Всегда, когда подыскивал себе очередной автомобиль, ориентировался на:
1. Мнения моих товарищей из автобизнеса – грамотных адекватных людей, ВЛАДЕВШИХ автомобилями от Оки, Запорожца и Матиза до Hummer H3, Lexus LX470 и Range Rover 4.4 (не говоря уже о тысячах машин и машинёшек для перепродажи – от Nissan Micra до BMW X6 и т.д. и т.п.), не имеющих присущую многим дромовцам черту нахваливать свои авто и с пеной у рта навязывать свою точку зрения о каком-либо автомобиле.
2. Собственное мнение, в виду того, что я также в течении нескольких лет имел возможность тестировать во всех возможных и невозможных для обывателей экстремальных условиях превеликое множество автомобилей от Жигулей и древних Toyota Sprinter’92 и Ford Spectron’90 до Lexus GS350 AWD, MB GL350 и TLC200 Arctic Trucks AT35.
3. Мнение и опыт родного дядьки, проживавшего в Краснодарском крае, и занимавшегося с 93 года перегоном для собственного пользования и для перепродажи автомобилей из Германии.
4.
Drom.ru – в адекватных и непредвзятых отзывах можно узнать много нюансов и особенностей какого-либо авто.
Но! Всё чаще отзывы на Дроме превращаются в сопливое расхваливание любого «ведра», на которое у его владельца, зачастую не эксплуатировавшего даже 4-5 авто за всю свою жизнь, хватило кредитных рублей. Такие «авто-эксперты» и понятия не имеют как «едут» и эксплуатируются другие авто даже аналогичного класса, но уже доказывают брызжа слюной, что их авто в 100 раз лучше других. Поэтому если Вы, уважаемый читатель, хотите услышать в этом отзыве только подобные слюни – Вам он будет неинтересен. Предупрежу также, что комментарии «экспертов» в области литературы и автоспорта будут нещадно удаляться! Пишу отзыв для людей, присматривающихся к этому авто, дабы в чём-то «просветить» их, а кого-то может и предостеречь от его покупки. Несмотря на все проявившиеся минусы этого авто, Матрёшка оставила очень приятные впечатления о себе, тем более за такие небольшие деньги!
Итак MAZDA 3, 2.0л, АКПП, седан 1-го поколения. Почему именно Матрёшка? Хотелось за приемлемые деньги чего-то молодёжного, стильного, более-менее мощного, в хорошей комплектации, ну и определённо в «живом» состоянии. А вот это первое, с чем я столкнулся подыскивая себе авто. Понятно, что сейчас в продаже любой авто сложно найти в действительно хорошем незаезженном состоянии. Но в случае с Матрёшкой это сложнее втройне! После долгих поисков (осмотрено было более 20(!) машин) пришёл к выводу, что у Mazda3 судьба такая – быть заезженной вусмерть молодым наездником/наездницей, да так, чтобы на нее без слёз было не взглянуть… Хотя у каждого «хозяина» выпытывал перед смотринами, билось ли что? красилось? что стучит/бренчит? – все твердили «идеал!». Найти живую, да еще и "незаколхоженую" Матрёшку за адекватные деньги – что найти на улице чемодан с деньгами.
Нашел! Не идеал, конечно (крашено одно крыло и оба бампера, треснутые лобовое и туманки да пару коцок по кузову), но на момент покупки, да и на момент продажи, это был самый живой экземпляр за адекватную цену в Уфе!
Экстерьер: довольно стильный, молодёжный, «спортивный» и т.д. Считаю именно 1-е поколение наиболее гармоничным в части дизайна – одни только выштамповки-плавники на крыше чего стоят или бока у хетчбека, который, кстати, с седаном не имеет ни одной общей кузовной детали (даже фары, капот, передние крылья и двери – другие, невзаимозаменяемые с седаном).
Кузов: его оперение из довольно тонкого металла, вмятинки появляются от малейшего внешнего воздействия, а силовая структура подает голос сзади при проезде БОЛЬШИХ неровностей. ЛКП довольно тонкое – полированием (с абразивными пастами, а не банальное натирание воском) лучше не увлекаться. Передний бампер у большинства авто провисший – скорее всего от недостаточной жесткости пластикового «телевизора», который всё-таки деформируется при езде по нашим дорогам.
Интерьер: довольно интересный и опять-таки гармоничный, без излишней вычурности и азиатчины. Хотя пластик и «деревянный», но не скрипит и не дребезжит. Материал обивки – внешне привлекательный и качественный. Классно выглядят колодцы приборной панели, где стрелки тахометра и спидометра располагаются вертикально и «оживают» при пуске мотора и наборе скорости. Но почему при этом стрелки температуры и уровня топлива находятся за пределами своих шкал – мне непонятно. Гораздо логичнее было ориентировать их на «0» - так же как тахометр и спидометр. Также на приборке высвечивается включенная на данный момент передача КПП – бесполезный в обычной эксплуатации девайс, но нелишний когда хочешь погонять! Места в задней части салона мало, втроем сидеть крайне некомфортно, коленки упираются в переднее кресло даже у невысоких людей. Багажник не большой и не маленький, но отсутствие внутренних петель у его крышки позволяет загрузить больше поклажи, чем может показаться на первый взгляд. В плюсы ему можно записать также хорошую внутреннюю отделку (не Лексус конечно, но и не Королла) с вместительной нишей слева и аккуратно уложенным «шанцевым» инструментом над докаткой.
Комплектация у моего авто была Touring+, включающая в себя большинство необходимых на мой взгляд опций: кожаный руль с кнопками управления аудиосистемой (сам руль при этом регулируется в 2-х плоскостях – и по углу наклона и по вылету!); климат-контроль (работающий не как на Лексусе или немцах, но всё лучше просто кондиционера; отопитель обогревает небольшой салон очень хорошо и быстро); довольно неплохая для штатной музыка CD, MP-3, AUX, которая отчасти компенсирует посредственную шумоизоляцию салона; бортовой компьютер с немаленьким дисплеем (хоть и монохромный, но показания читаются отменно); двухсекционный подлокотник; подогрев зеркал и сидений (передние сиденья имеют выраженную боковую поддержку, а водительское регулируется по высоте и имеет регулировку поясничного упора); электропривод с режимом «Auto» и подсветкой всех 4-х стеклоподъемников (во втором поколении был «Auto» только у водительского стекла, но возможно это зависит от комплектации); антибукс и антизанос – очень полезная вещь если передвигаться в режиме «молодой и горячий»; а также 6 подушек безопасности – что полезно всем без исключения.
АКПП – фордовский классический 4-х ступенчатый «автомат» с возможностью ручного переключения, хоть и старый, но выносливый и надежный в отличии от того же вариатора и уж тем более робота – ездили, мучились, знаем. Не буду вдаваться в полемику какая трансмиссия лучше или хуже (у каждой есть свои плюсы, минусы, особенности), но мне предпочтительней (тем более на далеко не новой машине) всё же старый классический автомат. А дополняющий его режим ручного переключения передач полезен в режиме «позажигать».
ДВС опять же фордовский, с цепью в ГРМ, 2 литра рабочего объема, 150 л.с., но со своими «особенностями» - например дроссельная заслонка у Мазды с обогревом в отличие от того-же Фокуса. В целом динамика вполне приемлемая даже с АКПП (владельцу какого-нибудь 1.5 – 1.6 и 100 – 105 л.с. может даже показаться ураганной). Понятно, что на дорогах есть уйма авто с мощностью в 1,5-2 раза выше, но всё же в среде, где бОльшая часть авто обладает таким-же или меньшим количество л.с., мощности хватает не только для безопасного обгона или другого манёвра, но и для того, чтобы потешить свое самолюбие и поизголяться над пилотами старых «пацанских» бумеров или над амбициозными гонщиками за рулём новых кредитных одноклассников Матрёшки. Нареканий за время эксплуатации ДВС не вызвал (плановые замены масел -2700 руб. и других тех.жидкостей, свечей – 600руб. и фильтров) кроме одного – расход масла! Данный факт абсолютно не критичен (пробовал и Shell , и Castrol, и Mazda Dexelia – где-то жор больше, где-то меньше) и проявлялся больше на высоких оборотах и скоростях, но всё же. Я прекрасно понимаю, что разные конструкции ДВС, разные мощности и т.д. и т.п., но как только я не наваливал когда-то давно на своих переднеприводных ВАЗах – расхода не было по щупу ни на миллиметр! А тут вроде и не верх инженерной мысли, а расход масла есть – по трассе при очень хорошей скорости 1 литр на 1000 км. Товарищи (механики у официалов) заверили, что это нормально и двигатель полностью исправен, а любое лечение если и уменьшит жор масла, то не совсем и не надолго. Повторюсь, для меня сей факт не критичен, легко смирился с необходимостью периодически поглядывать на щуп (тем более видя как друзья на BMW или турбовом VAGе делают этот обряд чуть ли не каждый день). Бензин заливал АИ-95 на проверенных годами АЗС. Расход топлива – понятие условное, т.к. стиль езды, качество дорог и самого топлива, количество пробок и прогревов, а также преодолеваемые после этого расстояния – у всех разные. У меня же по трассе в среднем выходило 8-8,5 л/100 км, по городу – 10,5-11 л/100 км.
Подвеска и в целом геометрические параметры – это то, что дарило удовольствие от вождения этого автомобиля по хорошим дорогам, и что вызывало мою усталость при езде по направлениям. Управляемость для авто такого класса и за такие деньги (благодаря в меру жесткой, короткоходной подвеске, низким клиренсу и центру тяжести, широких колее и резине) просто отменная! Если ездить «как все» 100 км/час, то наверное никогда и не оценишь эту пресловутую управляемость. Но если есть хорошие дороги, по которым можно абсолютно не напрягаясь ехать 160-170 км/час, или когда на высокой скорости перед тобой выскакивает чудо из соседнего ряда и ты вынужден его молниеносно объехать чуть ли не по левой обочине - DSC кряхтит, резина скулит, но ты при этом сохраняешь контроль над автомобилем - вот тогда понимаешь всю прелесть этой машины! Другие «прелести» этой управляемости понимаешь когда рефлекторно приподнимаешься над сиденьем проезжая какой-нибудь канализационный люк или кирпич на дороге, т.к. после установки добротной металлической защиты картера дорожный просвет у моего авто составил 11(!!!) см., при том, что пружины НЕ были просевшими. И это стало одной из причин, подстёгивавшей меня к продаже данного авто. Я просто устал напрягаться перед каждой кочкой, ожидая скрежет или удар по днищу авто. Конечно я утрирую, но таких «дорог», наряду со вполне хорошими и ровными, у нас превеликое множество. Справедливости ради отмечу, что на этом авто я ни разу нигде не застрял, и приготовленная в зиму лопата из багажника так и не доставалась. К минусам также можно отнести «громкоголосость» всей подвески, причем и на Матрёшке и на Мазде 6 2011 схожая ситуация. Это при том, что оба упомянутые авто полностью исправны! Смирился. Не давали покоя лишь эпизодические постукивания спереди. Перечитал множество форумов, где никто не мог найти истинную причину даже после полной замены всей (!) ходовой спереди. По «характеру звука» и наблюдениям сошлись с механиками во мнении, что стучат скорее всего опоры, которые у 2.0 динаковые с 1.6, а стойки (возможно и пружины) жестче, морда тяжелее, и когда раскачиваешь авто с открытым капотом видно как эти самые опоры вырабатывают свой ход до предела и резинка ударяется о чашку. Если бы не продажа авто, то попробывал бы поставить опоры от Focus ST, т.к. предположительно резина в них жестче. При 120 тыс.км пробега поменял передние стойки – BOGE по 2800 руб. каждая, опорные подшипники (стоимость не помню, но недорого) и сами опоры – по 500 руб. Для сравнения - цена оригинальной опоры задней стойки на мой Авенсис в 2013 году была 2500 руб., передний опорник - 7500 руб.! На 130 тыс.км поменял также подшипник промежуточного приводного вала – 750 руб. и правый ступичный (который достался мне от предыдущего владельца). Побрякивающую скобу заднего правого тормозного суппорта менять не стал. Всё оригинал, благо что недорого. Причем ступичный подшипник меняется отдельно от самой ступицы (на том же родственном Фокусе, как помнится заверили сервисмены, меняется ступица целиком).
Подытоживая могу сказать, что этот автомобиль у Мазды получился очень достойный! Он приятен не только в целом, но и в отдельных мелочах, даже таких как подсветка всех кнопок стеклоподъемников (к слову, в той же новой Теане – автомобиле двумя классами выше и в 4 раза дороже – ни подсветки, ни режима «Auto» у пассажиров нет!), открывающийся лючок между верхней и нижней секциями подлокотника чтобы поместилась бутылка с водой, добротная обшивка багажника и отсутствие громоздких петель и т.д. и т.п. В виду своих конструктивных особенностей автомобиль довольно надежен и вынослив. Необременителен в обслуживании и редком ремонте. Классно управляем. Но при этом мало пригоден для перевозки картошки по деревне. Ищите при покупке «живой» экземпляр не из-под прыщавого наездника в кепочке и не с 5-ю хозяевами в ПТС, не скупитесь на обслуживание и этот автомобиль будет приносить вам действительно удовольствие от езды на нём!
P.S. Прошу воздержаться от высказываний типа «Бумер (Мерс, Ауди…) круче (мощнее, шикарней, быстрее…)», т.к. это и ежу понятно. Всё, что здесь написано про мощность, динамику, оснащенность и т.д. – всё это ОТНОСИТЕЛЬНО и идет в сравнение в основном с автомобилями аналогичного класса. Удачи на дорогах! И помните, что на этих самых дорогах неважно на какой машине ты едешь, важно оставаться человеком и относиться уважительно к соседу по потоку!