Это не была первая машина в моей жизни. С 2 лет, стоя у папы на коленях, я держался за руль нашей любимой красной копейки, потом рулил сам, не дотягиваясь до педалей, потом переключал скорости и вскоре настал момент, когда сам, один сидел на водительском сиденье и под присмотром отца, но без его помощи управлял автомобилем. Копейка была в нашей семье 16 лет и когда кузов окончательно прогнил, был куплен восстановленный новый и я помогал отцу поменять кузов (снять все со старого и поставить на новый)- в то время как он ремонтировал автомобили за деньги, я занимался нашей копейкой с его подсказками и помощью.
Позже у отца были ВАЗ 21063, ВАЗ 2106, ВАЗ 21099 на которых я ездил в деревне, на даче, на трассе – там, где не было постов ГАИ и принимал непосредственное участие в ремонте и техническом обслуживании, ухаживал за ними как за своими.
Но именно первым моим автомобилем был Москвич 2141 белого цвета, двигатель 1,5, 1991 г.в., пробег, наверное, шёл на второй, а то и третий круг, достоверно этого не известно.
Куплен он был в 2000 году, на основе опыта перегона отцом новых Москвичей из Москвы и Бийска в Новосибирск по заказу автосалонов в 90-е. Новые москвичи действительно были неплохи в динамике, имели пятую передачу, передний привод, просторный салон, самую теплую печку из отечественных авто, иногда даже кондиционер, очень уверенно держали дорогу на трассе и, вцелом, хорошо зарекомендовали себя по мнению отца (да и сам однажды участвовал пассажиром в перегоне нового 41-го из Бийска, после 21063 был в восторге от Москвича).
Тем более ввиду очень ограниченного бюджета, взять жигули классику не представлялось возможным, а Москвич по низу рынка можно было взять за 25, правда, в соответствующем состоянии.
Нашли более менее не ржавый кузов, вроде сам заводился, сам ехал – сильно хотел – купили. И началось….
Москвич мне достался, в очень плохом состоянии, ломалось у него все – стартер, термостат, помпа, трамблер, гранаты, шаровые, рулевые, сальники какие только не менял по нескольку раз, ремонтировал коробку, двигатель, электрика периодически давала сбой (клеммы, контакты, предохранители, все было окислено, ржаво и расхлябано). Плюс ко всему денег поменять целиком стартер не было, разбирал- чистил или менял контакты, смазывал, менял втулки-собирал, также с трамблером и бензонасосом, пока не поменял на новые мучился каждую поездку. Благодаря моему Москвичу, руки были всегда черного цвета, никакими порошками грязь из пор, складок и вокруг ногтей не отмывалась.
Немного об особенностях эксплуатации:
Он был одинаково не динамичным как пустой, так и с 12 мешками картошки сзади и мешком капусты на переднем сидении))) Сказывалась тяговитость москичевского 1,5л двигателя, по слухам, разработанного в 70-е годы БМВ. Торпеда, пожалуй гораздо похуже пластиком и в более даже строгом стиле, чем у большинства современных самых бюджетных авто, радио я возил под передним сиденьем - магнитофон японский с CD (подключал его к питанию через прикуриватель и он вещал из под сиденья всеми своими шестью ваттами). И ни чего, не жаловался на качество звука))). Задние сиденья в разложенном виде образуют аэродром!!! Сзади (при большом желании доехать нахаляву до дома) помещалось 5 друзей-студентов, почти в комфорте. Надежность Москвича, конечно, прихрамывала, как и я, после того как 3 раза снимал и перебирал коробку и 1 раз двигатель. Зато ни одна поездка не проходила без приключений, то трамблер покрутишь - зажигание сбилось, то термостат в дороге поменяешь, то диафрагму на бензонасосе, т.к. на новый 200 рублей не было... Романтика... Одним словом...
Бардачок был с функцией автооткрывания на кочках, только без функции автозакрывания... Шумоизоляция отличная, кроме рёва двигателя, никаких шумов с улицы больше слышно не было. Зимой никогда не жаловался на работу ABS при торможении и на жесткость резины, т.к. задние колеса были летние и не шумели, а зимнее шипованное было без шипов и то только одно, второе переднее было тоже летнее, так как из второго зимнего внутрь полез металлокорд и повредил камеру (на новое, как понимаете, тоже денег не было). Что касается лако-красочного покрытия, то оно, конечно, не вызывало столько гнева как у вас из-за тонкого экологичного слоя на новых моделях VAG, но местами, над колесными арками, отваливалось вместе с кусками ржавого железа. Обшивка дверей не скрипела, она прочно держалась на саморезах. Не было абсолютно никаких проблем с гидро и элетроусилителем руля, и прочей электронной начинкой, которая вызывает столько споров у владельцев современных авто.
Не хватало летом кондиционера, особенно когда вентилятор охлаждения радиатора не справлялся и чтобы не закипел двигатель приходилось включать печку на полную, когда на улице было +30, в машине тогда становилось все +60.
Механическая коробка, в отличие от сцепления, была очень мягкой и сама периодически выключала скорости ))) потом я ее все-таки починил ))). А вот жесткость педали сцепления была чрезмерной, даже учитывая, что я 3 раза в неделю играл в футбол и был в неплохой физической форме, нога после долгих поездок уставала.
Но таких недостатков, как вы понимаете, было не так уж и много..
Не знаю каким образом это у моего москвича получалось, но когда во дворах зимой после обильных снегопадов все стояли и буксовали, он грёб как танк, сдвигая все сугробы и не боясь никакой колеи.
С точки зрения грузоподъемности и вместительности к нему также не было никаких претензий: увозил 12 мешков картошки за ходку с дачного участка, тогда как отец не мог и половины увезти на ВАЗ 21099, да и не хотел, жалко было машинку, она падала на отбойники и вся кряхтела и скрипела.
Сегодня это конечно не актуально, но в те времена (2001-2002гг) конкуренции среди грузоперевозчиков особой не было и цены на газель (дача 100км от дома) примерно были сопоставимы со стоимостью самого урожая. А мне было тогда 20 лет и лишний раз смотаться куда-то на машине по трассе было за счастье, да и помощь семье никто не отменял.
Во время учебы в институте (3-4 курс) работал по ночам и выходным «бомбилой», тоже своя романтика…
В конце 90х - начале 2000х основными автомобилями такси были жигули пятерки и шестерки, более легкие, экономичные, выносливые по сравнению с моим 2141, который кушал 10-11 литров бензина, был туповат на разгон и ломался каждую неделю.
Работа «бомбилой» сильно отличалась от сегодняшнего положения вещей с приложениями типа убер, яндекс и прочими. В конце 90, начале 00 возле клубов, вокзалов и прочих «рыбных» мест всегда стояла исключительно своя таксо-мафия и посадить там пассажира было практически нереально. Чтобы заработать приходилось иногда часами мотаться по улицам и высматривать «голосующих». Иногда получалось за ночь «отбить» только бензин, иногда и на бензин не хватало. Работа в хороший плюс была в основном в пятницу и выходные, чуть поодаль клубов, куда отходили знающие студенты, чтобы поймать машину подешевле, чем у «местных» таксистов. И то был риск нарваться на неприятности с погоней.
Не раз получалось нарываться на пьяных братков и остаться потом без оплаты, а разок и на капоте пришлось прокатить пассажиров, ну сильно хотелось живым выбраться с частного сектора в нахаловке. Хотя с братками иногда бывало еще и попроще (можно было договориться об оплате «по-понятиям»), чем со студентами, которые врассыпную выскакивали из машины на светофоре чтобы не платить.
И наркош катать приходилось, хотя понятно, что стремновато, но когда у тебя лампочка бензобака горит, после полночи катания впустую, а других пассажиров не предвидится, то выбирать особо не приходится, да и не сразу их вычислить удавалось, только когда начинается: давай заедем в аптеку или заскочим на поселок «северный» по-пути, все на свои места вставало. Да и зачастую жаль их было, такие красивые девчонки, видно по одежде, что состоятельных родителей, с парнями-наркоманами, которые просто их пользуют.
Мне было не понять их жизнь, я днем учился, ночью «бомбил», а вечером играл в футбол и спал… Когда все пили – для меня было самое доходное время, не мог себе позволить, сидел с друзьями-студентами за столом, потом всех пьяных развозил по домам и ехал работать, и так во все праздники, новый год и прочие.
Ну и еще из запомнившегося с тех времен - сотовой связи тогда практически не было (доступной, по крайней мере), первый мобильный телефон я купил в конце 2001г, это была Моторолла Т180. А это значило, что договаривались со всеми и обо всем при личных встречах, на определенное время и на определенный день и возможности позвонить или написать в Вотсап и изменить место, день или время не было. И ведь не было ни напоминалок, ни ежедневников, всегда знал с кем, когда и во сколько встретишься и выстраивал все планы так, чтобы не опоздать и не опаздывал…
За три года владения Москвич многократно «отбил» свою стоимость, сначала в качестве такси, а потом в качестве грузовика, перевозившего автозапчасти на авторынок, для торговли на капоте.
После того как я перешёл на 5 курс и начал больше времени уделять подготовке к диплому, Москвич был сначала заброшен (некогда было его ремонтировать), а потом был отремонтирован и отдан за 15000 руб. в рассрочку знакомому «бизнесмену» под такси, но в итоге не получив ни одного платежа за него, забрал его через полгода со штрафстоянки заплатив еще около 2т.р. (оформлен был по-прежнему на меня) в абсолютно убитом и подбитом виде и не на ходу.
Ввиду того, что к тому времени институт был уже за плечами, найдена первая работа и голова была забита абсолютно другими вещами – авто был снят с учета для утилизации и продан за 5000 рублей на разбор.
Так печально закончилась судьба моего первого автомобиля, который я не раз обзывал последними словами, который временами ненавидел, хотел сбросить его с обрыва под откос, но с ним также связано много замечательных событий в моей жизни, много людей, бесценный жизненный опыт. Спустя 15 лет я помню его в деталях. Спасибо ему что он был, а Вам спасибо что дочитали.
p.s. фото из интернета, приближено по виду к моему, не смог найти ни одной своей, найду если когда-нибудь где-нибудь - добавлю