Доброго всем времени суток!
Долго думал с чего начать, так ничего путного и не придумал. Если ожидаете технические характеристики – то это лучше посмотреть в каталоге. В тексте будет больше про эмоции от выбора/покупки/владения. Отзыв не реклама, машину продал 4 года назад, все написанное сугубо мое личное мнение, без претензий на статус эксперта. Поехали!
ХОЧУ ЖЫП
Сам я из Новосибирска (Нск). В период 2009 – 2010 был у меня в X-Trail 2002, NT30 офигенного бордово-коричневого цвета. X-Trail для меня почему-то запомнился комфортной энергоемкой подвеской и дохлым мотором – на трассе для компенсации аэродинамики кирпича после 130 км/ч расход был от 15 и в песке мог не тронутся в режиме 4WD, тупо не хватало момента. Но шибко он мне нравился, и после того как по весенней чаче в 2009 я смог на нем проехать по учхозовским полям до обского моря без вызова трактористов, считал его внедорожником. Так получилось, что с осени 2009 я жил и работал в Красноярске (Крск). И вот летом 2010 приехал ко мне по работе коллега из головной конторы, естественно, нужно было показать что-нибудь интересное и красивое. Одним из пунктов интересного и красивого была Караульная пещера. Красноярцы поймут, вид на Енисей там обалденный, правда подъем такой, что не каждый пешком зайдет без перекура. Помня про внедорожные качества X-Trail, я попер на нем максимально близко к пещере. В гору. После дождя. На А/Т резине. К концу подъема запал у X-Trail пропал, вместе с набранной скоростью, и мы поскользили вниз. Каким-то чудом я не убил его об сосну недалеко от подъема. Дорога сохнет - иначе не выехать, мы фотаемся на берегу, а в голове мысль: внедорожник то так себе.
Галочку я себе поставил, но, когда осенью 2010 продал X-Trail, купил я не объект отзыва, а низколетящую ракету – 120й Mark X на RS-R пружинах. Почему его – потому что за имеющиеся у меня 700 тр, это был самый красивый авто в Красноярске на тот момент. Как потом оказалось, Mark был очень хорош на трассе. Мы с супругой в тот период часто гоняли из Крск в Нск, а к осени 2011 я сюда вернулся на пмж. Вот только жена на еще полгода примерно осталась в Крск, поэтому примерно раз в две недели, вместо пива в пятницу, вечером я мчал в Крск, в воскресенье обратно.
В 2012 мы окончательно переехали в Нск, я купил вторую машину жене, быт наладился, выходные освободились. В голове назойливо всплывали картинки раскоряченного на сырой дороге в лесу X-Trail и пейзажи того, как в утренней дымке я выползаю со спиннингом из заляпанного по самую крышу комьями грязи настоящего джипа в какой-нибудь глуши.
Mark на продажу и начался поиск Pajero.
БЫВАЕТ ЖЕ
Почему Pajero? Честно, сейчас и не вспомню какой-то конкретный триггер. Были рассказы знакомых, знакомых знакомых, о том, как в МР3/4 не устаешь в дороге за рулем, как он хорош и на трассе, и вне ее, был еще на рабочей парковке блестящий черный МР3 V65 коллеги. Тем не менее, на тот момент засел я крепко на этой марке. Правда с небольшим отклонением – я хотел Evolution. Как не сложно догадаться, выбор их в Сибири очень невелик, особенно живых. Был один в Красноярске, но пока я собирался с мыслями, его продали.
По сути, с моим бюджетом у меня остался выбор – верхняя ценовая планка МР3 или нижняя МР4. МР4 внешне нравился больше, но в салоне, на мой взгляд, он проигрывал МР3 со своей синенькой подсветкой. Дизелей я в тот период шарахался, поэтому смотрел только бензиновые. Причем, помня муки X-Trail в песке и полное отсутствие запаса мощности у него, двигатель рассматривал только 3.5 и 3.8 соответственно. Непосредственный впрыск меня не пугал, и в итоге решено было смотреть МР3, в идеале Dakar или Exclusive.
План был продать Mark и деньги с него пустить на МР3. Но Mark отказывался покидать нашу семью, забегая вперед, скажу, что он продался только весной 2013. Поэтому я тупо смотрел объявления)) Я не вылазил с drom’а, и в какой-то момент паранойя настолько зашкалила, что я решил покупать Pajero вне зависимости от продажи Mark.
К Крск и Омске друзья-коллеги посмотрели пару вариантов, в Нск я сам посмотрел пять машин, это были V75, но все как-то не устраивало. Расстроился. Нашел один Dakar V75 в Томске. По фото очень был неплох, голосом хозяин уверил, что авто в ИТС. Сажусь в тот же день вечером на автобус, на всякий случай деньги забронированы к выдаче в зеленом банке. Утром смотрим авто. Почему-то в некурящей машине оказалась полная пепельница бычков. Спросил хозяина «штозaнaх», в ответ «наверное друзья покурили» и непонимающий взгляд. Раз уж я приперся в другой город, едем на СТО. На подъемнике оказалось, что оба задних ступичных в хлам, качаются рукой даже без монтировки. Хозяин похоже сам удивился и «ну я же скинул цену». Кто видел МР3 на подъемнике, тот понимает – привода толщиной с запястье женщины, ну или хилого мужика, монументальные стабилизаторы. Очередной раз укрепился в выборе марки, меня потом Ram 1500 меньше впечатлил. К слову сказать, в остальном машина была норм, и эти косяки решаемы, но внутренний перфекционист не давал сразу ударить по рукам. Выхожу с СТО покурить и обдумать. Дай, думаю, позвоню тому самому коллеге на черном коротыше, мож посоветует, чего делать. Набираю, а тот выдает «ты, Саня, олень, чего раньше не позвонил. Я же своего продаю, но очень дорого, и вчера чел из Томска задаток оставил». Приезжай, говорит, мож придумаем чего-нибудь.
Я аж психанул. Почему я смотрел авто в радиусе 1000 км от Нск, но при этом игнорировал Бердск, где жил тот самый коллега, у меня рационального ответа нет, но это было так. Попрощался с некурящим в машине хозяином Dakar’а, хлопнул вискаря и домой. Кидать человека, внесшего задаток, было неправильно, поэтому черный коротыш уехал в Томск. Купил он его за 750. Это было в конце октября 2012.
Я сижу уныло листаю drom дальше. Видимо, в тот период времени я вел себя слишком хорошо и совсем не косячил. Потому что, через неделю или две в Томске на продаже появляется тот самый черный МР3 V65. Правда за 760 тр. Звонок, на вопрос про причину продажи получил следующий ответ: жена, говорит, вынесла к подъезду детскую коляску и сказала – а теперь положи ее в багажник. Видимо, две недели он как-то с этим жил и не сдавался. Торговаться чел отказался, да и ладно. Попросил товарища в Томске отдать задаток и на следующее утро я уже сидел в своем красавце, заваленный летними колесами. Даже не смотрел машину. Вот так, по чистому везению, один мужчина лишился игрушки, а другой ее приобрел.
ПОКУПКА
Почему я зациклился именно на этом экземпляре?
Итак, разрешите представить: MMC Pajero 3, 2003 гв, кузов V65, двигатель V 3.5 6G74, трансмиссия SSII. Кожа салоне, люк, не было только круиза, системы стабилизации и ручек на передних стойках. Цена покупки в 2012 году - 760 тр. За эти деньги я получил авто возрастом 9 лет, но с пробегом 33 (!) ткм. Он из Тюмени в Нск приехал в 2010 с пробегом 12 (!!!!) ткм. Да, так бывает. ЛКП без малейших царапин блестело как с завода, покрытие на полу в салоне чистое, в наклейках и даже не разлохмачено пылесосом, под капотом и снизу ни травы, ни грязи, пластиковые элементы как новые. Полный бардачок ключей от машины, блокиратора АКПП и брелоков от сигнализации, сервисная книжка со всей историей. Два комплекта по 5 колес с минимальным износом: зима Хакка 5 на стоковых дисках и А/Т BFG на реплике. Защита из двух листов до раздатки. Я же говорю, мало косячил в тот год.
Первые впечатления – высоко сижу, далеко гляжу. Посадка для меня очень комфортная, руль-сидение настроил сразу, обзор в боковые зеркала на 5+. Работа двигателя, бубнеж выхлопа на малых оборотах мне лично напоминали ЗИЛок и вселяли чувство неторопливой, степенной мощи. Это потом, спустя 3 года, я понял, что реальная мощь (в легковых авто) это шитый М57 от BMW со свистом его турбин как у К700, а в 2012 МР3 мне казался идеалом по тяге с низов. Я люблю жесткие машины, и МР3 в этом плане не разочаровал. Он не валится в поворотах ни в городе, ни на трассе, при том, что ходы подвески просто дикие. В то время у товарища был Х3, так вот МР3 на трассе за рулем комфортнее (за исключением динамики). Я переживал, что короткая база плохо поведет себя на трассе и/или будет «козлить» - ничего подобного, по всем типам дорог, на которых я был, ни разу не столкнулся с потерей контроля. По энергоемкости ни одного пробоя или отбоя подвески за все время я не ловил. Динамики на контрасте с Mark’ом не хватало, но это и не гонка, хотя ни на светофорах, ни на трассе ущербным себя не чувствовал.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Салон. Про посадку водителя говорил уже, добавлю только, что кнопки и рычажки на месте (кроме подогрева сидений и блокировки заднего дифа, которые за рычагами), приборка читается на отлично. Передний пассажир устраивался удобно, но был лишен электропривода сидения, зато верхний бардачок при необходимости превращался в столик для кофе. Задние сидения хоть и имеют изменяемый наклон спинки, но больше подходят для детей. Ехал как-то сам – ноги высоко, некомфортно, несмотря на ровный пол. Работа климат-контроля зимой мне нравилась: тепло, прогревается быстро, чуть приоткрыл дверь или окно – вентилятор ускорился и в салоне температура не изменялась. Удобны промежуточные положения переключателя режимов обдува, если надо сделал чуть меньше в ноги и езжай в теплых ботинках. Есть фото, как я отогревал машину жены, после простоя в морозы. Температуру печки на максимум, обдув в лицо и закрыть все воздуховоды, кроме пассажирского. к нему гофра, второй конец ее под капот отогреваемому. Лучше и безопасней газовых психопатов)
Летом в сильную жару на трассе так и не смог найти оптимального режима. Если открываешь центральные воздуховоды, что бы охладить салон (в коротышах сзади только печка, кондея нет) – сразу закладывало нос. Ездил с режимом лобовик+ноги, как то так. Про багажник говорил – его тупо нет.
Расход. Вот тут есть нюансы. Летом в городе в диапазоне 15 - 18л/100км, трасса со скоростями 140 км/ч – 14, до 120 км/ч -11-12. Зима 2012/2013 в Нск отметилась стабильными морозами за 35 в течении нескольких недель. Жил я у метро Октябрьская, работал на Березовой Роще (примерно 5 км). Прогрев автоматом сигналкой ночью, прогрев перед выездом на работу, короткая дорога в течении 10-15 минут, прогрев автоматом днем, прогрев перед выездом домой, дорога обратно. Бортовой комп сдался на 30л/100км, большего он и инженеры ММС представить не могли. Расход по заправкам в этот период составил 50л/100км. Что реально не нравилось – топливный бак в этом кузове 60 с хвостиком литров, заправлялся чаще раза в неделю. Из положительного – я спокойно назаливался на платиновый статус у ГПН за две недели. При всем при этом, если в выходные были длительные поездки по городу, комп при обнулении, возвращался к среднему за день 18-20 л/100км. Как то так.
SSII. Эта трансмиссия и возможности ее переключения на ходу, на мой взгляд, гениальное изобретение инженеров ММС. По порядку. Когда я купил авто, он уже был на зиме и пошел первый снег. В первый же день владения МР3, на трассе Томск-Нск я подумал «Mark у меня RWD, на трассе же огонь, поеду ка я и на МР3 в режиме 2WD». Не тут то было. Даванул на педаль чуть сильнее на укатанном снегу, или небольшая колея, или накатиком посередине (да, «трассы» в Сибири такие) – Pajero поплыл и надо ловить. А все потому, что у Mark были TRC/VSC, они прощали многое, зимой на обгонах с любой скорости ехал вперед, только лампочка моргала на панели. Врубил полный привод с распределяемым моментом и стало лучше. Отсутствие систем стабилизации на МР3 с одной стороны заставляло собраться на трассе, с другой давало пошалить в городе на кольцах и пустых дорогах. Для себя запишу в плюсы.
А как же режим 4LLc + блок заднего дифа? Офигeннaя штука, скажу я вам. Но, самый главный пользовательский вывод, который я сделал – включать блокировки надо до того, как застрял, а не наоборот. Когда я учился в школе, жил я в НСО и был у меня Днепр (мот с коляской такой). Вот с тех времен у меня была развлекуха – первые снега осенью, первая грязь весной – надо ехать в поля и максимально уделать (грязью) средство передвижения. МР3 этого не избежал. Поздней весной 2013, Саша и Вова, возрастом 34 годика, в джинсах и кроссовках, после переобувки МР3 с зимы на гудричи поехали испытывать судьбу в поля Учхоза. Туда, где X-Trail в свое время заработал репутацию внедорожника. Шли в режиме 4HLc, брызги грязи, дрифт в поворотах, мальчишки довольны. Справа пахота, слева березки – красота. Дорога шла через неглубокий овражек метров 20 шириной, со снегом. С мокрым весенним снегом. За рулем был Вова, человек ответственный, не свой авто он постеснялся гробить и поэтому сбавил ход и закрался в эту историю на небольшой скорости, примерно на треть. МР3 встал. Поменялись местами, я включил упомянутый выше самый злой режим и проехал еще метра два. Вперед. Ну и все. Снег утрамбовался под машиной, колеса вывесились на весь ход. Связи нет, идти по весенней чаче километров 5-7. Пошли в ближайший околок искать какие-нибудь бревнышки или хоть что то, благо овражек со снегом был до леса, не пришлось тонуть в грязи. Около часа мы безрезультатно танцевали в кросововках вокруг стихийного памятника японскому автомобилестроению. Хорошо, что в Новосибирске хватает тех, у кого с детства есть желание весной погонять по грязи в полях. Двое парней на квадрике и багги, сцепившись тандемом и помогая лебедкой, выдернули нас.
Второй раз я засадил МР3 во дворе пятиэтажки, где живет тесть того же Вовы. Схему новую изобретать не стал, парковался в сугроб пока не забуксовал, потом злой режим, еще полметра вперед и за лопатой в гараж. Ну хоть местные поржали с балконов. А так режим 4LLc очень хорош.
Если спросите, а как же утренняя дымка и спиннинг? Было один раз. С тем же Вовой. Поехали по осени на лодочную базу за 100 км от Нск, 86 км из них по асфальту, 14 по хорошему грейдеру. Приехали в ночь, напились в лоскуты, переночевали в салоне Pajero (не смотря на короткую базу, салон раскладывается полностью). Следующий день с кривыми позвоночниками покидали спиннинги немного, перевернули лодку на зиму и поехали обратно. В общем, при мне не сложилось у этого экземпляра МР3 стать настоящим экспедиционником. Перегорел я, да и жалко было машину.
ТО, РЕМОНТ, ДТП
Джидай. По большому счету мнений об этих моторах два: отличный двигатель и шляпа полная. Я из числа первых и до МР3, и после. Купил я машину на пробеге 33 ткм, продал на 65 ткм. За это время неприятность из-за типа впрыска была одна. В мае 2014 стали проявляться провалы на ХХ и пару раз пропадала тяга на разгоне. Почитал форумы, возможных причин называли две: сеточка-фильтр на входе в ТНВД, и износ плунжерной шайбы в ТНВД (по моему как то так). Сеточку решил поменять сам, заодно и дроссельную заслонку почистить. С заслонкой проблем нет, делал уже. А вот тому, кто придумал так расположить фильтр на входе в ТНВД - отдельный привет. Разобрал все без эксцессов, а вот фильтр достать это беда. Он категорически отказывался вылезать, корпус я его повредил утконосами, и путь из гаража маячил на эвакуаторе. Решил вопрос саморезом, легонько вкрутил его в фильтр и вытащил гада. Помню перематерился сильно. После чистки и замены фильтра, косяк не ушел. Нашел специалиста (есть у нас дядька, больше 10 лет этими моторами занимается, в названии его сервиса есть три заветных буквы), отогнал машину. Тот показал мне на сканере недостаточное и нестабильное давление, взял деньги (не помню точно сколько, но до 10 тр). Меняли шайбу. Как сказал этот спец, история частая, у него всегда эти шайбы отшлифованы и наготове. Вечером забрал машину, с гарантией на полгода. Нареканий нет, проблема ушла. У меня потом родной брат к нему же ездил. Так совпало, что у него тоже МР3, только дорестайл и 5 дверей. Больше джидай меня не беспокоил, заправлял его качественным бензом, взамен он меня радовал тягой почти как у дизеля.
ТО. Ничего специфичного, тормозные колодки и ремень навесного с роликом менял сам. Масла и один раз антифриз на СТО. Жижу в АКПП поменяли передо мной. Больше ничего не делал.
Ремонт. Кроме истории с ТНВД была еще одна неприятность. Как то завожу машину летом, а грохот как у запускающегося в мороз дизельного MPS предпоследнего поколения (кто слышал, тот понимает). После прогрева прошло. Гидронатяжитель цепи. Ну думаю, элемент важный, поеду к официалам. Если о дядьке из пункта про джидая могу только положительно отозваться, то официалы в Нск разлива лета 2013 – отъявленные рукoжoпы и рaздoлбaи. Ничего личного, но зачем в масляных ботинках лазить в салон по текстильным коврам и отрывать поролоновый уплотнитель на радиаторе – не понимаю. Причем, выдавал машину тот же приемщик, который при приемке расхваливал «ой какой аккуратный Паджеро». Ковры пропылесосили/отчистили как новые, за поролонку, которую не вернуть, извинились. Но осадок остался. Все это высказал девочке, которая делает контрольный обзвон, та посмеялась и сказала «какие то неадекваты вам попались». По самой замене натяжителя вопросов нет, грохот ушел, но больше я к ним не ездил. Поролонка, кстати важная штука. Охлаждение радиатора ДВС реализовано вентилятором, включенным через вискомуфту, и этот самый вентилятор протягивает через радиатор кондея и радиатор ДВС воздух с улицы. После того, как паралонка погибла, горяий воздух из подкапотки стал сильнее подмешиваться через промежуток между радиаторами и на холостых в сильную жару температура ОЖ поползла вверх. Как то так
ДТП. Сказано громко, но были пару инцидентов. Во дворе. Первый раз в ту холодную зиму, парень сдавал назад и не увидел мою машину, из-за выхлопа. На морозе бампер разлетелся. Парень оказался порядочным, оставил записку с номером тлф. Утром я уехал на работу и начал прозванивать компании по продаже кузовного. Новый бампер оригинал стоил что-то около 30 тр с доставкой в две недели, китайских на коротыша не было, в разборах в наличии тоже. Вернулся во двор, благо не убирали его как положено, собрал осколки и начал искать спецов по ремонту бамперов. Бампер заклеил черным армированным скотчем со вставкой от пятилитровки дополнительно подформованной феном. Издалека даже не видать было, что там на самом деле дыра диаметром 15 см. С поиском станции повезло, нашел реального профессионала. Сделали очень качественно. Причем это не заслуга станции, это заслуга одного человека – наемного мастера покрасочного цеха, зовут его Ашот Рубенович. При первом визите он меня поразил педантичностью осмотра и записями всех деталей в тетрадку. Оценил в 10 тр (виновник деньги отдал без проблем). Когда приехал сдавать бампер в покраску, а это было спустя месяц с учетом НГ праздников, открыл тетрадь, нашел меня и не задал ни одного вопроса дополнительно. Склеили и покрасили на 5+.
Второй раз в том же дворе поцарапали расширитель левой задней арки. Записок нет, охрана ничего не видела, камер в том месте нет. Было это уже летом. Поехал на ту же станцию. Ашот Рубенович уже не работал. Расширитель приняли. Покрасили с пылью и не в цвет. После матюков переделали на 4+, но больше я к ним не ездил.
ТЮНИНГ
Название главы хорошее, но глобально не делал ничего. Кто в 2003 году придумал ставить в топовый для марки внедорожник кассетный магнитофон – я не знаю. Для сравнения в FX-45 выпуска 12.2002, который был у меня следующим, был DVD в потолке с беспроводными наушниками, адаптивный круиз и компас в зеркале (кассетник правда тоже был). В общем, музыка в МР3 была так себе, решил менять голову. С поканалкой и горой усилителей заморачиваться не стал, остановился на процессорном Pioneer p80, Hertz DCX 690 в тыл и Morell (не помню модель) на фронт. Голову и герцы купил и поставил, попутно зашумив заднюю часть салона, а до фронта не дошел, началась стройка дачи.
Ну и второе, что сделал, хотя по времени было первое – купил колеса R20. С посадочным отверстием для МР3 не нашел, купил от Prado. Поставил через центровочные кольца. Вот и все улучшения.
ФИНАЛ
Окончательно, в хорошем смысле слова, МР3 GDI меня поразил уже в 2017. Кроме брата на МР3, есть у меня еще один товарищ. Он купил для работы Pajero на тряпке и на механике с пробегом около 500 (!!!) ткм, некапиталенный. И тот ездил, даже масло жрал в пределах нормы. Кузов сгнил, а двигатель пер, особенно после ремонта ТНВД, но суть не в этом. Как то по весне, товарищ подходит к машине, а от нее бензином несет. Не помню названия «спецов», к которым он отогнал машину, но они приговорили уплотнительные кольца на форсунках, надо менять. Какими частями тела они меняли эти резинки, история умалчивает. Но суть в том, что машина у них не завелась и товарищ забрал ее эвакуатором с бензином в масле. Отволок он машину к тому же спецу по джидаям, тот авто реанимировал, но масло менять не стал, не его профиль. Дальше жесть. Вместо эвакуатора или буксировки, товарищ мой своим ходом поехал менять маслянно-бензиновую смесь в ДВС на масло. И ведь доехал, масло поменял и ездил еще полгода. Причем жор масла даже уменьшился. Полмиллиона километров, такая ацкая промывка, а мотор ехал. Мне кажется это как минимум заслуживает уважения и исключения из списка плохих двигателей.
А своего красавца я продал. Зимой 2014 был очередной выброс мочи в голову, и я заболел Infiniti. МР3 выставил на продажу и в ноябре 2014 он уехал с новым хозяином. Сейчас жалею)) Найти коротыша с таким детским пробегом и в таком состоянии – нереально, а как вторая-третья машина в семье он совсем не плох.
Спасибо, что дочитали, может кому и пригодится при выборе авто. Всем удачи на дорогах и сильных эмоций!
П.с. Если помидорами не забросают, напишу еще про что-нибудь из своего автопарка. Edix, X-Trail, Mark X, Ist, Rio, Fit RS, FX-45, Polo, X6, выбирайте))