Добрый день. Мой обзор будет не о самом популярном автомобиле. Японец голландской сборки, который перестал выпускаться в 2003 году, да и еще и со страшным и необычным двигателем «GDI». Из небольшого экскурса в историю: каризмы выпускались в Голландии, совместное предприятие НедКар и ММС. В 2001 пережили рестайлинг. В России продавались официально Рольфом, при этом машина чисто европейская, в Японии их не производилось вообще. По заявлению производителя это что-то среднее между галантом и лансером. Варианты двигателей - совсем овощной 1,3, беспроблемный 1,6 «4G92» на около 100 сил, 4G93 GDI с непосредственным впрыском и ТНВД на 128 сил («бензиновый дизель») и настоящий дизель, которых в РФ практически нет. Выпускалась в кузовах лифтбек и седан, при этом дизайн седана очень спорный. Мне досталась рестайлинговая машина 2002 года с мотором GDI в кузове лифтбек, продал знакомый за 230 т. р. (весна 2015). Это был мой первый автомобиль, в довесок к которому я получил разбитую подвеску, половину неработающей электрики, побитый и покоцанный кузов, но свежий контрактный мотор. За год эксплуатации машина проехала около 30 т. км, скаталась в Сочи и Питер, в остальном Москва и МО. Общий пробег кузова 290 т. км по одометру, у мотора около 100 т. км. Проблем возникало много, но ситуаций, чтобы она просто встала, к счастью, не было. Даже когда порвался ремень генератора я проехал на ней еще около 100 км. Перейдем непосредственно к делу.
Кузов на всех каризмах оцинкован, поэтому при безаварийной эксплуатации и отсутствии колхоза, не смотря на возраст, никакой ржавчины и гнили быть не должно. Однако есть слабое место – это вода в салоне и багажнике. Течь может откуда угодно: от омывателя, из под резинок дверей, из под антенны, технологических отверстий, лобового стекла и т.д. Естественно влага сохранности кузова не способствует, поэтому за этим нужно всегда внимательно следить. Моя каризма билась в зад предыдущим владельцем, была переварена и переварена плохо. Как итог, из-за бампера в дождь чуть ли не ручьем лилась вода в багажник под обшивкой, что обнаружилось не сразу, в результате – прогнившая изнутри арка.
Салон. Конечно это не мерседес, дизайн немного архаичный, но автомобиль считался классом выше лансера, поэтому в большинстве представленных вариантов богат комплектацией. Электроприводы зеркал и стекол, подогрев сидений, климат-контроль, омыватель и корректор фар, передние и задние противотуманки, бортовой компьютер и т.д. К тому же очень удобные сиденья и неплохой руль. Места в салоне также достаточно, два человека сзади сидят очень комфортно, а скрипов и сверчков на 14 год эксплуатации почти нет. Звукоизоляция также на уровне, конечно это не бизнес-класс, но вполне можно спокойной разговаривать.
К коробке автомат нареканий нет и быть не может. Обычный 4-х ступенчатый японец, который ходит сотни тысяч километров без каких-либо проблем. Конечно немного подтупливает, но в пределах нормы, после привыкания так вообще кажется сказкой. За все время эксплуатации только поменял масло. На механику очень много нареканий, профильный форум на половину наполнен темами о ее ремонте. Поэтому если каризма – то только автомат.
Двигатель 4G93 GDI. В интернете мнение о данном моторе скорее отрицательное, ввиду сложной эксплуатации и на практике это мнение скорее подтверждается. Мотор можно назвать тяговитым для овоща. 128 Л. С, при 1.8 литра и 1.2 тонны авто очень хорошо подхватывают автомобиль, после русских авто и новых бюджетных иномарок даже чувствуется какой-то налет спортивности. Это единственная причина, по которой стоит брать каризму с этим мотором (хотя владельцы обычных 1.6 MPI говорят, что он не сильно уступает «джедаю» по резкости), теперь о минусах. Конечно это проблемы эксплуатации: только 95-й бензин и только на брендовых заправках, свечи которые ходят по 40 т. р. и стоят 800 р. за штуку, постоянный нагар от некачественного топлива и забитый дроссель, ЕГР, коллекторы, катализаторы и выходящие из строя лямбды (это при том, что заправка в Москве и на самых дорогих АЗС). Ну и конечно самое страшное - ТНВД. Наверное не этого ждешь, когда покупаешь старого «японца»? Машина просто не переваривает наш бензин. Но еще хуже другое: большая часть сервисов просто отказывается их ремонтировать или попросту не может определить проблему. В Москве, допустим, только один сервис, который гарантировано найдет и исправит проблему (проверено на горьком опыте). Стоит соответствующе. Есть еще один небольшой, но плюс. Найти контрактный двигатель не проблема, стоят они 25-30 т. р. На моей машине поставили новый мотор в 2014 году, реальный пробег около 50 т. км. При этом стоит отметить, что Джедаевский моторы в России никто не шьет, их тюнинг никаким образом не возможен, только полный свап.
Подвеска у авто достаточно жесткая и, к сожалению, не самая надежная. Машина практически все время передвигается по Москве (качество дорог почти европейское), при этом за год перетряхивается уже второй раз. Причем не просто втулки и шаровые, а рычаги, стойки, подушки, тяги. Возможно конечно дело в некачественных аналогах.
Тормоза и управляемость. Тормозная система отличная. И спереди и сзади диски, тормозит очень эффективно, АБС не тупит, когда надо выручает. Управляемость у авто также отличная для своего класса, замечательно держит дорогу, очень хорошо входит в повороты на больших скоростях. Руль достаточно тугой (после современного авто кажется, что в каризме вообще нет усилителя), но лично мне это по душе, машина не валится от каждого касания, при этом очень послушна.
Эксплуатация.
Цены на запчасти не очень радуют. При этом качество некоторых аналогов оставляет желать лучшего, оригиналы стоят космических денег, приходится иногда играть в русскую рулетку.
За год в машине заменено: прокладка свечных колодцев с прокладками клапанных крышек (болезнь каризм – масло в колодцах), лямбда, ремонт дросселя (отвалился магнит, болезнь каризм), ремень генератора (порвался), полный комплект ГРМ, тормозные диски и колодки, задние амортизаторы, задняя лямбда, тросики ручника (болезнь каризм), практически все стабилизаторы, задние и передние рычаги, подушки двигателя, все бензофильтра, катушки и наконечники, свечи два раза, демпфер, почищен двигатель и форсунки. На подходе ТНВД и бензонасос в баке.
Далее стоимости некоторых з/ч (exist Мск):
Ремень ГРМ (аналог) – 1200
Натяжитель ремня ГРМ (оригинал) – 5 т. р.
Помпа (аналог) – 2 т. р.
Колодки передние (брембо) 2 т. р. комплект
Лямбда – 2 т. р.
Ремень генератора (оригинал) – 600 р.
Рычаг передний (аналог) – 2,5 т. р.
Пружина задняя – 1300 р.
Новый ТНВД стоит как половина машины. Поддержанный 8-15 т. р. Также есть умельцы, которые их перебирают.
По расходу бензина: трасса 5,5-7 литров, город 9-12, в зависимости от стиля и исправности авто.
Из типичных болезней еще можно отметить электрику. Проблемы с БК, климатом, сигналом, электроприводами возникают довольно часто. Но это мелочи, связанные с возрастом и неаккуратной эксплуатацией.
Чтобы сделать эксплуатацию данного авто менее проблемной дам пару советов на собственном опыте: не катайтесь на пустом баке, выходит из строя бензонасос. Заправляйтесь только 95+ и только на проверенных заправках, почаще меняйте фильтра, тщательно подходите к выбору масла. Обязательно вырезайте катализаторы, так как проблем они Вам доставят ого-го и ставьте обманку на вторую лямбду (машина заживет новой жизнью). Для успокоения совести перед этим сделайте пожертвование в Гринпис. Ну и в целом – просто следите за своим авто.
Если подытожить, не смотря на все, машина мне нравится. Своей «какбы» спортивностью, необычностью и характером. А рычание выхлопа после удаления катализатора доставляет несравнимое удовольствие (закрыв глаза можно почувствовать себя Колином МакРеем). И не смотря на то, что за год эксплуатации только на ремонт я вложил в нее половину ее настоящей стоимости я могу сказать, что если бы сейчас передо мной встал выбор, что брать за такие деньги – я бы снова взял именно ее. Хотя вполне допускаю, что дело тут банально в отсутствии достаточной информации для сравнения с другими авто)