Доброго времени суток всем владельцам сей прекрасной машины и так же всем тем, кто ей интересуется. Отзыв свой постараюсь писать без излишних эмоций, хотя должен признаться, что это довольно сложно. Ибо при близком общении с Марвиком положительные эмоции явно преобладают.
Начну с небольшого экскурса в историю. Потому как без него не будет ясно, почему был сделан выбор в пользу данного автомобиля.
Общий стаж вождения имею 18 лет. Эксплуатировал в разное время М-72, ВАЗ-2103, УАЗ-452, ГАЗ-69, ВАЗ-2106, ГАЗ-66, Toyota Hiace, Nissan Atlas, Nissan Tino. Больше всего пришлось хлебнуть лиха с отечественным автопромом. Согласен с мнением тех, кто утверждает, что владение отечественной машиной это образ жизни. С детства знакомо, когда после работы, а тем паче в выходной день всё мужское население наших пятиэтажек собиралось для текущего ремонта своих железных коней сопровождая это обсуждением насущных новостей и соответствующим возлиянием укрепляющих «братские узы» напитков. Только этим привычным образом жизни, а так же крайне нищенским состоянием лично я могу объяснить столь непреодолимую тягу к отечественному автопрому некоторых слоёв населения.
Я не являюсь большим любителем поддержания постоянного боевого состояния своего железного коня за счёт излишков личного времени, по причине отсутствия таковых. Поэтому, когда на семейном совете два года назад встал вопрос о вложении семейных капиталов в личное средство передвижения (всё выше перечисленное кроме М-72 и ГАЗ-69 было либо рабочим, либо принадлежало родителям) выбор единогласно был сделан в пользу японского производителя.
Три месяца длился поиск приемлемого варианта. Это было связано не только с огромным выбором (г. Благовещенск Амурской области), но и с тем, что мои пожелания шли в разрез с требованиями «лучшей половины». Не известно чем бы всё это закончилось, но точку в нашем споре поставил знакомый торговец с авторынка. Именно он посоветовал нам взять Nissan Tino - конструктор 1999 года двухлитрового исполнения на вариаторе. Отличный семейный автомобиль, комфортный, с прекрасным салоном трансформером, вместительным багажником. Но так как отзыв не о нём скажу только, что на тот момент автомобиль меня полностью устроил. Намотал на нём за полгода 9,5 тысяч километров. Успел сгонять на отдых в Приморье. Ездили вчетвером с полным багажником. Удивила приемистость и малый расход на трассе – 8,6 литра. За полгода эксплуатации не выявилось никаких неполадок или изменений в поведении авто. Жена и дочь до сих пор вспоминают данную машину с ностальгией. Но вернёмся к Марвику.
В сентябре прошлого года встал вопрос о переезде на ПМЖ в г. Екатеринбур. Так благополучно сошлись наверное звёзды. Не скажу, что данный вопрос стал для меня неожиданностью. Обсуждали больше года, но тут подвернулся удачный вариант с жильём и работой, поэтому приходилось форсировать события. Помимо продажи квартиры в г. Благовещенске встал вопрос о способе переезда. Вариант с самолётом отпал сразу. Так как не являюсь подпольным миллионером или льготником.
Кроме того, неожиданно острым стал вопрос с авто. (Без него в большом городе делать нечего.) Узнав цены на японский автопром в г. Екатеринбурге сам собой отпал вопрос о продаже машины в г. Благовещенске и покупки на новом месте жительства. (Вариант покупки европейки на месте совершенно не устраивал. Приходилось сталкиваться, да и прочитал немало.) О качестве федиралки Москва-Владивосток так же знал не понаслышке, сказался опыт поездки летом во Владик и отклики знакомых перегонов. Перспективы же путешествия в 6,5 тысяч километров зимой да же на отличной японской, но всё же городской переднеприводной машине, мягко говоря, смущали. Был вариант отправки 20 тонника, но цену в 86-56 тысяч (первая цена у транспортников, последняя напрямую на контейнерной) я бы не назвал реалистичной.
Долгие размышления привели к логичному завершению. Вещи едут 5 тонником, а мы семьёй с необходимыми вещами на машине, но машину, соответственно, нужно менять. Вот теперь, извиняюсь за долгую приамбулу, мы и подошли непосредственно к отзыву.
К машине предъявлялись следующие требования: вместительная, полноприводная, надёжная и не очень дорогая. Максимум, что мы могли себе позволить с учётом условий переезда и кредитов это 350-360 тысяч, естественно рублей. Исходя из всего выше перечисленного решили, что подходит нам либо микрик с полным приводом, либо джип.
Описывать вам сколько источников информации мне пришлось перелопатить не буду, слишком долго. Но первоначальные поиски были не утешительными. Оказалось, что джипы либо совершенно не выдерживают критики по вместительности, либо по цене, либо очень дороги в эксплуатации, либо всё вместе взятое. Из микроавтобусов единственным приемлемым вариантом была Делика, но ценник на неё оставлял желать лучшего.
Должен выразить глубокую признательность всем посетителям и создателям данного сайта, ибо только благодаря им мне удалось найти выход из казалось бы безнадёжной ситуации. Не помню каким уже путём я попал на страничку отзывов по Марвику, но когда прочитал первые пару отзывов и посмотрел предложение на сайте по продажам, понял – это мой единственный шанс.
Подняв все возможные источники информации по г. Благовещенску ни одного объявления о продаже Марвика не нашёл. Поэтому в ближайшие выходные рванул на авторынок. Но и здесь меня ждало разочарование. Опрос всех продавцов и осмотр рынка не дали желаемых результатов. Все делали удивлённые глаза и говорили, что о таком звере отродясь не слыхивали. Попытки же найти подходящий вариант по интернету в Приморье и Хабаровском крае так же не увенчались успехом. Либо не устраивала цена, либо комплектация (хотел дизель на коробе), либо состояние машины.
Я уже начинал терять надежду, когда в очередной поход на авторынок по случаю приезда родственников увидел его. В дальнем ряду стоял бело-серый красавец. Машина удивила внешним видом и ухоженностью. Не конструктор, привезена под полную пошлину, дизель, автомат. Почти максимальная комплектация: литьё, пороги, два аккумулятора, ветровики, метла, музыка, деревянный руль, спортивные сиденья с электроподогревом и всеми возможными регулировками, люк, противотуманки……. А когда открыли капот… В общем я понял, что это моя машина.
Но… И это НО оказалось очень большим. Мужичёк показавший мне это чудо техники на вопрос о цене ответил – 420. И я почувствовал, что воздух из меня выходит, как из проткнутого шарика. Все мои усилия направленные на снижение цены разбились о цифру 400.
Короче вернулся я с авторынка не солона хлебавши.
В этот же вечер с женой мы поехали к тёще. И какого же было моё удивление, когда в соседнем дворе я увидел ещё один Марвик. Набираю написанный на лобовом стекле номер и через 10 минут знакомлюсь с владельцем. Оказалось, что он стоит на том же рынке, что я почти месяц безуспешно «сканирую», только продаёт другие машины. А на этой ездит постоянно. Просто решил сменить на более навороченную. Первый же осмотр выявил некоторые огрехи. Отсутствовало парковочное зеркало, салон был, мягко говоря, не первой свежести, стандартная баранка, FM приёмник, но, правда, тот же дизель, автоматическая коробка да и год посвежее. Сговорились с хозяином об обмене с доплатой. Но памятуя о внешнем виде, решил я подстраховаться и посмотреть двигатель и подвеску с хорошим специалистом.
Через неделю искомый осмотр показал, что сопливит турбина, есть потёки масла на движке, да и ходовка не в лучшем состоянии, на первый взгляд требовали замены несколько пыльников и шаровая. Но машина не дымила и на ходу казалась довольно резвой. Посовещавшись, решили – беру. Осталось решить вопрос с кредитом. Хозяин согласился подождать.
Пока решали вопрос с деньгами из головы не выходил Марвик с авторынка. Уж больно разительной была разница в комплектации и состоянии. Но я понимал безнадёжность ценового соотношения.
Прошла неделя, получив долгожданный кредит звоню хозяину назначить день обмена. Но в ответ слышу невнятные пояснения, дескать ни чего не получается и т.д.. Выясняется, что пока мы получали кредит нашёлся более выгодный вариант обмена и за Марвик уже получили залог. Второй облом.
Но. Документы на кредит на руках, действительны две недели. В общим решил я продать Тину и прибавив кредит рвануть в Приморье искать вариант, благо родственники обещали помочь. Простояв на авторынке первый день и не продав машину, я пришёл домой расстроенный. Все знакомые потешались надо мной. Люди месяцами не могут продать, а ты из-за одного дня переживаешь. Но поймите, квартира на продаже, чемоданы собраны, а с машиной ничего решить не могу.
В общем, решил поехать пораньше в субботу на авторынок. Ранним морозным ноябрьским днём (-20 за бортом) выгнал свою Тину из гаража. Какого же было моё удивление, когда я по приезду не нашёл свободных парковочных мест. Решил встать хоть на время на гостевую стоянку. Не успел остановиться, как подходит ко мне мужик и спрашивает - продаю или нет. Мол, вчера видел, но не успел подойти. После краткого осмотра называет мне свою конечную цену. Обмен телефонами и я встаю перед выбором. Если соглашаюсь, а смогу ли найти Марвика за искомую сумму, если нет, в какой срок продам по нужной цене? Дилемма одним словом.
Простояв ещё почти час и не дождавшись больше ни одного покупателя решаю прогуляться в слабой надежде найти новый вариант обмена. Пробороздив заново весь рынок в новом месте натыкаюсь на своего знакомого бело-серого красавца. Что заставило меня набрать номер владельца отчаянье или интуиция не знаю. Но первый набранный мной номер не ответил. Набираю второй. Какого же было моё удивление, когда по второму номеру мне ответил совсем не знакомый голос. Краткий разговор выяснил, что я разговариваю с истинным владельцем машины, а первый номер, с которым общался ранее несколько раз, «перекуп». Выясняется, что машина уже три месяца не может найти нового хозяина. Хозяин сразу в лоб спрашивает, сколько я реально могу дать. Быстро прикинув в уме нехитрые исходящие данные называю сумму. Хозяин задумывается. Берёт час на раздумье и совет со второй половиной.
Понимая, что названная мной сумма ни как не соответствует состоянию Марвика и потеряв надежду продать свою Тину еду домой. За обедом делюсь своими переживаниями с женой. Разговор был в самом разгаре, когда звонит телефон. Не глядя беру трубку. Краткая фраза: «Через час буду на рынке, подходите с деньгами», - сражает на повал.
Срочно звоню своему покупателю, с женой мчимся в банк, получаем кредит, продаём Тину и через час с замиранием подходим к заветной мечте. Смешно сейчас вспоминать, но чувствовал себя тогда так, как будто мальчишка идущий с папой за своим первым великом в магазин.
Хозяин Марвика оказался человеком бывалым. Заядлый охотник и рыбак, он взял Марвика в подарок зятю. Но тот не оценил сего жеста. Посчитав сию машину недостойной своей великой персоны. Кой и был лишён.
Машина завелась без проблем (не смотря на -20 и три месяца стоянки на «свежем воздухе»). Мотор сразу покорил своим низким тракторным рычанием. Пробный заезд по ухабам плохо укатанного «тестового круга» показал надёжность подвески и лёгкость хода. Машина хорошо слушалась руля, немного уходя в занос на заднем приводе. Про себя подумалось: «Был бы на коробе…». Но столь непростительные мысли тут же ушли, благо отзывов о Марвике на автомате прочёл в своё время более чем достаточно. Руль оказался очень лёгким для такого типа машины. Да же небольшой диаметр спортивного руля не мешал этому впечатлению. После баранки ГАЗ-69 и УАЗ-452 можно сказать, что усилия просто не существует. Очень понравились тормоза. Машина отзывается да же на небольшое усилие. (С проблемой разной скорости срабатывания передних и задних тормозов в процессе эксплуатации не сталкивался, хотя о ней пишут многие «марвиводы».) Понимаю, что сижу за рулём своей мечты, но ещё не до конца верю в удачу. Через пол часа едим в ГИБДД ставить машину на регистрацию. Больше всех не верила в столь быстрый обмен дочь. Только что ездили на родной, привычной, а тут что то совсем другое рычащее низким басом на высоких оборотах.
После покупки и всех формальностей по учёту и техосмотру стал сразу готовить машину в дальнюю дорогу. Ещё во время техосмотра вылезли кое-какие мелочи. Тонировка лобового стекла была шире положенных 14 см, срезав лишние 7 см обнаружил два скола. При проверки фар оказалось, что одна из ламп горит зелёным светом намного меньшей яркости, противотуманки не горят вовсе. Сколы заделал, а вот с лампочками вышла накладка (это сейчас понимаю). Продавец в хорошем магазине посоветовал взять Bosh повышенной яркости. Не берите. Не прослужили и полгода. Сгорела спираль ближнего света на обеих лампах.
В противотуманках перегорели обе лампочки, пришлось повозиться. Оказалось, что их можно поменять только сняв фару. А гайка крепления находится в бампере. В общем, пришлось сперва снимать номера и сквозь узкие прорези в бампере подлезать к гайкам. Благо ладони не большие, мужик поздоровее бы просто не добрался.
Установил сигнализацию с турботаймером и функцией автозапуска. На болты крепления правого лонжерона рамы установил буксировочное ухо. Сделал знакомый сварщик из обрезка 12 мм листа и пятидесятого уголка. Отверстия под болты и крюк прожёг сваркой, заготовку покрыли полимерным напылением, что применяют на входных дверях. Конструкция получилась простой, надёжной, долговечной и ... дешёвой.
Затем машину облазил знакомый спец, а так же друг с большим опытом эксплуатации различных произведений японского автопрома. Оба при первом осмотре только удивлялись ухоженности и начинке данного экземпляра. И не смогли найти ни одного огреха.
Но при первоначальной эксплуатации была выявлена склонность машины уходить немного вправо при прямом отпущенном руле. Поехал на развал-схождение. Спец сказал, что для японок это нормально, компенсирует покатость трассы, для наших дорог так же не страшно, уйдёшь в кювет, а не на встречку. Но после предварительного осмотра выявилось биение на верхнем рычаге правого колеса. Поэтому развал-схождение пришлось перенести до устранения неисправности. Более тщательный осмотр передней подвески показал, что порван пыльник левого привода и приказали долго жить пыльники обоих верхних рычагов.
Кстати, прежде чем найти нормальных слесарей, что взялись бы ремонтировать верхний рычаг проехал 6 различных сервисов от шарашек до крутых. Определял, смогут или нет сделать подвеску простым способом, просил определить неисправность. К моему глубокому разочарованию лишь в одной мастерской смогли это сделать, но ценник и сроки назвали не реальные. В двух мне просто посоветовали поменять все рычаги и шаровые, сказав, что подвеска «убитая в усмерть». Доверяй после этого спецам и крутым вывескам с рекламой. Или они считают, что за баранкой внедорожника только лох при бабках сидеть может?
Нужную мастерскую подсказал владелец Марвика с которым случайно познакомился возле одного торгового центра. Продиагностировали они мне всю подвеску буквально за 10 минут элементарным вывешиванием поочерёдно всех колёс, а затем диагональным с раскачиванием в три человеческие силы.
Вердикт был следующий. Необходим ремонт правого верхнего рычага передней подвески, ремонт наконечника одного из рычагов рулевой тяги, замена пыльника левого привода и всех пыльников верхних рычагов. Под вопросом был и ремонт левого верхнего рычага. На нём так же ощущался небольшой люфт, который, теоретически, можно было устранить подтяжкой гаек рычага.
Но теория тем и хороша, что это теория. Перебор подвески показал полный износ резьбы как на верхних рычагах, так и на гайках. (По чаще смазывайте их мужики. Делов 10 минут, а ремонта минимум на пять тысяч.) Было видно, что за всё время эксплуатации профилактика верхних рычагов не делалась ни разу. А на момент покупки на спидометре было без малого 135 000 км. Вот вам и хвалёная японская педантичность. Кстати, в японской книжке технического обслуживания автомобиля указано, что осмотр и профилактика верхних рычагов проводились (на бумаге видимо). Да и как они интересно это делали, если вместо тавотниц в гайки рычагов были вкручены обычные болты, которые после разбора рычагов смогли вывернуть только зажав в тиски.
Сам процесс снятия верхних рычагов оказался очень прост. Вывешивается колесо, откручивается верхняя шаровая от рычага (три болта) и уже из под капота откручиваются гайки шпилек крепления верхних рычагов (2 шт.). При снятии самих рычагов очень важно не потерять и не перепутать регулировочные пластины, так как благодаря им выставлен заводской развал-схождение. И можно получить большой геморрой перепутав пластины местами, а тем более потеряв их.
Рычаги вылечили следующим образом. На валу рычага на месте резьбы сделали наварку сваркой полуавтоматом, а затем нарезали новую резьбу. (Так что если кто-то последует моему примеру и захочет вылечить рычаги, а не поменять их, обратите внимание на наличие токарного станка в автосервисе и хорошего токаря и сварщика.) На гайках внутреннюю резьбу увеличили на один размер. Кстати, по словам токаря лечившего рычаги, гайки сделаны из более твёрдых сортов стали (возможно не так выражаюсь, извините), а потому резьба вала рычага убивается быстрее.
Лечить пришлось оба рычага, как и менять пыльники (благо купил их заранее). В гайки вместо болтов вкрутили тавотницы с углом изгиба под 90 градусов (к прямым не подлезть шприцом). Наконечник рулевой тяги отремонтировали вытачиванием нового вкладыша наконечника из пластика, возможно полиэтилена. На всю операцию со снятием и установкой ушло минут 20 не более.
А вот что бы поменять пыльник привода, стоял китайский силиконовый синего цвета, пришлось снимать привод. По словам спецов из сервиса силиконовые пыльники хороши только зимой, более эластичные, а вот при езде по бездорожью рвутся, особенно при «продирании» через подлесок или кустарник. Особенно это актуально для пыльника привода стоящего ближе к колесу. Защитить его дополнительно мне предложили сшив чехлы из брезентухи. Если кто имеет такой опыт, напишите в отзыве.
После ремонта подвески, на всё ушло четыре с половиной часа, был сделан развал-схождение (уже в другой мастерской). Обошелся он в тысячу рублей. До сих пор не знаю, потратил деньги зря или нет. Так как проблема с уходом вправо при отпущенном руле осталась, хоть и в меньшей степени, да и резину не жрёт.
Есть одно подозрение. У кого есть опыт напишите по этому поводу. При ремонте подвески облазил всю машину снизу, благо машина на яме стояла. Обратил внимание на такую вещь. Правый торсион затянут сильнее левого. Причём разница существенная. Ребята в сервисе попытались убедить, что это заводская затяжка. Мол, регулировали дорожный просвет, так как попасть одинаково при установки торсионов по зубцам практически не реально. Говорили убедительно, но сомнения остались. Хотя если смотреть на машину спереди наклона кузова в одну из сторон не видно. Возможно это так же одна из причин почему износ вала и гаек правого рычага был больше.
Следующим этапом подготовки машины к перегону стали закупка необходимого набора инструмента, расходников, дополнительного комплекта резины и багажника. В первую очередь поменял масло в двигателе на синтетику Castrol 5-W40 (чуть выше половины мерки ушло 7,3 литра), а так же фильтра: воздушный, масляный и топливный. С инструментом особых проблем не возникло. Весь необходимый набор у меня уже был, пришлось докупить лишь набор головок, купил Sata. И не пожалел по сегодняшний день. А вот с багажником и резиной пришлось повозиться. Должен сказать, что вопрос с багажником не решил до сих пор. Не могу подобрать багажник необходимого размера и комплектации. Нашёл искомое только у китайцев (кто знает Благу на перекрестке 50 лет-Конная), но в связи с новогодними каникулами в Китае заказ мой вовремя не привезли. Предлагают сварить из стальных заготовок под заказ в Екатеринбурге, но ценник козлячий, да и вес более 50 кг очень смущает.
Ещё больше пришлось повозиться с резиной и литьём. С самого начала решил, что так как машина будет в основной части эксплуатироваться в условиях асфальта необходимо два комплекта резины (летний и зимний) каждый на своём литье, что бы не мучиться с переобуванием каждый сезон. На машине при покупке уже стояло литьё с комплектом зимней резины. Для того, что бы подобрать подобное с летним комплектом решил посмотреть параметры литья и посоветоваться с более опытными в эксплуатации японских внедорожников. Изначально на машине стояли 15 дюймовые диски с шириной 9 и выносом -43, шины Bridgestone 265/70. Когда озвучил размеры литья знакомым джиперам, сразу получил предложение продать его, тем более что литьё оказалось разборным. Обод и диск скрепляются на самонарезных болтах.
Удивившись такому предложению, попытался выяснить причину. Мне популярно объяснили, что найти такое литьё да же на аукционах в Японии большая удача. Поездка на авторынок подтвердила сказанное. Но все продавцы были едины во мнении, что данное литьё слишком широкое для этого комплекта резины, его раздувает, идёт повышенный износ по центру корта, что станет особенно актуально летом. Визуальный осмотр подтвердил сказанное. Поэтому второй комплект литья был выбран с другими (стандартными) параметрами: 15/7/0. Резина была взята японская не хожалая, но Yokohama 265/70 (15 тысяч). Эксплуатация показала правоту продавцов. Редкий в моей практике пример.
В декабре 2009 года в Благовещенске термометр стал уверенно опускаться ниже двадцати градусов. Машина стояла в металлическом гараже. Какая никакая, а всё же защита. Температура в нём градусов на пять, в среднем, выше, чем за бортом. Поэтому меры по утеплению подкапотного пространства пеноизолом на стандартные пластиковые защёлки к капоту и перед радиатором, накрывание капота двумя солдатскими одеялами после въезда в гараж, а так же заливка синтетики Castrol 5-W40 позволили заводить машину с брелка подходя к гаражу. Десяти минут прогрева оказалось достаточно. Но когда температура упала ниже тридцати завести с брелка уже не получалось. Приходилось поработать стартером 5-10 секунд и машина заводилась, но прогревалась уже минут через пятнадцать. Конечно, идеальным было бы установка котла подогрева, но финансы этого не позволяли.
Пришлось повозиться с выставлением прогревочных оборотов. Спасибо ребятам с http://www.jeepforum.ru/ . Только благодаря их подробным инструкциям смог справиться с этой задачей самостоятельно всего за два захода. Теперь при прогреве обороты подымаются сперва плавно до 1200 об/мин, затем через минуту падают до 900 и после того как стрелка температуры охлаждающей жидкости доходит до первого деления, что на моём Марвике совпадает с открыванием клапана большого контура охлаждения двигателя, обороты падают до холостых. На моей машине это 750 об/мин. До сих пор не знаю, нормально ли это для дизеля или можно уменьшить без потери разгонных характеристик. Подскажите, кто знает.
В начале января квартира благополучно продалась, и вопрос о переезде встал, как говориться, ребром. Так как вещи были практически собраны, а машина полностью готова оставалось только отправить контейнер и в путь. Но как оказалось сложности только начались. Против переезда на машине встала на дыбы тёща. Она подняла такую волну, что отказаться от этой затеи нас стали отговаривать и те, кто раньше были только «за». В итоге жена купила билеты на поезд. Не буду вдаваться в подробности, каким образом мне это удалось провернуть, но пока все думали, что я, загрузив машину ценным барахлом и отправив её контейнером, уехал в командировку, сам я рванул на Марвике в Екатеринбург.
В машину, помимо 23 коробок, сумок и свёртков общим весом порядка 180 кг со всяким ценным личным имуществом, были погружены: летний комплект колёс на дисках, 20 литровая канистра с соляркой, литровая с маслом, огнетушитель, аптечка, набор головок и всякие мелочи. Общий вес багажа, по моим прикидкам превысил 250 кг. Машина была загружена, что называется, под завязку, до передних сидений и под потолок. Ведь специально выбирал такую.
Несколько советов тем, кто будет загружаться подобным образом. Колеса и канистру лучше везти на верхнем багажнике. К ним должен быть лёгкий доступ. (Кроме того, в случаи разлива соляра предотвращается порча имущества.) Но за отсутствием такового колёса пришлось размещать сразу за передним рядом сидений, обложив коробками. Решалось две задачи. Первая, коробками колёса были надёжно расклинены, так как при езде имеют свойства сползать друг с друга. Вторая, в случаи необходимости коробки можно было быстро вытащить через задние пассажирские двери обеспечив доступ к колёсам. Весь передний верхний ряд коробок должен нижним своим краем упираться в спинку или подголовник сиденья. Иначе в один прекрасный момент вы рискуете получить удар этой коробкой по голове. Плюс эти коробки должны быть не сильно тяжёлыми.
Все коробки укладывались послойно в шахматном порядке (как кирпичная кладка) с обязательным жестким распиранием в стены салона для предотвращения самопроизвольного смещения в пути. Все окна прикрывались мягким материалом в виде одеял и покрывал, что не только предотвращало их выдавливание или разбивание, но и препятствовало рассматриванию груза посторонними лицами в пути (хоть и тонировка, но всё же видно).
В задней части салона были размещены коробки с лёгким содержимым, для облегчения доступа к домкрату и ключам, а так же предотвращению выдавливания заднего стекла. Причём последний ряд коробок ставился так, что бы упираться нижним краем в задний борт. Со своих штатных мест были изъяты балонник и удлинители к домкрату, так как добраться до них при 100% заполнении салона без его полного освобождения просто не реально. Здесь же в вертикальном положении была установлена канистра, а так же размещена сапёрная средняя лопатка и буксировочный комплект.
Комплект ГИБДДешника в виде аптечки, сигнала аварийной остановки и огнетушителя, был размещён на полу сразу за сиденьем водителя (за всю дорогу так ни разу и не понадобился). Здесь же поместились противооткатники и скоропортящиеся продукты в виде колбасы, сока и т.д. – всё, что боится тепла печки. Сумка с необходимыми в дороге личными вещами расположилась в аналогичном месте за пассажирским сидением, продукты и вода в ногах переднего пассажирского сидения дополнительно накрытые одеялом. Непосредственно на переднем сидении пассажира - ноутбук и комплект необходимых документов.
В дорогу был взят ноутбук с зарядным устройством от прикуривателя, куплен GPS приёмник, веб-камера и комплект аудиокниг про Гарри Поттера. Должен сказать, что именно наличие этих 7 дисков не позволило мне известись от скуки, о чём пишут многие автолюбители путешествующие по дорогам нашей необъятной Родины. Советую всем. Прочитать все книги не было времени, а так совместил приятное с необходимым. В день прослушивал примерно одну книгу с учётом того, что за рулём находился примерно 18-20 часов. Как ни странно GPS приёмник не пригодился. Во-первых, карты дальневосточной части назвать подробными язык не поворачивается. Во-вторых, как говорит моя бабушка: «Язык до Киева доведёт». Да и указатели есть практически по всей трассе.
В силу различных обстоятельств из Благовещенска выехал уже поздно вечером. На федералку вышел в районе свободненского космодрома. Дорога до федералки оставляет желать лучшего, но она мне с детства знакома. Да и просто асфальтовое покрытие для ДВ уже роскошь. В общем, добрался до федералки и доехав до ближайшей кафешки, где стояли перегоны и дальнобойщики, благополучно устроился в машине и заночевал. Кстати, наличие большого количества дальнобойщиков и перегонов на месте отдыха было моим обязательным правилом. По такому скоплению легко определить две вещи: нормальная еда и относительная безопасность. Охрану на такой стоянке наблюдал лишь один раз, взяли 50 рублей.
О ночёвке в машине должен сказать следующее. Так как машина была загружена под завязку и да же разложить передние сиденья у меня не было возможности, ночевал следующим образом. На переднее сиденье пассажира клал сложенное в несколько раз одеяло, на водительское сидение – пуховик, а затем поверх уже единого пространства вчетверо сложенное одеяло. Получалось хоть и короткое, но ровное ложе. На нём и спал шесть ночей. Не очень комфортно, но я не неженка.
Машина ночью не глушилась, что естественно в тридцати-сорокаградусный мороз. (А таковые были ночью практически весь путь до Новосибирской области.) Рычаг регулировки скорости обдува печки ставил на двойку, рычаг регулировки уровня тепла чуть выше половины, забор воздуха из салона. Машина всё время ставилась так, что бы ветер дул в лобовое стекло или борт, что бы исключить попадание угарных газов в салон. Несмотря на аномальную температуру за бортом и низкие обороты двигателя (750 об./мин. на холостом ходу) тепла от печки вполне хватало всегда. Одеялом ни разу не накрывался. Конечно, на трассе есть и более комфортные условия ночёвки. Но. Я ехал один, и машина была груженая доверху всяким барахлом. И если да же стоит сигналка и не учитывать стоимость вещей, где найти на трассе разбитое придурками стекло?
Теперь немного о солярке и её качестве. Заправки есть практически везде. В среднем через каждые 70-90 км. Но если вы заметили, что стрелка уровня топлива прошла половинную отметку лучше заправиться. Можно нарваться на ситуацию, когда фуры дальнобойщиков выбрали всё топливо. Не знаю как для бензина, а для солярки это вполне актуально. Особенно на всей территории Дальнего Востока. И хотя «АНК» старается регулярно подвозить топливо на свои заправки, а основная часть заправок на ДВ федералке принадлежит им, такие ситуации не редкость. И вы рискуете остаться не только без движения, но и без тепла зимой. Варианты просчитывайте сами.
Ещё одна особенность по заправкам, участок между Сковородино и Читой. Здесь есть перегон порядка 450 км с перевалами и серпантинами. Но не это главное. На нём всего одна заправка. Примерно посередине пути. Это глухой район. Нет крупных населённых пунктов. Лишь редкие железнодорожные разъезды. Так вот, если просохатить эту заправку, а она состоит лишь из нескольких бочек (хоть и больших), колонок и вагончика заправщика, можно крепко вкиснуть. Цена здесь на топливо немного выше, чем по трассе, вот и проезжают её малоопытные в надежде на русский авось. Очень не рекомендую испытывать судьбу. Буксира на этой богом забытой трассе можно просто не дождаться.
Следующий подвох с топливом лично я словил в районе Ангарска. Опытные перегоны обходят местные АЗС стороной, либо заправляются лишь в проверенных местах. Знают метаморфозы с топливной продукцией местного НПЗ. Я позарился на относительно дешёвый соляр, да и бак был на половину пуст. Залил под горлышко с обязательной добавкой антигеля. В результате машина, проехав 50 км, стала сбрасывать обороты. Я переполошился. Давлю на газ, а обороты выше двух тысяч не поднимаются. Машина тупо не едет. Постою немного, два-три километра и опять та же история. На месте обороты - до четырёх тысяч. Поразмыслив логически решил – вода или парафин в соляре, причём в таких количествах, что не помогает да же кастроловский антигель. Прикинув расстояние до очередного города, решил возвращаться. До Мариинска было всего 14 км, но ехал я их почти час. Спасибо машине, не встало ночью на пустой трассе в 42 градусный мороз. Дотелепавшись до гостиницы «Мария» (спасибо заправщице на выезде из города - подсказала) с тёплым боксом заночевал в нём (220 рублей). Утром потеплело – всего то -35 градусов. Прогретая за ночь машина успешно пробежав ещё почти 140 км стала опять сбрасывать обороты. Дотянув до очередной заправки «Сибнефти» решаю сливать весь соляр. Стрелка топливного бака показывала меньше половины. Слив всего соляра показал, что после нулевой отметки в баке есть ещё не менее 10 литров топлива. Вот почему при заправке под горлышко с нулевой отметки на колонке показывает 48-49 литров (бак по паспорту 60 литров). В первом же слитом ведре, после перелива в канистру на всем дне и на 5 см по стенкам остался лёд. Вот и причина падения оборотов. И ни какой антигель тут не поможет! В слитых ещё двух вёдрах так же была вода, хоть и в меньшем количестве. А в последнем ещё и мутный осадок коричневатого цвета. Отфильтрованная крепким сибирским морозом солярка была возвращена в бак и долита свежей. Машина сразу ожила и с успехом стала набирать положенные обороты.
Больше экспериментировать с топливом не стал. Заливался либо на «Подсолнухах» либо на «Сибнефти». Антигель лил всю дорогу (от Благовещенска). Ушло две с половиной бутылки «Castrol» и одна американского, название не помню. Если говорить о цене на топливо, то самая высокая в Амурской области. Здесь цена соляра в феврале 2010 года на заправках АНК была стабильно 24,8 рубля. В Иркутской области цена падает уже до 23 рублей, Омской – до 19,5 рубля, в Новосибирской до 19 рублей, а Свердловской до 18,6 рубля.
Режим поездки на всём пути был следующий. При наличии хорошей трассы, примерно 60% пути, ехал стабильно 90-100 км/ч. Ехал до тех пор, пока не уставал, не начинал хотеть есть или спать. Как только появлялась необходимость тут же останавливался. На время суток внимание не обращал. У каждого времени есть свои недостатки и плюсы. Днём лучше видимость, но сильнее поток машин особенно фур. Ночью машин на трассе очень мало. И при наличии разумной осторожности и хорошего света с противотуманками ехать одно удовольствие.
Если появлялись малейшие признаки желания поспать останавливался в ближайшем подходящем месте и тут же ложился. Иногда хватало подремать буквально 15-20 минут, особенно это актуально через 30-60 минут после еды. В сутки набегало 4-5 часов сна. Из них 3-4 непрерывного. На тех, кто пренебрегал данным правилом насмотрелся по дороге. Самому пришлось вызволять из снежного плена практически замёрзшего мужичка на «Ниве». Было это 24 февраля в 4 часа 30 минут утра за бортом -32 градуса. Водителю «Нивы» повезло, что всю зиму был сильный снег и кювет превратился в огромный сугроб, плюс шёл он в подъём, так что скорость была видимо не большая. Но по трассе в это время машин мало, да и кто остановится на скользком подъёме? Вот и прокуковал он в сугробе несколько часов. Если кто знает спасённого, передавайте привет. Ехал он в Северо-Двинск помнится. А ведь всего то нужно было остановиться 12 км ранее на отличной стоянке, с кафе, туалетом, душем и заправкой. Кстати, на всём пути это было лучшее место для ночёвки. Весь сервис для машины, плюс отличная кухня, туалет (10 рублей) и душ (100 рублей полчаса).
Выбранный стиль поездки позволял проходить в сутки 900-1200 км в зависимости от условий на трассе. Самый поганый участок по всем показателям от Владика до Екатеринбурга, это участок Сковородино-Чита. Здесь ещё порядка 300 км грунтовки участками от 15 до 80 км и практически полное отсутствие всех видов сервиса из-за отсутствия населения, если не считать лесозаготовителей китайцев. О последних особый разговор.
На всём протяжении федералки по Амурской и Читинской областям отсутствуют стационарные посты ГИБДД. Вернее они есть, но заколочены. Я конечно понимаю, что с одной стороны для нас водителей это хорошо. Но с другой… Не знаю как в Читинской, но в Амурской области стационарные посты были ликвидированы по настоятельной «просьбе» китайских заготовителей (сами рассказывали), что скупили все леспромхозы на корню. Они бесконтрольно валят и вывозят всю деловую древесину. И вывозят её китайские гастарбайтеры, на китайских машинах, с китайскими номерами, что о российских правилах дорожного движения слыхом не слыхивали. Сам наблюдал караваны в 5-20 машин груженных под завязку деловой древесиной. Плёлся за одним таким порядка 30 км до ближайшего полустанка в тщетной надежде обогнать. Ползут они 25-30 км/ч. И ещё удивительно, как их чадящие машины так быстро могут ехать с такой-то загрузкой хоть и посередине трассы. На всём протяжении от Благовещенска до Читы я видел лишь одну машину ГИБДД на заколоченном стационарном посту при въезде в Читинскую область. Вот и делайте выводы после этого.
Кое-какие замечания о людях с палочками (не китайцах). Останавливали меня один раз за превышение. Причина до банальности проста. Усталость, плюс в Иркутской области дорожные знаки населённых пунктов раза в три меньше положенного. И очень часто их просто не замечаешь. Как и самого населённого пункта, что может находиться в стороне от трассы за лесополосой. (Что и произошло в моём случае.)
Не знаю в чём причина столь пренебрежительного отношения к моей персоне, возможно в наличии регистрационных номеров, пусть и другого региона. (Машину перед переездом я с учёта не снимал.) Но два раза документы у меня всё же проверяли, когда сам останавливался спросить дорогу.
Из всей трассы самым опасным для меня оказался участок вдоль Байкала. Дорога здесь довольно приличного качества, но, по словам дальнобойщиков, здесь очень часты туманы летом и вьюги зимой, что в совокупности с небольшой шириной трассы, извилистостью и наличию частых подъёмов и спусков приводит к большой аварийности. Лично я попал в приличную метель, видимость была метро10-15, временами падала до 5. Снег был мокрый и очень крупный, с сильными порывами ветра. По дороге наткнулся на фуру, что снёсла переднюю левую подвеску об бетонный отбойник. Водитель, скорее всего, уснул. На этом же участке встретил ещё несколько разных машин, что тупо не могли взять скользкие подъёмы.
Не избежал небольшого приключения и я. На резком повороте со спуском попал на мокрый снег по гололёду и, не смотря на полный привод и скорость в 35-40 км/ч, машину крутануло, и я оказался в сугробе. Через 15 минут раскопок сапёрной лопаткой выдернул проезжавший мимо «Камаз» с полуприцепом. За что ему огромная благодарность. Сам выехать не смог. Вывесился задний мост. Кстати, за всю дорогу это было единственное серьёзное происшествие с моим участием. Если его вообще можно назвать таковым.
Именно здесь на Байкале в пургу я понял прелесть хороших галогенных противотуманок. На дальнем свете дорогу не видно вообще, слепит снег. На ближнем не хватает яркости. Противотуманки в сочетании с ближним светом – то, что доктор прописал. Именно это сочетание выручало ещё несколько раз на серпантинах. На одном из них перед Читой у меня случился другой казус. Чуть не закипел движок.
Понял, что происходит что-то неладное, когда вдруг ногам стало жарко на затяжном подъёме. Бросил взгляд на панель, стрелка контроля температуры охлаждающей жидкости возле верхней черты. Останавливаюсь, ручник, капот вверх и только успел убрать заслоняющую радиатор полоску пеноизола антифриз стало выдавливать в расширительный бачёк. В него выдавило порядка пол литра антифриза. После этого происшествия пеноизол перед радиатором вообще убрал. Не ставил его да же на остановках в сорокоградусный мороз. Печке температуры хватало. Найти антифриз, а тем более концентрат на трассе оказалось проблемой. (Тосол есть практически везде.) Нашёл только на 3 по счёту заправке. Берите на всякий случай с собой контрольную литрушку.
На одной из «Подсолнечных» заправок прикупил весьма полезную вещь. Автомобильные затемнённые очки. Хоть и отдал за них 1300 рублей не пожалел ни разу. Очень помогают, повышая контрастность предметов. Особенно это актуально в туман, метель и сумерки, плюс днём хорошая защита от солнечного света, особенно отражённого от снега. Глаза практически не устают.
По приезду в Екатеринбург провёл полный визуальный осмотр машины. Никаких неполадок не нашёл. Машина в дальней дороге показала себя лёгкой в управлении, совершенно не прихотливой к условиям трассы, выносливой. Не смотря на полную загрузку и дорожные казусы и сюрпризы в виде ям, гребёнки и т.д. подвеска не подвела ни разу. То же самое могу сказать и о тормозах. Так что в том, что я в одиночку на гружёном Марвике отправился в путь длиной 6500 км и провёл в нём 6,5 суток ни разу не пожалел. Средний расход по трассе с учётом ночёвок в зимних условиях и полной загрузкой машины получился 11,76 литра на 100 км. Что я считаю – отличным.
Несмотря на не самое лучшее качество наших дорог, а вернее благодаря отличной подвеске Марвика (сзади рессоры, спереди торсионы) весь багаж доехал благополучно до места назначения, да же фужеры богемского стекла. Чему моя жена была несказанно рада.
Машина показала и свои неплохие качества в городской эксплуатации. С учётом постоянных пробок, когда периодически 5 км от работы до дома преодолеваешь до 40 минут, расход по топливу в весенне-летний период составил 12,8-15 литров на 100 км.
Лично для меня остаётся очень актуальной вместимость Марвика. Дело в том, что сейчас я делаю ремонт в квартире. И закупка стройматериалов с последующей доставкой в условиях большого города могла бы стать для меня проблемой, так как минимальная доставка по Екатеринбургу составляет 500 рублей. По моим приблизительным подсчётам в течение последних 2 месяцев мы с Марвиком перевезли порядка 1800 кг различных стройматериалов от цемента, строительных смесей, керамогранита и плитки до профиля, гипсокартона, плинтуса и дверей. За это время мне бы пришлось заказать не менее 20 доставок. Сумму затрат подсчитать не берусь. Плюс за это же время Марвик помог переместить на новое место жительства более 80 коробок с различным барахлом (ещё порядка 40 готовы к данной процедуре). Из которого почти половина это коробки с книгами. То есть ещё не менее 900 кг.
На сегодняшний день Марвик прошёл порядка 14 000 км. Практически все проблемы (если их считать таковыми), что возникли у меня с моим любимцем, я описал. Машина показала себя с самой лучшей стороны, надеюсь так будет и впредь. Я получил именно тот набор качеств в лице одной машины, какие и искал: вместительный, надёжный, полноприводный автомобиль для всей семьи, за достаточно скромные деньги. По окончанию ремонта квартиры хочу попробовать Марвик ещё в одной ипостаси, как автомобиль для активного отдыха всей семьёй. Но думаю, что после зимнего пробега по просторам России, он с этой задачей обязательно справится.