Думаю про трешку сказано немало и оценили её уже вдоль и поперек) Я же только лишь в подтверждение сказанному уже до меня, попробую обобщить особенности авто, основываясь на опыте личного владения двумя подобными экземплярами.
Поэтому речь пойдет сразу о двух машинах: Мазда 3, седан, 1,6, механика – самых первых модификаций – модельный ряд 2003 г. и Мазда 3, хетчбек, 1,6, автомат – последних годов выпуска – модельный ряд 2008 г. А точнее я сравню один и тот же автомобиль, в двух типах кузова, как он едет с разными трансмиссиями и что изменилось в нем с годами выпуска.
Но начну с предыстории: когда встал выбор второй машины в семью (было это в 2010 г.), то рассматривались две кандидатуры, ограниченные ценовыми рамками в 400 тыс.руб.: 2-ой Фокус и Мазда 3. Безусловно, отъездив в свое время 4 года на «Мазде 323», и на тот момент эксплуатируя около трех лет «Мазду 6» второго поколения, я уже был заядлым маздоводом, но и тем не менее где-то в подсознании оставались не самые плохие воспоминания о Фокусе (который был в промежутке между ними). Поскольку машину выбирали жене, в пользу Форда говорило следующее: в данной ценовой категории Фокус можно было купить 2005-2006 г. 1,6 на автомате, а Трешку 2004-2005 и только на ручке… Но мучительный выбор был сделан быстро, после нескольких просмотренных автомобилей, на жену распространилась необъяснимая магия притягательности Мазды)) Да так, что она даже безропотно согласилась на механику. Нашли «Мазду 3» 2005 г., которую хозяин отдавал за 375 т. руб., что настораживало, поскольку в инете на тот момент, это был самый низкий ценник на машину такого года. А комплектация хорошая: с люком, климатом, системой стабилизации, биксеноном и т.п. Как-то страшно было, но все же купили, и ближайшие месяцы эксплуатации я только и делал, что занимался поисками «подвоха», выискивая, что в ней не так) Но обо всем по порядку… Забегая вперед скажу, что через год езды, жене все же надоела механика, но сама машина очень понравилась, поэтому добавили 100 тыс. руб. и приобрели трешку посвежее: 2008 г.в., на автомате и, для разнообразия, в кузове хетчбек)
Дизайн кузова трешки в Маздовском стиле раннего «зум-зума», симпатичный, и притягательный, спортивный и подтянутый. Задние фонари полностью красного цвета, стоявшие на первых моделях, до середины 2005 года, мне всегда напоминали машины для Американского рынка)) Но таких сейчас уже мало осталось и поэтому смотрятся они необычно. А самое главное они были лишены болезненного недостатка прозрачных фонарей рестайлинговой модели – оплавления стоп-сигналов (болезнь с которой сталкивается почти каждый владелец, в том числе и я)! Седан и хетчбек, на первый взгляд выглядящие идентично, по сути не имеют общих кузовных деталей, отличаются формами не только задней части, но и передней, да и кузова в целом. У седана на капоте имеются две продольные выемки, продолжение которых прослеживается в виде выштамповок на крыше, центральная часть, как бы немного утоплена. А капот у хетча, открывающийся вместе с решеткой радиатора, в средней части, напротив имеет выпуклую форму, крыша без выштамповок. Рестайлинг 2008 г. серьезных изменений во внешность не внес, изменились только бампера, имеющие теперь более «острые» формы, решетка радиатора, задние фонари и у седана наконец-то появилась выштамповка в бампере для руки, поскольку ввиду ее отсутствия на дорестайлинговых моделях, крышку багажника было открывать крайне неудобно.
Лакокрасочное покрытие кузовов у машины достаточно слабое, быстро появляется паутина и мелкие царапины. А в болезненных местах, таких как: уголки порогов под задними дверями и краешки задних крыльев в районе соприкосновения с бампером, со временем краска вспучивается и появляется ржавчина (по крайней мере после 6-го года эксплуатации). Еще у дорестайлинговых машин была проблема с задними пластиковыми подкрылками, которые со временем провисают и отходят от арки крыла, на рестайлинге проблема решена. Передняя часть у машины «пластмассовая» и поэтому очень нежная, детали перекашиваются даже после небольшого удара, и выравниваются сложно (требуют хорошего кузовного ремонта, в противном случае неровные зазоры гарантированы). Поэтому «трешку» с битой мордой, почти всегда легко отличить, по неровным зазорам крыльев, бампера и капота. Так же ненадежно крепление переднего бампера, он часто отходит по бокам.
Салон у Мазды 3 приличных для своего класса размеров. Багажник у седана чуть больше, но с узким проемом в салон, при складывании сидений, в этом плане хетчбек традиционно выигрывает. Дизайн интерьера спортивно-агрессивный, пластик хотя и жесткий, но приятный на ощупь и не смотрится дешево. В версиях разных годов отличается цветом вставок на центральной консоли (черные, серебристые, глянцевые) и ткани сидений (разной формой вставок, структурой и цветом). Сиденья удобные, правильного профиля с хорошей боковой поддержкой, рулевая колонка регулируется в двух плоскостях. Руль удобен, с управлением музыкой, обшит кожей, (в рестайлинге более грубой и серого цвета). Эргономика японская, все под рукой, удобно крутиться и нажимается. Единственное мне не нравится индикация на дисплее центральной консоли, приходится выбирать между бортовым компьютером и часами, температурой воздуха климата или за бортом, что-то одно из двух. Не очень удобно, чтобы посмотреть интересующую информацию, надо обязательно нажимать кнопу. Нарекания в адрес шумоизоляции «Мазда 3» скорее всего оправданы, но для меня до сих пор загадка: на первой машине 2005 года шумка была вполне сопоставима с «Маздой 6» второго поколения, которая и классом выше и современней, разницы я практически не чувствовал. Конечно назвать их тихими нельзя, но… это же Мазда)) После покупки рестайлинговой машины, при первой же поездке был неприятно удивлен, действительно шума гораздо больше чем в первой машине и от двигателя и от дороги. Но вот теперь возникает вопрос: то ли это в машинах первого поколения действительно была лучше шумоизоляция, то ли предыдущий владелец сделал шумку дополнительно, хотя при продаже не упоминал об этом явном достоинстве, что странно… Климат у трешки однозонный, но работает адекватно, печка зимой греет хорошо.
Приборы заслуживают отдельного внимания, глубокие колодцы выглядят стильно, а стрелки опущенные вниз, «аля Альфа Ромео», смотрятся спортивно, хотя и требуют небольшого привыкания: когда при обычной оцифровке положение стрелки на тахометре соответствует 1000, то тут уже 3000. В рестайлинговой версии шкалы приборов белого цвета, а при включении подсветки светятся синим, что безусловно, смотрится эффектно, но для глаз в ночное время мне была удобней менее яркая, но лучше читаемая, дорестайлинговая панель.
Двигатель объемом 1.6 л., мощностью в 105 л.с. (104 л.с., у моего хетча в ПТС почему-то указанно именно так) – является одним из основных в арсенале вооружения «Мазды 3» до сегодняшнего дня. Непонятно почему на него так делают ставку инженеры «Мазды», продолжая устанавливать его и на трешку второго поколения, ведь на сегодняшний день для двигателя такого объема вполне под силу до 125 л.с… Быть может потому, что его надежность и практичность проверена временем, и хотя на бумаге какими-либо выдающимися характеристиками он не обладает, но на практике «Мазда 3» вполне живой автомобиль. Возможно, в этом есть часть заслуги хорошо сочетающихся с этим двигателем трансмиссий, но как бы то ни было, на динамику «Трешки» жаловаться не буду. Конечно, на низах двигатель совсем вялый, но раскручивается легко, чему способствуют короткие с близким передаточным соотношением передачи механической трансмиссии. Я бы даже сказал, слишком короткие, что действительно обеспечивает неплохую динамику в городе, но по трассе 100 км/ч на 5 передаче уже при 3000 об/мин, не слишком комфортно, всегда хочется включить шестую)). Но вообще, маздовская ручка мне всегда доставляла удовольствие. Ходы рычага КПП четкие и короткие, хотя и имеют одну особенность: передачи находятся близко друг к другу, с непривычки можно легко ошибиться, включив вместо четвертой - вторую или вместо третьей - пятую. А визуально вообще практически невозможно отличить, какая передача включена: 5-я или 3-я. Виной тому смещенный в сторону водителя рычаг, если снять кожух, то видно, что его основание находится в центре, а сам рычаг изогнут, из-за чего и возникает вышеуказанный эффект. При том, что немного приноровившись, переключение передач доставляет одно удовольствие, часто огорчает, что со временем начинают гудеть первая и вторая передачи.
Пересаживаясь на машину с автоматом, меня действительно пугали 4 передачи на не самом сильном двигателе, но могу сказать, что зря - как раз больше ему и не надо! После механики машина вовсе не показалась овощем, коробка переключается совершенно адекватно! Возможно, как и с любым другим автоматом, необходимо найти взаимопонимание, но на трешке его находишь очень быстро, к тому же в этом помогает индикация передач на щитке приборов. Да, пусть это морально устаревший автомат, но он работает как часы и отлично сочетается с двигателем, субъективно обеспечивает динамику не хуже механики, при лучшем уровне комфорта. Благодаря другим передаточным числам машина идет 100 км/ч на 4-ой, уже на 2700 об/мин, а не на 3000, как на ручке. Максимальная скорость примерно одинаковая (195-200 по спидометру). Средний расход в смешанном цикле по бортовому компьютеру: 8,7 л. на механике и примерно на 2 литра больше, за свои услуги берет автомат - 10,7 л. соответственно.
Управляемость «Мазды 3» - её главный и неоспоримый козырь! Каждый следующий поворот хочется проезжать еще и еще быстрее! Иногда даже становиться страшно от понимания насколько быстро это шасси позволяет проезжать повороты… однажды ехал на своей «Мазде 6», за женой (на трешке) по извилистой дороге: она топит как может и в поворотах не сбрасывает, ну а мне то отставать не к лицу)) ну я сзади подпираю на прямых, повороты на той же скорости прохожу, а тут она в 90 градусный закрытый на скорости за сотку влетает, я так же… скольжу наружу всеми четырьмя колесами, под сброс газа, обратным движением руля ловлю свою «Машку», а она на «Трешке» как по рельсам))
Много сравнивал поведение «Мазды 3» с соплатформенным «Форд Фокус 2». По сути машины идентичные, построенные на одном шасси и подвеска у них взаимозаменяема, тормозные механизмы одинаковы, да и вообще слишком часто на «Мазде» встречаются детали с шильдиком «FoMoCo» (как бы напоминая кто хозяин), но тем не менее машины едут по-разному! Может и «Фокус» не аутсайдер в управляемости, но все же трешка, имеет свой характер и управляется с большим азартом. Та же подвеска у неё настроена по другому, даже не скажешь что она более жесткая, скорей более собранная… «Прозрачный» гидроусилитель, делает руль понятным и информативным, всегда чувствуешь его прямую связь с колесами, в отличие от вязких «электросимуляторов». Тормоза так же заслуживают особых похвал, даже по сравнению с «Маздой 6», они более четкие и жесткие! Система стабилизации работает без нареканий, в процесс управления вмешивается ненавязчиво, позволяя небольшие заносы на скользкой дороге. При желании можно ее отключить и почувствовать всю прелесть откликов на руль и газ. Заметил странную особенность антипробуксовки: на рестайлинговой машине, она не столько душит двигатель, сколько зажимает тормоза, а на дорестайлинговой, движок просто душила сразу и все (может это из-за разных трансмиссий, а может алгоритм изменили немного).
Ну а теперь о поисках подвохов… болячек и недостатков. Возвращаясь к покупке первой машины (2005 г.в.), скажу, что покупал из-за цены «не глядя» (без диагностики), тем более что она из Твери приехала, кто знает какие там дороги, поймет почему я ждал самого худшего. Приехал в сервис, подняли, посмотрели: под замену передние рычаги задней подвески, сайлент блок правого переднего рычага и все! Поменял (около 7 т.р.)… думаю… дешево хорошо не бывает… в чем подвох? Проходит месяца три, жена говорит, масленка загорелась и не гаснет!!! Ну думаю, вот оно в чем дело! Приехал в сервис, сделал диагностику двигателя, померили давление масла - все в идеале. Замена датчика давления масла (150 руб.) и все ок! Кстати, двигатель 2005 г. масло не жрал вообще!! а 2008 г. около 500 гр. на 10 тыс. км. Так же за год пришлось поменять подшипник ступицы (в общем на всех Маздах 3 и 6 они ходят немного, около 80 тыс.), рабочий цилиндр сцепления. Но основная проблема, которая ждала меня с этой машиной - это загоревшийся «чек», в результате умершего катализатора. Замена на новый стоит в районе 30 тыс. руб., но если поменять на пламегаситель с обманкой всего 6500)) Считаю, что перечень неисправностей не велик, учитывая, что реальный пробег, думаю был около 200 тыс.
На второй машине (2008 г.в.) после покупки потребовалась только замена подшипника ступицы (пробег 100 тыс. по электронной сервисной книжке (обслуживалась у дилера до последнего дня). Противотуманки – это болезнь на всех трешках! (нагреваются и лопаются, если вовремя не поменять стеклышко (500 руб.) очень быстро облетает хром отражателя). Клиренс очень низкий, на дорестайлинговой машине все, что выше 10 см на дороге, чувствуешь пузом. Рестайлинговый хетч повыше. А еще защиту картера лучше стальную ставить, карбоновая толще и сильно уменьшает клиренс.
Подводя итог, скажу, что построив машину на утилитарной платформе 2-го Фокуса, японцы каким-то неизвестным и подвластным только им одним способом, умудрились вдохнуть в выверенную европейскую практичность, свой неповторимый самурайский дух (называйте его как хотите «Зум Зум» или еще как), в результате чего «Мазда 3» получилась не только практичным, но и ярким автомобилем со своим характером. И пусть у неё есть недостатки и свои особенности. И пусть многим она не нравится, у многих к ней не лежит душа, но вряд ли она оставляет к себе равнодушных. Она как и все Мазды, если ты ее понял, то готов многое простить…