В конце 2007 года, когда закончилось разграбление активов Юкоса "эффективными менеджерами" и "гарантами конституции", в ОАО "Арктикгаз" пришли новые собственники в лице итальянской компании "ENI". Так как мы предоставляли для "Арктикгаз" по аутсорсингу транспортные услуги, то и новые собственники решили в первый год ничего кардинально не менять. Но для нового руководства компании на местах нужны были новые джипы. Нет не так - НОВЫЕ ДЖЫЫПЫ, обязательно черные и большие. Деньги-то не свои, можно и заказать ДЖЫЫПЫ. Ну что же, джипы, так джипы. Договор заключен, надо срочно покупать машины.
Так мы и подошли к выбору автомобилей.
В конце 2007 - начале 2008 года в стране был реально потребительский бум, даже потребительский взрыв. Страну накачивали деньгами, в том числе кредитными, доллар 24,5 рубля и продолжает падать: ЭЙФОРИЯЯЯЯ!!!!. Я тогда в магазине площадью 43 кв. м. делал выручку 8 000 000 (восемь миллионов) рублей в месяц и это с наценкой 60%. Увы, такое вряд ли повторится в моей жизни. С машинами ситуация аналогичная: машины уходят быстрее горячих пирожков. У Тойоты - смена модельного ряда. 200-й Ленд Круизер продаётся с очередью от полугода до года вперёд, Прадо ждать 4 месяца. Менеджеры в Тойотовских салонах реально о.уевшие: за двухсотку без очереди 500 тысяч рублей лично менеджеру, за Прадо - 300, новая Королла - 100. На покупателей машин дешевле 30000 долларов смотрят как на нищебродов и общение такое же.
У Ниссана ситуация чуть лучше, но время ожидания дизельного Патруля - три месяца.
Зато Паджеро - навалом! Времени ждать нет, дайте пять!
Так мы и стали владельцами пяти автомобилей Паджеро. 4 автомобильчика - в минимальной комплектации Инстайл 3,2ТД 5МКПП, и один для директора - Алтимейд 3,2 ТД АКПП. Первые впечатления были достаточно яркими: новый автомобиль, черный цвет, полный привод и т.п. Итальянцы наш восторг не разделяли и директор принципиально ездил на 100-м Ленд Круизере 1999 года. Итальянцы вообще не считали Мицубиси за машину. Успех Мицубиси на Российском рынке - целиком заслуга компании Рольф. В Европе и США Мицубиси продаётся в разы хуже, чем у нас, особенно если брать не абсолютные цифры, а цифры продаж на единицу населения, либо долю продаж на рынке.
В движении 4-й Паджеро не отличается от 3-го Паджеро. По большому счёту, это одна и та же машина, только с новым обвесом. У них одинаковая подвеска, одинаковые двигатели и трансмиссия, следовательно одна платформа. То есть это жесткая асфальтовая подвеска и дряблый несущий кузов. При проезде неровностей кузов ходит ходуном, двери перекашиваются, на всех машинах краска под уплотнителями стёрта. Хотя по ровной дороге едет и рулится неплохо. При скорости свыше 120 км/ч за стойками лобового стекла образуется зона разрежения и передние двери отходят от кузова, появляются щели, в которые с шумом уходит воздух из салона. При боковом ветре дверь с подветренной стороны отходит и на меньшей скорости. На большой скорости набегающим потоком воздуха вырывает уплотнитель лобового стекла из стойки у трёх машин. Официальный дилер отказался устранять по гарантии, так как уплотнитель вставляется обратно. Решение проблемы - на стойку и уплотнитель наклеивается прозрачный скотч с заходом на лобовое стекло. Перед продажей - отклеивается. На бездорожье машинка преображается, подвеска достаточно энергоёмка, по замерзшему полю идёт ровно и мягко. Внедорожный потенциал ограничивают в первую очередь низкие бамперы, подножки и их стоимость.
Противобуксовочная система настроена слишком прямолинейно и грубо. Если нужно побыстрее тронуться, особенно на снегу или песке в режиме 2L, то при малейшей пробуксовке, подача топлива резко обрывается и машина зависает на несколько секунд. В грязи ситуация аналогичная, я однажды застрял на ровном месте. ПБС отключается только в режиме полного привода с блокировкой межосевого дифференциала. На мой взгляд, в системе полного привода «Супер Селект», которой так гордится Мицубиси, больше маркетинга, чем реальной пользы. Данная система эффективно экономила топливо на Паджеро-2, у которой были хабы на передних колёсах. В этом случае передний мост полностью отключался и экономия топлива была. Но сейчас передний дифференциал крутится всегда, и экономии топлива между режимами 2L и 4L я определить не смог. Мой выбор - обычный симметричный дифференциал с блокировкой и понижающей передачей.
Кстати о расходе: летом и зимой на трассе - чуть меньше 10 литров в диапазоне скоростей 110-120 по GPS, летом в городе - около 12-13, зимой с прогревами до 15. Я считаю, что для тяжелой машины - нормально. Ниссан Патруль с 4-хлитровым бензиновым двигателем ел на 70% больше, Паджеро-3 с 3,5GDI - больше в полтора раза.
Теперь об эксплуатации: за пять-шесть лет эксплуатации (машинки были нами проданы в 2012-2013 годах) Паджеро показали себя весьма надёжными и беспроблемными. Сразу на все пять машин поставили Вебасто и все жидкости поменяли на синтетику Мобил-1 при пробеге 500 км. В дальнейшем у официального дилера мы делали только ТО-0 на 2000 км пробега и ТО-1 на 10000 км. ТО-2 и далее делали сами, отказавшись от гарантии - у нас свой экспресс-сервис по замене масел. Дело в том, что компания Рольф - дистрибьютор Мицубиси в России - гениальный маркетолог, они продают не самые лучшие автомобили (Мицубиси, Мазда и т.п.) по ценам Тойоты и Фольксвагена, и при этом практически ни за что не отвечают. По условиям гарантии, на всё, что может сломаться в машине, установлен срок гарантии в 20000 километров или 6 месяцев, а в рекламе декларируется до 36 месяцев и пробег до 100 000 километров. Три года - это гарантия от сквозного ржавления и на двигатель в сборе без навесных агрегатов и топливной аппаратуры. Такие условия, кстати, вообще характерны для косоглазого холдинга Мицубиси-Хёндэ-Киа. Суммарный пробег по пяти машинам превысил 800 тысяч километров. Кроме плановых регламентных работ, с двигателями и топливной аппаратурой не делали вообще ничего. После пробега 100 000 км периодически загорается Check Engine, в основном при езде по городу, но стоит как следует газануть по шоссе около 100 км, лампочка гаснет при выключении зажигания. «Гаражные» специалисты говорят, что забивается сажевый фильтр, а при прогазовке очищается и его нужно либо менять, либо тупо удалять вместе с ЕГР и будет счастье. Информация не достоверная, поэтому мы не заморачивались.
Подвеска - шаровые ходят 80 - 100 тысяч километров, стойки стабилизатора (косточки, яйца, линки и много как их называют) около 60-80 т.км., передние и задние сайлентблоки ходят около 150-180 тысяч километров. За них отдельное «спасибо» конструкторам. Задняя подвеска сконструирована с редкостным цинизмом: по одному сайлентблоку в нижних рычагах, а ещё по одному в кулаке, то есть при износе копеечных сайлентблоков нужно менять три детали: по два рычага и кулак с каждой стороны. Я понимаю, что Мицубиси нужны деньги от продажи запчастей, но не так же прямолинейно. Сайлентблоки отдельно не продаются, но наши рукодельники нашли выход из положения и полиуретан «Точки опоры» отлично встаёт на место родных сайлентов. Кроме того, о развальных болтах не писал только ленивый - их нужно покрывать антикором (кроме Мовиля), пока новые. Стоимость сабельной пилы можно включать в бюджет автомобиля.
Раздатка, МКПП и АКПП - до 180 000 км проблем не возникало. Сцепление меняли только на одной машине с пробегом 180 000 км. В АКПП - замена жидкости каждые 60 000 км.
Тормоза это отдельная песня. На всех без исключения автомобилях тормозные диски - кривые. При торможении ощущается биение тормозных дисков. Диски коробятся с ПЕРВОГО торможения с приличной скорости и попадания в воду или снег. Компания Рольф (восхищаюсь вашими маркетологами) включила тормозные диски в список деталей, на которые вообще не распространяется гарантия.
Электрика - на одной машине из пяти вышли из строя два блока розжига ксенона с интервалом 1 месяц. На одной машинке заглючил блок управления трансмиссией. Не ремонтировали, продали как есть. На другой была забавная неисправность - вышел из строя датчик скорости. После замены спидометр стал безбожно врать - завышал скорость на 20-25 %. То есть при реальной скорости 120 км/ч на спидометре было 150. Зато расход по борткомпьютеру 7,2 - 7,5 литров на сотню. Перекуп радовался как ребёнок - разгон до «сотни» 8 секунд при таком расходе. Умом я понимаю, что сам датчик здесь не при чём - он просто считывает количество пропусков на гребёнке в раздатке, и если гребёнка не менялась, то и датчик должен показывать ту же скорость и пробег - но объяснить это я не могу.
ЛКП очень быстро мутнеет и легко царапается. В салоне тканевые сиденья, которые новые выглядят очень представительно, но через пару лет ткань выцветает и превращается в серенькую тряпочку. На водительском сиденье конструктивный косяк - при входе и выходе оно продавливается до каркаса и рано или поздно протирается насквозь. Выглядит это как будто в сиденье воткнули нож или отвёртку. Задние сиденья не очень комфортные - жесткие и плоские. Ремни безопасности на задних сиденьях чрезмерно тугие, а также имеют определённую особенность - если ремень чуть резче дёрнуть, до блокировки механизма, то он выдвигается только после того, как ремень полностью убрать в катушку. Бесит неимоверно. Сидишь пристёгнутый, но после того как на какой-нибудь кочке, или просто после резкого движения, ремень заклинивает и дальше только затягивается. Нужно расстегнуться, убрать ремень в катушку и снова пристегнуться. Сиденья третьего ряда на всех машинах до сих пор в полиэтилене. Я бы не хотел доплачивать за третий ряд. При складывании сидений второго ряда образуется ровная площадка, но немного коротковатая. Мне при росте 178 см спать было удобно только по диагонали.
Климат-контроль работает нормально, кроме диапазона температур наружного воздуха +10...+18 градусов. Если включить кондиционер, то температура в салоне слишком низкая, а если не включать, то слишком высокая и в обоих случаях происходят скачки температуры воздуха, который идёт из воздуховодов. Когда нужно однозначно либо нагревать воздух, либо охлаждать, климат-контроль справляется. А если нужно охладить, но не полностью, или слегка нагреть, то он впадает в ступор.
В целом Паджеро-4 нормальный автомобиль за те деньги, что он стоил в начале 2008 года и в той комплектации. Надёжный, проходимый и тогда недорогой. Хороший вариант для небедного пенсионера, который любит рыбалку или охоту, или ему нужно проехать на дачу в период распутицы. В качестве корпоративного транспорта в России его перспективы туманны. Менеджеры «Газпрома» считают, что меньше чем на 200-м Круйзере ездить западло, а те, кто считает деньги, выберут машинку попроще.
Два-три года назад в России прошла массированная рекламная кампания о том, что «по многочисленным просьбам трудящихся Мицубиси Паджеро-4 продается теперь с трёхлитровым бензиновым двигателем» и он «стал ближе покупателю». Так в России перестали продавать самый удачный на мой взгляд вариант - Инстайл 3,2 5МКПП. Турбодизель остался только в максимальной комплектации. А с механической КПП предлагается только самая убогая комплектация.
Сейчас я бы не купил новый Паджеро-4. Паджеро Спорт мне кажется более сбалансированным автомобилем: рама, двигатель и агрегаты от грузовичка L-200, он более ремонтопригодный, проходимый, у него больше клиренс и углы съезда-выезда, хотя и у него попроще отделка. А за деньги, которые стоит Паджеро-4 в максималке, однозначно лучше купить Прадо.