Очень странное явление – массовые заблуждения в (казалось бы) очевидных вещах. Чтобы не уходить далеко от автомобильной темы возьмем, к примеру, амортизаторы. Очень многие люди искренне считают, что амортизаторы призваны сделать подвеску более комфортной, более «мягкой»… Это не то чтобы заблуждение, эта уверенность находится в прямо противоположном от истины направлении. Амортизатор должен погасить колебания подвески после прохода препятствия, не дать ей раскачиваться и прижать колесо к дороге для восстановления сцепления с поверхностью дорожного полотна и контроля управления. Амортизатор делает подвеску более жесткой, это АКСИОМА. Для смягчения служат рессоры (в виде пружин на легковушках, в виде «стопки» листов на более тяжелых машинах). Однако свято верящих в то, что амортизатор служит для комфорта переубедить не удается. Слишком широко распространилась эта идея.
Зимняя резина… Эх… Та же история…
Большинство водителей по непонятным причинам полагают, что шипованная резина лучше нешипованной. Количество водителей, покупающих «шипы», подавляющее. И самое главное заблуждение – люди свято верят, что шипы помогают на гололеде.
Самый главный аргумент – если бы неглупые инженеры, проектирующие зимнюю резину, признали бы преобладающее превосходство одного типа резины над другим, то в магазинах и был бы только один тип. Однако мы видим разнообразие. Итак:
- Нешипованная резина («липучка») на локальных выделенных участках имеет большее количество ламелей («ломтиков»), нарезанных на пятачке. Обычно – пять, шесть. Между ламелями на гололеде образуется вакуумная присоска.
- Шипованная резина обладает меньшим количеством ламелей (3-4), потому что на том же месте нужно еще и прочно закрепить шип.
Стандартные зимние дорожные ситуации.
1. Асфальт. На асфальте автомобиль с шипами похож на корову в коньках. Шипы не только не помогают торможению и набору скорости, но напротив – активно мешают. Выбор на зимнем асфальте однозначен – «липучка».
2. Утрамбованный снег. На нем шипованная резина надежно «вгрызается» в поверхность, а нешипованная забивается снегом и теряет эффективность. Выбор на укатанном снегу – только шипы.
3. Рыхлый снег. Понятно, что в снежной «каше» лучше всего работала бы внедорожная резина с крупным «шашечным» протектором. Но у нас другой выбор. «Липучка» забивается снегом, но и шипы ощутимого преимущества не дают. Итог – легкое превосходство шипованной резины.
4. Сухой гололед. При низкой температуре и пасмурной погоде (поверхность льда не растапливается солнечными лучами) липучка присасывается вакуумными насосами и имеет вопреки общенародному мнению громадное (около 20%) преимущество перед шипами. Комментарии излишни.
5. Влажный гололед. При солнечной погоде или при повышении температуры воздуха на поверхности льда образуется влажная пленка. Липучка справляется с этой проблемой водоотводами, но эффективнее шип, впивающийся в подтаявшую поверхность льда.
6. Гололед, покрытый свежевыпавшим снегом. Самая мерзопакостная дорожная ситуация и нет серьезных аргументов – какой же тип резины лучше.
7. Несколько лет эксплуатации. Это важно! Уже за первый год использования в городских условиях шипованная резина теряет от 15 до 30% шипов, плавно превращаясь из шипованной в хреновую нешипованную (ламелей-то в два раза меньше!).
Вывод неоднозначен. Поселок, небольшой город с дрянными коммунальными службами предрасполагают к длительному вождению по укатанному снегу. Тут выбор очевиден – шип. Крупный мегаполис предрасполагает к липучке. Если условия неоднозначны, не стесняйтесь, попробуйте включить мозги (а когда, если не сейчас). Только не обращайте внимания на аргумент – «все так говорят».
Выбор производителя прост до омерзения – в рейтинге зимних шин цена четко отображает качество. Поэтому (если Вам слегка дорога собственная жизнь) выбор должен быть сделан в пользу «Мишлен» и «Нокиан» (безусловного лидера).
Остался только один момент. Честно говоря, у меня любимое пиво бельгийское. Но чешское и немецкое тоже бывает волшебным. Вы пробовали чешское «Крушовица» лицензионного изготовления? Которое делается в России. Неплохо? А пробовали его же в Праге? Не бывали в Праге? Не беда! Не «пожопьтесь» - купите чешское за 200 рублей и наше за 50. Почувствовали разницу?!!
Я Вас уверяю – между финской резиной, сделанной в Финляндии и оной, сделанной по лицензии огромная разница. Был печальный опыт эксплуатации.