За три с лишним года владения своей первой машиной даже незамутненное женское сознание способно придти к мысли, что при моей тяге к выездам на природу городскую машину в лице Демки мне гробить незачем. Я всерьез задумалась о кроссовере небольших размеров – чтобы и постоянные рабочие поездки по городу проходили в удовольствие, и вылазки по буеракам не приводили к очередному завариванию глушителя. Принципиальным решением также стал и левый руль. Я читала, изучала, сравнивала, ходила по тест-драйвам и по знакомым для ознакомления с моделями машин, заболевала ими и разочаровывалась, параллельно накапливая финансы. Вариантов была масса, я рассматривала более 30 авто, но большая часть подходящих по требованиям и симпатичных мне сразу отсеивалась по бюджету. Так прошел год.
Машину я хотела подарить себе на день рождения, но не все получается так, как порой нам хочется. На местном рынке и по объявкам по Красноярскому краю и Хакасии в конце мая было глухо. Также народ явно почувствовал нарастающее внимание к левому рулю и цены на него были почти на сотню выше аналогичных праворульных авто. Интересный вариант появился неожиданно. Pajero Pinin. Его я сторонилась, запуганная GDI и непривычным задним приводом. Он стоял в Новосибирске по доступной цене и соответствовал почти всем моим требованиям, учитывая редкий не GDI мотор. Я загорелась. Нашла человека, который посмотрел ту машинку…которая оказалась жестко битой и деланной вкруг. Я не рискнула покупать.
И даже при первой поездке в Красноярск у меня не было ни одного реального варианта. Точнее, они были, но все либо мощнее и больше, чем я хотела, либо значительно дороже. Мы неизбежно оказались на авторынке. Естественно, с минимальными знаниями об автомобилях и наивно-доверчивой натурой в одиночку мне там делать было нечего. Поэтому ездила я с двумя парнями, один из которых – бывший СТОшник, а второй просто разбирается куда лучше меня. И мы ничего не выбрали! На всем рынке нашлась только одна машина под мои требования и бюджет – ЦРВ 98 года, к которой категорически не легла душа. Я совсем загрустила и вернулась домой ни с чем.
Через две недели мы поехали снова. По сути, я подстроилась под требования рынка, увеличив свой бюджет. За день до этого мы смотрели Рафик в Абакане, но его техническое состояние оказалось крайне плачевным. Тем не менее, ориентировалась я теперь именно на Раф, как наиболее подходящий и доступный вариант, хоть и не слишком симпатичный лично мне по смазливой внешности. В новой ценовой категории нам было из чего выбрать, об этом свидетельствовала распечатка с десятком объявлений. Всего за час до отъезда, а стартовали мы поздно ночью, чтобы с раннего утра быть на месте, я еще раз заглянула в объявления и обомлела: в Красноярске продавали Пинин. Красавец 2002 года, в хорошей комплектации, с массой опций, по доступной цене… Рафики были забыты. Мы ехали за Пинином.
Мысли парней при первом знакомстве с машиной:
- Кузов целый, не повело, даже если бит. Покраска родная, повреждения незначительны. Ржавчины нет. Сервисной книжки нет. Выхлопная труба сухая. Двигатель работает тихо и ровно. Тянет уверенно.
- Attention, GDI! Стойки слегка давануло, предположительно морозами. Тут сальник течет…Двигатель чистый, потеков масел нет, бачок гидрача пробит и заварен, а если покопупать стакан…О! [далее непереводимая игра технических терминов, приведшая к скидке]
Мои мысли:
- СИНЕНЬКАЯ!!!!!!!!!
Я влюбилась в машину с первого взгляда. По мнению парней, вариант был достойный, о цене быстро договорились: меня устроила скидка, а продавца – наличные. На естественный вопрос - не состоит ли автомобиль в залоге? - хозяин машины, веселый бодрячок плотного телосложения радостно оскалился: «Я так-то майор полиции, корочки показать или вам этого недостаточно?» Я задумчиво перевела взгляд на его черную футболку с надписью «Police». Но проверить стоило. Майор почесал затылок, вздохнул и мы поехали в местный пункт ТО. Хозяин машины подошел к окошку, в котором сидели гаишники, нежно отодвинул всю очередь и весело спросил: «Ну, что там у нас?» А потом подозвал меня и предоставил возможность спрашивать самой. «Состоит ли машина в залоге или угоне» - услужливо подсказали парни сзади. Мужчина в форме кивнул, попросил ПТС и обещал проверить, что сможет. Процедура проверки заняла минут десять – самые последние перед обедом, поэтому очередь сбоку сильно нехорошо косилась на меня и от их гнева спасали только трое мужчин за спиной. Автомобиль пробили по местной и федеральной базе, подтвердили хозяев и что она не состоит в розыске, большего доподлинно узнать не удалось.
Документы купли-продажи мы заполнили быстро. Талон техосмотра действовал, поэтому я без долгих раздумий купила ОСАГО на год в соседнем окошке. Можно было сразу получить и номера – но это заняло бы несколько часов, а мы хотели засветло вернуться в Абакан. Оформляя страховку с вписанием двух водителей за 2700 руб., я попросила также посчитать и вариант без ограничения.
«Сорок двадцать пять!» - радостно озвучила женщина-страховщица. Наградой ей были три пары вытаращенных глаз. «Откуда такая нелюбовь к безлимиту..» - ошарашено успела подумать я. «Сорок тысяч??» - наконец очнулись парни. «Да нет же, ну не так циферку назвала», - мило улыбнулась дама. «Четыре тысячи двадцать пять рублей!» Я воспряла духом и вылезла из-под стойки, куда сползла в процессе переваривания информации, но все-таки решила ограничиться обычной страховкой, поскольку за руль пускаю только в экстренных случаях.
Когда все возможные документы были оформлены, а деньги посчитаны и переданы, парни не удержались и спросили, не жалко ли продавать машину.
- Жалко! - честно признался майор, - но у меня Мерседес простаивает…жена с ребенком на нем ездить будут, а мне и четверки хватает!
Так Пинин стал принадлежать мне.
Итак, Mitsubishi Pajero Pinin, год выпуска 2002, двигатель 2.0 GDI, автомат, Супер селект, 5 дверей, пробег 178 тыс., бортовой компьютер с дисплеем (управляется со штатной магнитолы), противотуманные фары с омывателями (правый, видимо, сломан, поскольку стоит заглушка), рейлинги, магнитола с телевизором и еще куча мелочей, которые сходу и не вспомнишь.
Пингвином я окрестила его сразу. Мало того, что этому созвучно название марки автомобиля, так еще и сине-серая расцветка. Кстати, в дальнейшем практика показала, что «плавает» по бродам он действительно неплохо, а вот полетать на нем не получается. Но, возможно, оно и к лучшему, не стоит поощрять мою тягу к высокой скорости. Потому - Пингвин однозначно!
Левый руль – штука непривычная. Про путаницу поворотников и дворников я молчу, но первое время я стабильно подходила к машине с другой стороны, плевалась и с бормотанием «Я – леворукая, я – леворукая..» отправлялась в обход, развлекая всех невольных свидетелей данного действа.
Сидеть в машине непривычно высоко – совершенно иной угол обзора, в том числе и за счет большого размера стекла: мне так не хватало этого кусочка неба сверху… И уже больше двух месяцев я никак не могу приспособиться останавливаться на перекрестках так, чтобы не закрывать себе же светофоры боковыми стойками (между боковым передним и лобовым стеклами). Просто магия какая-то.
Руль по высоте не регулируется. Регулируется сиденье – не только взад-вперед, но и вверх вниз рычагом типа домкрат. Я свое положение нашла быстро, откинувшись по привычке назад, и в этом сиденье мне достаточно мягко и удобно, чтобы не уставать сильно даже в дальних поездках, что не может ни радовать. А вот места для левой ноги подозрительно мало. Слева снизу под ногами сделан выступ, а если протянуть ногу дальше, то уже попадаешь на педаль тормоза. Моя-то лапка помещается, а вот мужчинам с большими размерами ног такое расположение может показаться некомфортным.
Приборная панель в синих тонах вполне читаемая, даже красивая, яркость освещения регулируется. А вот панель компьютера читается не слишком четко, особенно в солнечные дни через черные очки. Также неудачна и тонировка на заднем стекле – явно не заводская и настолько плохо пропускающая свет, что к вечеру через нее становится плохо видно не только снаружи, но и изнутри.
Пластик и отделка салона незатейливые, чем-то даже грубоватые, рубленные, как и весь дизайн автомобиля. Поэтому чехлы я купила черно-синего цвета и в тон к ним кожаную оплетку на руль, после чего в салоне стало гораздо веселее и уютнее.
Задним пассажирам места впритык. Наверное, ничуть не больше, чем в моей прошлой машине. Но они как-то терпят…а я там не езжу. Для среднего пассажира сзади не предусмотрен подголовник. Просят купить подушку.
Если снять заднее сиденье (простой рывок вверх), то задние спинки опускаются вперед, образую ровную квадратную площадку, на которой легко уместится и не слишком габаритный груз, и человек среднего роста. Я – только в диагональ. Причем если передние сиденья откатить вперед, а снятое заднее проложить в образовавшуюся дыру и сверху покрыть все это ковриком или матрацем. Тем не менее, спать в машине мне уже доводилось и я осталась довольна ощущениями.
Багажник…куда дели багажник??? Это самый большой возмущающий меня фактор в автомобиле. Те, кто хоть раз заглядывал в Демку в старом кузове, поймут меня… Багажник безбожно мал! Спасают рейлинги на крыше, к которым я сразу прикупила перекладины. Возможно, в дальнейшем мне не обойтись без автобокса.
Внизу в багажнике есть небольшой отсек, разбитый на отделы. Туда вместилась вся мелочь, которую я постоянно таскаю с собой – от тряпок, масла и ключей до лопатки, топора, веревок и т.п. Не влез только гордый огнетушитель, который оказался выше этого отсека по размерам. В остальном – очень удобная вещь. Учитывать стоит только один скромный момент – если багажник заложен, достать все это будет нереально. Элементарная мысль, иногда приходящая в голову слишком поздно. Огорчает то, что крышка на этом отсеке никак не фиксируется: что бы не пришлось вытаскивать, одной рукой приходится ее придерживать.
Любит захлопываться задняя дверь. И все время по мягкому месту. Чувствуется, что автомобиль мужского пола…
Была у меня и полка. Довольно разбитая, бренчащая, вечно падающая и без конца мешающая. Все хотела выложить ее дома. Укомплектовывая вещи в обратный путь с очередного озера, я закинула мешающую полку на крышу, да так и забыла ее там. Нет полки – нет проблем. Да и Бог с ней.
Шумоизоляция изначально порадовала: даже штатная, она хорошо заметна после многих других автомобилей. Тем не менее, покатавшись на Пинине лето, я решила в будущем году выделить финансов для дополнительной полноценной шумки.
Звучание музыки в салоне тоже реализовано вполне прилично, колонки в передних дверцах и сверху по бокам от заднего сиденья играют громко и уверенно, задних пассажиров даже можно оглушить.
Ощущения от динамики сложные. Автомат задумчивый по сравнению с любым паркетником, тем более легковушкой, он словно не заточен под резкие разгоны. Тем не менее, когда трогаешься, в первый момент ощущение, что машина рвет с места, потом наоборот начинает казаться, что ползешь как черепаха, но при этом большинство машин почему-то остаются позади. Дорогу держит хорошо, хотя после легковой пришлось приспосабливаться к совсем другой инерции автомобиля, чтобы правильно вписываться в повороты. В горку идет уверенно, спокойно и столь же медленно. Особой разницы в нагрузке, когда я еду одна или машина полна пассажиров, не ощущается. Крейсерская скорость 90-110 кмч, выше 120 я разгонялась только пару раз из любопытства. Не то чтобы машина не может ехать быстрее, скорее не располагает к этому – нет у нее предназначения гоночного болида. Поэтому на трассе обгоняют меня часто, но запаса для обгона всегда хватает. А в городе весьма ценны ее маневренность, управляемость и относительно небольшие размеры.
На грунтовке чувствует себя прекрасно, пылит – не угонишься. Клиренс такой, что за 200 км гравийки мне по днищу прилетели всего пара-тройка камней. А вот резких маневров, характерных для легковых авто, лучше не совершать – привод-то задний, может и занести, как и произошло со мной в первую же поездку. Это надо иметь в виду, либо сразу включать 4WD.
Расход бензина показывает бортовой компьютер. Я ему не слишком доверяю, поэтому замеряла по заправкам: чуть меньше 10 по трассе, до 13 в каменных джунглях. Это на заднем приводе. Зимой замерю заново, ездить буду уже на полном приводе и в основном по городу, плюс никуда не деться от прогревов. Размера топливного бака (заявлен 53 литра) при таком расходе в дальних поездках ощутимо не хватает. Бензин однозначно предпочитает 95, на нем лучше тянет и ровнее работает. Но иногда кормлю и 92, чтобы не баловать.
Подвеска глотает все! За лето пробоев не было, хотя ям я нахваталась по самое не балуйся. Но что я там писала про жесткость Демии? Вспоминаю с нежностью… Пингвин жесткий…как джип. Проезжая обычных лежачих полицейских, зад машины встряхивает так, что у меня подпрыгивают…впрочем, не важно. Задние пассажиры особенно хорошо чувствуют жесткость подвески, но пока стойки не потребуют замены, ничего с этим делать не собираюсь. В период летнего ремонта дороги под Пригорском я налетела на высокий асфальтовый стык, причем не на слишком уж высокой скорости. От удара всех трех задних пассажиров подкинуло так, что одну девушку ударило об ручку, за которую боковые пассажиры могут держаться во время движения, второй просто стряхнуло голову, а у третьей на голове была замотана такая гулька, что она отпружинила ей от потолка и осталась цела. Благо, шпилек ни у кого в голове не было. После этой ситуации в машине в обязательном порядке пристегиваются все.
Судить о проходимости человеку, только что пересевшему с легкового автомобиля, почти нереально. За лето я успела помесить грязь на сплаве, где хватило простого полного привода; забраться в поля и вывесить два колеса по диагонали, когда пришлось воспользоваться пониженной передачей, чтобы выбраться; погонять по песку и камням, где вес автомобиля топит его и без пониженной проехать не получается; покоряя Тепсей, проехала на понижайке массу крутых подъемов, окончательно и бесповоротно влюбившись в Пингвина.
То есть фактически - в конкретные говны для испытаний автомобиль я не загоняла. И даже его короткие свесы оценить еще не успела. А вот под брюшко, воспользовавшись случаем на СТО, заглянула. Спереди прикреплен железный лист – стандартная защита, но скорее от грязи. Сильно выдается вниз балка, к которой крепится раздатка. Если использовать его как джип на полную катушку, то лучше поставить защиту. Мне пока без надобности, но все знакомые парни почему-то считают, что я обязательно куда-нибудь вляпаюсь. Время покажет!
Чем проще система, тем стабильней она работает. Продавая свою Демию и покупая Пинина, я осознавала, что мороки и денежных затрат с ним будет куда больше. Хотя в целом, мне как женщине, в этой ситуации нужны только деньги – плати и чини. С другой стороны, в отличие от предыдущей машины, где все мои самостоятельные попытки замены расходников терпели фиаско, здесь мне удалось спокойно заменить лампы в фарах и подсветке и без проблем заглянуть в панель. Начало общения было положено.
Еще перегоняя авто из края после покупки, я обнаружила, что руль бьется в руках, как живой, поэтому после приезда загнала машину на СТО для приведения в порядок. Стандартной балансировкой колес и развалом-схождением отделаться не удалось. Под замену встали рулевая крестовина, а также крестовина переднего карданного вала, заодно передние и задние резинки стабилизатора, колодки передние и задние и сальники шаровой опоры. Далее конечно стандартная процедура по замене масла и фильтров, сразу почистила и форсунки. Оказались на пределе своих возможностей ремни генератора и ГУРа. (Стоит отметить, что большинство знакомых автомагазинов пришлось вычеркнуть из списка посещаемых – запчасти на европейцев возят далеко не все. Потому осваиваю новые точки.)
На этом все могло бы и закончиться, но в процессе первого осмотра потребовалось снять аккумулятор. И когда его поставили обратно, в голове у Пингвина что-то кардинально сбилось и неожиданно поплыли обороты. Электрики делали компьютерную диагностику, что-то регулировали, исправляли какие-то ошибки…а обороты все равно плавали.
Кроме этого, как мы не смотрели втроем при покупке, а такую элементарную вещь как чек - прозевали. При вскрытии приборной панели оказалось, что лампочка из него была просто вынута. Когда вставили, чек язвительно загорелся.
Осталось заменить свечи, но это удалось далеко не сразу. Колодцы оказались очень узкие, стандартным свечным ключом и даже каким-то специальным у стошников нам подобраться не удалось. Я так и откаталась месяца полтора с чеком и периодически плавающими оборотами, когда знакомый просто взял и обточил свечной ключ до нужного мне диаметра. Вуаля!
Свечи стояли BKR5EKUD, состояние их было удовлетворительное, вот только в свечных колодцах оказалось масло. Так Пингвин отправился на второй ремонт, ну а раз полезли так глубоко, то по пути я меняла все, что оказывалось под подозрением, чтобы ближайшие год-два туда уже не лазить. В итоге поменяли ремень ГРМ и оба ролика, два сальника на распредвале, прокладку свечных колодцев и сами свечи. Маслом было залито все, подтекало где-то сзади двигателя. Все вынули, почистили, заменили и посадили на новый герметик. Потеков масла более не было обнаружено, а двигатель стал ощутимо ровнее и мягче работать, просто красота! Жаль, глох через раз. Так добрались до электронного датчика педали газа и заодно почистили дроссельную заслонку. После этого чек погас, а обороты стабилизировались. Я иногда еще замечаю, что они слегка меняются на холостых, но до дрожи двигателя или чтобы он совсем заглох – уже не доходит.
На момент написания отзыва на Пингвине пройдено порядка 5 000 км, абсолютное большинство из которых – по полям, горам и высям. Впечатление от машины положительное даже у тех, кого я стукнула об потолок. И без того немалое количество желающих прокатиться со мной растет как на дрожжах. Лично я покупкой однозначно довольна и чем дальше, тем больше доверяю своей Синей птице. А продолжение – оно обязательно последует!