Пишу отзыв по результатам небольшого путешествия по Горному Алтаю. Собственно, до этого машина эксплуатировалась практически в городских условиях, и проверить внедорожные возможности не доводилось. Разве что один раз приходилось штурмовать глиняный подъем и безуспешно. Но тогда на штатных колесах отрицательный результат был объясним.
Теперь Pajero был обут в BFGoodrich All Terrain. Выбор колес был прост. Из всего, что можно было купить в данном классе, они представляли из себя (по собственным умозаключениям) наиболее приспособленными к бездорожью. Во-первых, трехслойный каркас, во-вторых, наиболее развитые боковые грунтозацепы, в третьих хорошо развитый протектор, ни у в-четвертых, надпись на колесе Baja Champion. Ощущения от колес напишу чуть пониже.
Самой первой и самой серьезной проверкой, с чем пришлось столкнуться, это поездка к леднику Актру, в альплагерь. Собственно, мы и не собирались туда. Накануне мы встретили москвичей в Курае на «слегка» подготовленных внедорожниках, которые дальше моста к Актру не пробрались. Их Patrol, оборудованный лебедкой и шнорхелем, провалился на мосту. У воторго, Navara, и вовсе присутствовал только силовой бампер с порогами от ARB. Нас порадовало то, что два из них были обуты в ту же резину, что и наш Pajero. А вот неожиданно третий их автомобиль, TLC 100, вообще не имел никакой подготовки. При этом они утверждали, что на Nissane и TLC добрались до перевала Укок. Navara не ходила по причине поломки, а точнее изношенности диска сцепления уже по приезду в Алтай, и это всего на 35-той тысяче пробега. Но это уже вторая её поездка в Алтай, со слов москвичей.
Стоит ли говорить, что на Pajero они смотрели, как пилот истребителя смотрит на кукурузник. В общем, тачка наша во внедорожном московском мире не в авторитете, чему мы не удивились.
Ну вот мы и решили посмотреть на этот подъем к леднику. Приезжаем, конец моста разрушен. А рядом брод. У рядом стоящих водил автобусов (приехали из Томска с альпгруппой и ждут их) выясняем, что брод пройти реально, а дальше… Они же и сообщили, что тот же Patrol действительно встрял на мосту, но потом прошел брод и окончательно встрял уже в болоте выше и был вызволен другой их машиной. Почему этого не сказали москвичи?
Зачем я все это пишу? Чтобы было некоторое сравнение Pajero с другими внедорожниками в одинаковых условиях и на одинаковых колесах.
После долгого изучения мы проходим брод, глубина которого только в одном месте достигает около полуметра. Большую опасность представляют собой камни, по которым приходится скакать. После одного из них был немного замят порог.
Дальше – хуже. Грязные лужи с неизвестностью на дне, крутые спуски и подъемы, раскисший грунт после дождей. И камни, камни, камни.
В итоге мы добрались до этого болота, а дальше и не стали. Было жалко машину. Заявление, что Pajero – плоскодонка и поэтому ей все нипочем несостоятельно. Скажите это моей раздатке и переднему мосту, картерами которых я попал на неказистый с места водителя камень, находящийся на перегибе. В итоге я даже просмеялся, что легко отделался. Камень отвернул сливной болт с раздатки, с которой стало сочиться масло. И, естественно, пластиковая защита переднего моста его не спасло, с мясом были вырваны места крепления этой защиты болтами, и в месте наезда на камень образовался порез, тоже как раз под болтом слива масла. Но это я заметил уже на следующий день, когда снимал защиту. Сам мост не пострадал, хотя удар был и пришелся на этот самый болт. Просто немного смял грань болта. Так вот, ключом я подтянул раздатку, и течь была устранена. В каком то смысле отсутствие защиты плюс, потому что все легко диагностируется. Но в тот день я мечтал о нержавейке во все брюхо. Вот после такого переполоха мы и не полезли дальше. И тяжелым было прохождение брода обратно. Было там одно неприятное место, по которому пришлось скакать брюхом с ощутимыми ударами.
После возвращения, днем позже, я осмотрел машину. Помимо вышеописанных повреждений я заметил следы от камней на защите топливного бака, снизу на порогах, на защите заднего моста (круглой трубчатой балке). Снаружи было повреждено лакокрасочное покрытие на бамперах и порогах.
Какие первые выводы? К конструкции ходовой части претензий нет. Ни разу не было «вывешивания». Подвеска от камней не пострадала. Визуально, сидя за рулем, очень просто пропускать под брюхом наиболее опасно выступающие неприятности. Передние и задние свесы удачны. А вот в межосевом градуса не хватает. Не смотря на соприкосновения с камнями, физических деформаций (корме порога) обнаружено не было. Поэтому однозначно необходимо ставить полноценную и развитую защиту! И это хорошо, потому что защитить таким образом можно всё из-за отсутствия выступающих элементов снизу. И усилять пороги.
Еще мы ездили на юг Телецкого озера, и возник у меня уж очень неприятный момент, который заставил меня крепко задуматься. Дело было после дождей, и грунт раскис. Передо мной была небольшая горка, которую предстояло штурмовать. С мыслями, что я все-таки на Pajero, лениво, на ходу заблокировал межосевой дифференциал, одной рукой держа ложку с плавленым сыром, другой руля, на первой передаче, не спеша, я поехал вверх и… встрял. Подъемчик то, в общем плёвый, но колеса прославленного BFGoodrich беспомощно крутились, отказываясь вытягивать две тонны железа с поклажей наверх. Вот таким образом меня стянуло на нижестоящий пенечек, который после остановки и безуспешного подключения пониженного ряда передач, послужил тормозом. Ситуация дурацкая, ни вверх, ни вниз. А расстроился я оттого, что по соседней дорожке в этот же подъемчик поднялась полноприводная Honda Stream. В итоге пенечек с помощью водителей Honda был вырублен и Pajero спущен на пологое место. Что еще? При остатке в баке топлива примерно 20 литров, машина отказалась заводиться на подъеме. В чем дело? В остатке топлива или какой-то другой особенности?
Какие выводы? Прокладке между рулем и сиденьем еще учиться и учиться внедорожной езде. Нюансов тьма. Коробка автомат для бездорожья более удобна, позволяя более точно, по миллиметрам, дозировать перемещение автомобиля, сохраняя его и более тщательно и точно выбирать траекторию. Я конечно, в этом не убедился, а просто домыслил. Имея сильное волнение, а оно не может не присутствовать при преодолении бездорожья, бывает очень трудно точно вести машину. По отзывам, в перевал Кату-Ярык переднеприводные автомобили могут подняться только с АКПП. Это говорит о том, что передача тяги с АКПП оптимальна. Кто знает, может быть имея АКПП, я бы без позора штурмовал этот пригорок.
Задумался я о дизеле. Но на механике их не делают. Тяга очень и очень важна на бездорожье. Но пока это в раздумьях. Тяга, большая на треть, чем у наших 3-х литрах. Кто что знает о 3,2 литре на практике, пожалуйста, пишите. Там стоит 2 аккумулятора, что важно в удаленности от населенных пунктах и высокогорье. Аккумуляторы в горах разряжаются махом, а у меня он один. Это, конечно же, можно решить, примостив где-нибудь второй. Как поведет себя дизель в горах? Никакой другой машины, кроме Pajero не хочу, нравится. Как расположен топливный бак в 3-х дверной версии?
Разговоры про кузов несостоятельны. Это точно не про Pajero. Крепкий он.
Еще надо лебедку. И сопутствующее снаряжение: сендтраки, хай-джеки и хай-лифты. Шнорхель вряд ли нужен, воздухозаборник расположен высоко, по нижней кромке капота, вода от вентилятора обдува все равно зальет двигатель раньше. В необходимости блокировки заднего межколесного дифференциала пока не убедился. «Ножку» тянет Pajero хорошо
Колеса BFGoodrich All Terrain на асфальте ведут себя достойно. Немного шумноваты. Тормозятся хорошо, траекторию держут неплохо. Но тяжеловаты, снизилась динамика разгона, и повысился на 10-15% расход топлива. К поведению на сухой грунтовке и камнях претензий нет, все отлично. Хорошо идут по песку. Усиленный каркас вселяет уверенность в надежность, я даже запаску не менял. А вот в грязи слабы, плавает машина на них очень сильно и траекторию не держит, грязью замыливаются. Есть еще одна особенность, протектор любит «захватывать» камешки и часто машина по асфальту идет, как шипованная.
Что еще? Встречал группу машин, ездивших в округе Чуйской степи. Один из них, владелец старого пятидверного Escudo, с гордостью показывал на свой помятый бензобак и скептически косился на наш Pajero. Маразм какой-то. И только владелец лифтованного старого трехдверного Land Cruiser с чугунным 3,5 литровым двигателем сказал, узнав о нашей поездке: «Да, Актру, это показатель».
Есть небольшой трабл. Периодически начинает мигать лампочка блокировки межосевого дифференциала. Все время как-то поутру или в начале движения. Останавливаюсь, выключаю – включаю зажигание, двигатель, все проходит. На механическую часть никак не влияет.
Понял еще, что соваться на бездорожье в одиночку нежелательно. Самая проблема в Pajero для меня состоит в том, что постоянно ждешь, что что-то сломается, невольно как-то учитываешь како-то негатив некогда где-то прочитанный и услышанный. Ан нет, пока не ломается. Вероятно, на следующий год, подготовив машину, буду искать попутчика в горы. Желательно на Pajero 3.
Удачи всем и на всем.