В последнее время в буржуйском автопроме, в том числе и яповском, при построении внедорожников используются решения более свойственные производству мягкой мебели – интерьер (внутренняя обстановка) авто прорабатывается с неприличной роскошью, а вот экстерьер (основные узлы и агрегаты) выпускаются без достаточного запаса надежности и прочности… Легендарные крейсера бездорожья (ТЛС) были «усовершенствованы» сперва в крейсера для лужаек (ТЛС-П), а затем достигли немыслимых вершин «произведений мебельного искусства» превратившись «полноприводные наборы мягких велюровых уголков» или «4вд кожаную мебель»… В сих заслугах Тойота со свом текстильным прошлым впереди планеты всей (остальной автобратвы)… В данном отзыве тему крейсеров я принципиально трогать не буду, так как к стремящимся управлять мечтой, а именно 4вд кожаным диваном я не отношусь…
Как я сам убедился, многообразный мир 4вд авто одними «крейсерами» не ограничивается… - В классификации военных морских судов есть интересный класс – линкоры (дословно линейный корабль) – это не маленькие корабли, но и не тяжелые крейсера, они обычно по сравнению с крейсерами имеют более стройно-поджарую вытянутую форму, ставка в бою у них идет не на суммарную огневую мощь всех орудий, а более на подвижность, внезапность и точность при атаке, движение данного корабля подобно летящей стреле способной пронзить самые крепкие доспехи…
Распространив сказанное выше на мир 4вд, расскажу насколько возможно беспристрастно о Мазде Просид Марви 1997г.в. с дизельным 2.5л ДВС в кузове UVL6R – который я за время моего пользования данным авто окрестил внедорожным линкором…
Драйв…
- это то, что в первую очередь привлекает в данной машине – база передняя-задняя ось бoлее чем на 20см большее, чем у большинства других внедорожников, небольшие передний/задний свесы, хороший просвет, но довольно небольшая высота а/м, типичные габариты по ширине а/м – все это дает хорошую курсовую устойчивость, несклонность к развороту и опрокидыванию… довольно малый коэффициент лобового сопротивления и высокоэффективный двигатель обуславливает высокую экономичность данной а/м… За время езды на Марви среди своих друзей я ввел в обиход оборот следующие обороты:
«ГОНЯТЬ ГУСЕЙ» - родился он из практики… это обозначает что когда ты едешь по сильно пресеченной местности, например длинному горному подъему/спуску с разбитой дорогой и многочисленными серпантинными поворотами, а дурь движки, устойчивость машины, отличное чувство дороги позволяют тебе завязать с азартными водителями попутчиками завязать гонку с преследованием – народ увлекается пытается оторваться – думая что литраж, мощь, кубатура, 22-е низкпрофильные диски, кожа салона, гламурность авто что-то решают в данной ситуации - … полная чушь… этих водил мы назвали с друзьями «гусями»… так вот на Марвике класс эту клиентуру гонять в горах… - были и улетевшие с дороги, были и оторвавшие себе бампера и т.д… Кукурузеры 100-е – до дури мягкая комфортная подвеска не позволяет чувствовать грань на которой теряется контроль за дорогой – машина просто в самый неожиданный момент улетает с дороги… Н2 Хамер – имеет практически равную ширину базы и колеи (квадрат) – при вхождении в поворот на камешках – такой геометрической фигуре все направления индеферентны – и этот сарай элементарно срывается в неуправляемый занос, особенно если ты подгоняешь сзади этого «гусика» в гору на скорости свыше 100км/ч и сарайка эта на хроме 22 дисках козлит на каждой кочке… Паджики, прадки, коротышы в поворотах улетают, при оттормаживании в поворотах на низах 4м40 при разгоне никакой, дымит сильнее тлеющего гнилого полена… Марви хоть вниз хоть вверх едешь в данной ситуации безупречно, только при интенсивной езде по ухабам постоянно приходится подкручивать болты крепления капота и замка капота, поджимать клеммы предохранителей, вообще все ограничивается подтяжкой болтов только… Кстати «гонять гусей» чревато ловлей каменей в лобовуху… но на Марив это дурь позволительна (на Изе Биге при тех же факторах лобовое я уже менял)… почему…все по той же причине что и у на курской дуге дедуля мой на Т-34 гансов отымел с их навороченными Пантерми и Тигами с толстой до дуре броней – правда гансовские поделки не имели наклонных плоскостей и поверхностей и поэтому элементарно пробивались даже довольно малокалиберной пушкой Т-34, от которой гансовские снаряды чаще отлетали как семячки из-за ее наклонных поверхностей… Вот и Марви имеет горздо больший наклон лобового стекла, и меньшую его площадь чем у большинства других жипок, в следствие чего, вероятность поймать камень в лобовик не велика, также в случае попадания велика вероятность рикошета…
«КИПЯЧЕНИЕ ЧАЙНИКОВ» - родился он из другой практики… это обозначает что когда ты едешь по длинному горному подъему/спуску с многочисленными серпантинными поворотами, со скоростью 70км-2км а за тобой прется Прадик – автомат в режиме овердрайв-оф, то эта колымага фиг тебя обгонит, даже если ты везешь тонну камней (почему именно упоминаю только Прадики – похоже именно заноза в одном месте в большинстве случаев исключительно только у этих парней, эти ребята почти 100%-но страдают манией преследования Марвиков везущих тонну камней в гору со скоростью 70км-2км, несмотря на постоянно идущий вниз поток спускающихся грузовиков-большегрузов четырехосных ИВЕКО)… И вот момент истины – в режиме овердрайв-оф блокировка гидротрансформатора у Прадика наступает только на скорости 70км и выше, а на скорости 70км-2км Прадиковский движок молотит масло в АКПП, сарайка не едет, обогнать резво не может, «а мальчик (на Прадо) хочет в Тамбов… чкита… чкита…» и во общем «чайник», не знаю к чему или кому это больше отнести - к Прадо или к парнише что бублик оного мохнатыми крутит, и «чайник минут за десять закипает»… В общем данная глава светлой памяти Прадок всех закипевших посвящается…
Сказка…
- это прохождение на данном авто горных серпантинных поворотов, особенно с балластным грузом 6-8мешков песка – все джипы короткобазники отдыхают, так как при существенной скорости просто сносит, особенно при подгазовке, последняя а/м что захотела со мной потягаться в данной ситуации – БМВ Х5 тройка – так и не обошел, 70км в данных поворотах оказались ему не под силу… я шел с балластом в виде 10мешков песка…
- устойчивость при довольно быстром движении по сильно разбитой или ухабистой дороге обусловлена регрессивным типом подвески а/м: спереди - независимая двурычажная торсионная подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, сзади - рессоры и никакого стабилизатора, что увеличивает свободные ходы задней подвески… Подвеска довольно жесткая поэтому очень информативная и предсказуемая…
Железо…
- этого добра в этой машине более чем достаточно, что обуславливает крепкость ее подвески и кузова, например все бампера из 2мм стали, в подвеске спереди верхний рычаг сидит на железной оси со стальными шприцуемыми блоками крепления рычага (никакой резины…), рессоры – это вещь особенно приятная при перевозке тонны груза на Марви…
Тормоза
-они есть и довольно резкие… У Марви, спереди тормозные диски, сзади как у каждого грузовика барабаны - при малой загрузке задней оси схватываются довольно быстро и не так внезапно как у Сюрфа, но вполне достаточны для торможения даже с тонной груза… Даже в горах при многократном торможении эффективность торможения не теряется… Для гор не хуже тормоза у Патруля, Кукурузеры до 2006г.в. в горах по определению не тормозят (поэтому горные селяне их называют скотобойцами) из за малой площади передних тормозных колодок, с 2006г на Кукурузерах площадь передних тормозных колодок была увеличена…
Трансмиссия
- мечтал я о механике не вышло, стоит коробка автоматика 4-х ступенчатая фирмы JATCO (принадлежащей Форду, Мазде и Ниссану), такая же коробка стоит на дизельных Ниссанах квадратном Терано и Мистрале, Мазде МПВ, и соответственно при слабой подгазовке переключение с первой передачи на вторую идет с небольшим толчком, при сильной подгазовке это явление не наблюдается… И данная трансмиссия довольно крепкая и надежная… В карданах сменные крестовины, передаточное число в заднем мосту такое, что в паре с ДВС позволяет развивать хорошее ускорение даже при полной загрузке а/м…
Рулевое
старый добрый маятниковый рычаг с винтовым механизмом, в противовес модным сейчас на "жипках" рулевым рейкам (трудно убиваем)...
4ВД
В автомашине реализован 4ВД режим с жестким подключением переднего моста, есть пониженная… Есть режим R.F.W. (аналог Митсубовского Суперселекта только жесткий без межосевого дифференциала) переключения в данном режиме 2H/4H можно производить на ходу…
ДВС
- дизельный 2.5л WL-T – это у меня уже вторая машина (после Мазды МПВ) с данным типом ДВС, повторно этот мой выбор сделан мной осознанно, несмотря на неплохие отзывы про 1КЗ-ТЕ, ТД27, RD28… Маздовский ДВС 2.5л WL-T представляет собой золотой компромисс между современными технологиями и легендарными достижениями по надежности предыдущих поколений дизельных ДВС – например 4-х цилиндровый WL-T имеет и не 16 (4М40) и не 8 (1КZ-TE) клапанов, а золотой компромисс в виде 12-и клапанов, что обеспечивает достаточно хорошую вентиляцию цилиндров ДВС, но не смотря на это, поскольку ГБЦ подвергается при изготовлении слесарной обработке меньше чем 16-и клапанные ДВС, то ГБЦ у WL-T довольно крепкая конструкция… Есть также у WL-T два балансирных вала, что обуславливает его довольно высокий рабочий диапазон частоты оборотов ДВС (до 5тыс/об.мин реально, причем балансирные валы имеют прямой шестеренчатый привод от коленвала, данное решение имеет достаточный запас прочности в сравнении с приводом балансирных валов ч/з тонкий резиновый ремешок (4Д56) или ч/з промежуточную паразитную шестерню (1КZ-TE), про цепной привод я здесь не говорю, т.к. последнее решении хотя и надежно но и со всеми цепями, натяжителями и успокоителями довольно дорого по сервису… У WL-T есть еще сильные стороны – ГУР, вакуумный насос усилителя тормозов имеют шестеренчатый привод от коленвала ДВС, что исключает их непредсказуемый выход из строя (например при порыве резинового ремня привода)… Также интересен используемый Маздой метод высокопрочной обработки стенок цилиндра ДВС WL-T в верхней части, как раз там где идет основная ударная волна при воспламенении ДТ и смена направления движения поршня с давлением поршня на стенку в ортогональном к оси цилиндра направлении (это во многих ДВС приводит к возникновению выработки под эллипс на зеркале стенки цилиндра), так вот ДВС WL-T имеет на много больший ресурс до возникновения данного дефекта чем другие ДВС, справедливости ради отметим, что данная технология используется и на митсубисиевском ДВС 4М40…
Хоккей с мячом или в какие тугрики обходится это удовольствие
В общем, войны выигрывает тот кто в равнозначных ситуациях несет меньшие издержки или наносит наибольший урон противнику меньшей ценой… Я определил ТОС (стоимость владения) Марвика при пробеге 50т.км/год на уровне 0.12$/1км все про все, была бы механика было бы на цент/1км поменьше. Вообще Марвика я брал для супруги, но как то боязно за управляющих гламурками-кукурузниками с их пластиковыми бамперами с нежной жестью округлых форм… А женщине что – что кукурзник, что дэо тико одна мелочь пузатая – тетечки какую-нить махнатую плюшевую фигулину на зеркало, на стекла зафигачат, ну и ваще тема драйв… какие знаки, какие светофоры… не за супругу, а за кукурзники боязно и не восстанавливающиеся невные клетки оные водящие, Маривик ведь железный… одна тетка водящая троллебас уже вписывалась в бампер Марвику – отлетел вперед на два метра и фиг бы что… железо ведь… Ремонтнопригодность – есть больше з/ч что подходят чем тех что не подходят на сей девайс, хоть от немецкого автопрома хоть от яповского (кому интересно детали схабать можот порыться на www.jeepforum.ru в ветке Марви), так для иллюстрации скажу с одним корешем Кукуруза-100 водителем обсуждали ремонт девайсов – тот с гордостью объявил 2000 америкосовских бумаг пожертвовал за замену всех резинок ходовки – уж больно быстро хабаются «собаки» после каждого бездорожья менять надо (как я понимаю, все имеет свою цену в том числе и мягкость хода по ухабам), но все же машина недорогая для «народа» в ремонте… я думал сколько же я потратил за этот же период на Марви, и после сложных логарифмических расчетов и интерполяций я изрек 1000… тенге это что-то около 7.5$...
Нет предела совершенству… детали…
Что можно в Марвике улучшить – выбросить стандартный маздовский руль и поставить спортивный диаметром на7см меньше – только тогда хорошо виден или спидометр или тахометр, или ни то и не другое… другого положения руля не подберешь, но делать с таким рулем динамичное перестроение класс (этоя уже сделал)… Фиговая маленькая подставка для отдыха ноги, при езде в сапогах опираешься в ковролан и пачкаешь его… донора хорошей подставки я нашел – это камри 30-ка - ширина подставки хоть две кирзы ставь… Нет еще лампочки низкого уровня топлива в баке, только стрелочный индикатор… Еще правятся звуки морского прибоя раздающиеся из пустого бака Марви при резком торможении-разгоне… О прелестях кожаной мебели не пишу таковой нет, нет и детских приблуд АБС, ТРС и прочего… Нету и люксовых вещей типа тоназыктышты (холодильника), блевотниц, золотого очка, умавальника и проч… - будем снисходительны ведь это машина… Совокупляться в данном авто тоже не приходилось – нужды не было… ничего не скажу…
Есть две школы автостроения:
Текстильная – здесь сперва кожаный уголок и проч. мебель, а затем фигачать вокруг него узлы и агрегаты а/м, лепят шильдик GX, LX, TX, Limited – вот и жипка готова…
Другая школа – сперва собирают метал крепко-накрепко - узлы и агрегаты а/м, а потом уж ставят мебель какая войдет… и такие машины крейсерами бездорожья нет необходимости обзывать, машина она и есть машина…
Делающим не мечты… а машины сей опус посвящается…
Выбор за Вами…