Здравствуйте. Получилось много, не знаю, осилит ли столько кто-нибудь )). Но данная информация, думаю, пригодится тем, кто в поиске такого или подобного авто.
Предыстория.
В наличии есть Тойота Калдина 2007 года. В собственности 10 лет. Необходимость покупки второй машины была обусловлена, в первую очередь, рождением третьего ребенка. В Калдине стало тесно путешествовать. Даже установив детское кресло на переднее сиденье, одному взрослому и двоим детям (один из них на бустере), на заднем диване было тесно. Если поездки по городу еще были терпимы, то в поездках за город, а уж тем более в путешествиях, стал ощущаться дискомфорт. Решили, что нужно авто более, чем 5 местное.
Кроме того, я, как многодетный гражданин, получил земельный участок, расположенный на склоне, и начал там строительство. Подъезд к участку в дождь и снег мне показался затруднительным. По этой причине стал думать о машине с полным приводом, клиренсом повыше и способной уверенно таскать прицеп для доставки стройматериалов на участок. Были также второстепенные факторы, одним из которых был запланированный отпуск в Крым. Изначально планировали перелет на самолете. Я предложил жене не тратить деньги на билеты, а вложить их в стоимость авто.
В мае 2018 года батя одарил меня 200 000 р на покупку второй машины, в связи этим стал думать, что купить. При этом, я понимал, что за 200 тысяч подходящего для меня нет. Подал заявку в банк, и мне одобрили максимальный кредит на 500 000. Определил для себя такие критерии:
1. 6-8 мест.
2. Общая стоимость со всеми затратами, включая страховку, не должна превышать 725 000 р.
3. Надежное авто, проверенное временем. Его ремонт не должен бить по карману, возможен своими силами в своем гараже и в обычном автосервисе.
4. Недорогие запчасти.
5. Атмосферный бензиновый двигатель, мощностью не более 250 лошадиных сил, объемом более 2,5 л. Вообще рассматривал и дизель, но решил, что в ремонте он дороже, топливо дороже, масло менять чаще, запускается в мороз хуже, салон прогревается дольше, что для детей зимой не есть хорошо.
6. Полный привод и клиренс для уверенного выезда на природу.
7. Возможность раскладывания сидений в ровную кровать для сна во время путешествий.
8. Руль не принципиально, коробка любая.
В рамках этих критериев рассматривал в первую очередь Тойоты: Хайс Региус и Туринг Хайс и Гранд Хайс, а также Митсубиши Делика. Факультативно рассматривал Ленд Крузер Прадо (1999-2002), посматривал на: Сиенну (2000-2003) и Хайлендер (2000-2003). Также рассматривал Фольксвагены Мультивены и Каравеллы. В качестве экзотики рассматривал Тойоту Секвойю (2000-2004).
Крузер и Хайлендер решил не брать, так как прочитал, что для семейных путешествий ничего лучше микроавтобуса не придумано. Сиенна не понравилась отсутствием запасного колеса в полноприводной версии. На Мультивены и Каравеллы не нашел даже объявлений, чтоб и бензин, и полный привод, и за эти деньги. Остановился на оставшихся вариантах. В Красноярске и в его окрестностях ничего стоящего не нашел, а ехать за тридевять земель за котом в мешке побаивался. Реально рассматривал покупку просмотренного мною на рынке Тойота Туринг Хайс за 529 000 р (с торгом). Он был в неухоженном состоянии, но с удивительно чистым салоном со шторками. Стоял контрактный двигатель и кузов был без признаков серьезных ДТП (на всех боковых элементах сохранились выгоревшие от времени наклейки в виде слов «Туринг Хайс»). Плюс, у него были рейлинги на крыше, что меня подкупало, так как я знал, что буду возить бокс на крыше. При осмотре мною было установлено:
1. Лобовое стекло все в трещинах.
2. Сильно побит камнями капот и передние крылья.
3. Стекла передних фар и поворотников с трещинами.
4. Стук рулевого управления.
5. Зимняя изношенная отечественная резина (в мае месяце).
6. Наличие кассетной магнитолы.
7. Наличие множественных повреждений пластика салона (были сломаны дефлекторы воздуховодов и т.д.).
8. Не критично вмят порог.
9. Сигнализация древняя, без обратной связи.
10. Отсутствуют коврики (мелочь, но приятен подход предыдущего хозяина).
Продавал перекуп, вел себя, как и положено, - на мои замечания говорил, что все так и должно быть, что тоже оттолкнуло от покупки. Но умом я понимал, что можно забить на его поведение, денег на восстановление остается достаточно (200 000 р), вариант хороший. Был только один вопрос: хватит ли оставшихся 3 недели, чтоб привести авто в надлежащее состояние, способное без серьезных поломок совершить путешествие с семьей за 12 000 км? Ответа я не знал, поэтому на покупку не решился.
Но в запасе было объявление о продаже Делики за тридевять земель (в Хабаровске) Объявление о продаже еще есть в архиве
Mitsubishi Delica 1998, Хабаровск. Значилось о замененных на контрактные двигателе и коробке и многих улучшениях. Имелся отзыв на данном ресурсе Отзыв о Mitsubishi Delica). Списался с продавцом, неделю общались в Ватсапе, получил много фото, видео и ответов по интересующим меня вопросам, хозяин уменьшил в объявлении цену от изначальной до 649 000 р, и я решил, что надо брать.
Покупка.
Взял два билета на самолет до Хабаровска для себя и бати. Предварительно отправил задаток 10 000 р. Договорился с хозяином для подстраховки о расчете после перерегистрации, попросил его, чтоб он оформил диагностическую карту для быстрого переоформления, сам оформил в Красноярске страховку, чтоб не терять время на это в Хабаровске, и напечатали договор, с которым каждый ознакомился. Хозяин предварительно снял установленную шноркель в месте с передним правым крылом (временно установив другое) и багажник на крыше, для беспроблемной перерегистрации. В назначенный день хозяин встретил нас в аэропорту, прокатил по городу. Бегло внешне осмотрели авто, немного напрягло следующее:
1. Сильно гремит рулевое на кочках, которыми меня удивил Хабаровск (по ощущенью изношен рулевой кардан).
2. Сдвижная дверь очень сильно гремит.
3. Мелочи: в задних стоп-сигналах установлены лампочки на 24V, не работают противотуманные фары (неправильно были подключены), отсутствует кронштейн фиксации упора капота. Все это устранили на месте. Кроме того, на авто были установлены диски с отрицательным вылетом, которые при вывернутом руле задевали за подкрылки и издавали неприятный хруст (напоминал хруст изношенных приводов).
4. Салон очень грязный (по фото и видео это было видно, хозяин об этом предупреждал, но фото не отражали всего масштаба бедствия, вживую все выглядело гораздо хуже).
5. Очень едкий запах лимонного ароматизатора (сразу его выкинул, но запах еще долго оставался в салоне).
6. Было много мелких повреждений пластика салона.
Но машина в остальном соответствовала описанию. Мною было решено брать, хотя батя намекал на необходимость осмотра других вариантов. Я решил, что это авто хотя бы с усеченной, но проверенной историей, хоть и кот в мешке. Другие машины вообще будут котищями ). Переоформили в ГАИ (таких очередей как очереди в ГАИ Хабаровска я давненько не видал), отдал деньги, получил авто. Хозяин установил назад шноркель и багажник, дал в дорогу старенький, но исправный компрессор для подкачки шин, комплект со жгутиками для ремонта шин и «фирменную» тягу для домкрата. Попрощались хорошо, хозяин проводил на другой машине по оптимальному маршруту для выезда из города, посигналили друг другу на прощанье, и – в путь. Впереди было 4000 км.
Перегон.
Перегон – это отдельная тема, кратко напишу, что доехали до дома благополучно за 2,5 дня. Перед поездкой я распечатал с этого сайта «легенду дороги». Всю необходимую информацию, включая место расположения «амурских волн», кафе и заправок, брали из нее. В день проезжали около 1500 км в режиме с четырех утра до часу ночи. Останавливались, конечно, у стеллы Москва-Владивосток, особое впечатление оставило кафе «777». Так вкусно и недорого мы не ели больше нигде. Ехали по очереди в режиме 90-100 км в час. Доехали без единой поломки, немного напрягал гул в районе заднего моста. Списал это на сложность трансмиссии. Пару раз при движении в дождь загоралась лампочка ABC. И выяснилось, что не работает ручник. По приезду написал про ручник хозяина, он ответил, что-то в духе, что ручник опасная вещь зимой, и предыдущий хозяин по этой причине его деактивировал )). А, да, был курьезный случай. В первый день пути, когда стемнело, решил включить дальний свет, а он не работает. Сообщаю бате о том, что, видимо, кулиса сломана, так как рычажок от себя не отталкивается. Решили ехать на ближнем, а он был отвратительным. Тогда я стал ехать и держать кулису в постоянно натянутом положении (в режиме моргания). Так, проехали, наверное, с час. Очередной встречный товарищ, не переключившийся с дальнего на ближний, вызвал желание моргнуть дальним светом ему. Я, дернул на себя рычаг переключения и о чудо, дальний зафиксировался и продолжал гореть без посторонней помощи. Такой вот необычный режим переключения с дальнего на ближний свет.
Первоочередные работы.
По приезду я экстренно начал готовить машину к поездке в Крым. Каждый день, возвращаясь с работы, я бежал в гараж и проводил там время с Деликой до полуночи.
1. Первым делом было решил заняться видимыми косяками. Начал с демонтажа всех кресел. Снятые кресла я доставлял домой и вместе с женой их подвергали чистке различными средствами, избавляя от запаха и грязи.
2. Заменил сломанную накладку в багажнике.
3. Заменил сломанный кожух рулевой колонки.
4. Заменил сломанные солнцезащитные козырьки (не держали в горизонтальном положении, постоянно самопроизвольно опускались).
5. Зачистил корпус салонного зеркала заднего вида от осыпавшегося от солнечного перегрева пластика.
6. Заменил ручку на стойке переднего пассажира, так как имеющаяся не имела заглушки, что меня отвлекало.
7. Пенным очистителем попытался очистить потолок. Не получилось. Купил еще один баллон, попробовал, тоже не помогло, только промучился и деньги потратил.
8. Снял и отдал в ремонт и покраску задний бампер. На нем была небольшая вмятина, оставшаяся от предыдущего хозяина (об этом мне было известно до покупки). После покраски поставил все на место.
9. Постирал все тряпичные элементы салона с полным демонтажом их из авто. Мелкие пластиковые компоненты салона также были подвергнуты стирке и чистке.
10. Закрепил на все точки крепления передние подкрылки и передний бампер.
11. Продиагностировал и заправил кондиционер. Рассчитывал, что будут подводные камни, но потребовалась только заправка. Самостоятельно прочистил задний кондиционер от грязи, так как он распложен горизонтально под днищем, и был основательно загрязнен.
12. Заменил перегоревшие лампочки в салонных светильниках, подсветки блока отопителя, кнопки аварийной остановки, в приборной панели, в пепельнице (сам не курю, использую ее для мелочей), в кнопке обогрева заднего стекла.
13. Заменил площадку под кнопку стеклоподъемника пассажирской двери. Старая отличалась по цвету от других панелей.
14. Заменил задние тормозные колодки (Акебоно). При разборе установил, что на одной ступице нет колодок и механизма ручника. После замены колодок поехал на их тестирование, с одной стороны пошел дым (закис суппорт).
15. Начал экстренно искать суппорт. В продаже был суппорт за 3500 р и полуось в сборе с суппортом за 2700 р, но от кузова PD4W. Сравнили, все одинаково, взяли полуось, заменили, все заработало.
16. При замене суппорта обнаружили с батей течь сальника полуоси. Решили его менять. Купил сальник и уплотнительное кольцо. Разобрали, заменили сальник. Пока вертел полуось в руках, обнаружил гул, которого не было на купленной из-за суппорта полуоси. Решили ставить ее, но на ней не было кольца ABC. Купил новый оригинальный подшипник и сальник, а также ограничительное кольцо, которое не дает полуоси выйти наружу во время движения (оригинала кольца не было, купил дубликат, так как дело было к вечеру и невинная замена суппорта затянулась). Попробовали разобрать полуось в гараже, но не получилось. Загрузил ее в Калдину, поехал в автосервис. Отдал ее в работу с условием, что сделают до закрытия (было воскресенье и уже под вечер), а я доплачу. Спасибо сервису, сделали за часа два. Я как мог помогал ребятам в сервисе, так как надо было эту полуось еще поставить (для удобства работы мы сняли полуось не в гараже, а перед гаражом, и машину в разобранном состоянии не хотелось на улице оставлять). Намучились в этот день до ужаса. Закончили в часов 12 ночи. За одно поставили с купленной полуоси тормозной диск, так как он был на порядок лучше имеющегося. Я был усталый, но очень довольный, что все получилось.
17. На боковых панелях салона отсутствовала часть клипс. Накупил их целый мешочек почти на 1000 р )).
18. В последний день перед выездом проверил и долил трансмиссионную жидкость в раздатке и мостах. Исправил перекос бардачка. Установил багажник на крышу и бокс. Загрузил в бокс вещи (палатку, спальники, коврики под спальники, газовую плиту и 10 баллонов к ней, сменную одежду и инструменты для возможного ремонта, резиновое ведро и другую мелочь)). Получился полный бокс )). Уже по темноте поставил машину во двор, на Калдине закупился в супермаркете, сложил еду в Делику, поставил Калдину в гараж и уже за полночь бухнулся спать. Впереди было 5400 км до Крыма.
Поездка.
Путешествие в Крым машина выдержала на отлично. По дороге туда заскрипела верхняя правая шаровая опора (высохла смазка). По приезду в Крым заменил ее в Севастополе в автосервисе (работа 400 р). В дороге начал свистеть ремень кондиционера (после его подтяжки проблема уходила, но через тысячи три километров появлялась снова и таким же образом устранялась). В Крыму при повороте ключа зажигания в момент запуска однажды запуска не произошло. Дело было далеко от цивилизации, что хорошенько меня напугало. С 10-ой попытки запуск произошел, после которого даже боялся глушить двигатель (позже это повторялось несколько раз, причина была в активаторе АКП). На обратном пути под нагрузкой стал подрагивать двигатель. Временно решилась проблема заправкой 95 бензина G драйв от Газпромнефти (по приезду домой почитал интернет и выяснил, что проблема в свечи зажигания, что позже подтвердилось при замене). И была мелкая поломка концевика двери водителя, при котором перестал гореть индикатор ее открытия.
Дальнейшие работы после возвращения домой.
1. Для устранения стука сдвижной двери заказал контрактный верхний ролик из Владивостока. По приходу установил, но стук остался. Разобрал обшивку двери и выяснил, что гремит стекло двери, так как оно не закреплено. Закрепил его, и стук пропал.
2. Сразу как купил, обратил внимание, что при открытой двери багажника не загорается индикатор открытой двери. Думал так и надо, но установил, что дело в замке. Новый стоил дороговато, прочитал, что большинство владельцев решают эту проблему покупкой китайского замка с Алиэкспресс. Поступил также, индикатор заработал. Правда качество самого замка хуже оригинала, и ставить его я не советую (лучше взять контракт).
3. Обнаружил, что часть левого порога сгнила. Отдал в кузовной цех. При ремонте попутно установили, что сгнила и часть задней арки. Гнилой металл вырезали и заменили удаленные элементы на стальные элементы. После все обработалось и покрасилось. За одно устранил вмятину на двери багажника, которая досталась мне от предыдущего хозяина. Отремонтированный элемент покрасил.
4. Заменил свечи зажигания (поставил иридиевые), высоковольтные провода и прокладку коллектора. Делал все сам в гараже, не сложно, но нудно. За два дня справился, все необходимые фото отчеты есть в интернете. Тряска двигателя под нагрузкой исчезла.
5. Заменил негоревшие лампочки в блоке заднего климата. Одна кнопка, кроме перегоревшей лампочки подсветки, не имела индикации режима работы (при включении печки не загорался индикатор на кнопке). Отдельно кнопки не продавались, ради такой приятной мелочи пришлось купить контрактный блок климата и взять с него только кнопку.
6. Заменил нижний рулевой карданчик. Стук в рулевом уменьшился, но не прошел.
7. В целях продолжения устранения стука рулевого заменил рулевую колонку, так как верхний карданчик был в ее составе и отдельно от нее не меняется. Ох, и помучался с ее заменой. Потратил на это целый день. При этом пришлось еще и переставить кочергу со старой рулевой колонки на купленную, так как на ней оказалась не исправна кнопка овердрайва. Стук в рулевом уменьшился, но не прошел.
8. Площадка под АКБ была разломана. По ошибке купил контрактную деталь от дизельной (она предназначена для двух АКБ), но она не подошла. Ее продал и купил уже от бензиновой с последующей установкой.
9. Отдал машину на химчистку потолка. Результат был поразительным. После чистки потолок стал аж на два тона светлее ).
10. Подключил установленные противотуманные фары к зажиганию (использую их в качестве ДХО). Теперь они включаются автоматически при включении зажигания и гаснут при выключении.
11. Поменял пластик вокруг пепельницы, который был поврежден.
12. Установил недостающие пластиковые заглушки на узлах крепления сидений к полу.
13. Занялся передней подвеской. Продиагностировал ее в автосервисе. Там же заменил рулевые тяги, рулевые наконечники, нижнюю правую шаровую опору, верхнюю и нижнюю левые шаровые опоры, сайлентблоки нижнего левого рычага, а также болты-эксцентрики нижнего левого рычага, без замены которых не выполнялся развал-схождение. Стук рулевого практически исчез, остался незначительный стук при езде по гравийной дороге в рулевой рейке.
14. Заменил втулки заднего стабилизатора. При замене оказалось, что скобы их крепления имеют трещины (одна скоба сварена по трещине). Заказал оригинальные на Экзисте и заменил их.
15. Заменил передние колодки (Акебоно).
16. Купил недостающие колодки ручника (Акебоно) и распорку механизма ручника (распорку взял аналог, и пожалеть пришлось. Ее пришлось дорабатывать тисками и болгаркой ). Другие недостающие детали были взяты с ранее купленной полуоси. При установке обнаружилось, что тросы ручника закисли. Реанимировал их по очереди с помощью вливания в них тормозной жидкости и периодического шевеления троса в оплетке (на каждый трос ушло по одному дню). Ручник восстановлен и отрегулирован. Зачем? Для порядку!
17. Заменил выгоревшие и сломанные предыдущими хозяевами диффузоры воздуховодов салона.
18. Купил водительское сиденье с подлокотником (в поездке в Крым мне его не хватало). Плюс у купленного кресла было две крутилки, регулирующие подушку сиденья по высоте и наклону. Чтоб не заморачиваться с перешивкой сиденья (цвет не совпадал) ткань снял со старого сиденья и одел на новое. Получилось отлично. Только подлокотник остался в старой ткани, но в общей композиции это не бросается в глаза. Заодно, когда менял обивку, постирал ее. Довольный успехом снял обивку и с пассажирского сиденья и также постирал ее.
19. На складном кресле второго ряда не было заглушки, закрывающей шарнир механизма. Оказалось, это опасно для детей, так как ребенок может удариться о неприкрытые части при посадке в авто. Заказывал эту заглушку на Экзисте 3 раза, но был отказ в каждом случае. Нашел в Красноярске парня, который продавал детали с перевернутой Делики, и он согласился продать эту заглушку отдельно от сиденья, чему я был рад, так как и не знал уже как решить эту проблему. У этого же продавца купил ремни безопасности водителя и пассажира. Водительский ремень имел бахрому по краям, а пассажирский не утягивался, как положено. Он же продал мне недостающий кругляш в утеплителе пола салона, закрывающий узел крепления кресла. По цвету отличается, но выбора не было. Там же купил электрозамок сдвижной двери (старый затягивал двери, но издавал звук проскальзывающей шестеренки).
20. Как я писал ранее, у Делики был плохой ближний свет. Для решения этой проблемы купил передние фары. Те, которые стояли на машине, имели сломанные крепления, были мутноватыми и имели защитную подзатертую пленку, которая тоже ухудшала освещение. Плюс купил лампочки для ближнего света +130%. Поставил фары и лампочки. На лампочки установил шторки, для исключения галки праворульных фар, переделав свет на ровный (американский). Ближний свет значительно улучшился.
21. Установил недостающий брызговик переднего колеса (при покупке его не было). Для этого высверлил из крыла три обломанных болта.
22. Заменил сгнивший кронштейн заднего кондиционера (пришлось делать, не снимая его, чтоб не выпустить фреон).
23. Отремонтировал задний прикуриватель, расположенный в багажнике.
24. Установил левую длинную подножку для облегчения посадки детей в авто. С ней пришлось помучиться. Предварительно ошкурил ее и покрасил. Восстановил узлы крепления ее к порогу (с восстановлением одного узла пришлось обратиться в автосервис).
25. Прочистил активатор АКП с полным разбором для исключения необоснованной блокировки запуска двигателя.
26. Заварил узел крепления глушителя к кузову (контактной сваркой в автосервисе).
27. Очистил следы клея на дверной карте переднего пассажира.
28. Заизолировал и закрепил к кузову датчик ABC переднего правого колеса.
29. Заменил доставшийся от предыдущего хозяина задний поворотник, на котором была трещина (предварительно пару вечеров полировал его от микроцарапин в домашних условиях).
30. Заменил пассажирский ремень безопасности.
31. Выполнил ремонт креномера.
Планы по замене уже купленных деталей:
1. Замена фиксатора тормозной трубки и фиксатора тормозного шланга на заднем мосту.
2. Устранение скрипа в заднем правом колесе при движении задним ходом (думаю дело в распорке ручника или в подзакисшем суппорте).
3. Замена водительского ремня безопасности.
4. Замена электродоводчика замка сдвижной двери.
5. Замена пыльника привода левого переднего колеса (старый имеет микротрещины).
6. Установка водительской подножки.
7. Замена купленного троса управления заслонкой прямоточного поступления воздуха в отопитель (кондиционер).
Всего на устранение данных работ потрачено 68617 р. На расходники, шины, диски и другие траты, не связанные со старением авто, плюсом потрачено 63340 р (из них самое дорогое на новые зимние шины 27000).
Планы на перспективу:
1. Устранение масляного отпотевания на стыке АКП и раздатки (нужна замена сальников, что требует снятие раздатки).
2. Устранение образовавшегося масляного отпотевания двигателя.
Хотелось бы также поставить фаркоп и мечтаю о кожаном руле Nardi с деревянными вставками.