Водители обгоняемых машин видели это так. Сначала в зеркале заднего вида стремительно приближается хищная черная морда с узкими раскосыми фарами, в которых поблескивают огоньки ближнего света. Пару раз моргает левый поворотник, и слева проносится что-то быстрое и темное. На 16 дюймовые колеса с низкопрофильной резиной скорее всего просто никто не успевает обратить внимание. На пару секунд в поле зрения возникает черный тонированный зад, на котором взгляд сразу выхватывает два стильных столбика фонарей заднего света. Проходит еще пол минуты и автомобиль окончательно скрывается из виду. Остаются только водители теперь уже обогнанных машин…
Предыдущий абзац меньше всего подходит для описания автомобиля в утилитарном кузове «универсал». Если, конечно, этот автомобиль не Mazda Premacy.
Многие наверняка заметили, что Мазда продает свои автомобили под слоганом zoom-zoom. Вкратце смысл такой. Когда дети играют с машинками, они издают различные звуки, имитируя работающий мотор. Японцы из Mazda считают, что zoom-zoom это именно те звуки. То есть они делают не просто машины, а игрушки для взрослых людей, которые могут раскрасить их серые будни. С одной такой игрушкой я и играл на протяжении двух недель.
Март 2005 года. Владивосток. Куплен единственный на тот момент черный Premacy. Вариант был не идеальный, но тогда цвет был определяющим фактором. Год выпуска 2000. Комплектация «5 passenger Sport package» кроме всего прочего включает в себя обвес по кругу, спойлер на задней двери, литые диски с резиной размерности 195/50R16. Благодаря этим элементам образ становится законченным. Поэтому даже в статике машина выглядит довольно таки стремительно. В любом случае на сарай не похожа, на холодильник тем более. Все стекла, кроме лобового и двух передних, имеют заводскую тонировку черного цвета, что при черном кузове самое то. Сел внутрь. Первое что бросилось в глаза, это бескрайняя передняя панель. Поначалу задумался, для чего она такая здоровая. Потом догадался – для мобильника. Потому что кроме этой самой панели мобилу пристроить совсем некуда.
Еще когда гулял по рынку, заметил, что на разные комплектации ставят разную музыку. Первый вариант, это средней паршивости и красоты стандартный маздовский тюнер, с которого можно управлять кассетной декой, CD, MD, но подключаются они отдельно. Второй вариант, это встроенный в панель (т.е. один пластик, цвет, ну как встраиваемая бытовая техника) CD ресивер. Так вот на этой машине должен был стоять второй вариант, но по каким то причинам он был оттуда выдран, а на его место воткнули первый вариант, причем по бокам остались щели шириной в сантиметр. Поэтому из всей музыки работало только радио. Динамиков было четыре, в каждой двери. Качество звучания так себе.
При моих 190 см за рулем устроился без проблем. Диапазона регулировки кресла хватило за глаза, тем более что посадка вертикальная, городская. Руль регулируется по высоте. Это хорошо. По вылету – нет. Это плохо. Но в принципе не фатально. Потом сел на задний ряд. Места хватает. После того, как отодвинул диван еще дальше назад, можно было закидывать ногу на ногу. Машина была не полноприводная – центрального тоннеля нет, поэтому сесть втроем можно легко, вчетвером тоже особо не напрягаясь. Салон был пятиместный. Есть еще семиместный, но там третий ряд сидений разве что для детей. Да и как часто приходится ездить всемером, чтоб уж так был необходим третий ряд? А вот места в багажнике он занимает достаточно.
Рычаг коробки-автомата находится на рулевой колонке, то бишь представляет собой кулису. Благодаря этому между передними сиденьями абсолютно свободное пространство. Правда, как его использовать я тоже не мог придумать. Вообще же салон просто поражает количеством этого самого свободного пространства, но вот использовано совершенно не рационально. Кроме стандартного бардачка перед пассажиром да кармашков в передних дверях больше нет никаких тайничков, выемок, боксов. Для семейного компактвэна это совершенно неприемлемо.
Трансформации салона вполне стандартные для такого класса. Спинка заднего дивана складывается по частям. Можно возить всякие холодильники или трехметровые пластиковые панели. Или даже лыжи! Если снять боковые секции спинки, то ее можно откинуть горизонтально назад. Осталось разложить передние сиденья, и можно спать. Ну, или не спать. У кого какая фантазия и потребности.
Сам по себе салон не поражает богатством отделки, но в целом все довольно таки аккуратно и симпатично. Как говорится, бедненько, но чистенько. Шумоизоляция под стать – мотор слышно, на скорости появляются аэродинамические шумы, но все в пределах разумного. Дискомфорта никакого не возникает.
Багажник тоже организован вполне стандартно. Домкрат спрятан в боковой стенке, запаска под фальшполом. На потолке лампа. Если ее поставить на режим Door, то при разблокировании центрального замка она и передняя лампа загораются и горят, пока ключ в замок зажигания не вставишь. Или секунд через пятнадцать мягко потухнут.
Что еще. Автоматический режим только у водительского стеклоподъемника. Недоработка. Фары головного света не тухнут автоматически, когда ключ вытаскиваешь из замка. Это уже существенный минус.
Ключ на старт, поехали. Двигатель FP-DE, объемом 1.8 литра имеет табун в 135 лошадей. Живенький такой моторчик! Начинает ехать с самых низов, весело и быстро раскручиваясь до предельных оборотов. По городу, да и по трассе до 120 км/ч претензий к нему вообще нет. Что не удивительно при массе в 1290 кг. Если скорость выше, то резко обогнать уже не получится. На трассе 140-150 км/ч держит без напряга. При замерах максимальной скорости на прямом отрезке дороги в одну сторону спидометр показал 175 км/ч, в обратную только 170 км/ч. Высокий кузов дает о себе знать, поэтому на скорость влияет даже небольшой ветер. Но в тоже время от встречных грузовиков Premacy не шарахается, да и боковой умеренный ветер особые коррективы в курсовую устойчивость не вносит.
Автомат работает вполне прилично. От семейной машины ожидаешь степенности и неторопливости, но в данном случае передачи переключаются довольно шустро, паузы между переключениями малы. При качении с горки с отпущенной педалью газа, автомат подтыкает пониженные передачи для торможения двигателем.
В повороты Мазда входит неожиданно для своего типа кузова. Собственно сама скорость входа в поворот ограничена отнюдь не кренами или возможностями шин; а тем, что вещи и непристегнутые пассажиры уже начинают летать по салону, да и водителю не очень комфортно, потому что боковая поддержка сидений оставляет желать лучшего. Кстати, на выбор целых три размера колес: 185/65R14, 195/55R15 и 195/50R16. Резина, кстати, стояла летняя. Хоть и был уже март месяц, но по ночам температура опускалась ниже нуля, так что днем попадались участки с ледово-снежной кашей. Поначалу опасался на летней-то резине, но направленный дождевой рисунок протектора и АБС вполне позволяли ездить и забираться в горки наравне с машинами, обутыми еще в зимние шины. АБС понравилась своей работой – тихо и ненавязчиво (как вспомню те звуки, которые издавала Королла, аж дрожь пробирает!). А на сухом асфальте АБС начинает действовать, только тогда, когда все пассажиры уже висят на ремнях безопасности от перегрузок при торможении.
Глядя на низкий профиль шин, думал, что на ходу Premacy будет жесткой. Однако, на практике ничего подобного. Достойная плавность и комфорт. Подвеска добросовестно отрабатывает мелкие ямки, волны, стыки асфальта, но на крупных колдобинах и утопленных канализационных люках следует жесткий удар – сработали буферы отбоя. А что вы хотели? Раллийная езда не для нее. Зато на асфальте позволяет позажигать! Есть желание погоняться вон с той Вистой? Флаг вам в руки. Мазда и на прямых не отстанет, и в поворотах не спасует.
Не хочется говорить, что на ней я рвал все, что движется, но даже сейчас, по прошествии полутора лет, первая ассоциация, которая возникает при слове Premacy, это скорость. Ну не возникало у меня чувств, что я еду на большой семейной машине! По городу, конечно, особо не погоняешь, но за городом редко, когда стрелка ниже 100 км/ч была. Кстати, именно на Premacy у меня была возможность лишиться прав. В пригороде Владивостока трасса по две полосы в каждую сторону. И я с таким упоением играл в «шахматы», что не заметил снайперов в кустах. Когда гаер мне показал радар, я просто в шоке был, потому что никогда не попадался на трехзначную цифру. 116 км/ч! И это в зоне действия знака «Населенный пункт», который предусматривает только 60 км/ч. Славно поиграли.
Ну, и напоследок ложка дегтя в этот белый и пушистый отзыв! Как оказалось, не все так хорошо с автоматом. Вкратце: часть акций компании Mazda принадлежит концерну Ford. Поэтому Mazda (добровольно или принудительно – неизвестно) использует фордовские агрегаты в своих автомобилях. В Премаси этим заимствованным агрегатом является автомат. Все бы хорошо, да только этот автомат по-американски нежен в эксплуатации и ходит в среднем 100 тысяч км. Потом скорее всего замена. Не сказать, что дешевая.
Пора делать выводы. Про дизайн хочу сказать, что стиль Мазды в последние лет 6 мне очень по душе. Компания выпускает красивые модели одну за другой. Atenza. Один из лучших автомобилей в классе. RX-8. Самый продаваемый спорткар в Японии. Да половина покупателей берет его за дизайн! Axela. Кого там рядом можно поставить. Короллу? Не смешите. Пульсар? Не то. При чем наряду с красивой внешностью у маздовских моделей незаурядные ходовые качества, что не раз подтверждалось тестами.
Premacy даром, что семейный компактвэн, по всем параметрам соответствует политике компании. Автомобиль, не грузящий официозом, напускной важностью, излишней правильностью, жестким псевдоспортом, безликой аморфностью. У Мазды получилось объединить в одном автомобиле изящный кузов и просторный салон, комфортную подвеску и азартную управляемость. Достойный компромисс для активных людей, которые уже обзавелись семьей. Для которых важно не просто добраться от точки А до точки Б, а испытать удовольствие от езды. Которые все еще любят играть.
При чем, если сравнить цены с одноклассниками, игрушка эта вовсе не дорогая.
Оффтопик. Про развод-бригады города Уссурийска. Поехали, значит, мы с товарищем в г. Уссурийск на этой самой Премаси. Машина без номеров, поэтому в шутку начали гадать в каком примерно районе нас будут разводить на бабло. Приехали, покатались по городу – все тихо, спокойно. Ну, решили все дела и обратно во Владивосток двинули. Уже отъехали от города на десяток километров. Дорога широкая, скоростная, поэтому едем быстро. На 160 км/ч обхожу черный Lexus LX-470 без номеров. Смотрю в зеркало, а он мне фарами давай мигать и вдогонку припустил. Думаю, странно что-то. Скорость не снижаю. Тот меня обгоняет, чуть притормаживает, и водила в открытое окно рукой машет, типа тормози. Оба останавливаемся – я сзади, он впереди метрах в десяти. Сидим. Открывается дверь, высовывается мужик, орет чего-то. Не слышно. Выхожу, подхожу ближе. Тот говорит: «Капот-то закрой!» Смотрю, действительно капот не до конца закрыт. Пол часа назад воду в омыватель доливал.
Морали в этой истории две. Первая: у япов очень хорошая защита от дурака и очень крепкие замки. Вторая: Уссурийск – замечательный город и люди там душевные. А если и разводят кого на денюжку, так только от скуки.