В Казахстане запретили ввоз машин с правым рулем.
По началу, я еще не понял всего трагизма этой новости… Только сейчас доходит, что мои поджилки больше не затрясутся при виде аукционной статистики, не придется, сидя в конторе по заказу япошек, отвечать бодрым голосом шефу, что ты на объекте, прикрывая рукой трубу и тыча пальцем в открывающееся окно USS. Не будет бессонных ночей обгрызания ногтей, когда, дожидаясь прибытия, внезапно находишь в отзывах, что мотор на выбранной тобой модели имеет ресурс 2000 км на их бензине, подвеска алюминиевая, а лампочки в фаре меняются вместе с кузовом. Не будет попыток суицида, когда ты видишь объявление о продаже своей уже надоевшей за месяц машины в «Колесах»*, а твой телефон еще молчит. И я срочно бегу на СВХ, решая скупать на последние баблосы то, что осталось. Если честно, то сперва семейный гараж пополнил Хайэйс Региус, бензин, 4 ВД, подсос дверей, 4 крутящиеся сидения, три кондиционера, дерево, встроенный автоминетчик (шутка, этого почему- то не было), и т.д,- я повелся на электрошторки, но через месяц срочно продал, потому что постоянно засыпал на ходу- укачивало, а проснувшись, тыркал стартером, думая, что мотор заглох. Наслушавшись знакомых СТОшников с автосервиса джиповского клуба (только ТЛС 70), друзей (в основном ужастики про моторы Паджер) и на основе личного опыта (см отзывы), хочу опять таки джип или вэн. Дизельный, потому что много езжу и нравится тракторный звук. В салон должен влезать диван при закрытых дверях (это для работы). На очередном плэнэре в районе СВХ был обнаружен плод моих давних эротических фантазий, обусловленный альянсом цены и размера- Мазда Просид Марви. Советоваться не стал, ибо советовать в Азии- грех, а в косяк друзей вгонять не хочется. Нашел на складе штук пять экспонатов, но в новом кузове (UVL6R) было только два, а один из них бензиновый (вычеркиваем). Трепет перед неизведанным смягчался тем, что у одного моего бывшего коллеги такая же арба, а в силу своего характера он должен был ее разобрать и собрать в первую же ночь и все про все узнать. (Кстати мои надежды оправдались, см. www.jeepforum.ru.. **). Белый, 130 ткм, «кондер» работает, рулевой сектор сухой. Что еще нужно - купил, сажусь, поехал, впечатления:
Классическая схема рулевой трапеции с ГУРом, имеет люфт, который несколько усложняет маневрирование, но мы не новички! При торможении сразу блокируются задние колеса, машину заворачивает поперек улицы- немножко непривычно, пришлось вспомнить ньюансы вождения УАЗика в молодости. Звук двухтонного сарая, скользящего юзом по асфальту, бодрит задремавших на светофоре водил Мерседесов.
Сиденья установлены в пику физиологии половозрелого европейца, но парочка самодельных проставок под передние болты креплений кресел- и мои ляжки уже не висят в десяти сантиметрах над сиденьем. При посадке обязателен удар коленом в кожух рулевой колонки с его последовательным разрушением. Заботливо установленный косоглазым спортивный руль избавил меня от необходимости делать это самому- с родным трехспицевым маздовским штурвалом, дизайнеру которого на пятиминутке ПТО «Мазда» явно отрубили башку, я бы в машину точно не влез. При поправлении органов воспроизводства или прочих движениях, бедром стопроцентно нажимается кнопка HOLD на рычаге, при этом автомобиль с ревом подтыкает низшую передачу. (Для владельцев обычных машин поясняю, что в Маздах автомат имеет иные от привычных обозначения режимов, и одна кнопка несет несколько функций, в зависимости от положения рычага). Нытье задних пассажиров про излишне прямую посадку (забыли, как в М412, слабаки), приглушают штатные десятисантиметровые динамики, направленные силой инженерной мысли прямо в пол. Сидящие на третьем ряду угрюмо молчат- им всего лишь не предусмотрели место под головы. Задние динамики расположены так далеко, что для того, чтобы их услышать, надо выключить передние, заглушить мотор и замолчать. Для управления магнитофоном лучше пульт, потому как, манипулируя, приходится привставать с сиденья и опять нажимать ляжкой HOLD, вызывая непредвиденные реакции механизмов. Если кто ездил на ГАЗ 24, тот сразу поймет, как пользоваться ручником, вытягивая его из под панели. (Когда на него заведена сигналка с турботаймером, вы говорите друзьям с их «зажигалками», что это заслонка и глушите мотор в их присутствии именно как в МАЗе, вызывая благовейный ужас). В вытянутом положении, рычаг ручника занимает место левого колена. (Хорошо тому живется, у кого одна нога- и штанина меньше рвется, и не надо сапога). Но хватит гадостей.
Вы приехали на природу. Наступает вечер. Крепко выпившие друзья ставят палатку, матерясь, падая головами в костер и по очереди вбивая камнем колышки в твердую, как бетон почву. Самые убитые пытаются устроиться в позе зародышей в чревах своих металлических коней. Вы не занимаетесь этой херней, а просто опускаете спинку заднего сиденья, третий ряд ложится вслед за ней, и ваш Просид Марви превращается в кровать 2200х1240 без единого бугорка, так как обратная сторона сидений фанерная. Боковые окна заходят на крышу, даря вам картины Млечного Пути. Последняя рюмка Джонни Уокера выпадает из вашей руки, вы падаете следом и спите как звезда. Я бы еще красиво наврал насчет секса страницы на полторы, но боюсь, что жена может прочитать отзыв. Конструкция задней двери (половинка- вниз, половинка- вверх), позволяет вам лихо забрасывать в салон негабаритные грузы. Водители соседних авто удивленно измеряют вашу машину рулеткой.
Трехметровая колесная база и низкий центр тяжести радуют на серпантинах и трассе. Однако эти навороты мало полезны при парковке на тесной городской улице.
Я не буду рассказывать, как полз на пониженной среди облаков, подъем 20 градусов, в грязи плавали булыжники размером с яйцо динозавра, водяные преграды сменялись каменными муренами и ледяными торосами, я гордился собой и своим выбором, а самом конце меня позорно обогнал ВАЗ 2106, полный бухих крестьян и с ванной на крыше. Субъективные аспекты проходимости оставим спортсменам. Заметим только, что рессорная задняя подвеска и очень большой просвет в зачет. Железные бампера сэкономят вам деньги на кенгурятник. Задний, к примеру, выдержал деструкцию Субару, правда погнулся.
При беглом знакомстве с устройством автомобиля находим: WL-T, достаточно известный маздо-фордовский двигун, который потом украли ниндзи из Тойоты и расточили на поллитра, создав свой 1KZ. (шутка, просто похожая конструкция, Тойотоводов обидеть не хотел). Его несомненный плюс- вам задают вопрос «Бензин или дизель?» при заведенном моторе. Мощность, как не странно, достаточная. Я прямо скажу, что от двух с половиной литров такой прыти совсем не ожидал. По сравнению с Деликой, на которых я достаточно наколесил, Марви- просто пуля. Если это вызывает смех- попросите прокатиться и ваше лицо удивленно вытянется.
АКП- JATCO (ниссановская, как принято говорить). Мне не нравится, что нет дырки (отверстия, простите), для самостоятельного слива масла. Можно, правда, отсосать через щуп (чтобы не обидеть мастера, надо говорить «высосать»), никакие провода при этом вы не заденете, проверенно при разборке. Коробка эта установлена на чертовой пропасти автомобилей от Инфинити 35 до корейских грузовиков, поэтому прокладки и фильтры для нее- не проблема.
Подвеска: сзади- просто рессоры. На их скрип оборачиваются даже глухие бабушки, что помогает предотвратить ДТП. (Один мой знакомый УАЗовод забил свои рессоры графитовой смазкой и зашил их в кожаные чехлы(!!!). У меня хватило мужества только на покупку баллончика с ВД40, результат не менее эффективен). Спереди- двурычажка на торсионах, однако с «выкидоном»: верхние сайлентблоки- это не вовсе не резинки, а стальные втулки с пресс- масленками. Передок выключается- включается пневмо- разъединением- соединением валов в мосту. Заднее колесо под полом на цепях. Эти досадные недоразумения сразу палят американского «папу»- Форд Реинджер, предводитель среднеразмерных пикапов на чудесном континенте. Косоглазые островитяне втыкнули экономичный дизель вместо бензинового монстра (хотя в Ероверсии у Форда именно 2.5 тубодизель, кстати), поставили на кузов крышу, не забыв залепить шов полоской герметика и сидушки для целой шоблы своих тщедушных соплеменников, переместили руль направо, засунули свой автомат, облагородили экстерьер велюром и прилепили «М» на решетку радиатора. Не знаю, почему не проще было сразу взять на прокачку Форд Эксплорер, благо база одна, а крыша- факт повыше. Кстати, в старом Эксплорере панель приборов такая же. На пути к гражданской версии Маздюки сменили механику на автомат, остальные атавизмы оставили, я им за это благодарен. Такое впечатление, что машина делалась в расчете на дальнейшую переправку в СНГ, так как именно нам эти все бабские штучки типа АБС и регулируемой жесткости только впадлу.
По сравнению с одноклассниками- переделанными из пикапов СЮВами (Toyota Hilux Surf, Mitsubishi Challenger и Isuzu Rodeo), Марви претерпел меньше трансформаций.
Все конкуренты, став гражданскими, стали ощутимо короче, сменили задние рессоры на пружины с рычагами, моторы на более мощные и нежные, салоны- на более мягкие, обросли электроникой, смягчили управление. Я одно время ездил на Хайлакс Пикап с чугунным нетурбованным дизелем 5L, на механике, рессорах- это просто монстр. Он давал фору по неуправляемости даже газону. На задней скамейке мог поместиться только карлик и то боком. Два года его не может сломать бригада студентов. Однако, цена его в 2 раза выше аналогичного года гражданского Сюрфа с трехлитровым алюминиевым «кейзетом» и автоматом. Рабочая лошадка стоит много денег. Если поставить всех этих братьев по классу в ряд, я думаю, большее число поклонников соберет Сюрф, меньшее- Марви. Нисан, Митсу и Исудзу займут середину. И дело далеко не в ТТХ, просто не у каждого настолько стальное очко, чтобы покупать машину, при оглашении имени которой даже ветераны автобазара недоуменно пучат глаза. Хуже в этом смысле только Дайхатсу.
После покупки возникли предвиденные расходы, которые оставили жену без мехов: Шины Goodride АТ 31-10,5-15 китайского производства заняли свое место на дисках. Синтетика ESSO- в мотор. Mobil 320 в автомат. Castrol в агрегаты. 750 мэй юань (долларов США). Потрескавшиеся пыльники на шаровых и рулевых обнаружили своих китайских аналогов и уступили им хеви дьюти. Парочка наконечников попала под восстановление. Воздухан. Еще полтинник. Пока все.
Полугодовые наблюдения за состоянием японского пациента, приговоренного к медленной смерти в степях Казахстана показали- аппетит плохой, 12-14 соляры при жестоких пробках в городе, масло отказался употреблять совсем (Вторая наша семейная машина- Паджеро, к примеру, очень любит жрать Мобиловскую синтетику.). Несмотря на развнедельный оффроад, ничего не от крутилось и не отвалилось, спасибо. И еще. Мне она неожиданно понравилась. Нравится непредсказуемость при маневрах, плохие тормоза. На Марви интересно ездить. На вопросы "Ну как ?" я теперь смело отвечаю "Ах..тельная машина!"
Недостаток матчаси Вы можете пополнить на вышеуказанном ресурсе.
И еще. Если будет возможность, обязательно, на последние деньги, в кредит, взаймы у тещи, купите, купите, купите себе Мазду Просид Марви!!! Вдруг, это я буду продавать…(на правах рекламы).
* чуть не забыл, Алма - Атинская газета «Колеса», монополист освещения авторынка Казахстана, (содержит пару страниц статей об авто, выполненных а таком стиле: «ресурс мотора достигает 300 ткм, подвеска при должном обращении держится 80 ткм, коробка тоже молодцом». Причем у статей разные только фото машин, а текст один. Для понта, иногда добавлено, что «двигатель склонен к перегреву», подчас совсем не в тему.)
**В момент подписания в печать обнаружен в отзывах. Радимир, привет!