Пару недель назад, 9-10 декабря, отправился вместе с друзьями в небольшое путешествие в парк Зюраткуль. Это заповедник на Южном Урале, на территории которого находится одноимённое озеро и всяческие природные красоты, в 470 км от Перми. Ехали двумя машинами: я из Перми, и товарищ на Шкоде Йети из Екатеринбурга. В планах было выехать в 6 утра, приехать туда между 12 и 13 часами, заселиться на базу, отправиться на прогулку по парку, переночевать и утром двинуть обратно.
Однако в планы вмешалась погода. По прогнозу должно было быть пасмурно и небольшой снег (1-2 см осадков). По факту же начиная с Красноуфимска (это 260 км пути) началась метель, которая шла в тех местах, судя по всему, всю ночь. Скорость движения снизилась, так как грести снег в такую погоду дорогу можно столько же, сколько есть суп под дождём (т.е. бесконечно), и начиная от Месягутово дорога местами просто была под хорошим таким слоем снега. Ребята из Еката, когда мы были где-то в Сатке, позвонили и сказали, что уже час стоят в пробке на федералке М-5 в очереди из фур, не могущих подняться в горку.
В Сатке и у нас начались немного фуры, но главная проблема поджидала уже в самом заповеднике. Начинается он в селе Магнитском, от которого до озера и одноимённого села Зюраткуль 12 км. Село состоит из одной улицы, которая имеет приличный уклон. После него грунтовка 2 км петляет, поднимаясь в горку по склонам в овраге речки, название которой я благополучно забыл, доходит до хозяйства по разведению маралов (местных благородных оленей) и дальше 10 км идёт уже почти по прямой без уклонов.
Проблемы начались ещё в самом Магнитском: улица там шириной на полторы машины, потому для разъезда со встречкой я немного срулил в бок, после чего тронуться в горку я не сумел ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза, колёса (а точнее колесо) срывались в букс, в том числе после небольшого отката назад. В этом месте напомню, что зимняя резина у меня - Bridgestone IceCruiser 7000, шипованная. Когда я вышел из машины, сам не грохнулся только потому что схватился за машину - под слоем снега в 10-15 см был фактически лёд. В итоге кое-как с использованием ручника я развернулся, спустился с горки вниз и со второго захода доехал до "промежуточного" чек-поинта в конце Магнитского - там была небольшая площадка без уклона. Пока ехал вниз, мне на встречу попалась та же машина, при разъезде с которой я встал.
Вторая попытка въезда закончилась уже вне Магнитского: я проехал от силы метров 100. Ехал я на второй, дабы не срывать колёса в букс, но отсутствие достаточного разгона и необходимость поворачивать привели к тому, что через пару поворотов я таки встал. Выше по склону стояла Калина, а ещё дальше за поворотом виднелась ещё одна - та самая первая встречка (на вид нечто китайское, так как марку я не смог опознать). За мной остановился Аурис. Окей, на ручнике, при помощи товарища и водителя Ауриса, которые толкали морду в бок, я развернулся и спустился к чекпоинту. Там я решил постоять, подумать и подождать. Мимо проехало несколько полноприводников, снова вернулась и поехала вниз брать разгон первая встречка, затем спустился Аурис, водитель которого сообщил, что смог проехать от силы ещё метров 150, выразил плохим французским языком отношение к погоде и сказал, что едет домой, благо он местный по сути.
Так мне домой ехать было далековато, и на подходе подъезжать вторая машина, то я решил попробовать подняться в третий раз. Разгон я старался взять как можно больше, ехал на второй. Проблема была в том, что на ней у меня через 300 метров стало не хватать тяги - скорость упала, на первой же её был избыток, резковатая педаль газа Лансера не позволила мне (ну или моя растущая из эээ задницы нога) нормально её дозировать, и вскоре я всё же встал.
После этого мы вернулись к КПП на въезде в заповедник и стали ждать вторую машину. Мимо нас проехало ещё несколько передеприводников, не осиливших подъём. Поскольку Йети товарища - переднеприводная, то проблемы у него возникли бы ровно те же. Общение с сотрудниками КПП не привнесло ясности, будет ли грестись дорога, нам предложили позвонить в администрацию заповедника, где никто, естественно, трубку не взял (была суббота).
К двум часам подъехал товарищ на Йети, и заодно нам сказали, что в течение часа по дороге пройдёт грейдер. Мы решили подняться к чек-поинту и ждать там - благо к тому моменту там уже было две машины, помимо наших, и ждали чего-нибудь. Ожидание нам скрашивало обсуждение количества попыток подняться иных автомобилистов: один товарищ на Солярисе сделал не менее 5 подходов, но горка ему так и не далась.
Поскольку грейдер не появился ни через час, ни через полтора, мы уже решили ехать в Месягутово, где у кого-то из компании нашлись родственники, готовые нас принять всей толпой. В тот момент, когда я уже шёл к машине, рядом остановился Амарок, водитель которого задал сакраментальные вопросы "что делаете? наверх хотите?". Естественно мы ответили что да, хотим, я достал свой трос, и меня потащили.
Надо отметить, что на практике подъём был не столь прост, как могло бы показаться: снега нападало ещё больше, так как он шёл безостановочно, дорога была узкой и петляющей, кроме того, несколько машин шло на встречу. Естественно, когда тебя тащат на галстуке, то манёвренность у тебя не очень хорошая. Больше всего проблем было с попутным Логаном, который встал враскоряку и не мог тронуться примерно по середине пути: Амарок, обходя его, хорошо так залез в пухляк и разъехался с Рено с очень небольшой дистанцией, я повторить манёвр смог только весьма приблизительно и потому до касания бортами нам осталось буквально пару-тройку сантиметров. Водитель Логана, спустившись вниз к чек-поинту, рассказывал товарищу на Йети, как его объезжал Лансер, используя преимущественно инвективную лексику.
Дальше я остался наверху и тормозил встречки, чтобы не мешать подъёму следующей машины. Амарок скатался туда-обратно раз 6, при этом мужик отказался от любого вознаграждения, за что ему большое спасибо. Пока мы ждали вторую машину, мимо проехал таки обещанный грейдер. Дождавшись товарищей на Йети, мы, наконец, поехали заселяться. Поскольку времени было уже 6 часов вечера и темно, то поход был отложен на завтра.
В итоге средняя скорость в пути до Магнитского составила 70 км. в ч., расход - 7.5 литров на 100 км. (сказалось примерно 40 минут утром по Перми в процессе сбора всех едущих).
Поскольку снег шёл всю ночь, то, проснувшись по утру, мы увидели свежие примерно полуметровые сугробы. Перспективы похода по глубокому свежевыпавшему пухляку выглядили плохо. Кроме того, было воскресенье, в понедельник всем нужно на работу, а до дома - 470 км нам и больше 300 - товарищам, а снег продолжал неспешно падать, хоть и не стеной и метелью, как в субботу. Потому было принято решение сниматься и ехать, благо дорога была прогреблена грейдером и откапываться пришлось только на парковке. Из красот в итоге удалось посмотреть только на придорожные пейзажи, которые усиленно кутались в метель. Они, конечно, были неплохи (особенно в районе Сатки), но ехать только за ними за 450+ км - далековато=)
На обратной дороге средняя скорость вышла 67 км. в ч., расход - 7.7 литров. Снижение скорости вызвано тем, что снега на дороге было намного больше, чем в субботу: вплоть до Красноуфимска свободна от него была в среднем одна полоса из двух, разъезд со встречками был затруднён, местами были скопления фур в районе горок.
В Красноуфимске же со стороны правого заднего колеса пошёл скрежет после торможений, который уходил после набора скорости. Визуальный осмотр не выявил ничего, что могло бы цеплять за колесо снаружи, значит, дело в колодках, решил я и не прогадал: наружная колодка кончилась совсем. Писка характерного при этом не было, потому что внутренняя колодка на том же колесе имела запас в 3 миллиметра. Отец утверждает, что такой неравномерный износ колодок был характерен для обеих его прошлых Мицубиси (Lancer IX и Charisma).
В итоге по приезду решил поменять колодки и сразу же масло. Первые были заказаны хорошие неоригиналы, второе - Idemitsu 5w40. Всё вместе с фильтром вышло на 4100. Ещё 1300 отдал за замену, так как кататься к гаражу в деревню для самостоятельной замены было сочтено небезопасным: колодка начала корябать диск.
Адепты частой замены масла могут ликовать: внешний вид жидкости, сливаемой из Лансера, убедил меня в том, что менять его реже, чем раз в 10к - неразумно.
Напишу также пару строк про поведение машины в зимней дороге: в целом оно достаточно стабильное и адекватное. В машине тепло - так как ехали все в зимней обуви, то периодически приходилось отключать обдув на ноги, так как жарко. Комфорт на плохой дороге вполне достаточный. В ходе движения было несколько сносов, легко корректируемых тягой - ничего критичного, очень предсказуемое для тяжёлого мордой переднеприводника поведение. А ещё после поездки пропали скрипы в передней подвеске при проезде лежачих полицейских, но после недели стоянки у дома, пока шли колодки и масло, они появились вновь.
За сим откланиваюсь=)