Я всегда хотел написать о своей первой любви. Прошло 12 лет, а она всё не забывается. И вот, я решился!))
Эта машина научила меня с друзьями ездить, и подарила невиданное доселе чувство свободы. Я мог двигаться КУДА ХОТЕЛ, КАК ХОТЕЛ, КОГДА ХОТЕЛ, ГДЕ ХОТЕЛ, И СКОЛЬКО ХОТЕЛ. Эти слова не понять хромому пешему обывателю. Только автомобилисту! Это было время музыки «Ария», «Мановар», «КиШ», «Люмен». Время рваных джинсов, первых заработанных денег и фанки-бизнеса. Время первой фирмы, неожиданных встреч и полной уверенности, что нас поцеловал боженька. Время сиюминутности и беспечности. Время замечательных и верных друзей, время мечтаний. Время быстрых решений и мобильности. Мы могли уехать в любом направлении, не задумываясь о том, где и как будем ночевать. Главное, что с нами был он – наш Green, как мы его прозвали!
Вообще, нам, 18-летним парням, «Космич» казался верхом автомобилестроения! Мы регулярно его мыли, подтягивали, чистили и за ним следили. Сразу после приобретения был вымыт кузов, пропылесосен салон и почищено подкапотное пространство. Старый салон оказался на редкость уютным. Он принимал в себя всех наших друзей. Большущий руль с оплёткой помнит наши руки, салон – наши разговоры о вечном, а поворотные форточки передних дверей помнят не одну сигарету возле себя на вытяжке.
За первые 10 тысяч в машине не сломалось ровным счётом ничего! В наших руках он повидал множество живописных дорог Башкирии и Пермского края.
Почти три года мы водили этого красавца по узким улочкам нашего города и ловили на себе взгляды людей, которые улыбались! Никогда в этой машине у меня не было плохого настроения. Наоборот, стоило только сесть на мягкое сиденье, взяться за нелепо большой и тонкий руль в скрипящей оплётке, как настроение улучшалось сразу!
Нам казалось, что мы всегда будем вместе, даже водительские документы мы хранили в одном бумажнике, ибо друг без друга никто и никуда не ездил. Как только все из нас занимали свои места в автомобиле, мы превращались в единый живой организм, готовый ехать куда угодно и сколько угодно.
Одно время у меня была настоящая болезнь. Я просыпался часа в 2 ночи, шёл в машину, катался минут 40, приезжал домой, и снова ложился спать. Будете смеяться, но дрифтовать на нём было одно удовольствие, и даже затяжные пологие «градусы» покорялись зелёному монстру с удивительной лёгкостью. Однажды за этим занятием меня спалила сестра и попросилась со мной. В итоге что-то там сломалось и мы до 5 утра ждали нашего друга с тросом))
В этой машине я понял, что управляемость машины всецело зависит от твоего настроения. Иногда даже в мороз автомобиль не покажется тебе слишком холодным. А бывает, что и в июльскую жару он холоден и неприступен… Особо запомнился случай в местном плодосовхозе, когда я слишком вошёл в раж и мы мчались по раскисшей грунтовке в раллийном стиле, проходя повороты боком, и едва не цепляя глубокие обочины и деревья. Никогда не забуду затяжные повороты, когда балансируя рулём и газом, мы пугали окрестных белок и зайцев рёвом мотора и грязью из-под колёс. Помню, как мои ноги барабанили по педалям, как пальцы пианиста – по клавишам. Довершали картину глубокие лужи, которые мы проезжали ходом и которые погнули нам номер. Забегая на 10 лет вперёд (на момент конца 16 года) скажу, что больше такого кайфа от «рулёжки» я не получу ни на одном автомобиле. Наверное потому, что все они будут переднеприводными. Наверное потому, что «Москвича» было не жалко. Наверное потому, что я чувствовал его, как продолжение себя. Наверное потому, что в обезумевших руках полуоторванные рессоры, люфтящий руль, дохлый мотор и шипованная «Снежинка» на задней оси могут подарить столько эндорфинов, сколько вы никогда не сможете осилить. Воистину, дело не в жизни, а в отношении к ней.
Почему-то помню, как мы мечтали сделать ему апгрейд, начиная от новой рулевой колонки и заканчивая двигателем и коробкой от «Форда-Гранады»…
А ещё помню, как установили в него магнитофон и колонки со светомузыкой. Если накурить в салоне до упаду, то лучики пробивались через кумар)) Было очень круто!
Потом автомобиль стал ломаться, и все заработанные деньги мы вкладывали в реанимацию нашего зелёного друга. На деле, лишь продлив ему агонию. Нужно было просто понять, что автомобиль стар и изношен настолько, что не поддаётся никаким регулировкам, и проще купить новый.
К моменту получения этой машины, с «Москвичами» я уже был знаком. Грин же окончательно углубил и закрепил мои познания в авторемонтном деле (Level 100). Я за несколько секунд мог подтянуть буксующее сцепление, натянуть тросики ручника, заменить тормозные колодки, установить треногу и снять лебёдкой двигатель, поставить на место взбунтовавшуюся кулису коробки. Про замену масла и переборку двигателя молчу – я мог делать это с закрытыми глазами. Плюсом всей ситуации было то, что я перестал бояться неисправностей автомобиля на дороге. А самое главное, мы, 18-летние студенты, поняли, что на содержание даже самой простой машины нужно иметь деньги. А особо ярым ценителям – ещё и массу свободного времени! К тому же, с годами запчасти на «Москвичи» старого образца находить запчасти стало делом почти невозможным, а качество самих запчастей было из рук вон плохим! Как человек, через семью которого прошло несколько «Москвичей», могу резюмировать: это крепкое, неприхотливое и выносливое транспортное средство, настоящий символ «той» эпохи. По правде сказать, любое сравнение с «Жигулями» некорректно в силу принципиальных отличий конструкции. Чтобы с удовольствием владеть такой машиной, её нужно любить. Только так и никак иначе! А всем тем недальновидным и глупым людям, кто бесправно ругает такие машины, я говорю: вы знаете, куда вам идти!
И в отличие от ранних наших «Москвичей», до нас эту машину не любили. Её техническое состояние было рассчитано как раз на то, чтобы дожить свой век и умереть у нас на руках. Чувство, что «что-то не так», к сожалению, стало перманентным. Даже огромный опыт отца не позволил реанимировать эту машину. Попытки наших друзей из автосервиса так же носили характер временной ремиссии.
Продать его не представлялось возможным, потому он и был сдан на металлолом. «Зимние» фотографии из «22-летнего отзыва» сделаны примерно за час до его смерти.
Впрочем, сейчас это уже не важно!
Теперь, когда я встречаю на дороге аналогичный «Москвич», я обязательно уступлю ему дорогу, и внутренне улыбнусь его владельцу. Я знаю твои чувства! Я завидую тебе, дружище!
Позже меня не раз посещали мысли о том, чтобы купить аналогичный «Космичик» и отреставрировать его (первый автомобиль – как первая женщина, не забывается!). Посмотрим, время покажет! Я тебя люблю и помню, мой вечно-зелёный друг!