Вообще-то я не “джипер”, а пилот-любитель, и кроме Як-52 и его более лёгких собратьев по крылу типа А-20 и A-22, летаю ещё на параплане. Для несведующих поясню- несмотря на похожую внешность, параплан имеет мало общего с парашютом – крылом, и с ним не прыгают, а взлетают с холма или горы. Соответственно, для взлёта необходимо на эту гору забраться и желательно не пешком –снаряжение весит кило эдак 20. Ну а вторая особенность параплана – опять же, в отличие от парашюта, в хорошую погоду на нём можно улететь достаточно далеко –километров на 20 и более от точки взлёта, и ох как здорово когда тебя со всей снарягой найдёт и подберёт друг или родственник и, естественно, не пешком..
С автомобилем, как водитель, познакомился в 1998-м, купив новую Hyundai Sonata III. Затем, обитая в Канаде, в 2003 м пересел на Mazda MPV 1994 г.р. – ох и больная машина мне досталась – сказалось отсутствие опыта приобретения подержанных авто. Вернувшись через полтора года в РК ( звучит более благозвучно нежели KZ – для несведущих - на немецком эта аббревиатура означает “концлагерь”), получил в распоряжение новый служебный Ford Mondeo. Все машины с “автоматами”, так что переключать передачи, тыркая сцепление, я так до сих пор не научился. Да и не жалею особо - на самолётах, кстати, такой нужды тоже нет…
Вообщем, назрел вопрос покупки средства передвижения, отвечающего целям, изложенным вначале повествования – средняя цена, высокая надёжность, максимум внутреннего объёма при приемлемых габаритах, относительно невысокий расход топлива при всепогодности и вседозволенности там где дороги переходят в направления. Сначала думал покупать Montero Sport 98-99 , но так как, сознаюсь сразу, в автомобилях разбираюсь хуже, чем в авиатехнике, то предложил товарищу- автомеханику, специализирующемуся по “японцам”, выбрать мне подходящее авто за скромный гонорар. После осмотра десятка машин выбор пал на MMC Pajero GLS 96 года, 5 дверей, 6G72 / 3л, свежедоставленный из Германии, в практически идеальном состоянии для своего возраста, и по документам принадлежавший по очереди двум пожилым владельцам. Состояние машины включая нестёртый форкоп говорило о том что коневозки к нему не цепляли, да и пробег если и скручен, то ненамного (на одометре было 120 000 км). В случае, конечно, если не меняли тормозные диски и накладку на педали тормоза – две вещи, плохое состояние которых сразу обычно выдаёт заезженные машины.
Сразу поменял маятник, все масла, жидкости, свечи, ремень ГРМ и генератора. Через пару недель при подъёме на тренировочную горку в осеннюю распутицу заехал на трассовой резине DUNLOP в большую промоину на грунтовой горной дороге, сломал левое зеркало (только!) при ударе об отвесную стенку склона, и недотянув кузовом 2 см до него, подвесил машину колёсами в воздухе. Сказалось как отсутствие опыта войны с бездорожьем, так и недооценка соответствия обувки машины сложившимся условиям. Добравшись часом позже до трассы и ещё часом позже вытащив машину с помощью отзывчивого незнакомца на Prado по имени Олег (удачи тебе, браток!), поехал в магазин за резиной по сезону. В тот момент в кармане было пустовато, пришлось взять Я-569 Медведь с достаточно агрессивным, но не сильно крупным рисунком протектора. К слову, Ярославский шинный завод обувает всю продукцию авиапрома России и Украины, поэтому их качеству можно доверять. Лопнувшый пневматик самолёта на разбеге или пробеге в большинстве случаев превращает аэроплан в жертвенный костёр. Но, как многие помнят, кроме А-310 с импортной резиной, сгоревшего по этой причине в Иркутске в этом году, авиакатастроф такого характера с российскими или украинскими лайнерами в ближайшем обозримом прошлом не отмечалось. Что сказать - второй сезон езжу на этой резине практически везде, где позволяет геометрическая проходимость без единого нарекания. Единственный минус – звук от протектора при торможении напоминает гул зафлюгированного винта самолёта на холостых оборотах. Ну а дабы снизить впредь вероятность попадания в безвыездные ситуации, решил потратить часть свежезаработанных на доводку машины до состояния подготовленного внедорожника. За 6 месяцев поэтапно были добавлены:
1. Стальные бампера с кенгуром из трубы 50 мм, площадками из рифлёного алюминия, шаклами и отверстиями под хай-джек – всё сделано индивидуально по машине
2. Две электролебёдки на 4500 кг впереди и 2800 кг сзади, встроенные в бампера
3. Подножки из стальной трубы 50 мм с накладками из рифлёного алюминия вваренные в раму.
4. Шноркель Safari
5. Алюминиевый багажник длиной 170 см
6. Люстра 4 х 55 ватт на штанге впереди, и 2х 55 ватт на багажник сзади
7. Защита КПП и раздатки до середины рамы
8. Небольшой лифт подвески на 5 см с проставками сзади и выкрученными торсионами впереди.
Пассивной безопасности было уделено отдельное внимание:
1. Бампера крепятся на ломающихся подрамниках и болтах срезаемых при очень сильном ударе, что увеличивает динамическую сопротивляемость всей конструкции при минимальном риске деформации самой рамы
2. Все стёкла, включая лобовое, забронированы специальной плёнкой, - теперь они выдержат удар бейсбольной биты или попадание кирпича без осколков внутри салона, а также и возможности проникновения плохишей в машину через окна.
3. Учитывая увеличенную валкость машины вследствии лифта подвески, внутрь салона на боковые стойки, верхние части проёмов и части потолка поставлены съёмные (на липучках) прокладки из жёсткого пенопоролона толщиной 25 мм в чехлах из ткани, подобранной под цвет салона.
Не поверите, но бщая цена всех вышеперечисленных вопросов не превысила 3000 у.е.
После дооборудования решил, что теперь пора супруге тоже за руль – если не будет гонять и нарушать правила, то в случае лёгких происшествий вероятность ущерба ей и автомобилю будет минимальна. Тем не менее, застраховал саму машину и дополнительно гражданскую ответственность на 15 К у.е. Так, на всякий случай. Перестраховка у живых авиаторов обычно является профессиональной привычкой.
В процессе привыкания жены к новому транспортному средству пострадала колонна крыльца моего офиса – моя благоверная перепутала педали, и прыгнув на джипе через бордюр, проверила крылечко и бампера на прочность. В результате погнулась стальная труба (10 см) колонны, обвалились облицовочные кирпичи, но- – Слава Богу! – слегка накренившись, само крылечко всё же устояло и не свалилось на капот. На машине – две царапины, одна на бампере, вторая – на тросе лебёдки, подмятый номер и сломанный пластмассовый подномерник. Номер выгнули, подномерник купили новый, колонну выпрямили передней лебёдкой, уперевшись колёсами в бордюр. Доплатив немного за новые кирпичи, ласково попросил супругу быть поаккуратнее. Однако, через несколько месяцев обновила она и задний бампер Pajero об мой же служебный Ford – в темноте, сдавая назад, и неправильно рассчитав расстояние. Опять же практически без последствий – следы от чёрной краски бампера удалил с Ford-а тряпкой - Аллилуйя! Зато теперь знаю, что бампера (и кстати, подножки тоже) нашего слегка приподнятого транспортного средства находятся в аккурат на уровне основных “нежностей” большинства легковушек, так что местным шумахерам в случае неудачных подрезов чинить придётся только свои болиды, и причём основательно… А дабы избежать повторных наездов на препятствия, воткнул в задний бампер парктроники.
Ну а в остальном эксплуатация моего Pajero до сих пор доставляла одно удовольствие – все поездки за прошедший год - как в горы, так и по равнинным трассам и направлениям, причём круглогодично и в любую погоду –прошли без каких либо поломок. Особенно оценил наличие третьего ряда сидений –супруга с двумя детьми и друг с женой и двумя своими отпрысками все вместе без проблем перемещались с приличным объёмом багажа на отдых на "фазенду" в Бакбакты - около 170 км от Алма-Аты(я в то время сдавал нормативы по маршрутным полётам, передвигаясь туда же и обратно на самолёте).
Глядя на коллег по увлечению парапланеризмом, которые умудрялись подвозить на точку старта зараз по 10 человек со снаряжением на своих 4WD, я свою машину старался не перегружать и больше трёх товарищей с парапланами одновременно в гору не возил. Super Select действительно Super, позволяет уверенно чувствовать себя и в снегу, в распутицу на глине, на горных дорогах посыпанных щебёнкой с мелкими камнями, на неровном грунте, и в бродах небольших речек. Диагонального вывешивания ни разу не допускал, так что пользоваться блокировкой заднего моста на практике не приходилось. Ну а расход бензина - даже при перегрузе машины дополнительным обвесом в 150 кг и ухудшившейся аэродинамикой из-за шнорька, багажника и люстры, по трассе не превышал 14 (спасибо круиз –контролю), а по городу 20 л/км. Вполне приемлемо, прямо скажем. Динамика средняя, разгоняется чуть резвее тепловоза, тормозит примерно также. Резкие манёвры противопоказаны. Мне подходит- так как, признаюсь, я не из тех, кто компенсирует недостаток адреналина экстремальным вождением автомобиля. В воздухе давить из надпочечников этот гормон безопаснее, да и выжать его там можно гораздо больше, покрутив полчаса пилотаж на "Яке" в зоне или поколбасившись на параплане в прогретом воздухе, уж поверьте.
Поводя итог сего повествования, скажу одно –пока сей транспорт нам с супругой, а также всем друзьям и родственникам, кто на нём ездил, нравится. Относительно дёшево и весьма сердито. Менять не собираюсь, хотя сейчас могу позволить себе авто классом выше. Лучше через год- два добавлю свежезаработанных и куплю свой самолёт.