Мне нравится рабочий/веселый/надежный твой характер.
Не зря тебя назвали Москвичом!
(А. Пахмутова, Н. Добронравов «Москвич»)
Сразу оговорюсь, автомобилистам, придерживающимся мнения «Москвич – амно, и ниипет», едва ли будет интересно читать этот пост. Это отзыв о любимой машине. Я официально заявляю, что нахожусь в трезвом уме и здравой памяти и сравнивать или ставить на одну доску Москвич 1981 г.в. с современными «одноклассниками» не пытаюсь и никого не призываю. Это отчет о машине, мотор и кузов которой разработаны в 1960-х гг. прошлого века, а последняя модернизация проводилась в 1981 году и мое мнение – это мнение автолюбителя, учитывающего эти реалии.
Современных владельцев Москвичей условно можно разделить на четыре основных группы: а) дедушки, которые не захотели расставаться со своими «боевыми конями» во время треклятой утилизации (еще крепкие, но порядком уставшие автомобили, зачастую жутко заколхожены); б) юные, 17-20-летние автолюбители, которым Москвич перешел по наследству и стал первым автомобилем (машина достается пуберантам в состоянии от идеального до полумертвого и впоследствии либо тюнингуется вусмерть и умирает под прессом, либо юноша становится истинным москвичеводом); в) автомобилисты эксплуатирующие Москвич потому что нравится (такие тоже есть, но мало). Себя я отношу к третьей группе=)
Предыстория покупки такова: был в нашей семье снежно-белый красавец-Москвич 2140 1981 г.в. И так получилось, что мои лучшие детские воспоминания были так или иначе связанны с этой машиной. Либо мы едем на Дон купаться, либо вдвоем с дедушкой (по сути, всем лучшим во мне я обязан ему) просто кататься (я воспитывался в ст. Вешенской, кто бывал, тот знает, какая там красивая природа: Дон, мелкие речушки, степи, сосновые леса, дубравы, поля), либо едем на покос (сено, а не то, что некоторые могли бы подумать). В общем запах москвичевского салона, его прямоугольные рубленные формы, грубоватый звук мотора стали неотъемлемыми атрибутами моего счастливого детства. И уже повзрослев, как только я видел знакомый 40-й кузов на улице, сердце ёкало, а глаза провожали Москвичек. В итоге было принято решение: Москвичу быть!А теперь, собственно, история покупки.
Задача оказалась сложнее, чем думалось. Вроде машин продается много (на дворе 2007-й год), а нужной нету. Либо продают откровенного мертвеца, у которого убито все, что можно. Либо машина живая, но заколхожена дедушкой дальше некуда, в итоге от москвича только кузов, да шильдик. Либо просто машина не нравится: вроде все в порядке, но сидишь в салоне и понимаешь, машина не моя и моей не станет. В итоге у меня практически опустились руки. Ну нет Москвича, и хоть ты тресни!
Но было еще одно объявление. Москвич-2140 Люкс. Кто знает, тот знает, что обычный 40-й и Люкс отличаются только облицовкой и салоном, а так это близнецы. Но к Люксам у меня было какое-то детское предубеждение. Помню видел я в детстве один светло-желтый Люкс. А поскольку цвет мне казался ужасным (против нашего снежно-белого-то), отношение перенеслось и на саму модификацию. А моя супруга, умнейшая, кстати сказать, женщина все то время, что я искал Москвич, твердила: «Посмотри Люкс, что с тобой сделается?!». Я все отказывался. Но в итоге, когда все, что можно я пересмотрел, вздохнул грустно: «Ну давай смотреть Люкс, все равно брать не буду».
Созвонились с хозяевами, условились о встрече. Наступает назначенный срок. Вижу — он! Мой Москвич! Именно мой! Сошедший с конвейера моим! Как долго мы искали друг друга!
Беру! Сколько?
Столько, - хозяин назвал цену явно с намерением поторговаться.
Хорошо! Оформляем! - я за друзей не торгуюсь.
Техническое состояние меня совершенно не волновало. Какое к чертям техническое состояние, когда это моя машина?! К слову, оно было весьма приличным, хотя и не без проблем.
Так мы нашли друг друга. Сначала Москвич, будто испытывая меня, преподносил сюрпризы. Сыпаться начало буквально все, но не сразу, а по очереди. КПП, тормоза, зажигание, подвеска, карбюратор и топливная система, рулевое, электрика. Потом что-то по второму кругу. Если до него я не знал, как капот открывается, то сейчас владею гаечным ключом и много чем еще на уровне механика (хотя и по образованию и по роду деятельности ни к какой механике не имею ни малейшего отношения).
Москвич отвечал (и отвечает) надежностью и любовью. Сразу оговорюсь, все проблемы машины были или из-за откровенно говенных запчастей или из-за моих кривых рук. За эти пять лет пришлось поездить на многих машинах. Плотно в эксплуатации была Spectra, эпизодически Jazz с вариатором. Но для всех их Москвич, его уют, его энергетика были недостижимым Эверестом (да простят меня поклонники этих марок — мое впечатление сугубо эмоционально)
Теперь собственно об автомобиле.
Как сказал мой друг, бывший москвичевод, главное понять логику конструкторов машины, и тогда все встанет на свои места. Я ее понял. Конструкторы хотели сделать крепкий, надежный автомобиль, максимально простой в эксплуатации и обслуживании, в равной степени пригодный и для трассы, и для города, и для пересеченной местности. Требующий взрослого, взвешенного, спокойного, без суеты и дерготни, подхода. Им это удалось. Повторюсь: конструкторы 1960-х годов! А не сегодняшнего дня. Машина чрезвычайно универсальна, сбалансирована и гармонична. Для своего времени. Вполне на уровне зарубежных европейских марок тех самых шестидесятых.
Мне также повезло в том, что это Люкс именно 1986 года. Люкс сам по себе предполагался на экспорт, на внутренний рынок попадали лишь машины в которых обнаружен малейший дефект. А в 1986 году на АЗЛК вернулся В.П, Коломников и взялся за качество продукции в преддверии запуска новой модели — 41-го Москвича. И качество Москвичей, упавшее с конца семидесятых ниже ватерлинии, вновь вернулось на должный уровень. И мастера с разных СТО, как один, отмечали, насколько непривычно хорошо собран мой Москвич.
Машина эксплуатируется в каждодневном режиме. Никаких проблем в городском потоке нет. Идет абсолютно наравне со всеми. Своевременное обслуживание, качественные расходники, никакого перегруза — капот можно открывать только для замены масла. Из «новшеств» на машине только электронное зажигание, магнитола Prology-115u (именно она очень удачно ложиться в стиль салона, а так даже колонка штатная) и мотор 1.7 — об этом чуть ниже. То есть задача сохранить машину максимально близко к стоку. Никакого тюнинга и «улучшений» - Москвич и так хорош!
Кузов
Чрезвычайно крепкий и прочный. Ощущаешь себя в броне. Металл, твердокаменность чувствуются во всем. Отличная покраска: за почти тридцать лет сохранилась краска на полу. В тоже время на скорости, в силу прямоугольных рубленных форм, кузов начинает сильно шуметь, выше 120 ехать довольно некомфортно.
Мотор
Конструктору 412-го мотора И.И. Окуневу стоит поставить памятник. Получился просто великолепный агрегат! Очень мягкий, эластичный, тяговитый мотор. Хорошая тяга практически с холостых оборотов — в пробке можно перемещаться на третьей передаче, а после 3 000 — 3 500 оборотов — ураган — легкость подхвата невероятная! Когда я его покупал в моторе стояли плоские поршни от «колхозной» модификации — 21406. Причем прошлый хозяин сказал, что мотор скоро потребует капиталки. Однако своевременная смена минерального Шелла отсрочила «скоро» на четыре с половиной года и более чем стотысячный пробег в основном в городе. Сейчас стоит поршневая группа 1.7. Однако увеличение объема связанно не с желанием поднять мощность, а с отсутствием качественных родных поршневых групп 1.5, поэтому решено было поставить 1.7. Масло полусинтетический Эльф.
КПП и трасмиссия
Самое слабое место. Во-первых, сама конструкция уходит корнями если не в 400-й, то 407-й Москвич. Откровенно слаба для 412-го мотора. Хотя передаточные числа и главная пара подобраны очень удачно. Разгон с места получается не стремительный, зато очень стабильный и ровный. Во-вторых, конструкция тяг дико архаична, как следствие, перманентно расхлябанная кулиса. Но Elf GL 5 творит чудеса — пробег КПП уже куда больше, чем это планировалось на заводе.
Подвеска
Просто великолепна! С одной стороны очень мягкая, с другой — непробиваемая. Спереди двухрычажная, сзади — рессоры. Рельсы, лежачие полицейские, ямы, колдобины, выкрошенный асфальт — все это как-то не заслуживает внимания.
А какое удовольствие под сотню по проселочной дороге! Или на сорока по плавным лесным ухабам! Машина взлетает, мягко приседает, летит дальше. Помните фильм «Гонщики»? И все это без последствий для кузова и подвески. На трассе идет ровно, как по рельсам, мягко сглаживая все неровности.
Рулевое
Машина очень маневренна: разворот всего шесть с небольшим метров, но рулевая колонка с червячным механизмом не самый сильный механизм, особенно часто сыпятся подшипники.
Салон
Спереди мягкие велюровые сиденья, отличная эргономика. Прекрасная обзорность панорамного стекла. Простор! А вот сзади неудобно никому. Заднее сиденье только для ручной клади — профиль дивана «поломает» любую спину за пять минут.
И несколько слов в защиту советских автомобилей. Мы как-то все привыкли ругать отечественные машины: и страшные, и неказистые, и ломкие. Но, на мой взгляд, проблемы отечественных машин не в самих машинах, а в людях, что их эксплуатируют и стране, по дорогам которой они ездят. Москвичи, Волги, Жигули, Запорожцы, УАЗы — все это конструкции 60-х годов. За исключением «зубил» в Советском Союзе не было сконструировано ни одной принципиально новой модели, а все наработки того же АЗЛК (серия 3-5, серия С, Истра, Арбат и т.д.) ложились «в стол». А теперь вспомним, каких одноклассников наших машин производили Мерседес, Ситроен, БМВ или Ниссан. Я не беру американцев — там совсем другое отношение к автомобилю как к явлению. Чем БМВ 1500 или Форд Кортина лучше Москвича 412? Принципиально ничем. Не даром те же 408-е и 412-е Москвичи весьма неплохо продавались в Западной Европе.
А теперь возьмем, к примеру, Скайлайн и произведем его на позднесоветском автозаводе, где рабочий «заинтересован» в продукте своего труда, зальем в мотор и трансмиссию то, «что с работы спер» - какую-нибудь отработку с КАМАЗа и проедемся по нашим дорогам, а чиниться будем в сервисе, в котором работник будет также заинтересован в качестве работы, как и рабочий на заводе запчастей. В итоге интересно сконструированная машина будет угроблена на конвейре, а окончательно добита родными расходниками, запчастями, мастерами и, собственно, пользователями, убежденными, что машина «не едет».
Мне повезло в том, что я только второй хозяин у Москвича. А предыдущий, получивший его по блату средней руки руководитель, на нем практически не ездил, не «строил дачу» и не «запасался картошечкой на зиму». Поэтому автомобиль попал ко мне не испытав все «тягости и лишения». Потому я и смог по достоинству оценить его качества.
+ Надежность, тяговитость, универсальность
- Шумный, неэкономичный, ужасного качества запчасти
Вот собственно и все! Прошу меня простить тех, кому мой отзыв показался излишне пространным.