Всем доброго времени суток!
Отзыв про свой автомобиль «Мазда Процид Марви» я уже писал раннее, теперь, под впечатлением от содеянного, решил рассказать о проходимых свойствах автомобиля в болотистой местности. Скорее это будет даже не отзыв об автомобиле, а рассказ о «трофи-рейде по болоту».
Началось все с того, что на майские праздники, находясь на даче, решили съездить, первый раз после схода льда, на рыбалку. Так как в реках вода еще мутная, и рыба вряд ли будет клевать на удочку, решили поехать на озеро, которое находится километрах в пяти от дачи и покидать спиннинг. На этом озере я в прошлом году вытаскивал на спиннинг щуку на 5 кило, также часто попадались экземпляры по 1,5-2кг.
До рыбалки пришлось смотаться в бор за дровами, чтобы после рыбалки можно было попариться в баньке. Благо машина позволяет брать на борт до 1 тонны груза, причем при сложенных задних сидениях мы умудрялись закладывать сучья и бревна длиной до 2,5м. После чего свободно закрыли задний борт со стеклом и добрались до дома без особого труда.
В шестом часу вечера поехали на рыбалку. Летом много раз ездили на это озеро. Дорога на него проходила через торфяное болото, заросшее камышом. Летом без особого труда проезжали туда даже на легковушках. Только после дождя, в распутицу, на легковой машине добраться туда было проблематично. Сейчас, на джипе, думали, что особого труда не составит проехать на озеро, тем более что дороги практически везде подсохли из-за хорошей погоды.
Сели в машину втроем, я, младший брат и отец, причем младший брат был за рулем. При подъезде к болоту, дорога оказалась вся в старых колеях, свежих следов не было видно. Болото вокруг дороги было покрыто свежей зеленой травкой, старый камыш был весь выжжен еще ранней весной. Отец скомандовал остановиться перед болотом, так как колей были слишком глубокие, и вышел посмотреть, как можно проехать по полю. Брат же, решив, что сидит за рулем «крутого джипа», не стал ждать отца, и, несмотря на мои протесты, включил 4WD и попер вперед, решив проскочить грязь промеж колеи. Машину сразу же стянуло в колею, а проехал он, к чести машины, метров 20 по колее, после чего капитально сел на брюхо и задний мост. Сколько мы потом наслушались от отца: «За каким хреном вы полезли в колею, когда можно было объехать дорогу по полю». Отсюда вывод: нужно всегда слушаться старших, тем более что это твои родственники.
С собой не было ни лопаты, ни тросов, и с полчаса побуксовав и потолкав машину, мы сдались, и отец ругаясь, пошел на дачу за помощью: на соседней улице живет дядька, у которого есть РАВ4. Пока отец ходил за подмогой, мы с братом немного подкопали руками машину, наносили сухих сучьев и деревяшек. Через час приехал дядька на своем паркетнике, сзади подъехать к нам не рискнул, так как там были огромные колеи. Решили вытягивать машину вперед, тем более что передок проскочил основную яму. Спереди можно было подъехать только по полю. Прицепили Мазду к РАВу, включили пониженную, и начали тянуть из болота «бегемота». Не тут-то было, Мазда сдвинулась вперед на пару сантиметров, а РАВ4 начал буксовать и зарываться в болото, образовывав колеи, в которую сразу начинала сочиться вода. Попробовали еще пару раз, переезжая на паркетнике на другое место (рядом с колеёй), результата никакого. Причем, когда РАВ4 начинал буксовать, его приходилось отцеплять и выталкивать руками на более сухое место поля, где не было следов от колес, так как выехать сам он не мог. Промучавшись еще пару часов, принято было решение, ехать искать трактор (но где его найдешь на ночь глядя в выходной день). Было уже часов 9 вечера. Прождав с братом до 10 часов, дядька с отцом вернулись ни с чем (без трактора), зато привезли из дома еды, две подушки и одеяло для ночевки на болоте, так как машину одну бросать на ночь не хотелось (дачи рядом). Решили ночевать с братом, а утром отец пообещал пригнать трактор.
Наступила ночь. Спать в машине одно удовольствие. Сложили 2 и 3 ряд сидений, получилась ровная кровать размером 2,5*1,5м. Конечно не мягкая кровать, но спать вдвоем очень даже комфортно в полный рост. Машину ночью даже не заводили и печку не включали, благо на улице ночью температура не опускалась ниже 10°С, а в машине было не ниже 16°С тепла, так что ночью не замерзли, спали даже без одеяла.
Наступило утро. Проснулись в 6 утра, уже расцвело. За бортом тишина, солнце светит, ветра практически нет, настроение боевое! Переоблачившись в накануне вымазанную в грязи одежду, взяли привезенные вечером лопаты и начали откапывать автомобиль, не дожидаясь трактора, и как позже выяснилось, не напрасно. Смогли подлезть спереди к раме и немного поддомкратить переднее левое колесо, подложив под него доску. Так как на машине нет межосевого дифференциала, передний мост подключается жестко в режиме «Парт-тайм», то как раз постоянно крутятся переднее левое и заднее правое колесо. К правому заднему подлезть с домкратом не смогли, так как зад утонул капитально.
К 8 часам приехал дядька на РАВ4, а еще минут через 10 подошел трактор МТЗ-82 «Беларусь» со всеми ведущими колесами, лопатой спереди и щеткой сзади. Вперед трактор не полез, хотя машину вытягивать нужно было именно вперед, по полю, и мы все к этому подготовили. Тракторист же смело подъехал сзади по нашей колее, зацепили тросом машину за проушину рессоры (фаркопов на Марви не предусмотрено), завели Мазду, прогрели, включили задний ход и приготовились к тому, что сейчас трактор нас легко выдернет назад из той западни, в которую мы попали.
Но чуда не произошло. Все что смог «Беларусь», так это с разгону сдернул машину сантиметров на 10 назад, а потом и сам забуксовал в грязи. Пришлось отцеплять Мазду и вызволять трактор. На это ушло больше часа и все наши силы. Что только мы не делали: рыли землю, освобождая колеи от грязи, бросали в колеи доски и сучья, отвоевывая у болота каждый сантиметр. С помощью гидравлики, поднимаясь на лопате, трактор совместно с нашими усилиями через полтора часа еле-еле выехал из колеи назад на сухое место, а это всего каких-то 20-30 метров позади от нашей машины.
За то время, как мы вытаскивали трактор, через болото на рыбалку приехали еще трое «рыбаков» на джипе «Шевроле Блейзер» красного цвета. Увидев, как мы вытаскиваем трактор, они немного подумав, решили объехать гиблое место по полю. Это была их большая ошибка. Соваться сюда не следовало, пока поле полностью не высохнет вместе с дорогой. Проехав метров на 50 вперед от нас, они также как и мы провалились и сели на брюхо. Здесь бы никакой джип не прошел, даже подготовленный.
Как только трактор выехал из колеи, мы посоветовали ему подъехать спереди к нашей машине по полю и дернуть ее вперед, так как на поле машины не зарывались, пока сильно не буксовали. Тракторист почти так все и сделал, за исключением того, что остановился он не на поле, а опять заехал в колею впереди машины. Там колея оказалась еще глубже, чем сзади. Зачем он полез опять в колею, для всех до сих пор остается загадкой, но там он свой трактор засадил на мосты так, что его теперь можно было вытащить только К-700 или гусеничной танкеткой. Я даже пытаться помогать таскать сучья и бревна не стал, так как понял, что это бесполезно и нужно думать, как вызволять свою машину, чтобы не ночевать здесь вторую ночь. Мужики из Блейзера пытались помочь трактору вылезти, бросая под колеса ветки и сучья, но он зарылся еще глубже, и трактористу ничего не оставалось, как по телефону вызывать еще трактор на помощь. А я отправил дядьку с отцом на дачу за досками и сказал, чтобы они поискали лебедку у соседей.
Наступил полдень. Подъехал еще один «Беларусь», тоже «вэдовый». Сначала мы хотели чтобы он, не заезжая в болото вытянул с сухого места засевший трактор назад, но трактористы, посоветовавшись друг с другом и не слушая нас, решили вытягивать трактор спереди. Это они погорячились. Засадить второй «Беларусь» в болото это было круто!
Пока мужики пытались на втором тракторе вылезти из грязи, причем безуспешно, приехал дядька с отцом. Вместе с ними приехал сосед на дизельном Сурфе с 1KZ на грязевой резине, но увидев «картину Репина», как в болоте буксуют «вэдовые» трактора, он даже не рискнул заехать на поле, а бросил машину на подъезде к нему. Зато он помогал нам таскать троса и сучья, подкапывать утонувшие машины и работать с «лягушкой», которую они привезли, за что ему огромное человеческое спасибо. Кроме «лягушки», отец с дядькой привезли доски и метров тридцать тросов, а так же двухметровый лом, уголки, арматуру и прочие принадлежности для «спасения» автомобиля. Попробовали вбить лом с уголками в землю и зацепив лягушкой, вытащить Мазду из грязевого плена, но операция не удалась, так как лом выходил и гнулся к земле. Тогда собрали все тросы, которые были у трактористов и у нас, растянули по полю и сцепили между собой два джипа: нашу Мазду и Шевроле-Блейзер, предварительно поставив их трансмиссии на нейтралку. Поработав лягушкой, натянули троса и наш джип пошел из грязи, так как был предварительно подкопан, в отличие от другого. Как только джип сорвали с места на полметра, я сел в него, завел, включил пониженную и своим ходом выехал из колеи на поле без особого труда. Ура, да здравствует свобода! Слава «лягушке»!
Далее дело техники: подъехали на Мазде поближе к Шевроле метров на тридцать, зацепили лягушкой, поставили Мазду на ручник (не стали дергать с ходу, так как далеко, троса могут порваться, да и побоялись, что машина, сорвав колесами верхний слой земли с травой, опять зароется в болото). Поработав лягушкой, вытащили Шевроле на твердую почву, после чего, «рыбаки» из Шевроле поехали довольные такой «рыбалкой» домой.
Для нас же делом чести было вытащить трактора из болота, так как они приехали выручать нас. Хотели подъехать на Мазде сухое место, зацепиться лягушкой за трактор и по аналогии с Шевроле, вытащить «Белоруси» по очереди из болота, хотя они и весят более чем в два раза чем джип, а лягушка рассчитана всего на 1,5 тонны.
Тем временем, трактористов уже разыскивало начальство, так как первый трактор пропал уже более чем на 5 часов. Пришлось им сознаваться, что они утопили трактора в болоте. Мигом приехал бригадир с целой бандой дорожников, у которых мы «арендовали» трактор, они пригнали трехмостовый «Урал», чтобы вытащить технику из болота.
Смех смехом, но Урал сразу же утонул передком, хотя вроде бы и стоял на сухом месте. Коварная трясина сделала свое дело. Урал теперь можно было использовать не как тягач, а как бетонный причал. За него зацепили трос с лягушкой, второй конец троса зацепили за «Беларусь», который был ближе всего к «Уралу» и повернут передком к нему. «Лягушкой» натянули троса, немного подкопали трактор, напихали под колеса сухие сучья и доски, и потихоньку, с помощью лягушки и гидравлики, трактор, буксуя всеми четырьмя колесами начал сантиметр за сантиметром выкарабкиваться из болота.
Тем временем, когда «Урал», на которого была вся надежда, увяз в трясине, дорожники вызвали по телефону на помощь 20 тонный 3 мостовый грейдер, но водитель отказался ехать, так как грейдер очень тяжелый и тоже может спокойно утонуть в трясине, тогда его никаким К-700 не вытащишь. Тогда решили пригнать еще один «вэдовый» «Беларусь».
К приезду третьего трактора, мы умудрились совместными усилиями не без помощи «лягушки» вызволить один из тракторов из болота, на удивление всех присутствующих. Теперь все было понятно, и вызволить оставшиеся в трясине «Беларусь» и «Урал» было делом техники. Сначала зацепили за трактора «Урал», который с их помощью выехал задним ходом на твердую поверхность. Потом, сцепив оба «Белоруся» паровозиком, зацепили утонувший трактор, который самым первым приехал выручать нас из болота, и вытащили его из грязевого плена.
Было уже 2 часа дня, т.е. с 8 утра провозились целых 6 часов, вытаскивая технику, а мы «трудились» на болоте более 15 часов вместе с ночевкой. Вот такая у нас получилась «рыбалка с ночевкой».
Дорожники поблагодарили нас за то, что мы помогли им вытащить увязшую в болоте технику и даже не потребовали денег за спаленную за 6 часов солярку, так как свой джип мы вытащили из болота сами без ихнего участия.
А насчет проходимости «Мазды» по болоту, могу сказать, что благодаря небольшому весу в 1800кг и широкой резине 265*70R15, машина вполне уверенно идет по трясине и сильно не проваливается. Смотрите фото, по колее проехали больше 50 метров, пока не сели на брюхо, а выехали из трясины сами, как только сорвали автомобиль с пуза при помощи «лягушки», а при езде по полю колеи от колес почти не было видно. Проходимость машины ограничивается лишь глубиной колеи (дорожным просветом), ну и конечно при езде по такой трясине необходимо иметь грязевую резину, так как в обычной всесезонке сразу забивается протектор и она превращается в слики, которые не цепляются за грунт, что и наблюдалось у нас, когда мы буксовали в грязи.
Спасибо всем, кто дочитал мой рассказ, желаю вам не попадать в такие переделки и удачи на дорогах!