Являясь идолопоклонником BMW, но остановил свой выбор на Benz’е, а ведь раньше и Штутгарт, и Ингольштадт считал личными врагами мюнхенского рейха. Еще до покупки составил таблицу комплектаций и предпочтений с учетом, что для работы необходим представительский, безотказный и удобный автомобиль, не слишком дорогой в обслуживании, резвый, но лишенный эгоистических порывов, самодостаточный и вызывающий уважение у других участников дорожного движения.
Для полноты картины рассматривал:
1. Mazda 6 (GH) Sedan – пластиковая табуретка, стоимостью в полмиллиона;
2. Toyota Camry VI – у этого автомобиля есть только одно достоинство, которое лично я в ранг всего святого не возвожу;
3. Honda Accord VIII обладает интересной внешностью и «не спокойным» салоном;
4. Audi A4 (8E) – директор с рукопожатием колхозника;
5. Jaguar X-Type добавил моим биологическим часам еще 10-ть лет;
6. Lexus IS 250 в моем списке это лучший призыв встать под японские знамена, но все же это «рыбная» машина;
7. Как вариант рассматривал еще BMW M3 Sedan (e36) и BMW M5 (e39) – однако е36 для своих лет стоит не оправдано дорого, а е39 разорит при обслуживании без четкой реализации потенциала, поэтому платить троекратно за факт владения, но не использования совсем не прельщает;
8. BMW 325 e90 – фаворит №3, обладающий никчемным (умники пишут – аскетичным) салоном, спорной внешностью и проблемным мотором N-серии;
9. BMW 328/330 e46 – фаворит №2, вся красота этого кузова воплощена в купе, машина вполне надежна, ремонтопригодна и не наэлектроризованна;
10. BMW 530 e60 с мотором M54b30 и комфортным салоном - фаворит №1, перелопатил кучу информации, опросил всех знакомых владельцев данного «чуда» и резюмировал, что это капризный автомобиль с кучей достоинств, притягивающий меня, как магнит.
И вот при очередном просмотре страниц продаж е60 обратил внимание на рекламу рестайлингового W203 C230 Kompressor в комплектации AMG, занялся изучением этой модели. Раньше никогда не обращал внимания на Мерседесы, а тут обнаружил, что в городе полно таких «Цэшек».
Эта модель соответствовала всем моим ожиданиям: красивый заднеприводной семейный седан с мотором в 192 л.с., что исключает излишнюю налоговую нагрузку, не лишенный динамики и наделенный богатой историей первопроходца в автомобилестроении. Очень понравилось качество салона и подсветка приборов. Мониторинг периодичности и стоимости поломок порадовал своим результатом. Ну а последней каплей в пользу 203-го выступила Honda Odyssey, которой рулил в холодный дождливый день на разбитой дороге – эта мягкая большая ванна навеяла воспоминания о комфорте Mercedes.
Отмечу, что за рулем Мерседеса сидел трижды – это были машины в 124-ом, 140-ом и 210-ом кузовах. Запомнилось очень легкое неинформативное рулевое, отсутствие большого желания внятно проходить повороты на скорости и явный проигрыш в динамике баварским конкурентам. Этакие утюги. Но выбор определен, причем, Мерседес рассматривал только в комплектации C230K с AMG-пакетом, который чаще встречается на машинах для американского рынка, о чем свидетельствует спидометр с показаниями в милях (скорость в километрах выводится на электротабло отдельной функцией) и наличие поднимающегося подстаканника у рычага КПП.
Мерседес попробую сравнить с БМВ, ведь это не только прямой его конкурент, но и лучшее, что было у меня в личном пользовании.
Итак, мой автомобиль выпущен 14 июля 2004 года (2005 модельный год), привезен из США под заказ в августе 2008-го и до мая 2014-го машина катала по Москве. Комплектация AMG: обвес спортлайн, заниженная подвеска, 17-ые разноширокие 5-спицевые катки, спереди стоят перфорированные тормозные диски, комфортные спортивные сиденья с боковой поддержкой, а так же прозрачный электролюк. В России я второй владелец.
Что сразу определяет Мерседес, так это всестороннее внимание к деталям. Качество абсолютно точно превосходит предложения конкурентов. Все продумано, органично, выверено, фундаментально, дорого, а «прицел» на капоте просто великолепен. Но, несмотря на все вышеперечисленное, точно не купил бы себе дорестайлинговый 203-ий из-за его салона, отдающего старомодностью, что присуще всем Бенцам 2000-ых. Ко всему – сомнительное качество самих автомобилей, к которому пришел Mercedes после принятия в 1994 году Советом директоров решения о снижении расходов на поддержание высокого качества выпускаемой продукции. Не заставил себя долго ждать и результат этого решения – слабая геометрия кузова, не идеальная покраска, глюки в электронике и другие досадные мелочи, ранее недопустимые для Benz. Это запятнало марку, подорвало ее авторитет и оттолкнуло покупателей, именно поэтому, в 2004-ом «Даймлер-Бенц» объявил о возвращении прежнего качества.
В Германии говорят «Mercedes ist immer ein Mercedes» – «Мерседес всегда остается Мерседесом», но сильно не обольщайтесь, ведь XXI век подарил нам общую тенденцию снижения надежности, и легендарный концерн волей или неволей следует этому дабы быть конкурентоспособным. Сейчас маститым автопроизводителям приходится повсеместно сокращать издержки производства - тут и привлечение дешевой рабочей силы, и бюджетных поставщиков комплектующих, и сокращение производственных операций, и ввод «агрегатной» политики (неразборные конструкции многих узлов и агрегатов), что выгоднее всем, кроме «вторичного» потребителя. Но все-таки прежний Мерседес стал возрождаться.
Например, в 2004-ом у «двести третьего» сменили технологию покраски, ранее допускающей коррозию. Заменили нелепый щиток приборов с полукруглым спидометром и желтой подсветкой четырьмя круглыми циферблатами с хромированной окантовкой, а посередине разместили экран бортового компьютера. Строгие квадратные кнопки на торпедо пришли на смену округлым, старомодным и аляповатым. Все стало строгим, лаконичным и лишенным вычурности. Но самое главное – это тактильные ощущения, получаемые при прикосновении к кнопкам, крутилкам, дефлекторам, рычажкам - вот здесь-то и начинают сливать абсолютно все массовые автопроизводители, включая BMW, Audi и Jaguar.
Вообще, кузов W203 своего рода бестселлер Мерседеса. Машина особенно выгодно смотрится в серебристом цвете, который раньше считал просто ужасным.
При первом знакомстве с собственным Мерсом ощутил иную идеологию, ранее мне не знакомую. Сначала не хватало информативности в тормозах и четкого отклика на газ, но затем начал привыкать и получать удовольствие от посещения особенного чувства, что «ты на Мерсе». Уходит излишняя бравада, приходит самоирония. В то же время, машине присущ драйв, удивила информативность тугого руля (особенно на скорости). Спортивная подвеска исключает крены в поворотах, делает авто сбитым, предсказуемым и умеренно жестким, что лично мне нравится. «Шашки» на 80-120 км/ч даются легко, ускорение с 120 до 200 хоть и не взрывное, но очень уверенное, без рывков и дополнительного шума.
Различия с БМВ просто огромны. На баварце летишь со скоростью 170 и ощущаешь себя летчиком-истребителем – звук мотора, агрессия, единение с автомобилем, все краски в одном флаконе. В Мерседесе на 170 тихо, спокойно, только качает понемногу. Давишь газ и машина без драматизма и комедии спокойно набирает ход вплоть до 210 - дальше не разгонял.
Конечно, во многом именно подвеска делает машину Мерседесом. У меня sport-версия, но ее абсолютно спортивной назвать сложно, акцент явно сделан в сторону комфорта, одновременно исключающего валкость. Ямы глотаются отменно, а низкий клиренс хорошо компенсируют жесткие пружины и амортизаторы - машина по кочкам скачет как теннисный мячик, не цепляя днищем землю. Но все же в движении «Цэшка» великолепна именно на прямой, крутые виражи не ее конек, хотя и держится точно по курсу. Плавный ход машины одновременно обладает упругостью и дает понять, что под колесами и при этом и не докучает подробной информацией о состоянии дороги.
Спортивный трехспицевый мульти-руль выглядит солидно и имеет наплывы под хват руки. По тяжести уступает БМВ (е46, е60, е90), но и обратной связи вполне хватает.
Салон очень красивый по дизайну и качественный по материалам, присутствует отменная шумоизоляция, нет ни одного не отделанного пластиком или кожей места. Все крепления сокрыты под заглушками. У меня сидения из черной искусственной кожи, такая же обивка дверей и центральной консоли со вставками из алюминия. Внутреннего пространства вполне хватает. Эргономика водительского места отменная, все под рукой, все удобно и продуманно, передние стойки не мешают обзору. Есть разные системы безопасности, датчики света и дождя (при снижении скорости уменьшается интенсивность работы дворников), круиз-контроль и ESP, которая не спит даже на сухом асфальте. Имеется электрошторка на заднем стекле и весьма сомнительное в полезности – автоматическое откидывание подголовников заднего дивана.
Стандартного ближнего света могло бы быть побольше. В режиме фар «auto» при включении поворотников либо просто при повороте руля включаются противотуманки для подсветки дороги в сторону поворота. Подсветка шкалы приборов молочно-голубого цвета. Есть CD-радиомагнитола, плюс в бардачке CD-чейнджер на 6 дисков, шесть динамиков и сабвуфер. Акустика на высоте, особенно проникновенно звучит классика, инструментальный рок, блюз. Есть блок кнопок управления телефоном. Салонный свет включается и гаснет плавно, но быстро.
В зеркале заднего вида все под контролем. Боковые зеркала с электрорегулировкой и подогревом имеют повторитель поворотников, причем, правое уменьшает изображение о чем свидетельствует надпись на самом зеркале – что также присуще автомобилям для США. Посадка довольно низкая, анатомические сиденья исключают усталость от вождения – два дня гнал машину из Москвы в Новосибирск - позвоночник не рассыпался. Край сидушки двигается вверх-вниз ручным воротком, отодвигается сиденье так же механически, остальное электропривод. Между сидениями высокий подлокотник, поделенный верхний и нижний боксы, на который удобно облокачиваться правой рукой.
Стекла по периметру имеют теплозащиту, которая позволяет салону не раскаляться на солнце, в дополнение к этому – заднее и стекла на задних дверях имеют тонировку.
Тяжелые двери закрываются с приятным и плотным звуком и имеют подсветку земли, в их карманах места предостаточно для разной мелочевки. Вообще, они вызвали у меня глубокое уважение – такого внимания к каждому миллиметру нигде не встречал, даже петли замка спрятаны под дорогой пластик. Жаль, не складывается задний диван, у которого в откидном заднем подлокотнике есть выдвижные подпружиненные подстаканники. Для задних пассажиров предусмотрены воздуховоды: верхние на стойке подлокотника передних пассажиров и нижние под передними сиденьями.
Багажник глубокий, вместительный и довольно широкий, но невысокий. Есть слева и справа ниши для мелочевки, а отделка не хуже, чем в салоне - одни панели плавно переходят в другие, все прячется под резиновыми и пластиковыми уплотнителями.
Под капотом такое же всеобъемлющее убранство, как в салоне и в багажнике. Все механические элементы спрятаны под кожухами, все аккуратно, красиво и для российской действительности не практично. Но если тут следить за чистотой и порядком, то каждый раз поднимая капот, глаз будет радоваться. Лично я не могу спокойно спать, если мотор грязный. Единственное, я стараюсь реже открывать мерседесовский капот, потому что его сложная архитектура вкупе с фальш-решеткой и жабрами бренчит при закрывании. А я свыкся с мнением, что раз бренчит – значит хрупкое и обязательно сломается. Вот монолитный капот БМВ такого чувства у меня не вызывал. В любом случае, все это вызывает огромное уважение.
Завести машину можно повернув ключ до упора без задержки - стартер дальше сам запускает мотор. Четырехцилиндровый двигатель М271, объемом 1,8 литра появился в 2002 году и имеет три модификации 180, 200 и 230 с применением нового компрессора Eaton (в Европе он известен как M65, в Америке - М45, ведь ядро роторов у него от предшественника М45, а корпус, воздуховоды и приводной шкив новые). Двигатели модели 230 Компрессор (М271.948) имеют высокую степень форсировки, наддув в пике достигает 1,2Бар, что позволило снять 192 л.с. при 5800 об/мин. Момент 260 Нм при 3500 об/мин.
Мотор приемистый, с легким свистом компрессора, тяга на «средних» хорошая, однако по городу его объема все же явно не хватает - в рванном трафике натыкаешься на провалы, чему еще способствует адаптивная коробка, которую после пробки разогнать получается не сразу. На всякий случай езжу только на «спорте» (режим S), «комфорт» располагает к спокойному передвижению и не любит крутиться. Заправляюсь 95-ым на ЛУКОЙЛе, расход по городу составляет порядка 12-ти литров, по трассе, если память не изменяет, укладывался в 7,4 литра. У мотора отсутствует масляной щуп, уровень проверяется электронно. Из прочитанного установил, что надежность М271 на высоте, в обслуге этот мотор самый дешевый и неприхотливый из последних разработок, особых претензий от ремонтников к нему нет, хоть и считается достаточно хрупким.
Так же столкнетесь с вялостью мотора в жаркий период, когда горячий воздух не успевает охладиться в стоковом интеркулере. Ощущение, будто едете на атмосфере без компрессорного участия. МКПП немногим бы выручила, но в комплектации С230К для USA найти «механику» просто невозможно, зато «американцы» идут почти всегда в максимальной комплектации и с AMG-пакетом.
«Автомат» совсем не спортивный, переключает передачи плавно и неторопливо, а типтроником я не пользуюсь – не вижу смысла попусту насиловать коробку. Кстати, она достаточно надежная, ее одновременно ставили и на S-класс с куда большими моторами. Повторюсь, коробка реально адаптивная, и если вы едете спокойно в режиме C – «comfort», коробка будет держать 1,2-1,8 тыс. оборотов и ехать на 4-5 передачах для экономии топлива, и когда вдруг захочется выстрелить, коробка не сразу поймет это желание. Решается вопрос более глубоким нажатием педали, но лично я перегазовываю и тогда двигатель отзывается незначительно быстрее.
Машиной владею недолго, поэтому про обслуживание объективно ничего не скажу. При покупке в Москве сразу же поменял масло, фильтр масляной, воздушный и салонный. По приезду в Новосибирск загнал на диагностику, вердикт – потекли передние амортизаторы, застучали опоры передних стоек, под замену левый нижний поперечный рычаг, задние шаровые шарниры (плавающие сайлентблоки), прокладка клапанной крышки и тормозная жидкость. Кроме того, через 1,5-2 тыс. км необходимо будет менять тормозные колодки и диски - пробег на сегодня составляет 136 тыс. км.
Так же сделал химию салона и отмыл мотор (химия обязательна – так, кроме чистоты исключается возможность находки силовиками чего-либо запрещенного). Через 2 недели после помывки затроил двигатель и загорелся чек – оказалось, что в цилиндры попала вода. Продули и стерли ошибку. Так же поменял тряпичную гофру впуска, которая после мытья оказалась дырявой. Через месяц вновь загорелся Check – глюк датчика температуры охлаждающей жидкости, на работоспособности мотора это никак не отразилось (хотя в холодное время года может повыситься расход топлива), ошибку вновь обнулил и на всякий случай приобрел новый оригинальный датчик. Кроме того, прежним хозяином был разбит повторитель правого поворота на зеркале заднего вида и поддавлено переднее крыло в области фары без повреждения краски. За ремонт крыла маляры зарядили приличную цену – снять, выправить, заново покрасить. Нашел спеца, выправившего крыло за 30-ть минут без его снятия и покраски, цена вопроса - 2000 руб. Так же купил оригинал фонаря указателя правого поворота за 1648 руб.; комплект прокладок клапанной крышки – 1460 руб.; плавающий сайлентблок цапфы - 1350 руб.; левый нижний рычаг передней подвески – 3545 руб.; датчик температуры (оригинал) – 1013 руб.; амортизаторы Bilstein B4 Sport «в круг», плюс отбойники (пыльники) передних амортизаторов (оригинал) – 15000 руб.; опоры передних амортизаторов – 5496 руб. Итого запчасти без работ обошлись мне почти в 30 тыс. руб., что в принципе, всегда разумно заложить в первые расходы при приобретении очередного автомобиля с рук. Стараюсь пользоваться услугами одной автомастерской, не размениваясь на копейки.
Из минусов: у меня нет подогрева сидений, радио настроено под американскую чистоту (т.е. ловит те станции, у которых после запятой нечетные цифры), при неработающем двигателе фары продолжают гореть (самостоятельное их отключение возможно лишь в режиме «auto»), и самое раздражающее – аэродинамика автомобиля такова, что от впередиидущих и встречных машин абсолютно все летит в лобовое стекло, с чем столкнулся впервые. Еще бы добавил заднему стеклу «метлу» - это нужная вещь для близоруких, как я, но даже и не знаю, предлагалась ли вообще подобная опция от производителя или нет.
На вопрос же об автомобиле теперь всем отвечаю: «Это Мерседес». Марку надо прочувствовать, осознать. Ее магия заключается во внимании к мелочам, что лично для меня является синонимом счастья и теперь понимаю, почему Benz дороже своих конкурентов. BMW свою сущность раскрывает быстрее.
Имиджевый слоган «Mercedes. Будущее автомобиля», на мой взгляд, применим к последним разработкам, а девиз компании «Лучшее или ничего» (The best or nothing - девиз Готтлиба Даймлера) пришедший на смену слогану «Как никто другой» (Unlike Any Other), вполне отражает позицию компании – это безукоризненность, ответственность и притягательность. Но мне по душе старый слоган Mercedes - «Добро пожаловать домой», он обозначал ощущение спокойствия и надежности, и именно это я чувствую, находясь за рулем своего C230 Kompressor.
Убедил ли меня Мерседес в том, что он лучше, например, БМВ? Нет. Но расширил восприятие автомобильной сущности. Думаю, идеологию Mercedes-Benz китайцам подделать будет труднее, чем BMW. Я по-прежнему остаюсь ярым фанатом «старых» БМВ, но рождаюсь как фанат «новых» Мерседесов.