Mitsubishi Pajero 4: этот парень не является мечтой гламурных дур
Итак. Пошёл шестой месяц владения бандитской гробовозкой чудесного серо-кошачьего цвета, и пора подбить первые впечатления. Оценивать автомобиль я буду не в сравнении «а вот Таёта луччче», а по критерию «уд. – неуд.».
Вот ездил я на обычном чёрном «Дастере», оснащённом A/T-резиной, и горя не знал (но это уже отдельная история). Но 14 мая 2019 года он перестал меня устраивать по одному простому параметру – по геометрическим размерам, и принялся я подбирать автомобиль уже по свежим требованиям. И именно размеры играли ключевую роль при поисках.
Конечно, нашлись люди, которые зудели над ухом: дескать, комплексы, низкая самооценка, быкование и проч. Да тьфу на них, зудни и есть зудни! Я время от времени мотаюсь по командировкам, и, как правило, по вокзалам-гостиницам принимающая сторона меня возит на директорской машине. Так что поездил я и на «Камрях», и на «Лексусах», и на «Аудях 8». Это, конечно, клёво, когда у тебя отдельный кондиционер, и холодильничек с фантой, и телевизор… но после дня катания на «Ауди» поясница моя пошла винтом. Вот тебе и представительский класс!
В итоге техническое задание свелось к поиску автомобиля с 6-8 посадочными местами большого класса размерности. Однако второй пункт программы, дописанный после поездки на дачу с прокладыванием пути через лютый глиняный размес (а ведь моя дача умеет в круглый год!), жёстко потребовал жёсткого внедорожника.
Отбросив авто мечты «Jimny» (размеры) и «Ниву» (размеры), а также рекордсмена по проходимости среди гражданских автомобилей «Волынь», я загляделся было на «буханку» – настоящий дом на колёсах. Но «буханка» неудобна в городе, неудобно в ней ездить и на дальняк. Посему по карману остался секстет 6P (в алфавитном порядке): Pajero – Pathfinder – Patriot – Patrol – Pilot – Prado. УАЗ с «Патрулём» сдулись сразу, опять же, из-за неудобства шоссейных поездок (part-time, и Easy Select в частности, – выкидыши инженерной мысли).
Кроссоверы тоже не рассматривались. Некоторые злые языки обзывают «Паджеро» кроссовером за независимые подвески и отсутствие рамы. Я вот в упор не понимаю, чем рама, на которую монтируется кузов, лучше, чем рама, конструктивно слитая с кузовом? Докажите мне не умозрительными рассуждениями, а хотя бы результатами прочностных расчётов.
Независимая подвеска, соглашусь, для внедорожника подходит меньше, чем мост, но не по проходимости, а по выносливости. (Но если б мне нужен был автомобиль для занятий БДСМ, из «Мицубись» я бы рассматривал «Паджеро Спорт».) Но засовывать в машину трансмиссию с тучей сцеплений и обзывать её внедорожником – значит, обладать высокоразвитым чувством юмора… Какой удобный салон у «Хонды Пилота»… и какой идиотский привод! Я хоть и не инженер, но моё чувство Прекрасного было оскорблено. У «Кии Мохава» салон тоже хорош, но один взгляд на неё дал понять, что до дачи я на ней не доеду. «Тахо», «Блейзер», «Эскалада» и им подобные – это лимузины в двухобъёмном кузове, не более. И на фига им всем рама вообще?! (Все они кроссоверы; или, вернее, оверкроссоверы.)
У «Паджеры» честный железный привод с шестью режимами работы трансмиссии, безо всяких новомодных муфт, логику работы которых экспериментально установить затруднительно. У «Паджеры» лишь одна муфта, которая не передаёт крутящий момент, а подблокирует центральный дифференциал, и таким образом в заносе задней оси (мы же знаем, что «Паджера» в две трети силы толкается задними лапами) заставляет передние лапы грести не в треть, а в половину силы (в полтора раза больше!), подавляя занос.
Говорят, что по проходимости не хуже «Паджеры» машины с тоже многорежимной трансмиссией: «Джип Чирокет», «Ниссан Следопыт» и «Тойота Крюкзак». Дело известное: указанные авто напичканы управляющей электроникой, и водителю остаётся лишь просто жать тапку. А я водила средненький, посему утверждаю, что на «Паджере» надо уметь ездить. Соль проблемы-то не в реализации системы многорежимного полного привода, а в её грамотной реализации, на сермяжных совковых шестернях. И, развивая логику апологетов рамных автомобилей, у кого муфта и электронное управление – тот гнусный кроссовер.
И ещё жирный минус «Патфайндеру»: все «Ниссаны» обладают экстерьером насекомых, исповедуя принцип «чем функциональнее – тем красивее». «Патфайндер» – это самая обыкновенная медведка, эстетика на любителя. (Из внедорожников моё эстетическое чутьё любит «Ленд Роверы» и «Крюкзак» за инв. №100.)
Ну, хватит, пора уже поговорить о самом «Паджере». Я выбрал дизель – исходя из того, что тяжёлая машина должна быть сильной, а имеющейся мощности вполне хватит для достижения разрешённых ПДД скоростей. А дизелю лучше всего АКПП – пусть инженеры думают об оптимальном режиме нагрузки двигателя.
По поводу внедорожников некий автомастер Сергей написал в своей книжке: «А ведь в жертву этой вроде бы проходимости принесен и комфорт, и объём багажника, и динамичность, и экономичность». Что ж, бывает так, что и автомастера оказываются неправы в оценке автомобилей…
1. Багажник у «Паджеры» огромный (как и у всех его одноклассников), пол в багажнике ровный за счёт разноуровнего расположения переднего и задних рядов сидений. Я пихал туда как попало много чего, без компактификации, но место ещё оставалось, не до фига, но где-то так… (У кого есть дети, тот знает, сколько приходится возить с собой даже на дачу на выхи.)
Подвал для третьего ряда сидений вмещает кучу полезных опций (инструмент, палатку, тяжёлый домкрат), а если вдруг третий ряд помешает, а складывать его с разгрузкой подвала лень, можно просто сложить спинки задних сидений. А можно задние сиденья всё же убрать в подвал и до упора опустить спинки передних и средних сидений – получится шикарная двуспальная кожаная кровать с боковыми спинками (подушки на средних сиденьях поворачиваются под прямым углом – я долго не мог сообразить, зачем это надо). Так что палатку можно смело выбрасывать.
Минус по грузовместимости – это неоткрывающееся стекло задней двери. Кстати, открывание двери вправо очень неудобно. В повседневной жизни это как-то не ощущается, но при досмотре автомобиля на КПП солдат ходит по правому борту. Но это ему неудобно, а не мне.
2. Динамичность «Паджеры» – это блеск. Машина вообще располагает к гонкам за счёт 200 коней и момента в 450 ньютон-метров. На трассе со стандартных 109 км/ч движок легко раскочегарить до 150, что позволяет не тошнить за фурами. На удивление легко маневрировать, хоть и руль «длинный», 4 оборота от упора до упора. Но у меня руки тоже длинные.
Много жалоб поступает от трудящихся на тормоза, дескать, вялые они для трёхтонного крокодила. Открою маленький секрет: педаль тормоза – не клавиша компьютерной клавиатуры, её не надо гладить, на неё нужно давить. Хода педали хватает, хватило бы силы в тощенькой манагерской ноженьке. Устойчивость на дороге отличная, колея и гололёд по барабану, ставьте 18-дюймовые колёса и контролируйте сход-развал.
3. По экономичности я согласен с Сергеем. Ибо инженеры «Мицубиси» пошли по логической цепи «надёжность – простота – неэкономичность». Мотор 4М41 весьма примитивен и прожорлив. Мои усреднённые замеры расхода в литрах ДТ на 100 км пробега: трасса – 9, город – 13, город с пробками – до 20. Зимой расход в городе выше ещё на пару литров, попробуй-ка прогреть ведро масла! А поскольку наш городок очень маленький, двигатель не прогревается к концу поездки, а из-за пробок у нас бывает быстрее ходить пешком. (Холостой ход горячего двигателя жрёт где-то литр в час, перерасход при расстоянии до работы 5 км и средней скорости 10 км/ч равен 10 л/100 км!!!) Да, дизель – это не для зимы, при отрицательных температурах на холостом ходу он ни фига не греется. Кондиционер, конечно, пытается гнать подогретый воздух, но реально только стекло оттаивает, а сопли в носу остаются твёрдыми.
Мой средний расход по БК – 13,5 (город 75%, трасса 25%), что хорошо соответствует действительности; для уменьшения погрешности показаний БК не надо переливать топливо!
Как-то раз вспыхнула лампа резерва топлива на пути в город воинской славы Воронеж. Не повторяйте моих ошибок – от границы с Тамбовской областью вплоть до самого Воронежа нет ни одной АЗС! Пришлось уходить на райцентр и заправляться там на ноунеймовской заправке всесезонной тракторной соляркой. Расход был 8,5, стал 8,3! Учитывая пройденное расстояние, расход тракторного топлива литра на 2 меньше, чем автомобильного! Делайте выводы по капризности дизеля, но два аккумулятора и современное синтетическое масло дают ему возможность безболезненно запускаться зимой. Алгоритм запуска, кстати, мне непонятен: при температуре +2 приходится крутить стартёр, а при –2 заводится сразу. Видимо, на морозе насос больше соляра даёт.
4. Про «вроде бы проходимость». Я пока не обнаружил условий, при которых можно застрять на «Паджере». Но ищу, хоть и неактивно, без подстраховки в лице Ленки на «Праде» или Тараса на «Пыже Спорте» плохо ищется… Когда думаешь, что эту подлую реку уже не форсировать, блокируешь задний дифференциал, и «Паджера» Вдруг выбирается… едет, правда, куда сам хочет, но едет же!!! Так что, включая БЗД, помните, что машина становится неуправляемой. А вот на гололёде управляемость отличная, имитации блокировок чётко регулируют поворачивающий момент, заставляя авту скользить туда, куда велит ей рулевое колесо. Но помните, что запас сцепления шин не бесконечен.
Между прочим, отличный рецепт усиления потенциала проходимости: заменить резину на японскую (марку называть не буду, чтоб не сочли рекламой).
5. Про надёжность. По очевидным причинам я не могу сам сказать ничего вразумительного, но, согласно бортжурналу предыдущего хозяина, за 250 тысяч пробега были поменяны втулки стабилизаторов, рулевые тяги, передние тормозные диски, ремни, натяжитель цепи ГРМ; а также левая ступица, левая шаровая и левый передний амортизатор (похоже, влетел куда-то). Ржавчина точечная и поверхностная. Ощутим небольшой люфт рулевой рейки, но пока не стучит.
Только что прошёл плановое ТО. Комплект хороших фильтров и 9 литров хорошего масла по деньгам уложились в десятку (цены 2019 года).
6. Вот объясните, что такое комфорт? Я не понимаю, я не гламурное чмо, и возраст у меня пока неприхотливый. Я могу сказать, что я наконец-то нашёл автомобиль, в который мне удобно садиться (во всяком случае, в летней одежде). Во мне 192 см росту и 110 кг живого весу, и я не до конца отодвигаю назад сиденье водителя!!! Лишняя, по сравнению с легковыми автомобилями, ширина не позволяет тереться плечом о плечо пассажира. На среднем ряду места ещё больше. Более того, я умещаюсь и на заднем ряду (километров 150 потерплю, если не шибко откидывать спинки среднего ряда). Конечно, трясёт неимоверно, и колени бьют по ушам, но так даже смешнее – будто на служебном ПАЗике на полигон едешь. А ещё на заднем ряду форточки (!) можно открыть…
Меня веселят жалобы, что руль не регулируется по вылету. Придвинуться поближе пробовали? Ах, колено включает ПТФ? А почему у меня не включает? Это значит, что у вас, друзья, чересчур жирное пузо и коротенькие ручки-ножки. Вы, наверное, из тех, кто носит штаны с заниженной талией.
Вообще, эргономика в салоне отличная, но есть несколько просчётов – неудобные карманы дверей, узкие щели между сиденьем и вещевым ящиком, неудобное включение обогрева сидений из-за рычага КПП, не все кнопки подсвечиваются, неудобные замки ремней. Ужасный штатный мафон, срочно под замену! Про супер-дупер аудиоподготовку «Rockford» скажу, что не впечатлила. Просто хороший чистый сочный звук на всех уровнях громкости. Слушать на ней можно только записи высокого качества, на пластинках 70-х и ранее чётко слышны все шумы, монтажные склейки и лажа исполнителя. И при прослушивании битловской «I’ll Cry Instead» Ринго Старр чем-то брякает, что точь-в-точь как звук реле поворотников, рука сама тянется к рычагу.
Хороша обзорность, мешает лишь левая стойка, в закрытом левом повороте за ней вполне может спрятаться небольшой грузовичок, а в городе упорно скрываются пешеходишки. Ксеноновые фары ночью великолепны.
Смешно: отсек на торпеде для карточек миллиметр в миллиметр подходит под пропуск в зону. Пресловутый жёсткий гремучий пластик лично для меня не проблема: я просто погромче включаю «Мотёрхэд». Хотя справедливо пишут, что машина очень шумная; во всяком случае, намного тише «Дастера».
Люк – это вообще великое изобретение человечества! В пробке можно релаксировать, глядя в небо. Туда можно высунуть оператора с камерой или стрелка-радиста с пулемётом, врубить «Коррозию» и газовать по болоту, если оператор будет забрызган грязью – значит, поездка удалась.
Кожаный салон – это мегатема!!! Всё, что размазывают дети по сиденьям, стирается тряпкой, а что не размазывают – собирается пылесосом. Я детям слегка мщу: натираю сиденья кондиционером для кожи (скользкий шибко, хе-хе). Вообще, я в восторге от салона, который выдержан в стиле «скромненько, но со вкусом», и даже псевдодерево не портит общий стиль. Кожаный салон ещё и всегда сухой, тем более, постоянно шурует кондиционер. Из-за этого стёкла изнутри ещё ни разу не обмерзали.
Раллийные настройки подвески не оценишь, пока не поездишь по Рязанской области. Когда меняли покрытие от Сасова до Восхода, только я да 200-й ТЛК мчались наперегонки по насыпи из песка и гравия до 160 км/ч (не повторять! опасно!). Потом я по обледеневшим и раздолбанным лесным дорогам Мордовии полетал, подвеска – блеск! Кажется, что чем выше скорость, тем лучше управляемость. Хотя в городе, конечно, чувствуешь каждую трещинку, после матрасной подвески «Дастера» это неприятно.
7. Интересный вопрос с отношением других участников движения. Это вопрос, естественно, относится к категории понтов, но жизнь у нас, человеков, такая, что понты занимают в ней заметное место. Так вот, «Паджеру» уважают даже «Субурбаны». Пацаны на заниженных «Приорах» жмутся к обочине и выезжают на газон, чтоб уступить дорогу (вот не видел бы такого своими глазами – ни за что бы не поверил!). Сотрудники ДПС на «Паджеру» вообще внимания не обращают, даже если нарушать по мелочи; такое безразличие – для меня тайна великая.
Резюмируя, скажем: «Падежра» – отличный автомобиль, приближающийся к универсальному транспортному средству. В нём можно возить 7 человек, и ещё останется место под сумки и котов-собак, причём возить везде: в городе, по шоссе и в непролазные места. Возить с хорошим уровнем комфорта, хоть и без роскоши. Некоторые говорят, что «Паджеро» – грубый и непрезентабельный автомобиль с уродливым салоном. Знаете, я не сомневаюсь, что эти злые языки не фраки носят, а джинсы с кедами.
Можно непрерывно выискивать недостатки, но настоящих (не из серии «могло бы быть и получше») мало. Да, кое-что требует улучшения, но есть тонкий момент – инженеры «Мицубиси» поставили «Паджеру» в точку перелома на графике «цена – качество». Дальнейшие улучшения, как, например, на «Таёте», неадекватно взвинтят цену. Вот разбогатею я – быть может, и куплю себе «Рюкзак», хотя он – автомобиль уже премиум-класса, статусная вещь, которая пользы приносит меньше, чем стоит.
Кстати, где-то прочёл, что «Ленд Кукурузо» – это классическая музыка, а «Паджера» – хэви-метал. Я бы сказал, что «Паджера» – это как тот же «Мотёрхэд», бесшабашный и шумный, а «Кукурузо» – как «Скорпионс», тщательно выверенный, красивый и тяжёлый, но всё же слащавый.
Обещал никого ни с кем не сравнивать, но не могу отделаться от навязывающейся ассоциации. «Паджеро» похож на жёсткий мужской железный чоппер, такой, как стоит у меня в гараже. Тяжеленный, прожорливый, свистящий-пердящий, хромированный и шикарный с виду, но не позволяющий отгородиться от реальности скорлупой комфорта и зализанности – кто совершал путешествия на мотоцикле, тот поймёт, о чём я.
Водители спортбайков выбирают точку назначения и едут, водители чопперов выбирают направление и едут. При всех реальных и мнимых недостатках у «Паджеры» главное достоинство – ты выбираешь направление, и едешь, ни даже не беспокоишься о том, проедешь или нет, а придут трудности – просто передвинешь рычаг раздатки на одну позицию вперёд. На хорошем чоппере ты успеешь везде (байкерская народная мудрость).