Искали машину-"хозяйку", обязательно бензин (дизельный грузовик у нас и так есть), обязательно полноприводный пикап.
Вариантов не так много, верно?
Диковинный шевроле колорадо, стоявший на продаже чуть ли не с год, отмели сразу - где тут его ремонтировать и какими запчастями, в наших краях? Хотя выглядела машина, конечно, на все 100.
Так что взор наш предсказуемо обратился в сторону родного японского автопрома...
Из всего, на тот момент имевшегося в продаже, варианта было всего два - и оба "датсуны" примерно одинакового возраста, близкие по цене и, вероятно, по техническому состоянию. Второй посмотреть даже не успели - отлетел за неделю. А этот - дождался.
Ремонты:
Прежний владелец готовил машину под лес, наличествовали лифт, механические хабы, толстенная защита картера и бензобака, дополнительные листы рессор и отличный домодельный тент. При первом осмотре машина не вызвала нареканий, разве что глушитель оказался слегка дырявым, но мы помним, что автомобилю все-таки 12 лет.
После покупки произвели замену фильтров и техжидкостей, ремонт подвески в виде замены передних амортизаторов (задние тоже надо было поменять, но об этом мы подумаем позже), отдельных сварочных работ, перебора рессор и некоторые другие.
После замены лямбда-зонда и свечей расход снизился от 20 л100км до положенных КА24 12л.
Вскоре после покупки на холодную вылез и недобрый, "дизельный" стрекот из-под клапанной крышки - вскрытие показало, что гремят распредвалы, но пока ничего не делаем.
Зато подлежат замене подшипники натяжных роликов ремней, и сами ремни, видимо, тоже, поскольку на холодную могут свистеть.
Недавно ремонтировали заднюю подвеску - осенью умудрились потерять один из листов справа и не заметили, зато потерю половины листа слева в сочетании с пробитым амортизатором не заметить было трудно - ощущение "блуждающего" при нажатии на педаль газа заднего моста хорошо знакомо любому, кто ездил длительное время на рессорной машине.
Варили глушитель. Все равно в салоне пахнет, так что, видимо, отверстия есть где-то еще.
Ограничители поворотов "съедены" напрочь, при повороте руля "в упор" раздается пугающий окружающих (и по первости самого водителя тоже) скрежет.
Резина и модификации:
Покупка зимней резины диковинного размера оказалась приключением. На весь город искомого размера оказалась только липучка Dunlop Grandtrek SJ6. Выложив больше 30 тыс. за комплект резины, я тихо прослезилась. Резина, кстати, неплохо себя ведет, надеюсь, прослужит долго.
Установили подогреватель DEFA. Заводится машина в любой мороз, и в -38 тоже, но зачем издеваться над мотором?
Проходимость:
Очень долгое время я не знала, как именно работают механические хабы и почему именно они называются механическими. Прежний владелец как-то не просветил, а я не додумалась спросить. Переключала себе режимы на раздатке и спокойно передвигалась на "полном" приводе, где мне казалось это нужным. До тех пор, пока не встала практически на ровном месте за одной деревней. На практически ровном - это поперек ледяной колеи, носом в сугроб. Тут-то и оказалось, что машина - не едет. Меня постигло жестокое разочарование - как же так, получается, 4вд не многим лучше заднего привода? Переключение на 4l ситуацию не улучшило. Пришлось звонить живущим в этой деревне друзьям с трактором. Слава богу, они быстро прибыли на выручку, правда, без трактора, зато с большой лопатой. У меня именно в этот день сего необходимого каждому автомобилисту орудия с собой не оказалось...
- Слушай, ты же на дороге стоишь! - воскликнул мой спаситель-фермер.
- Я знаю, - мрачно согласилась я. - Только съехать с нее почему-то не могу.
- Дай я, ты не умеешь!
Однако, и фермер не смог тронуться. Зато мы с его женой заметили, что передние колеса машины не крутятся!
Тут-то мне и вспомнилось, что на джипе установлены какие-то "хабы"...
- Слушай, может, хабы включить? - предложила я.
- Что? Конечно!!!
Надо ли говорить, что когда хабы были включены, моя машина начала нарезать вокруг меня восьмерки по целине, снегу - по бедро, внизу - пахота. Вот так я и узнала, как именно работают механические хабы. Ну и заодно о том, что 4вд использовать можно только в топях и снегах, а на асфальте обязательно выключать.
И проходимость у машины, как оказалась, отличная. Дергает всяких деятелей из кюветов тоже без труда...
Следует помнить, что основную часть времени "Датсун" - ярко-выраженная заднеприводная машина, со всеми вытекающими обстоятельствами - склонная к заносам и пробуксовкам, так что сцеплением нужно работать с умом, а рулем - тем более.
Кузов.
Официальная грузоподъемность - 400 кг. Летом превышать, наверное, можно, зимой не стоит. Загрузив 500кг и отправившись в -37 градусов по делам, обнаружила полное отсутствие тормозов и тормозную динамику локомотива с 50 прицепленными к нему вагонами с углем. Не последнее дело тут, наверное, в состоянии тормозной жидкости, которая осенью почему-то уклонилась от замены.
А так кузовок неплохой. 2-метровые доски, мешки - пожалуйста. Тент снимать не буду, бережет кузов от чужих глаз и любителей бросать мусор, куда не надо.
Динамика.
Говорят, отсутствует напрочь, и что 2,4л бензинового мотора - это очень мало для машины, которая пустая весит 1800.
Мне хватает - в сравнении с грузовиком, по крайней мере, думает машина быстро, а благодаря МКПП, образ ее мыслей совпадает с моим.
К тому же, на МКПП я на заднем приводе трогаюсь на той горке, на которой буксует 3-литровый "сурф" на автомате.
Передачи довольно длинные, но есть ощутимый провал между 2-ой и 3-ей. Переключение на 2500 оборотах приводит к характерному выражению недовольства со стороны мотора, приходится крутить до 3000. Остальные передачи таких провалов не имеют.
Салон.
Электрические стеклоподъемники, теплая печка, уйма ящичков в приборной панели и дверях - что еще надо для счастья? Говорят, сзади мало места и жестко сидеть, да еще подкидывает, но пассажиров вожу редко, а пространство для складывания своих вещей - большое. Кстати, за спинкой заднего сиденья тоже очень много места - без труда помещается аптечка, домкрат, ключи, всякие веревки, сетки и тряпки, да еще комплект теплой одежды.
У моего экземпляра сильно дует холодом с улицы из-под рычагов МКПП и раздатки, но это, при желании, лечится.
Гремят стекла и что-то в потолке салона...
Кстати, в отличии от того же "сурфа", приборная панель расположена так, что не закрывает обзор капота. Но забираться в машину трудней - в отличии от тойоты, создатели "Датсуна" не предусмотрели ручек ни для водителя, ни для пассажира. А карабкаться - высоко. Посадка же такая же, как в "сурфе" - пилота ракеты. Мне места хватает, но более крупному водителю, наверное, деваться будет некуда. Также отсутствует подставка для левой ноги, поэтому, чтобы не держать ее над педалью сцепления, что порочно, приходится поджимать и ставить перед педалью. Вживить упор тоже некуда - места впритык. Педальки довольно мелкие, хотя расположены удобно, но в громоздкой зимней обуви работать с ними неудобно.
Подводя итог:
Достоинства:
- проходимость
- теплый салон
- неприхотливость
- вместительный кузов и салон
- бензин
- мкпп
- LSD-мост
Недостатки:
- неповоротливость (в сравнении с грузовиком)
- расход (12 - это норматив, но зимой-то мы все понимаем, что расход вырастает...) - впрочем теперь 92-ой бензин дешевле солярки, так что жизнь не так уж плоха
- замки - постоянно замерзают в странных положениях, то же касается и замка бензобака
В остальном машина полностью соответствует тем задачам, ради которых покупалась, ездить на ней нетрудно и не холодно, и вообще, из пикапов этот, пожалуй, один из самых приятных "на лицо". Содержание обходится умеренно дорого, ремонт - аналогично, к тому же, трудно ждать от 12-летней машины работы без поломок. Машина для деревни и дачи - прекрасная, да и в город поехать на ней не стыдно.