Самурай без меча, это как самурай с мечем, но только без меча.
(Старинная японская мудрость)
Однажды, выйдя из дома, я пошёл в армию. Причём не забрали, а именно пошёл, сам, в военное училище. На дворе лихие 90-е. Друзья крутили у виска. В армии не-то что солдатам, зам. по тылам жрать нечего. Но дома ситуация была не лучше, матери платить за учёбу нечем, а там вроде как гос. обеспечение. В общем пошёл. Учился хорошо, закончил. На этапе распределения, должен был поехать в Поволжье, но туда поехал один из сослуживцев, имеющий блат и волосатые руки, ноги, ж….. ну или что там судьбы людей решает у сильных мира сего. А я поехал по его направлению, как я думал тогда в ж…. мира, Амурская область, село Екатеринославка, отдавать то, что у Родины занял. Вот тогда я впервые увидел японское чудо автопрома, кажется Тойота Спринтер Марино называлась, вишнёвая, нач. штаба на ней ездил. После наших прямоугольных гремящих средств передвижения она смотрелась… ну как в замедленной съёмке знаете… листья летят, капли дождя на лобовом… Звали мы её Маринка. Стоила как сейчас помню 3 тыс.долларов. Но из-за нищенской зарплаты молодого лейтенанта (4-5 тыс. рублей), перебоями в выдаче оной, такое авто в то время было недостижимо. И однажды, как то проехал в Тойоте Чайзер ( большой такой прямоугольный аппарат на раме), по грейдеру, километров 100, в Амурке тогда с асфальтом не очень хорошо было. Внизу хаос, камни летят, пылища, а внутри тихо играет музыка, свежий воздух из кондёра, Чайзер плывёт как катер на волнах…. В общем тех эмоций я наверное не забуду ни когда.
Уехав на родину на Урал, я так и не прихватил с собой праворульного японца. Но по совпадению, уже дома купил Субару Импреза, с правым рулём. Это отдельная история как мне удалось избежать не излечимого синдрома «Зубаранеедит!!!». При ее эксплуатации для меня стало понятно, что активный отдых на природе это одно из приоритетных занятий, а машина ценилась исключительно за 4WD.
«4WD». Как много в этом звуке, для сердца милого слилось. С тех самых пор, моноприводная машина мне стала казаться как что то ущербное. А во главу угла стала вставать надёжность, проходимость, прочность. («Старость приходит»- подумал Штирлиц.) Так я и купил свой первый «жип». Синий, старый, праворульный, дизельный коротыш «Паджеро»-2 с 4D56 1992 г. Но с двигателем малость не повезло. На капиталку, восстановление нормальной компрессии, настройку ТНВД, форсунок, свечей накала, и прочего геммора ушло не менее полу года. 5 месяцев в году условно зимние на Урале. А в морозы дизелёк ну никак не хотел заводиться. Зиму провел по локоть в масле и с запахом соляры от одежды. В общем когда жена мне стала петь частушки «Полюбила тракториста и на радостях дала, две недели сиськи мыла и соляркою ссала», решил завязывать. Мозгов, опыта, терпения, а так же средств на доведение машины до ума не хватало явно. Продал.
И вот, в то время когда машины с правым рулём становятся все менее частым явлением, и приходит время одноразовых пластиковых мыльниц, мне судьба подкидывает моего верного «Ронина». После машины 1992 г./в он казался космическим кораблём. Ну в общем начнём по порядку.
Сердце. 6G72
«…..А она не взлетит?» (сосед по стоянке))
Забирал я его в марте, снег еще лежал, со стоянки арестованных машин, на коей он провел без малого год (мутная история). Приехали, кинули АКБ, подсоединили, оборот ключа – и завёлся!!! У меня изумление и восторг – моя машина, споёмся!!!! Так как история производства двигателя 6G72 уходит корнями к временам Сёгуната Токогава, крыльчатка охлаждения мотора находится на валу коленвала, и связана с ним жёстко, то есть молотит всегда. Из-за этого при запуске двигателя создается вой напоминающий пуск тепловоза, но никак не машины. Очень привлекает внимание проходящих людей.
Но судя по отзывам, двигатель отличается надёжностью и неприхотливостью к Российскому бензину. Правда замена свечей…. Уж не знаю, может они в Японии специально придумывают испытания для проверки выдержки и спокойствия механиков сервиса. В общем, чтобы их заменить, необходимо снимать впускной коллектор, заменить прокладку на оном, и провести кучу операций по отсоединению проводов, трубочек и прочего. Если кто знает способы по проще, буду только рад услышать.
180 л.с. для данного авто считаю достаточно. Конечно я не ездил на 3,5 JDI, там говорят динамика достойная, но и я не жалуюсь, да и автомобиль мне для других целей необходим. Расход что-то около 13-15 л. на сотню. Через год владения мотор стал жрать масло. По сизому дымку при запуске на холодную определили проблему с маслосъемными кольцами, замена которых решила проблему. Вскрытие двигателя показало, что он в отличном состоянии, без следов сильного износа, что и подвигло меня к уверенности в дальнейшей эксплуатации, зарождению верности и любви к этому аппарату.
Коробка + раздатка Super Select.
«Супер чего???» (Работник сервиса ))
Я и не подозревал какое чудо японской инженерной мысли мне досталось в руки и сколько раз оно меня выручало, и насколько быстро привыкаешь к простоте и комфорту использования этой системы. Реально, переключение с полного привода (честного полного привода) на задний и обратно на ходу да 100 км/ч!!!!. Впечатлило. Это свойство раздатки помогало в зимнее время очень часто.
Блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача была только плюсом в копилку ништяков этого авто. С грустью в сердце, я наконец убедился что в заднем дифференциале у моей модификации ничего нет, ни блокировок, ни LSD, ни гибрида (какие то ещё такие встречаются). Поиск дифференциала с блокировкой на передаточное 4,636 по рынкам Дальнего Востока успеха не принёс, стоимость блокировок ARB и TJM и до падения рубля оставляла желать лучшего, про сейчас вообще молчу. В общем, решил забить на сей факт и обходится тем внедорожным вооружением что имеется.
МКПП работает без нареканий, включение передач чёткие, внятные. Были проблемы при движении задним ходом, но как позже было выявлено причина в изношенном сцеплении, замена сцепления решила вопрос.
Подвеска.
«Э бл……? А где рама?» (Знаток из сервиса)
Независимая подвеска с полным приводом и ТАКИМ ходом подвески, дает этому автомобилю ряд преимуществ в некоторых случаях даже перед внедорожниками с неразрезными мостами. Расположение редуктора в верхней точке кузова увеличивает клиренс на значительную цифру по сравнению с мостовыми машинами обутыми в резину того же размера. Вопрос только в том, что привода по своим прочностным характеристикам не позволят увеличивать размер резины без ограничений. Хотя… видел фото на Пыже 3 даже 38-ю резину вкатывали.
На асфальте машина ведёт себя плотно и сбито, без кренов и кивков, управление очень чуткое как у седана. После установки лифт комплекта Dobinson + 200 кг и резины 33 дюйма эти качества не ухудшились, но расплатой за это было очень жесткое восприятие мелких неровностей и трещин. Кстати 33-я резина встаёт на него и без лифта, с небольшим подрезанием внутренних подкрылков передних арок. В общем, к табуретной подвеске привык. Кто-то не переносит, и называет Паджеро 3-4 «кишкотрясом». Возможно, грязевая резина несколько смягчает эти ощущения. Я смерился.
На грунтовке раскрывается вся родословная победителя «Париж Дакар». Я как то устраивал прогоны по полевым дорогам Челябинской области на высоких скоростях с вхождением в повороты боком, прыжками на горках и прочим. Ямы и кочки съедаются, подвеска отрабатывает по полной! Я ни кого не призываю, но если у вас сей аппарат имеется, я рекомендую попробовать, это просто драйв!!! Правда при условии, что у вас все расходники поменяны и с подвеской все в порядке. На приведение подвески в боевую готовность я потратил долгое время и сумму денег, но это сейчас приносит удовольствие от езды и уверенность в машине.
Резина.
«УУУУ б…….яяяя!!!! Какие большие!!!» ( мальчик, 7 лет))
Сначала поставил поношенные BF Goodrich КМ1 33 дюйма, спустя пару лет новые КМ2 33 дюйма. Как ни странно не шумная резина и комфортная для езды по бездорожью. Может и не самая лучшая, но мне нравится. Ну да оставим эти споры для форумов джиперов. После установки явно сбавил в динамике, но зато по ямам ездить спокойней. Зимой езжу на зимней, нормального размера. Экстримом не занимаюсь
Звукоизоляция.
«Что? Не понял!!! Что!? Ни хера не слышу!!!» (Попутчик))
Б………яяя!!!!! Тот, кто делал звукоизоляцию, либо не был японцем, либо был глухим японцем, либо был японцем любящим шум асфальта и свист ветра, стуки камешек в арки и звук воя трансмиссии! Ну нет там звукоизоляции! Я даже в первое время ох…..ел от резонанса, который дает кузов, как в барабане сидишь. Панели брякают и поскрипывают. Один плюс. Теперь я разбираюсь во всех звуках работы машины, и любое отклонение может мной легко определятся с дальнейшем выяснении в сервисе. Однажды искали стук и перебрали с заменой всю заднюю подвеску. Так и не нашли. Вспоминается анекдот про болт на веревке внутри двери.В сотый раз собираюсь делать шумку но как то все не собирусь. Где то вычитал, что особо это и не поможет. Смирился.
Салон.
«Оу!!!…. Они и так раскладываются?» (Попутчица))
Особое внимание хочу уделить способности к трансформации сидений, это просто класс!!! Способность частичного складывания, и раскладывания в два спальных места, причем такой размерности, что я со своим ростом свободно умещаюсь, вытянув ноги, это дает возможность выезжать на природу или путешествовать с ночевкой даже в плохую погоду. Внутри много светильников на потолке по центру, с боков и в задней части.
Как ни странно пластик в машине понравился (Хотя и хают Митсу за это по полной) Понравилось синтетическое покрытие на дверях, и то ли пластик, то ли резина на рукоятках дверей руле, и рычагагах переключения режимов раздатки. А так, салон довольно аскетичный, ничего лишнего. Руль с деревянными вставками, хваткий удобный. Мне (Рост 192 вес 100 кг) не хватает выноса руля по длине, но как известно это общая проблема японцев, для них человек с длинными ногами видимо нонсенс. Сиденья довольно удобные, но если приходится складывать водительское, то потом долго ищу то самое положение с которым привык ездить, памяти сиденью не хватает но и комплектация все таки не максимальная.
Печка. Такой ахеренной печки я не видел ни в одном автомобиле. Масштабы её меня просто поразили. При замене воздушного фильтра салона я увидел её размеры и оценил мощность. Всю левую строну торпеды занимает эта мегапечь! Дует так, что ресницы заворачивает. А зимой, учитывая малый по сравнению с длинной версией салон, прогревается машина очень быстро и в ней наступает жара. И опять же стоит заметить насколько бестолковый и неинформативный климат контроль, как блин советский смеситель, два положения: «Тебе холодно» и «Ты будешь визжать как с…..чка, когда тебя ошпарит!!!».
Глубокие стаканы тоннелей приборов навивают лёгкую ностальгию по старым авто (опять же странная любовь митсу к пережиткам прошлого) Подсветка приборов хорошая, индикатор режимов раздаточной коробки информативен. В салоне достаточное количество кармашков и ниш для мелочей, бордачка аж два! (верхний и нижний)
Вообще салон просторный, места очень много.
Кузов. Дизайн.
«Вах!! Чоткий!!! На войну ездить, да!?» (Лицо кавказской национальности))
Честно в первое время он мне казался пузаном…. И что я только про этот кузов не читал: «Бегемот», «Кашалот» «Заплывший» «Мордатый», но постепенно я все больше влюблялся в могучие линии передних крыльев, красивые накладки на боках и поджарую корму задницу (ну нет там свесов совсем). Как то он гармонично и красиво собран, как самурайский меч, вроде все в нем просто, а смотришь и наслаждаешься. ЛКП слабое, откровенно. Царапается даже ветками сухих растений. Видимо все брошено для того что бы машину сделать недорогой и доступной массам.
Тюнинг
«Сколько!!!???……Да за такие деньги!!! Ты реально еб……ый!!!» (Знакомый))
Головной свет очень хорош. Для машины 2001 г. в. Были противотуманки, но после досадного инцидента пришлось менять бампер и вот тут началось. Бампер то ли не ехал, то ли денег на него не было уже не помню, но зародилась у меня та самая мысль, а почему бы и не поставить железный? Через какое то время свершилось, встал бампер с площадкой под лебедку, и экспедиционный багажник интегрированный прямо в крышу на заклепки, который убрал недостаток маленького размера салонного багажника. В бампер вставили светодиодные фары, которые светят просто офигительно, но!!! Я не из этих п…..сов что слепят в глаза по ночам, и пользуюсь эти светом либо днём, как ДХО, либо в тёмных дворах зимой и ночью в лесу. Также был установлен лифт-комплект «Dobinson» амортизаторы и пружины. Пока полёт нормальный.
Практика.
«Лебедку будем ставить?» «Да нахер она сдалась, столько бобла стоит!») (Ребята из тюнинговой конторы "КБ4" и я)
В общем утопил я его… Там на дне ручья две плиты было, я одним колесом соскочил, и стянуло. Если бы была тогда лебедка, решил бы вопрос за 5 минут. Но лебедки тогда не было. А до трактора 7 км пешком. Пока ходил, машину засосало. Один трактор вытащить не смог, только в бок ещё сильней стащил. На утро, уже двумя тракторами выдернули. Машину мучительно долго сушил, мыл, промывал редуктора и коробку, менял в них масло несколько раз. После этого случая я и поставил лебедку. Ездить на рыбалку одно удовольствие, отсутствие свесов и высокий клиренс позволяет забираться далеко, но как и сказано в пговорке «Чем круче…., тем дальше….) поэтому все нужно делать с головой.
Ремонты.
«Шо!!?? Опять!???» (волк из мультика)
Что тут скажешь, ремонтирую довольно часто, но не по причине поломок, а по желанию сделать машину ещё лучше. Учитывая что машине уже минуло 15 лет, считаю ее живее всех живых. Замены только расходников и всяких резиновых деталей, ступиц, (правда ступица меняется только в сборе и стоит как самолёт), глушитель подваривал. И прочие мелочи.
Заключение.
Производство Паджеро 4 закончено. Этот интересный автомобиль, результат мысли японских конструкторов по слиянию рамного внедорожника и кроссовера с несущим кузовом очень подходил для дорог России, и в связи с самой низкой стоимостью в своём сегменте позволял простому смертному ощутить себя водителем добротного внедорожника, на котором как говорится «и в лес можно и на свадьбу не стыдно». Недавно за бугром посмотрел на новый «PaJero Sport» ( У нас почему то ещё не видел» Ну вроде ничего так… Дизайн малость на любителя конечно. Но кто знает, кто знает…. Пока у меня есть верный друг с настоящим самурайским духом, и расставаться с ним не хочется.