплохо укомплектована (кондиционер, АБС, ГУР, АКПП) и главное, все установлено на заводе, и «советские ручонки» ничего не касались!!! Сел, проехал, понравилось. До этого за рулём яп. машин не ездил, правый руль не то чтобы пугал, просто как-то не рассматривался в силу врожденного консерватизма что ли или его малой распространенностью у нас (По сравнению с Восточными регионами). За неделю привык к езде по городу, на трассе вообще без проблем (если 2 полосы и более в одном направлении). Неудобство возникает при обгонах на однополосных дорогах в одном направлении когда плетёшься за фурой или автобусом, но поскольку на трассе бываю не часто то и проблема не актуальна. (Решаема она установкой перископных зеркал, камеры обгона, или мощным двигателем при выборе машины что позволит иметь запас мощности при большей дистанции до обгоняемой машины). Машина с «прозрачной» родословной (аукционный лист, ж/д доставка до Москвы, кроме того поинтересовался данными аукционной статистики по сему агрегату). Поскольку пробег машины для этого года казался нереально малым-30000км (а куча перечитанного материала всегда «подогревает страсти» и порождает сомнения) то начал судорожно готовиться к замене ремня ГРМ с роликами и пружинкой, масла с фильтром в АКПП ну и прочего по списку который приводится чуть ли не в каждом отзыве. Поехав к механику (по рекомендации людей уже у него обслуживающихся), машину подняли на подъёмнике, проверили ходовую часть, все оказалось в норме. Сняли крышку клапанов, добрались до ремня ( Z 502-12-205), сняли его , а он практически новый, соответственно и ролики. Сравнил с купленными ранее оригиналами, придя к выводу, что нет смысла в замене, после чего всё снятое вернулось на свои места, а купленные ранее оставлены до своего часа. Но как водится в России к «дурилке» народ привык, и сомнения всё равно остаются, полезли в тормозную систему, сняли задние тормозные барабаны, износ задних колодок соответствует заявленному пробегу, пыльники стоек, рулевых наконечников тоже в норме поэтому склоняюсь к мысли что взял не «кота в мешке» т.к. «скручивать» 20000-40000км резона нет, а при «скрутке» 100000 и более «шила в мешке не утаишь» . Из неисправностей было только «запотевание» сальника левого привода (о чём при обмене был честно уведомлен, см. фото) что в последствии было устранено заменой его (цена вопроса 350р), а заодно поменял масло и фильтр АКПП. (Масло менять еще было рановато, но поскольку при замене сальника его сливали, то решил что хуже не будет, да и АКПП «деталька» не из дешевеньких, дольше прослужит). Масло купил согласно мануалу АТF М-III (Cм.фото), решил не экономить 2 банки по 4л. Меняли путем частичной замены – «слил-прокатился-залил». За один раз сливается около 2,5 л, операцию повторили дважды, что вполне достаточно учитывая малую загрязненность меняемого масла. Заодно заменил масляный фильтр, кстати на том что стоял и на купленном красовалась надпись Made in USA (Красноречивый пример корпоративного сотрудничества Мазды и Форда)
Экономить и лить декстрон II или декстрон III не рекомендуемых производителей не стал, хотя прочитал немало полемики на эту тему на соответствующих сайтах, а лить М-V предназначенный для типтроников Мазды-3 и 6 нет смысла. Поскольку масло ещё оставалось, то поменял сразу и в гидроусилителе руля (входит где то 800 гр.) Салон в машине аскетичен но не убог (а что требовать от машины экономического класса?) в отличном состоянии, пластик мягкий, ничего не скрипит не пищит. Японец «был далек от дачно-картофельной тематики», поэтому багажник, его обивка, и вообще все детали внутреннего интерьера авто нареканий не вызывают. Я тоже с «асфальта не съезжаю», поэтому этой весной после года эксплуатации для профилактики сделал хим. чистку из аэрозольного баллончика, хотя разницы не увидел. В прошлом году купил на передние сидения майки-чехлы, в багажник кинул пластиковый поддон оставшийся от десятки (почти подошел) и для езды в осенне-зимний период силиконовые коврики, летние ворсистые коврики с вышитым логотипом «Familia» шли с машиной (кстати по их состоянию и состоянию ковролинового покрытия под ними особенно со стороны водителя можно косвенно судить о реальном пробеге авто). Кузов. Машина имеет практичный серо-золотистый цвет, не маркий, летом пыль не заметна, осенью высохшая грязь не видна (хотя предпочитаю до этого не доводить). На водительском переднем крыле две небольшие царапины (отмеченные кстати в аукционном листе, за что наверно снижен бал японским чинушей на аукционе до 4), больше «косяков» и нет. Автомобиль эксплуатировал круглогодично, АБС зимой отрабатывала чётко, хотя я езжу достаточно спокойно но несколько раз экспериментировал на скользкой дороге ради интереса. Достаточно низкий клиренс машины не располагает к переезду бордюров летом и заездов в глубокий снег зимой. Машина «пришла» на «липучке» R13, перешел на R14, литые диски и резина Bridgestone B650AQ 185х65 R14 86Т (немного шумновата) летом и шиповка Кleber 185х65 R14 на обычных дисках зимой. (Кстати железные диски R14 один в один по крепёжным отверстиям и отв. ступицы подошли от предпоследней Hyundai Sonata). Машина стала немного повыше, устойчивей на дороге, немного увеличился расход и появилась необходимость в поправке показаний спидометра. Хотя Ставрополь и не Хабаровск, но зимой бывает довольно прохладно (в этом году до минус 17 доходило) и снежно, хотя снег достаточно быстро тает, купив «шиповку» перестаёшь думать: заеду - не заеду; занесет - не занесет и т.д., правда к и без того отвратительной шумоизоляции добавляется цоканье шипов по асфальту, но всегда приходится чем-то жертвовать. Печка в машине отличная, салон прогревается минут за пять, да и двигатель прогревается тоже быстро. Повторяя уже описанное во многих отзывах хочу отметить режим HOLD на рукоятке АКПП, в сочетании с режимами D, S, L при его включении зимой машина начинает движение со второй передачи, тем самым исключая пробуксовку при трогании с места, а в процессе дальнейшего движения не позволяет автомату включать max передачу. Так при езде зимой в режиме D c HOLD автомат переключает только три передачи вместо четырех ну и в режимах S и L соответственно. Автомат немного «тупит» при резком нажатии на газ (небольшая пауза, затем начинается разгон. На Тоётах и Хондах со слов их владельцев этого нет). Вообще машина не для драйва. Считаю полностью оправданным название «Familia» - семейный авто для неспешного перемещения тел из пункта А в пункт Б. Кому интересны «весёлые старты» со светофоров и пр. надо покупать авто с МКПП и большим литражом двигателя. Поскольку машина низковато, то по советам авторов многих статей установил защиту поддона и картера АКПП, подошла с небольшими переделками от ВАЗ-2110,
(цена вопроса 750 р. с работой. См.фото), несколько раз уже выручала, особенно зимой, при выезде из ледовой колеи, переезде «ледышек» которые отваливаются зимой от брызговиков КАМАЗОВ и прочей ерунды, так же не забрызгивается грязь в моторный отсек снизу. Поставил брызговики неоригинальные. Оригинальные, особенно передние маленькие и в российских реалиях не функциональны да и стоят недёшево (грязь летит до пер.дверей, а учитывая низкую посадку на сидения, зимой будешь как чёрт грязный при посадке и выходе из машины). Моё мнение: нет смысла экономить на безопасности и надёжности авто (масла, фильтры, ремни, подшипники, детали подвески, тормозной системы, рулевого управления, двигателя и пр.) - только оригинал а переплачивать «кучу» денег за брызговики, противотуманные фары, кнопки включения оборудования и т.д. смысла не вижу, хотя сколько людей столько и мнений. Кондиционер работает без нареканий, о опускании стёкол в тёплую погоду забываешь напрочь.
Машина отлично держит дорогу, хорошо управляема. При прохождении поворотов на неровной дороге или с уклоном радует независимая задняя многорычажная подвеска. Машина в меру жесткая. При проезде «лежачих полицейских» стойки до отбойников не срабатывают.( У знакомого на Nissan Sunny в 16 кузове настолько были мягкие, что на каждой кочке «пробивало» до отбойников, пока тоже не заменил на «КАЯБА»). Кстати стойка передняя зиму не пережила, вроде бы и в ямы не «влетал», а может морозец зимой сделал своё дело, или просто время пришло. Купил пару передних газо-масленных стоек «КАЯБА» (333274 и 333275) поменяли и вопрос «отпал». При подготовке к замене купил на всякий случай новые пыльники, отбойники и упорные подшипники (в отличии от Вазовских металлических, опора Мазды - пластмассовый подшипник скольжения. Если бы сам не видел то не поверил бы что две такие маленькие детали рассчитаны на массу передней части машины с учетом ударных нагрузок, которые хотя и гасятся стойками и пружинами но всё равно не малые). Так вот ничего из купленного дополнительно к стойкам не пригодилось. Хорошо, что продавцы в магазине оказались «контактными» и забрали все назад. Кстати «родные» стойки были тоже «КАЯБА». Сделал компьютерный развал-схождение передней и задней осей. Хочется ещё отметить отвратительный свет, причём на «леворукой сестре» 323-й та же «песня». Для сравнения линзовая оптика ВАЗ 2110 в сочетании с противотуманными фарами (да и без них тоже) и родными лампами светила так, что дальний свет был и не нужен, а тут и лампы мощней ставишь, а результат нулевой, думаю что сие недоразумение частично «лечится» установкой противотуманных фар и их использование с ближним светом. Все не доходят руки отрегулировать фары по американскому образцу путем поворота ламп на 300 против часовой стрелки хотя и после обычной регулировки встречных уже не ослепляет. Зимой примерзали уплотнители дверей создавая проблемы с быстрым открытием, проблема решается покупкой баллончика с силиконовой смазкой и нанесением её на резиновые уплотнители. Не радует «отпотевание» стекол в холодное время года. Недавно решил помыть двигатель и моторный отсек. На форумах много об этом говорилось, мыть – не мыть и т.д.
Потратив 1,5 часа времени на гидроизоляцию электрооборудования (датчиков, разъёмов, катушек, генератора, стартера и пр. ) полиэтиленом и скотчем обдал моторный отсек, подкапотное пространство, двигатель, насос ГУРа и пр. автошампунем из Керхера. Жидкость для мойки ДВС не использовал, т.к. все было только сильно пыльное, без потеков масла не как у отеч. машин. Минут 5 это всё «хозяйство» постояло в таком виде, после чего max напором и обильным количеством воды всё было смыто. Где можно было там вытер, где нет само высохло пока снимал изоляцию. Поставил аккумулятор, завел, все в норме. Когда пишут : троит, «чихает», могут сгореть датчики, катушки и пр. думаю что люди моют просто без всякой изоляции надеясь на авось. Думаю что весь цивилизованный автомир моет подкапотное пространство автоматическими мойками и не имеет проблем которые муссируются с завидным постоянством. Масло меняю раз в 10000км, заливаю полусинтетическое масло LIQUI MOLI 10W40 (уровень от замены до замены не понижается), для данного региона с его температурами вполне достаточно, соответственно масляный и воздушный фильтры. Бензин АИ-92, пробовал АИ-95 тоже не «давится» но заметной экономии нет, тогда зачем же платить больше? Для профилактики поменял свечи NGK и промыл форсунки на установке (не ультразвук), разницы не почувствовал, все и так было в порядке. В комплектации машины не предусмотрен фильтр тонкой очистки топлива (только сеточка на насосе в бензобаке, хотя в хетчбеках он есть), поставил в подкапотное пространство быстросъёмный фильтр от OPEL, учитывая качество топлива думаю это не лишнее. (См. фото. Виден частично между аккумулятором и патрубком возд. фильтра). Расход топлива великоват для машины этого класса, зависит от многих факторов: манеры езды, состояния дорог, времени года, тех.состояния машины и прочих азбучных истин. Летом по городу 10,5л/100км-без кондиционера, 11,7/100км с кондиционером, трасса соответственно от 6,5 до 7,5л при скорости до 130км/ч;
Зимой по городу при температуре до минус 100С такой же как и летом при более низкой температуре на литр больше. Вообще расход по городу показатель субъективный : наличие пробок, частые прогревы двигателя, наличие снега и т.д. Бывало зимой берешь машину из гаража и целый день ездишь, без длительных остановок, так расход и 10л не превышает. Вообще за комфорт (АКПП, кондиционер) надо платить. «Eвропейка» 323 с МКПП и без кондиционера укладывается в расход нашей «десятки». Поскольку заправляюсь на одной и той же заправке и всегда бак по горловину, то путём незатейливых математических «выкладок» определяю расход. В плане экономичности «американка» Маzda Protégé с объёмом 2000 см3 при той же массе 1070 кг. будет экономичней. Поставил сигнализацию с обратной связью (автозапуск у нас не нужен, заводится всегда с первого раза), заменил штатную кассетную «балалайку» на МР3, заменил аккумулятор. («Родной» Рanasonic на 35 А/ч честно отслужил 7 лет, за сим и «почил в бозе»). Вот собственно и всё. На сегодняшний день пробег составляет 53500, думаю на 60000 поменять передние тормозные накладки все остальное в норме. Считаю, что нет смысла приводить полную калькуляцию текущих расходов, по «расходникам» (они на всех машинах меняются) примерно тоже что и у всех владельцев Familia, а со стоимостью и выбором дисков, резины, аудио-видео аппаратуры каждый определяется сам исходя из наклонностей и финансовых возможностей. Кто-то прочтя сей «опус» скажет: «Не информативно» или «Не о чём» но что писать о машине которая выполняет свои функции без нареканий? Это о Жигулях тема бесконечна : « Заменил то, сломалось это, сделал антикор, обновил его, поставил подкрылки и прочее и прочее и прочее). Вдаваться в подростковую полемику «рвет не рвет со светофора» или какая скорость когда стрелка тахометра в красной зоне тоже нет смысла это не гоночный болид. Хочется выразить свое уважение и восхищение японским автомобилестроителям которые обходятся без перевыполнения «пятилеток», лозунгов «догоним и перегоним…», насквозь фальшивых национальных проектов, нелепых и заранее невыполнимых целевых программ и прочего идиотизма столичных словоблудов, а просто производят качественные автомобили да и вообще все свои товары. Прочитав много отзывов удивляет убежденность многих авторов спорящих до «хрипоты» что нет лучше чем Тоyota, а как же тогда господа продаются остальные брэнды в условиях свободной конкуренции? Просто моё мнение при покупке подержанного авто не стоит гнаться за годом выпуска, а лучше сделать упор на тех. состояние ведь покупаете не тех. паспорт а машину и уже вообще нелепо ожидать комфорта и удобств от машины меньшего класса сравнивая с классом выше. За сим заканчиваю, спасибо всем у кого хватило терпения и выдержки осилить всё изложенное. Удачи на дорогах. Занавес.