Когда то, лет пять назад, я искренне считал, что у дизайнеров гелендвагена в детстве кроме игрушек из фанеры ничего не было, но когда я уже стал владельцем гелендвагена, я узнал слова главного конструктора гелика …. «Дизайн? Мы ни о каком дизайне не думали, мы делали армейский внедорожник». И это действительно так, это армейский внедорожник и все равно какой у него кузов, главное чтобы ты влазил в бронежилете и с автоматом, а вылазил там где тебе нужно.
Как же я пришел к покупке такого автомобиля как гелендваген? Я искал полноразмерный внедорожник с потенциалом для тюнинга и высокой проходимостью в заводском исполнении. А это значит со всеми тремя блокировками. Таких автомобилей не так много, большинство из них переваливают за 2 млн.руб. и их жалко мокать в грязь. Гелик производится достаточно давно и найти экземляр без передней блокировки нужно еще очень стараться (хотя есть даже такие 500GE). У гелика три волшебых кнопки базовой комплектации. В общем я купил автомобиль с тремя блокировками и все что к нему прилагалось, потом я уже полюбил и кузов, но это было позже.
Особого внимания заслуживает трансмиссия. Смотришь и понимаешь – это очень надежная вещь. Во-первых, в отличие от патриота мост имеет ниши для моста, это не эксклюзив гелика, но позволяет не снижая клиренс снизить центр масс. Низшими точками кузова являются лыжи рамы, на которых можно проскользнуть по препятствию в крайнем случае. Раздатка конечно не торчит из рамы, грозясь расколоться и не требует отдельной защиты перегружая автомобиль своим весом и всем тем, что ей удастся зачерпнуть из колеи. Крепление продольных рычагов не опущено ниже рамы, ими не скребешь и ничего не подгибаешь. Мосты простые и добротные, кто то считает что они легко гнуться, я из своего опыта и опыта коллег не нашел этому подтверждение. Мосты как мосты, упретесь ими в пинек погнете и подшипник.
Достоинства гелика: рама, трансмиссия и три блокировки в штате. Запас прочности на 35”+, но это впрочем как и у патрола и 80 лендкрузера.
Конкретно у моего гелика диски ORW и шины Maxxis Mudzilla очень интересная комбинация, потому что не имея тайрлока или бедлока очень неохотно разбинтовывается. Хотя это полностью не исключено. Я это объясняют маленьким соотношением диаметров борта шины и борта диска, потому ка натягивается она с усилием, кроме того свой вклад делает шинный герметик предусмотрительно нанесенный на новые шины и диски.
Недостатки гелика: побольшей части организационные, а именно отсутствие тюнинга в магазине, но он ему и не нужен особо. Дорогая кузовщина и несколько более дорогая чем на другие машины детали, но это спорно. Самый большой недостаток это коэффициент умножения в головах СТО при словах «мерседес гелендваген», он минимум на 30% выше. Спасает лишь то, что эта замена не требуется слишком часто и бытует шутка, что если отремонтировал в гелике узел оригинальными запчастями, то 20 лет можно не касаться. Но если не правильно эксплуатировал или подошли 20 лет, то тогда держи карман. Много шика, автомобиль люксового класса – макать дорогой автомобиль никто не хочет, слишком быстро падает остаточная стоимость.
Мудзилла за почти 2 года не слишком износилась и воет тише чем средняя шипованная резина, во всяком случае если открыть окно, то слышна шиповка проезжающей машины, а не этих шин. Шина хорошо плющиться, но, наверное, только под тяжелыми машинами 2 тонны плюс, так как является диагональной и вообще она с индексом ЭЛ-ТИ, то есть ЛАЙТ ТРАК (легкий грузовик). Она тяжела, но в холода не становиться с профилем яйца, а вместе с ORW диском вполне посильна для замены шины в одно лицо на пятое колесо. Очень агрессивные боковые зацепы, защищают боковину от порезов при движении на стравленных шинах. Протектора в виде пальмы – идеальный вариант для внедорожника, хорошо самоочищается и имеет относительно средний шум. Шина очень крепкая, не пробивал ее на внедорожье и не рвал. Как то воткнулся гвоздь в ламель покрышки заднего колеса, рукой вытащить не смог, а когда приехал домой, то гвоздь просто по дороги выпал. Не добравшись до внутренней стороны шины. Очень надежные шины, но пятое колесо я все равно держу на готове. Сейчас бы взял бы Йокохаму Геолендер MT – тоже «елка», но радиальная, полегче и, наверно, слабее боковина. Диски хорошо пошли бы с вылетом не -20, а 0. Пробывал ставить литые алюминиевые AMG R15 но, к сожалению, не налазят они на суппорта G500.
Тюнинга на гелик мало и это конечно отражается на цене этого тюнинга. Например, до сих пор нет толковых шноркелей, кроме одного частного производителя в Новосибирске и шноркель от Паджеро I, которые можно поставить на левую и правую сторону. Если у вас 5 литровый двигатель, но вам придется ставить их оба, не катастрофа, но сложностей больше. В целом тюнинг гелику и не нужен. Ставите пружины и амортизаторы +40 мм, например как я, фирмы Dobinson. Проставки можно но не обязательно и у вас +80 мм к подъёму кузова. Но проблема в том, что нужно менять отбойники делать их ниже и тут снова сказывается проблема отсутствия тюнинга на гелик. То есть отбойники болт-он есть, но по цене чугунного моста, можно поставить от камаза, но это «колхоз». Я так и не поставил, а один штатный вообще болтается %-). Потом вы поймете, что нужно менять кастор и пойдут на замену продольные рычаги. Потом вы поймете, что мосты ушли правее и нужно менять длину или крепление поперечных рычагов и вот вы заменили всю подвеску. Впрочем разбаланс получается на любой машине и для себя я выбрал более правильный путь, если хотите узнать какой смотрите здесь. В целом я бы поставил на гелик порталы и небольшую пусть даже 33” шины экспедиционного уровня (хорошо если есть возможность до установить шипы), возможно понадобилось бы поставить более жесткие амортизаторы или двойные амортизаторы, но это было бы все из тюнинга.
Мотор отличный, крепкий, устойчив к перегревам и разумным масляным голоданиям. Особенностью является две свечи на каждый из 8 цилиндров, это минус при смене свечей, что выпало на мою долю. Но зато он хорошо заводиться в любой мороз – холодная топливновоздушная смесь двумя свечками поджигается на ура, если конечно аккумулятор способен хотя бы раза три прокрутить коленвал. Целом я бы назвал это лучшей бензинкой для внедорожника, хотя это не дизель, но в сравнении с другими мерседесовскими пятилитровками он по л.с. дефорсирован, зато есть момент на низах 450 нм ровной полкой от 1800 и почти до 4000 об/мин. Это более чем достаточно для внедорожника – на пониженной мотор прокручивает колеса зажатые тормозами, а значит легко прокрутит все 4 колеса на асфальте. Больше в принципе не нужно. Двигатель прожорлив и легко съедает от 15 литров на трассе, зато можно поставить ГБО, что и делают владельцы многолитровых монстров да и я. Это приятно, когда прошлым летом в Омске газ стоил 12 р./л, а бензин 36 р./л. то позволяло иметь эквивалентный расход как у малолитражки даже на громадных колесах, но сейчас это соотношение стремиться к 2, а учетом более низкой калорийности газа и чуть большего расхода стремиться к нулю. Хотя лично я окупил установленное ГБО и сейчас получаю только выгоду. Что продолжит делать будущий владелец.
Выводы:
1. Гелик самобытный автомобиль, который сложно не заметить и остаться равнодушным.
2. Он дорог в обслуживании, салон содержит слишком много электроники и дорогой кожи. Для внедорожника это лишнее и альтернативы, если вы сторонник гелика, почти нет.
3. Гелик войсковой внедорожник. В заводском исполнении ему почти нет равных, а степень тюнинга теоретически не ограничена, а на практике его нет.
P.S. Через пару дней будут еще фото. Подписывайтесь.