1. Выбор и приобретение
После четырехлетнего обладания Nissan Bluebird Syphy (см. отзыв
Отзыв о Nissan Bluebird Sylphy) я недолго владел почти таким же сингапурским Nissan Sunny. С ним отношения не сложились – изрядно высосав денег на ремонт почти всей подвески, автомобиль злорадно начал “пинаться” при переключении с первой на вторую. Прикинув бюджет ремонта, я слил его с большим дисконтом кемеровским перекупам.
Захотелось чего-то нового, семейного, беспробежного и беспроблемного. За исключением мелочи вроде Mazda Demio, Mitsubishi Colt и Toyota Passo в бюджет идеально ложились Nissan AD, Note и Cube. Первый был отвергнут за ненадобностью (ни к чему мне здоровенный универсал, в котором малейший комфорт заканчивался за спинками передних сидения). Из двух других был выбран Cube – технически они ближние родственники, а Cube казался поинтереснее.
В итоге на “Зеленом угле” был подобран, куплен и самостоятельно пригнан в Екатеринбург зеленый переднеприводный Nissan Cube Z12 2009 года выпуска с японским пробегом в 87000, который владивостокские продавцы стыдливо омолодили до 37 тысяч. В июне 2013 он обошелся “под ключ” (т.е. с затратами на покупку, страховку и перегон) в 360 тысяч рублей.
2. Потребительские качества
Мой Cube – машина в базовой комплектации. Электроусилитель руля, АБС, кондиционер, “электростекла” и “электрозеркала”, корректор фар. Знакомых по иным отзывам бесключевого запуска и климат-контроля у меня нет.
Сначала о плюсах. Вместительный салон допускает кучу вариантов трансформаций. Передний диван двигается по частям, спинки сидений складываются вровень с задним рядом (я спал так на перегоне), задний ряд также двигается взад-вперед (но уже полностью, а не по частям), задняя спинка складывается по частям. При максимально сдвинутых назад задних сидениях пассажирам весьма комфортно как спереди, так и сзади, но в багажнике места остается не так много – сложенная детская коляска и пару больших пакетов из супермаркета. А еще спинки заднего ряда можно чуть наклонить назад и подремать в дороге.
Хочется больше места в багажнике – сдвигай сидение вперед и складывай спинки. Тогда в Cube влезет все, чего душа пожелает. Например, шесть мешков картошки – оставалось еще куча места, но я уже пожалел подвеску. Или трехметровый рулон линолеума (примерно с полметра, правда, торчало из левого переднего окна). Или три здоровенных МФУ формата А4 в упаковке – ни одну из них мы не смогли запихать через заднюю дверь в салон последней “Короллы”.
Обзорность вперед отличная, я впервые после ВАЗовской “классики” вижу из-за руля край капота. Обзорность вперед-и-в-сторону уже хуже, вид режут толстые передние стойки. И совсем все становится плохо при обзоре назад. Обзор назад при чистом стекле еще ничего, но при грязном (а вертикальная задняя дверь пачкается очень быстро) он сокращается до небольшой амбразуры, протертой дворником, в половину из которой видно только три задних подголовника. Небольшие боковые зеркала не слишком исправляют ситуацию.
Отдельная тема – микроклимат в салон. Он стоит в прямой зависимости от чистоты салонного фильтра. Если он грязный, то говорить просто не о чем – зимой замерзнешь, летом сваришься. А загрязняется фильтр очень быстро.
На первой скорости вентилятор практически не тянет, теплый воздух теряется где-то в недрах массивной консоли. Зимой – только вторая скорость вентилятора, а при -25 и ниже третья. Тогда минут через 15 после начала поездки впереди можно будет снять шапку, а еще через 15 станет тепло. Вымерзает Cube, кстати, практически мгновенно. Еще не успел остыть двигатель, а в салоне уже холодно. Летом не лучше. Кондиционер плюс рециркуляция плюс вторая-третья скорость вентилятора – и опять-таки минут через 15 с лица перестанет лить пот.
Отдельно хочу отметить огромное количество “нычек” в Cube. Помимо “тазика” запасного колеса в багажнике есть ниша в ногах заднего левого пассажира, где лежат домкрат, баллонный ключ и буксировочный крюк. Есть емкий выдвижной ящик посередине переднего дивана, да и штатный “бардачок” объемом не обижен. Плюс карманы во всех дверях, плюс подстаканники на передней панели и в переднем диване - распихать можно все.
Плоские боковые стекла и прямые двери оборачиваются неожиданным плюсом в снегопад - снег на них не задерживается, так что достаточно обмахнуть капот и лобовое стекло. Очистить крышу короткой щеткой мне не хватает роста (182см), так что в сильные снегопады езжу, бывает, с небольшим сугробом по центру крыши.
Приборная панель почти типовая для машин такого класса – стрелочные спидометр и тахометр, цифровые указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Также Cube умеет показывать суточный пробег (два счетчика), мгновенный и средний расход топлива (в непривычных километрах на литр), а также запас хода на остатке топлива. С последним некоторые проблемы – пересчитывается он не мгновенно, и после заправки до полного бака некоторое время сильно занижает показания. При запасе хода менее 50 километров Cube зажигает лампу резерва топлива, вместо счетчика суточного пробега выводит запас хода, цифры которого начинают мигать.
3. Обслуживание и ремонт
Замена масла в двигателе интереса не представляет, никаких хитростей тут нет. Меняю раз в 8-9 тысяч, заливаю ZIC XQ 5w30 API SM. От замены до замены уровень практически не падает, доливать не приходится.
Охлаждающую жидкость поменял первой российской осенью, залил фирменный “ниссановский” антифриз, рассчитанный на температуры до -38. Для Урала, где сильные холода являются редкостью, этого вполне достаточно. Антифриз после замены тоже ни разу не доливал.
Масло в вариаторе меняю неполной заменой раз в 30 тысяч. Если не снимать поддон, на замену хватает полной четырехлитровой канистры NS-2. Если поддон все-таки снимать, потребуется еще литра полтора.
Замена свечей (делал тоже пока только один раз первой осенью) является нетривиальной задачей – надо полностью демонтировать впускной коллектор (конструктивная особенность двигателя HR15DE и его ближайших родственников). Кроме свечей потребуется прокладка впускного коллектора – она фактически одноразовая. После замены свечей потребуется переобучение MAF’а холостым оборотам. Я попробовал делать по хитрой инструкции, найденной в интернете (нажмите педаль X раз, включите зажигание на Y секунд, помолитесь Ктулху и обойдите пару раз вокруг машины с бубном), но не осилил. Съездил на сервис (нужен прибор Consult-II). Можно проигнорировать, но холостые обороты будут порядка 1100-1200, вырастет расход топлива и приемистость при разгоне.
На фоне этого праздником жизни кажется замена воздушного фильтра: снимается крышка корпуса, достается кассета с фильтром, меняется фильтр и собирается в обратном порядке. Даже ребенок сделает.
С салонным фильтром похуже – надо снять “бардачок”, открутив 10 саморезов, и затем, нелепо изогнувшись, залезть под панель, снять крышку отсека и вытащить фильтр. Собирается в обратном порядке. В сухую теплую погоду еще ничего, но однажды делал в дождь – проклял все и вымок по пояс, причем снизу (верхней половиной туловища лежал под панелью).
Весьма удобно меняется лампа в фаре (к слову, обычная H4) – отстегивается разъем, снимается пыльник и отгибается крепежный ус. Сущим адом на этом фоне выглядит замена лампы габаритного огня – надо засунуть руку в узкую щель между корпусом фары и крылом, затем изогнуть пальцы в негнущихся местах и “с помощью лома и известной матери” поворачивать закисший разъем. Другие лампы еще не менял, ничего сказать не могу.
Помимо описанного выше регламентного обслуживания менял приводной ремень (старый уже устал и пошел трещинами) и передние колодки (дважды). Первый раз пропустил момент износа и менял спешно, уже услышав скрежет. Поторопился – надо было проверить тормозные диски. Они уже тоже устали, появилось биение руля при торможении. Пришлось менять повторно, не дожидаясь износа. Сменил комплектом (диски + колодки), заодно прокачал тормоза с заменой тормозной жидкости.
Случались и прочие неприятности…
Первой российской зимой меня легко догнал на перекрестке “Фиат-Дукато”, поцарапав задний бампер и расколов рассеиватель на фонаре. Оригинальный фонарь ехал из Эмиратов два с половиной месяца (неоригиналов тогда не было). Дело было зимой 2013-2014 до кульбитов курса валют и инноваций в части ОСАГО, поэтому страховой выплаты мне на ремонт хватило (замена фонаря и неполная окраска бампера).
Следующим летом на капот “Куба” упал выпавший из окна кот – старожилы форума могут вспомнить аналогичную тему в “Правовых вопросах”. Вытянуть капот без покраски не удавалось, пришлось перекрасить.
Осенью я пробил картер, зацепив им массивный камень в глубокой луже. Почувствовав удар (последствия стали ясны еще по звуку), я остановился и вышел. Глубокая осень, раннее утро, темно, глухой переулок, лужи. По лужам плывут редкие радужные пятна. “Мое!”, - догадался я, и не ошибся. Но что? Поддон двигателя? Поддон вариатора? Бензобак? Посветил мобильником – вроде бы не льет. Контрольная лампа не горит, уровень топлива не падает, с места тронулся без проблем. Не повышая оборотов выше полутора тысяч, доскребся пару километров до садика (сына завозил), высадил семью и заглушил двигатель. Снизу тихо зажурчало – да, картер двигателя. При работающем двигателе вылиться в узкую трещину маслу мешало пониженное давление в картере, но при выключенном двигателе оно радостно заструилось. Больше двигатель не заводил, оттуда уехал только на эвакуаторе. Поддон заварили, залили новое масло. На здоровье двигателя инцидент никак не сказался. Заваренный поддон прошел уже восемь тысяч, но начал ржаветь. При следующей замене масла поменяю на новый или б/у-шный.
4. Запчасти
Здесь просто набросаю артикулы запчастей, которые ставил сам. Может, кому-то пригодится.
- Масляный фильтр Vic C-224
- Салонные фильтры Jakoparts J1341024, Avantech CF0205
- Воздушный фильтр Vic A-2011V. Ни в коем случае не берите фильтр от Filtron – он, будучи до боли похож на настоящий, изгибается дугой и не встает в кассету ровно без щелей. Выбросив его сразу я психанул и купил оригинальный: Nissan 16546-ED500.
- Свечи Denso FXE20HE11, прокладка впускного коллектора Ajusa 13223600
- Передние тормозные колодки Kashiyama D1288M, тормозные диски Febi 24165. Эти тормозные диски по каталогу на Cube не подходят, но оригинальные диски подходят, кроме “Куба”, на Micra K12, а уже на нее подходят Febi. На “Микру” вообще уйма подходящих дисков, на любой вкус и кошелек.
- Приводной ремень Masuma 7PK-1140, аналогов тоже выше крыши.
5. В заключение
В лице “Куба” я имею несыпучий и неломучий семейный городской автомобиль с далеко не выдающимися динамическими качествами и сомнительной внешностью. На нем нельзя биться в светофорных гонках, возить девок по клубам и колотить понты в других местах. Автомобиль имеет весьма спорный дизайн, на него временами оглядываются с косой ухмылкой, а иные особо вежливые тычут пальцем и громко ржут. Но он позволяет перемещать семью и семейное барахло из пункта А и пункт Б как по городу, так и по трассе, проблем особо не доставляет и кошелек не грызет. Планирую оставить его еще минимум на год, ибо не решил, что хочу взамен его.
Спасибо за внимание.